Циклы Авторы Сортировка
Image
102. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 55-60
Таким образом Мы объясняем аяты (Корана), чтобы (проявилась истина и) стал ясен путь грешников (и вы...
1 148
3 мая, 19

102. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 55-60

1 148
3 мая, 19
وَكَذَلِكَ نفَصِّلُ الآيَاتِ وَلِتَسْتَبِينَ سَبِيلُ الْمُجْرِمِينَ
 
55. Таким образом Мы объясняем аяты (Корана), чтобы (проявилась истина и) стал ясен путь грешников (и вы могли бы избегать его).
 
Это крайне глубокая мысль: истины Ислама и суть богобоязненности объясняют, чтобы эти истины воплощали в жизнь, а греховность неверия объясняют, чтобы люди отстранялись от этого и от всего, что к этому приближает.
 
قُلْ إِنِّي نُهِيتُ أَنْ أَعْبُدَ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللّهِ قُل لاَّ أَتَّبِعُ أَهْوَاءكُمْ قَدْ ضَلَلْتُ إِذًا وَمَا أَنَاْ مِنَ الْمُهْتَدِينَ
 
56. Скажи (Мухаммад): «Мне запрещено поклоняться тем, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха». (Также) скажи: «Я не стану следовать вашим прихотям (поклоняясь идолам), чтобы не сбиться с (истинного) пути и не лишиться наставления».
 
Скажи им, Мухаммад, что тебе запрещено приобщать Всевышнему Аллаху сотоварищей, как делают они, полагая, что выдуманные ими истуканы заслуживают поклонения.
 
Дословно в аяте сказано: «Тем, к кому вы обращаесь с мольбами», — однако толкователи Корана указывают, что смысл этого выражения в Коране — именно «поклоняться». Мы предпочли более точный смысловой перевод дословному.
 
قُلْ إِنِّي عَلَى بَيِّنَةٍ مِّن رَّبِّي وَكَذَّبْتُم بِهِ مَا عِندِي مَا تَسْتَعْجِلُونَ بِهِ إِنِ الْحُكْمُ إِلاَّ لِلّهِ يَقُصُّ الْحَقَّ وَهُوَ خَيْرُ الْفَاصِلِينَ
 
57. Скажи (также): «Я следую доказательству от моего Господа. А вы отвергли его. Я не властен над тем, что вы так торопите (говоря: «Ниспошли на нас камни с неба или мучительное наказание»). Решение (о немедленном наказании или о его отсрочке) принимает только Аллах. Он (всегда) говорит истину и Он — наилучший из судей».
 
«Я следую доказательству от моего Господа»
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«То есть [руководствуюсь] ясным доводом с убежденностью и не следую страстям»[1].
 
«Решение принимает только Аллах», – «то есть решение о ниспослании наказания или о его отсрочке либо имеется в виду решение, отделяющее истину ото лжи»[2].
 
قُل لَّوْ أَنَّ عِندِي مَا تَسْتَعْجِلُونَ بِهِ لَقُضِيَ الأَمْرُ بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ وَاللّهُ أَعْلَمُ بِالظَّالِمِينَ
 
58. Скажи: «Если бы я был властен над тем, что вы так торопите (возможностью обрушить на вас кару), то дело между мной и вами было бы уже (давно) решено (я немедленно выполнил бы вашу просьбу, но решение исходит от Аллаха). Но Аллах лучше знает о несправедливых.
 
Аллах лучше знает, когда их следует наказывать. Наказанием и наградой полностью распоряжается Всевышний Аллах, и, когда хочет, Он ускоряет наказание, а когда хочет, откладывает его.
Всевышний Аллах привел доказательства Своей Единственности и Божественности, а после этого доказываются величественные качества Аллаха, такие как Знание, Мощь, Величие и другие благородные атрибуты.
 
وَعِندَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لاَ يَعْلَمُهَا إِلاَّ هُوَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَا تَسْقُطُ مِن وَرَقَةٍ إِلاَّ يَعْلَمُهَا وَلاَ حَبَّةٍ فِي ظُلُمَاتِ الأَرْضِ وَلاَ رَطْبٍ وَلاَ يَابِسٍ إِلاَّ فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ
 
59. У Него ключи от сокровенного. Об этом знает только Он. Он знает обо всем, что на суше и в море (обо всех живых и неживых созданиях). Он знает о каждом листике, что падает с дерева. Любое зернышко в темноте земли, все свежее и сухое — все это (записано) в Ясной Книге (аль-Ляух аль-Махфуз).
 
Имам аль-Бухари[3] передает, что когда был ниспослан этот аят, то спустились вместе с этим двенадцать тысяч ангелов.
 
«У Него ключи от сокровенного. Об этом знает только Он»: то, что скрыто, известно лишь Ему, и никто больше не знает об этом.
 
Имам Бухари[4] передает от Ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
 
«Ключи сокровенного – в пяти вещах, и никто их не знает, кроме Аллаха. Никто, кроме Него, не знает, что скрывает чрево [, то есть пол ребенка], никто не знает, что будет завтра, кроме Аллаха. Никто не знает, когда пойдет дождь, кроме Аллаха. Никто не знает, когда наступит Судный день, кроме Аллаха»[5].
 
Некоторые поздние суфии утверждают, что Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) было дано знание и об этих пяти вещах и что в этом хадисе идет речь о знании в момент, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), это говорил, но на это нет никаких доказательств.
 
