Циклы Авторы Сортировка
Image
105. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 76-82
Когда ночь покрыла его мраком, он (Ибрахим) увидел звезду и сказал: «(Вы говорите): вот мой Господь!...
437
15 мая, 19

105. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 76-82

437
15 мая, 19
فَلَمَّا جَنَّ عَلَيْهِ اللَّيْلُ رَأَى كَوْكَبًا قَالَ هَـذَا رَبِّي فَلَمَّا أَفَلَ قَالَ لا أُحِبُّ الآفِلِينَ
 
76. Когда ночь покрыла его мраком, он (Ибрахим) увидел звезду и сказал: «(Вы говорите): вот мой Господь!». Когда же она (звезда) закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается (Творец и Господь не может перемещаться и исчезать — то есть изменяться)».
 
«Вот мой Господь»
 
Так он передал их утверждения, это цитирование, но никак не согласие с этим, потому что пророки не могут быть язычниками ни до начала пророческой миссии, ни после.
 
Аз-Замахшари пишет:
 
«Его отец и народ поклонялись звездам и планетам, и он решил указать им на их заблуждения, наставить их на истинный путь во время диспута с приведением доводов и обучить их, что правильное размышление может привести к пониманию, что все это не может быть богом, что за всеми этими творениями есть Творец, Который и создал их, и управляет ими, а творения восходят и заходят [по Его велению]. «Вот мой Господь» – это передача взглядов оппонента, с которым ты хочешь честно дискутировать, зная при этом, что его утверждения ложны, и передаешь его мнение как есть, без изменений, а потом опровергаешь его путем приведения доказательств»[1].
 
«Я не люблю тех, кто закатывается», – ведь изменение и переход из одного состояния в другое указывают, что все эти состояния не обязательно присущи этой сущности, а допустимы для нее и поэтому изменяются, поскольку сама сущность, которая описана этими изменениями, сотворена, а Творец тел не может иметь качества тел.
 
فَلَمَّا رَأَى الْقَمَرَ بَازِغًا قَالَ هَـذَا رَبِّي فَلَمَّا أَفَلَ قَالَ لَئِن لَّمْ يَهْدِنِي رَبِّي لأكُونَنَّ مِنَ الْقَوْمِ الضَّالِّينَ
 
77. А когда он увидел появившуюся луну, то сказал: «(По-вашему) это мой Господь». И когда она закатилась, сказал: «Если бы мой Господь не наставил меня на истинный путь, то я бы заблудился».
 
«Если бы мой Господь не наставил меня на истинный путь, то я бы заблудился»: так он указал своему народу, что они заблуждаются.
 
فَلَمَّا رَأَى الشَّمْسَ بَازِغَةً قَالَ هَـذَا رَبِّي هَـذَا أَكْبَرُ فَلَمَّا أَفَلَتْ قَالَ يَا قَوْمِ إِنِّي بَرِيءٌ مِّمَّا تُشْرِكُونَ
 
78. И, увидев восходящее солнце, он сказал: «(В соответствии с вашими верованиями) вот мой Господь! Оно больше других». А когда оно (солнце) зашло, он сказал: «О мой народ! Я не имею отношения ни к чему из того, что вы приравниваете (к Аллаху, поклоняясь этому наряду с Ним).
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» пишет[2].
 
«Он указал им, что эта звезда не заслуживает поклонения, и перешел к тому, что больше и ярче, то есть к луне во время ее появления. Когда она тоже закатилась, он перешел к солнцу, поскольку оно больше и ярче луны и от него больше пользы [людям]. И все это говорилось в ходе дискуссии, чтобы показать, что все они одинаковы в своей сотворенности».
 
Ибн Касир пишет:
 
«Истина в том, что Ибрахим (мир ему) дискутировал со своим народом, указывая, что поклоняться идолам и звездам – ошибка»[3].
 
И когда его народ спросил: «Если ты не поклоняешься нашим богам, то кому ты поклоняешься?» – то Ибрахим (мир ему) ответил:
 
إِنِّي وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ حَنِيفًا وَمَا أَنَاْ مِنَ الْمُشْرِكِينَ
 
79. Я искренне обратил лицо (то есть я направляю свое поклонение только) к Тому, кто сотворил небеса и землю (к Аллаху), и Я не язычник!»
 
«Я искренне», – то есть отстраняясь от всех ложных религий и верований.
 
«К Тому, кто сотворил небеса и землю», – то есть к Единственному и Единому Творцу и Владыке небес и земли.
 
«Я не язычник»: я не принадлежу к тем, кто наравне с Аллахом поклоняется кому-то еще.
 
وَحَآجَّهُ قَوْمُهُ قَالَ أَتُحَاجُّونِّي فِي اللّهِ وَقَدْ هَدَانِ وَلاَ أَخَافُ مَا تُشْرِكُونَ بِهِ إِلاَّ أَن يَشَاء رَبِّي شَيْئًا وَسِعَ رَبِّي كُلَّ شَيْءٍ عِلْمًا أَفَلاَ تَتَذَكَّرُونَ
 
80. (В ответ) его народ стал спорить с ним (угрожая ему гибелью, если он откажется от поклонения идолам). Тогда он (Ибрахим) спросил (их): «Неужели вы станете спорить со мной об Аллахе, тогда как Он наставил меня на верный путь? Я не боюсь тех, кого вы приравниваете к Нему, если только мой Господь не захочет чего-то (плохого для меня). Мой Господь знает обо всем. Может быть, вы примете наставление (и уверуете)?
 
«Его народ стал спорить с ним»: они не ответили на его призыв к Единобожию и стали спорить с ним и угрожать ему, что их идолы его покарают и уничтожат, если он отречется от них.
 
«Неужели вы станете спорить со мной об Аллахе»: после того как я доказал сотворенность всех звезд, луны и солнца, вы все еще хотите спорить со мной о существовании Аллаха и Его Единственности?!
 
«Он наставил меня на верный путь», – открыв глаза на истинную сущность этих идолов и язычества.
 
«Может быть, вы примете наставление?»: это указывает на высшую степень их беспечности, так что, даже после того как им объяснили, что их убеждения ошибочны, они все равно продолжили упорствовать в своем многобожии.
 
Такова природа большинства людей: они следуют чему-то не потому, что опираются на доводы и понимают положение дел, а ради комфорта и по привычке.
 
وَكَيْفَ أَخَافُ مَا أَشْرَكْتُمْ وَلاَ تَخَافُونَ أَنَّكُمْ أَشْرَكْتُم بِاللّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ عَلَيْكُمْ سُلْطَانًا فَأَيُّ الْفَرِيقَيْنِ أَحَقُّ بِالأَمْنِ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ
 
81. Как я могу бояться тех, кого вы приравниваете (к Аллаху), если вы не боитесь приравнивать к Аллаху тех, о ком (о божественности которых) Он не ниспослал вам никакого довода? (Ответьте мне) какая же из двух групп скорее в безопасности (мы, верующие, или вы)? Если вы, конечно, знаете?»
 
«Он не ниспослал вам никакого довода»: я доказал вам, что ваши воззрения ложны, а мои – истинны, а как вы можете возразить? Какие у вас доказательства истинности ваших заявлений?! Их нет и не может быть!
 
«Какая же из двух групп скорее в безопасности»: кто должен понимать, что придерживается истины, и ощущать себя в безопасности: мы, поклоняясь Творцу небес и земли и не придавая Ему сотоварищей, или вы, взяв себе истуканов на роль божеств и поклоняясь им?!
 
الَّذِينَ آمَنُواْ وَلَمْ يَلْبِسُواْ إِيمَانَهُم بِظُلْمٍ أُوْلَـئِكَ لَهُمُ الأَمْنُ وَهُم مُّهْتَدُونَ
 
82. Верующие, которые не облекли свою веру в несправедливость (язычество), — они в безопасности (от Ада), и (только) они на верном пути.
 
«Верующие, которые не облекли свою веру в несправедливость», – то есть те, которые не смешали свою веру с неверием или многобожием, что аннулируют действительность человеческой веры.
 
Это крайне важное указание – что верой в Шариате считается не просто вера в существование Аллаха, потому что большинство людей верит в той или иной форме в существование Творца. К вере в Шариате предъявляются определенные условия, к которым относится отстранение от убеждений, слов и действий неверия (куфр): например, от веры в существование второго творца, от оскорблений Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует) или от совершения добровольного земного поклона идолу.
 
По мнению ученых Ахлю-с-Сунна, Всевышний Аллах в качестве условия приобретения веры, гарантирующей безопасность, выдвинул отсутствие несправедливости. Если бы отказ от несправедливости и грехов был частью веры, то оговаривание здесь этого условия было бы бессмысленным. Значит, несправедливость, упоминаемая здесь, – это не какой-то грех, а неверие и многобожие, которые в 13-м аяте суры «Лукман» названы самой большой несправедливостью.
 
Это подтверждает риваят, переданный от Абдуллаха ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: «Когда был ниспослан аят: «Верующие, которые не облекли свою веру в несправедливость», – то сподвижникам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) это предписание показалось очень тяжелым, и они сказали: «О Посланник Аллаха! Кто из нас не поступал несправедливо по отношению к себе?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Это не то, что вы думаете! Здесь имеется в виду многобожие. Разве вы не слышали, что сказал Лукман своему сыну: «Сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей! Поистине, язычество — великая несправедливость (Коран 31:13)»[4][5].
 
[1] Аль-Кашшаф, 2/31.
 
[2] 4/168.
 
[3] 1/596.
 
[4] Бухари, Анбийя: 42, №3246, 3/1262; Муслим, Иман: 56, №124, 1/114.
 
[5] «Куран-и-Меджид».
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник
Список уроков