Циклы Авторы Сортировка
Image
100. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 38-49
Все, что ходит по земле или птицы, летающие с помощью двух крыльев, — все сообщества, подобно вам (д...
1 275
26 апреля, 19

100. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 38-49

1 275
26 апреля, 19
وَمَا مِن دَآبَّةٍ فِي الأَرْضِ وَلاَ طَائِرٍ يَطِيرُ بِجَنَاحَيْهِ إِلاَّ أُمَمٌ أَمْثَالُكُم مَّا فَرَّطْنَا فِي الكِتَابِ مِن شَيْءٍ ثُمَّ إِلَى رَبِّهِمْ يُحْشَرُونَ
 
38. Все, что ходит по земле или птицы, летающие с помощью двух крыльев, — все сообщества, подобно вам (действия, удел и срок жизни которых извечно предопределены). Мы ничего не упустили в Книге (аль-Ляух аль-Махфуз). А затем они (все эти общины) будут (воскрешены и) предстанут перед своим Господом (и тогда Он воздаст каждому по заслугам).
 
Аль-Байдави пишет:
 
«Смысл – в указании на совершенство Его Могущества и всеохватывающего Знания и широту Его управления, чтобы это стало словно доказательством, что Всевышний Аллах может создать знамение, которое они требовали».
 
«Все сообщества, подобно вам…»
 
Имам аль-Куртуби отмечает, что поэтому нельзя причинять вред животным и живым организмам[1].
 
И есть иной вариант толкования – как верующие поминают Аллаха и восхваляют Его, так восхваляют Аллаха животные и растения[2].
 
Имам аль-Куртуби передает еще одно толкование – что животные будут тоже воскрешены и жертвы отомстят хищникам, а затем будут превращены в прах[3].
 
«Мы ничего не упустили в Книге»
 
То, что Писание здесь означает Хранимую Скрижаль, – это мнение ат-Табари, аз-Замахшари, и оно в тафсире “Аль-Джалялейн”. Автор «Аль-Бахр аль-мухит» считает, что под Писанием имеется в виду Коран.
 
وَالَّذِينَ كَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا صُمٌّ وَبُكْمٌ فِي الظُّلُمَاتِ مَن يَشَإِ اللّهُ يُضْلِلْهُ وَمَن يَشَأْ يَجْعَلْهُ عَلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ
 
39. Отрицающие Наши знамения (Коран) — глухие, немые и (скитаются) во тьме (невежества, растерянности и неверия). Аллах сбивает с истинного пути кого пожелает и наставляет на прямой путь кого пожелает.
 
Ибн Касир пишет[4]:
 
«Это пример того, [как в Коране] указывается на их невежество, скудость знаний и отсутствие всякого понимания. И поэтому они подобны глухим, которые не способны слышать, немым, которые не могут говорить, и из-за всего этого они во тьме, не способны увидеть свет истины. И как же человек в таком положении может найти путь спасения?»
 
قُلْ أَرَأَيْتُكُم إِنْ أَتَاكُمْ عَذَابُ اللّهِ أَوْ أَتَتْكُمُ السَّاعَةُ أَغَيْرَ اللّهِ تَدْعُونَ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ
 
40. Скажи (Мухаммад язычникам): «Вот скажите, когда вас настигнет кара от Аллаха (в земной жизни) или наступит Час (конца света), станете ли вы обращаться с мольбами к кому-либо, кроме Аллаха? (Вы ответите, что не станете) если будете честными».
 
Другими словами: в часы трудности и отчаяния к кому вы будете взывать?
 
В экстремальных ситуациях, в отчаянии пред неминуемой катастрофой, когда вся наносная идеология и все культурные традиции исчезают, когда человек испытывает лишь ужас перед столкновением с неизбежностью, – именно тогда в нем просыпается желание просить о помощи у своего Создателя.
 
بَلْ إِيَّاهُ تَدْعُونَ فَيَكْشِفُ مَا تَدْعُونَ إِلَيْهِ إِنْ شَاء وَتَنسَوْنَ مَا تُشْرِكُونَ
 
41. Именно к Нему вы будете обращаться с мольбами. Если Он пожелает, то избавит вас от того (тех трудностей), из-за чего вы обращаетесь к Нему, и вы забудете о тех, кого приравнивали (к Аллаху).
 
Если Аллах пожелает, то может заставить вас забыть ваших идолов, которых вы выдумали и которых в реальности нет, и после этого вы придерживались бы истинного Единобожия.
 
وَلَقَدْ أَرْسَلنَا إِلَى أُمَمٍ مِّن قَبْلِكَ فَأَخَذْنَاهُمْ بِالْبَأْسَاء وَالضَّرَّاء لَعَلَّهُمْ يَتَضَرَّعُونَ
 
42. Мы уже отправляли (посланников) к народам до тебя (но они отвергли их). Мы подвергали их (народы, отвергшие своих посланников) бедности и болезням, чтобы они проявили смирение (покаялись и уверовали).
 
Это обращение к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) с поддержкой: говорится, что он не первый пророк, который испытал такие трудности, и не первый пророк, которому его собственный народ не поверил, и осознание этого должно смягчить тяжесть этих испытаний.
 
Имам аль-Куртуби, комментируя слова Всевышнего: «Мы подвергали их бедности и болезням», — цитирует Ибн Аттию:
 
«Некоторые аскеты приводят этот аят, чтобы доказать, что надо работать над своим терпением, раздавая все свое имущество и голодая».
 
Далее имам пишет:
 
«Я [аль-Куртуби] говорю: “Эти поступки и такое толкование этого аята – проявление невежества, потому что перечисленное в аяте – это  испытание от Аллаха для тех рабов, которых Он хочет испытать, но самостоятельно нельзя себя испытывать подобным способом”»[5].
 
