Циклы Авторы Сортировка
Image
104. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 70-75
Оставь тех, кто превратил свою религию (Ислам) в игру и забаву и кого обманула земная жизнь. И наста...
405
14 мая, 19

104. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 70-75

405
14 мая, 19
وَذَرِ الَّذِينَ اتَّخَذُواْ دِينَهُمْ لَعِبًا وَلَهْوًا وَغَرَّتْهُمُ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا وَذَكِّرْ بِهِ أَن تُبْسَلَ نَفْسٌ بِمَا كَسَبَتْ لَيْسَ لَهَا مِن دُونِ اللّهِ وَلِيٌّ وَلاَ شَفِيعٌ وَإِن تَعْدِلْ كُلَّ عَدْلٍ لاَّ يُؤْخَذْ مِنْهَا أُوْلَـئِكَ الَّذِينَ أُبْسِلُواْ بِمَا كَسَبُواْ لَهُمْ شَرَابٌ مِّنْ حَمِيمٍ وَعَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُواْ يَكْفُرُونَ
 
70. Оставь тех, кто превратил свою религию (Ислам) в игру и забаву и кого обманула земная жизнь. И наставляй их посредством этого (Корана), чтобы не погиб человек, сделав выбор (в пользу зла). Не будет у него (в Судный день) ни покровителя, ни заступника, кроме Аллаха. И никакой выкуп (за спасение) не будет принят от него. Они своим выбором (своими поступками) сами погубили себя. Они будут пить (в Аду крутой) кипяток. Им — болезненное наказание за неверие.
 
«Оставь тех, кто превратил свою религию в игру и забаву»: покинь тех, которые должны были уважать и почитать религию Аллаха, но вместо этого стали издеваться и потешаться на ней.
 
Имам Даххак (да помилует его Аллах) сообщает, что этот аят был ниспослан в связи с тем, что идолопоклонники-курайшиты прислоняли к деревьям идолов, находившихся в Каабе, надевали на них серьги, а на шеи им вешали страусовые яйца[1].
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Некоторые [толкователи] сказали, что под религией здесь имеются в виду праздничные дни (ид). Аль-Кальби говорит: «Всевышний сделал для каждого народа праздничные дни, которые они возвеличивают и празднуют, и для всех народов это дни забавы и потехи, кроме уммы Мухаммада, поскольку для них это время для намаза, зикра и милостыни, и это пятница, Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха»[2].
 
«Кого обманула земная жизнь», — которая обольстила их так сильно, что они стали говорить, что нет никакой жизни после смерти.
 
«И наставляй их»: увещевай их, чтобы спасти их от адского пламени, к которому они себя толкают своими поступками и упорством в неверии.
 
«И никакой выкуп не будет принят от него»: даже если человек принесет в это время золото, равное по весу всей земле, то все равно от него ничего не будет принято и это никак не спасет его[3]. В этом ужас наказания — в его неизменяемости и неизбежности.
 
«Они своим выбором сами погубили себя», — то есть неверием и многобожием, в котором они утопают.
 
قُلْ أَنَدْعُو مِن دُونِ اللّهِ مَا لاَ يَنفَعُنَا وَلاَ يَضُرُّنَا وَنُرَدُّ عَلَى أَعْقَابِنَا بَعْدَ إِذْ هَدَانَا اللّهُ كَالَّذِي اسْتَهْوَتْهُ الشَّيَاطِينُ فِي الأَرْضِ حَيْرَانَ لَهُ أَصْحَابٌ يَدْعُونَهُ إِلَى الْهُدَى ائْتِنَا قُلْ إِنَّ هُدَى اللّهِ هُوَ الْهُدَىَ وَأُمِرْنَا لِنُسْلِمَ لِرَبِّ الْعَالَمِينَ
 
71. Спроси (язычников, Мухаммад): «Разве мы будем поклоняться, помимо Аллаха, тому, что не приносит нам пользы и не причиняет нам вреда (как, например, ничтожные и бессильные идолы)?! Разве мы повернем назад (к язычеству) после того, как Аллах наставил нас?! (Зачем нам становиться) подобными тем, кого обольстили (и сбили) шайтаны и кто (ходит) на земле в замешательстве (не зная, по какому пути следовать)?! У него есть товарищи, зовущие его к истине: «Иди к нам!»». Скажи: «Путь Аллаха (Ислам) — это единственный (истинный) путь! И нам велено покориться Господу миров.
 
«Разве мы будем поклоняться»: неужели вы хотите от нас, чтобы мы стали поклоняться выдуманным идолам и истуканам, которые не могут нам ни помочь, ни навредить, ни даровать пропитание, ни наказать?!
 
В аяте говорится о потерянном человеке, которого разрывают призывы разных течений и разные верования. Его хотят искусить, обольстить, привлечь на свою сторону и так погубить. И единственный выход, который у него есть, – это ответить на призыв Всевышнего Аллаха и принять истину Корана.
 
وَأَنْ أَقِيمُواْ الصَّلاةَ وَاتَّقُوهُ وَهُوَ الَّذِيَ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ
 
72. (Полноценно) совершайте намаз и бойтесь Его (Всевышнего Аллаха)! Ведь Он — Тот, перед кем вы будете собраны (в Судный день)».
 
Нам велено выполнять намаз должным образом, соблюдая все условия его действительности и выполняя все его обязательные части (рукн) и сунны, и быть всегда богобоязненными.
 
وَهُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ بِالْحَقِّ وَيَوْمَ يَقُولُ كُن فَيَكُونُ قَوْلُهُ الْحَقُّ وَلَهُ الْمُلْكُ يَوْمَ يُنفَخُ فِي الصُّوَرِ عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ وَهُوَ الْحَكِيمُ الْخَبِيرُ
 
73. Он — Тот, кто создал небеса и землю с истиной (и великой мудростью как место испытания для людей и джиннов). В тот День (в Судный день) Он скажет: «Будь!» — и это произойдет (все воскреснут). Его Слово — истина. Ему принадлежит власть в День, когда подуют в Рог. Он знает тайное и явное. Он — Мудрый, Всезнающий. «Он скажет: «Будь!» — и это произойдет».
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» пишет[4]:
 
«Это образно указывает на воскрешение умерших из небытия и быстроту этого, но это не указание на существование того, чем нужно повелевать».
 
Имеется в виду, что, когда все живое будет уничтожено, не будет ничего, к чему можно было бы обратиться с повелением: «Будь».
 
«В День, когда подуют в Рог», – когда ангел подует в Рог для воскрешения всех умерших.
 
Никто из мусульман не сомневается, что, когда пройдет установленный срок, Всевышний Аллах создаст трубу в форме рога и один из ангелов подует в нее, извещая о наступлении конца света. Поэтому те, кто толкует это иначе, а также те, кто отвергает существование Трона (Арш), Моста (Сырат), Весов (Мизан) и прочего, выступают против ясных слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), который лучше, чем кто бы то ни было, понимал значение аятов Корана[5].
 
وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لأَبِيهِ آزَرَ أَتَتَّخِذُ أَصْنَامًا آلِهَةً إِنِّي أَرَاكَ وَقَوْمَكَ فِي ضَلاَلٍ مُّبِينٍ
 
74. И Ибрахим сказал своему отцу Азару: «Как же ты считаешь идолов богами (и поклоняешься им)? Я вижу, что ты и твой народ в очевидном заблуждении».
 
Расскажи своему народу, который поклоняется идолам и при этом говорит, что придерживается религии Ибрахима, как Ибрахим (мир ему) обратился к своему отцу, порицая того за то, что тот вместе с его народом поклонялся идолам.
 
Большинство ученых считает, что Азар – это имя отца Ибрахима (мир ему) и что этот человек был именно отцом, а не дядей Ибрахима (мир ему). Некоторые, чтобы показать, что предки Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) были непричастны к многобожию и неверию, говорят, что Азар не был отцом Ибрахима (мир ему), что противоречит ясным каноническим текстам. То, что Азар был неверующим, не наносит ни малейшего вреда величию Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Я (и никто из моих предков) не был рожден от прелюбодеяния времен джахилии. Я родился от никаха, похожего на исламский никах[6] Так он пояснил, что его родословная чиста и была защищена от незаконных связей, но это не означает, что среди его предков не было идолопоклонников[7].
 
وَكَذَلِكَ نُرِي إِبْرَاهِيمَ مَلَكُوتَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَلِيَكُونَ مِنَ الْمُوقِنِينَ
 
75. Так (же, как Мы показали ему заблуждения его народа), Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, (Мы сделали так) чтобы он (увидев это) стал одним из убежденных.
 
«Мы показали Ибрахиму царство небес и земли», – то есть величие и масштабность творений Всевышнего Аллаха.
 
Муджахид говорит:
 
«Ибрахиму были раскрыты небеса и земли, которые он увидел своими глазами: как высшие, так и низшие небеса»[8].
 
Слово «малякут», использованное в этом аяте, означает «великое царство», однако, по мнению разных толкователей Корана, здесь оно обозначает царство небес и земли, знамения на небесах и на земле, сущность солнца, луны и звезд, гор, деревьев и морей. Таким образом, Всевышний Аллах показал Ибрахиму (мир ему) великое царство небес и земли и созданий, обитающих там, и раскрыл для него видимые и невидимые стороны всего. В соответствии с риваятом от Судди (да помилует его Аллах), Всевышний Аллах поставил Ибрахима (мир ему) на скалу и раскрыл перед ним семь небес, чтобы тот увидел Арш, Курси, последнюю точку материального мира и всех созданий. Кроме того, Он раскрыл ему семь земель вплоть до того места, где заканчивается материальный мир. Так Ибрахим (мир ему) увидел поразительные и необычные вещи, даже свое место в Раю и скалу под семью землями[9][10].
 
Имам аль-Куртуби отмечает, что в качестве довода приводится именно рассказ об Ибрахиме (мир ему), потому что арабы считали себя его потомками, так что его имя имело у них большой вес[11].
 
[1] «Куран-и-Меджид».
 
[2] Куртуби, 8/424.
 
[3] Табари, 11/447.
 
[4] 4/160.
 
[5] «Куран-и-Меджид».
 
[6] Табарани, Аль-Му’джам аль-Кабир, №10812, 10/329; Аль-Авсат, №4725, 5/366.
 
[7] «Куран-и-Меджид».
 
[8] Аль-Бахр аль-мухит, 4/165.
 
[9] Табари, №13452-55, 5/242; Ибн Абу Хатим, №7501-502, 4/1326.
 
[10] «Куран-и-Меджид».
 
[11] Куртуби, 8/435.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник
Список уроков