И в «Сахихе» Муслима[6] передаются слова Аиши (да будет доволен ею Аллах):
 
«Если кто-то говорит, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), рассказывает о том, что будет завтра, то он возвел клевету на Аллаха».
 
Что касается указания на то, что никто, кроме Аллаха, не знает, когда пойдет дождь, имам аль-Куртуби[7] пишет, что некоторые ученые сказали, что если человек заявит, что завтра однозначно пойдет дождь, то он впадает в неверие, поскольку притязает на знание тайного, но если он скажет, что дождь, скорее всего, пойдет, основываясь на каких-то природных признаках, то в этом не будет неверия.
 
Поэтому решение о неверии не касается современных прогнозов погоды, ведь никто не говорит, что они верны на сто процентов. И они основаны на научных наблюдениях — это предположения, основанные на наблюдении, а не претензия на знание тайного.
 
Аль-Хаким говорит:
 
«Слова: «У Него ключи от сокровенного», – указывают на ложность убеждения имамитов, что имамы [якобы] знают тайное»[8].
 
Сюда же относятся убеждения некоторых крайних суфиев, которые считают своих шейхов всезнающими и полагают, что шейху ведомо все, что совершает его мурид. Безусловно, истинные суфии далеки от подобной ереси.
 
«На суше и в море»: Всевышний Аллах знает все про всех животных и про все, что населяет небеса и землю.
 
«Он знает о каждом листике, что падает с дерева»: это усиленная форма указания на Всезнание Аллаха, то есть Его Знание охватывает не только общие вещи, но Ему известна каждая мелочь; все, что происходит: от великого до  малого – известно Творцу небес и земли.
 
«Любое зернышко в темноте земли, все свежее и сухое…»: даже о зернышке в глубинах земли известно Аллаху: взрастет оно или нет, даст растение плоды или нет, кто их сорвет – все, что произойдет.
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит»[9] отмечает удивительную композицию в этом аяте: сначала Всевышний Аллах пишет в общем о знании тайного, затем о знании про огромные миры суши и моря, потом – про знания о крошечных частицах в земле, то есть это переход от масштабной планетарной картины к мельчайшим элементам живых организмов.
 
وَهُوَ الَّذِي يَتَوَفَّاكُم بِاللَّيْلِ وَيَعْلَمُ مَا جَرَحْتُم بِالنَّهَارِ ثُمَّ يَبْعَثُكُمْ فِيهِ لِيُقْضَى أَجَلٌ مُّسَمًّى ثُمَّ إِلَيْهِ مَرْجِعُكُمْ ثُمَّ يُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ
 
60. Он — Тот, кто умерщвляет вас ночью (когда вы спите) и знает, что вы делаете днем. Затем Он воскрешает вас днем (когда вы просыпаетесь), чтобы вы прожили установленный срок (жизни каждого человека на земле). Затем (после умерщвления и воскрешения) к Нему ваше возвращение, после этого Он сообщит вам обо всем, что вы делали (в течение жизни).
 
Аль-Куртуби говорит:
 
«Это не настоящая смерть, но состояние, когда забирают душу»[10].
 
Иными словами, сон – это маленькая смерть, а пробуждение – это маленькое воскрешение, которое человек претерпевает каждый день. Во сне человек лишается способности чувствовать, мыслить и понимать. Сон и смерть похожи друг на друга. Поэтому в одном из хадисов, переданных от Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
 
«Сон – это брат смерти. Обитатели Рая не будут спать!»[11]
 
Так, например, Всевышний Аллах говорит в Коране:
 
«Аллах забирает души в момент их смерти. А ту (душу), которая еще не умирает, Он забирает на время сна. Он удерживает ту (душу), которой предопределил смерть, а прочие отпускает до определенного срока»[12].
 
Али (да будет доволен им Аллах) сказал:
 
«Во время сна душа покидает тело, но ее свет остается в теле. Именно так возникают сновидения. Во время пробуждения душа возвращается в тело в мгновение ока!» Его слова – источник ценных знаний об этом[13].
 
«После этого Он сообщит вам обо всем, что вы делали»: после воскрешения вас ожидает отчет за ваши дела, и если они были благими, то вас ждет награда от Аллаха, а если это были грехи, то наказание.
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Смысл этого аята – в том, что наказание неверующих отложено не потому, что Всевышний Аллах не знает об их неверии. Аллах знает обо всем, что они совершили, но дает им определенную отсрочку в жизни и дает им пропитание, а потом они возвратятся к Нему и получат воздаяние»[14].
 
[1] Куртуби, 8/398.
 
[2] Куртуби, 8/399.
 
[3] «Сахих» Бухари (№4697).
 
[4] «Сахих» аль-Бухари (№4698).
 
[5] «Куран-и-Меджид».
 
[6] «Сахих» Муслима (№177).
 
[7] Куртуби, 8/404.
 
[8] Махасин ат-таъвиль, 6/234.
 
[9] Аль-Бахр аль-мухит, 4/534.
 
[10] Куртуби, 8/405.
 
[11] Абу Нуайм, Хилья аль-авлия: 7/90.
 
[12] Коран, 39:42.
 
[13] «Куран-и-Меджид».
 
[14] Куртуби, 8/408.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник
Список уроков