فَلَوْلا إِذْ جَاءهُمْ بَأْسُنَا تَضَرَّعُواْ وَلَـكِن قَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَزَيَّنَ لَهُمُ الشَّيْطَانُ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
 
43. Вот если бы они стали смиренными, когда постигла их кара (но они не смирились)! Их сердца очерствели (и оказались неспособными принять веру), и шайтан приукрасил для них их поступки (их грехи).
 
Мирские блага притупляют чуткость человеческого сердца, и оно перестает отвечать на призыв к религиозным истинам и ценностям. Человек думает, что его земное блаженство будет продолжаться бесконечно, но он ошибается!
 
فَلَمَّا نَسُواْ مَا ذُكِّرُواْ بِهِ فَتَحْنَا عَلَيْهِمْ أَبْوَابَ كُلِّ شَيْءٍ حَتَّى إِذَا فَرِحُواْ بِمَا أُوتُواْ أَخَذْنَاهُم بَغْتَةً فَإِذَا هُم مُّبْلِسُونَ
 
44. Когда они забыли наставления (их беды и трудности), Мы открыли перед ними двери для всего (всех видов благ и процветания, чтобы испытать их). А когда же они обрадовались дарованному (благу), Мы внезапно подвергли их наказанию, и они пришли в отчаяние (не имея возможности обрести спасение и удостоиться милости)!
 
Когда человек пребывает в беспечном блаженстве и на него обрушивается тяжесть испытаний, таких как неизлечимая болезнь или смерть близкого, никакие деньги и связи не смогут убрать горечь утраты.
 
«А когда же они обрадовались дарованному (благу), Мы внезапно подвергли их наказанию»: Укба ибн Амир (да будет Аллах им доволен) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
 
«Если вы видите, что Аллах дает рабу то, что он хочет, несмотря на его грехи, знайте, что это испытание (истидрадж)»[6].
 
فَقُطِعَ دَابِرُ الْقَوْمِ الَّذِينَ ظَلَمُواْ وَالْحَمْدُ لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
 
45. Несправедливые были уничтожены все до последнего. Хвала Аллаху, Господу миров (который избавил пророков от их врагов)!
 
Все, кто выступал против пророков и посмел отказаться принять их призыв, в итоге были уничтожены, и хвала Аллаху за то, что поддержал Своих пророков и посланников.
 
Аз-Замахшари говорит:
 
«В этом аяте указано, что обязательно проявлять благодарность Аллаху, если погибает тиран, и это одна из величайших милостей»[7].
 
قُلْ أَرَأَيْتُمْ إِنْ أَخَذَ اللّهُ سَمْعَكُمْ وَأَبْصَارَكُمْ وَخَتَمَ عَلَى قُلُوبِكُم مَّنْ إِلَـهٌ غَيْرُ اللّهِ يَأْتِيكُم بِهِ انظُرْ كَيْفَ نُصَرِّفُ الآيَاتِ ثُمَّ هُمْ يَصْدِفُونَ
 
46. Скажи (Мухаммад, этим неверующим): «Как вы думаете, если Аллах лишит вас слуха и зрения и запечатает ваши сердца (сделает их невосприимчивыми к истине), какое божество, помимо Аллаха, вернет вам все это?» Посмотри, как Мы объясняем аяты (побуждая, предупреждая рассказами о погубленных народах или приводя логические доказательства). А они в итоге (все равно) отворачиваются (отрицая истину).
 
Если ваше сердце лишено способности познать истину и понимать Божественное Откровение, то разве кто-то, кроме Аллаха, сможет это исправить?!
 
قُلْ أَرَأَيْتَكُمْ إِنْ أَتَاكُمْ عَذَابُ اللّهِ بَغْتَةً أَوْ جَهْرَةً هَلْ يُهْلَكُ إِلاَّ الْقَوْمُ الظَّالِمُونَ
 
47. Скажи (им): «Как вы думаете, если наказание Аллаха постигнет (и) вас внезапно или ожидаемо (когда признаки надвигающейся угрозы будут различимы заранее), разве будет уничтожен кто-то, кроме несправедливых людей (неверующих)
 
Разве погибнет кто-то, кроме вас, язычников, которые будут погублены за свое многобожие?
 
وَمَا نُرْسِلُ الْمُرْسَلِينَ إِلاَّ مُبَشِّرِينَ وَمُنذِرِينَ فَمَنْ آمَنَ وَأَصْلَحَ فَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
 
48. Мы отправляем посланников с радостными вестями (о Рае для верующих) или предупреждениями (об Аде для неверующих). Кто уверует (в пророков и остальные столпы веры) и исправится, те не познают страха и не будут опечалены (в Судный день, когда будут опечалены неверующие).
 
وَالَّذِينَ كَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا يَمَسُّهُمُ الْعَذَابُ بِمَا كَانُواْ يَفْسُقُونَ
 
49. А отрицающих наши знамения (кто не верит в пророков и священные Писания) постигнет наказание за их грехи (за неверие).
 
Тех же, кто отверг Наших пророков и Наше Откровение, коснется пламя возмездия – вечное и неисчерпаемое по боли и неизбежности наказание!
 
Ибн Аббас (да будет доволен Аллах, ими обоими) отмечает, что под нечестивцами имеются в виду неверующие[8].
 
[1] Куртуби, 8/370.
 
[2] Там же.
 
[3] Куртуби, 8/371.
 
[4] 1/577.
 
[5] Куртуби, 8/377.
 
[6] Куртуби, 8/380.
 
[7] Аль-Кашшаф, 2/18.
 
[8] Зад аль-масир, 3/42.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков