Циклы Авторы Сортировка
Image
107. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 92-99
Эта ниспосланная Нами Книга (Коран) — благодать и подтверждение того, что было (в прежних Писаниях) ...
473
28 июня, 19

107. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 92-99

473
28 июня, 19
وَهَـذَا كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ مُبَارَكٌ مُّصَدِّقُ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَلِتُنذِرَ أُمَّ الْقُرَى وَمَنْ حَوْلَهَا وَالَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالآخِرَةِ يُؤْمِنُونَ بِهِ وَهُمْ عَلَى صَلاَتِهِمْ يُحَافِظُونَ
 
92. Эта ниспосланная Нами Книга (Коран) — благодать и подтверждение того, что было (в прежних Писаниях) до него. (Коран дан тебе, Мухаммад) чтобы ты предупреждал (об опасности неверия) Мать городов (жителей Мекки) и (жителей ее) окрестностей (то есть все остальное человечество). Те, кто верит в вечную жизнь, верят и в него (Коран). Они внимательны к своим намазам (совершают их своевременно и полноценно).
 
«Эта ниспосланная Нами Книга — благодать»: Коран, который мы ниспослали Мухаммаду, — благословенное Писание, которое очищает общество от мрака и невежества, принося ему покой и справедливость.
 
«Подтверждение того, что было до него»: Коран подтверждает истинность учения пророков до Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) и Божественную природу Писаний, дарованных им.
 
«Те, кто верит в вечную жизнь», — кто верит во Всевышнего Аллаха и все, что передает от Него Его Посланник: в Судный день, воскрешение, воздаяние за дела, Ад и Рай и другие положения вероучения Ислама.
 
«Они внимательны к своим намазам», — которые исполняют намазы в установленное для них время и должным образом, соблюдая все условия, выполняя все обязательные действия и сунны намаза.
 
Ас-Сави пишет, что намаз упоминается, потому что это самое лучшее поклонение[1].
 
وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَى عَلَى اللّهِ كَذِبًا أَوْ قَالَ أُوْحِيَ إِلَيَّ وَلَمْ يُوحَ إِلَيْهِ شَيْءٌ وَمَن قَالَ سَأُنزِلُ مِثْلَ مَا أَنَزلَ اللّهُ وَلَوْ تَرَى إِذِ الظَّالِمُونَ فِي غَمَرَاتِ الْمَوْتِ وَالْمَلآئِكَةُ بَاسِطُواْ أَيْدِيهِمْ أَخْرِجُواْ أَنفُسَكُمُ الْيَوْمَ تُجْزَوْنَ عَذَابَ الْهُونِ بِمَا كُنتُمْ تَقُولُونَ عَلَى اللّهِ غَيْرَ الْحَقِّ وَكُنتُمْ عَنْ آيَاتِهِ تَسْتَكْبِرُونَ
 
93. Кто же несправедливее клевещущего на Аллаха или говорящего: «Мне внушено в откровении…» — хотя никакого откровения он не получает. Или того, кто говорит: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах»? Если бы ты (Мухаммад) увидел несправедливых в предсмертной агонии, когда ангелы простирают к ним свои руки (чтобы забрать их души, и говорят им): «Отдайте ваши души! Сегодня вам воздастся унизительным наказанием за всю ложь, которую вы говорили об Аллахе, и за высокомерное отношение к Его аятам!»
 
«Мне внушено в откровении»: речь идет о лжепророках, подобных Мусайляме аль-Каззабу, которые обманывают людей, заявляя, что им тоже дано Откровение.
 
В соответствии с риваятом, переданным от Катады (да будет доволен им Аллах), этот аят был ниспослан про таких лжепророков, как Мусайляма аль-Каззаб и Асвад Анси. Мусайляма, который происходил из племени бану Ханифа, занимался колдовством в Ямаме, потом объявил себя пророком и, сочиняя неправильные четверостишия, пытался подражать Корану. И он говорил: «Мухаммад направлен для больших дел, а я направлен для маленьких дел!»
 
Что же касается Асвада, то он принадлежал к племени бану Мудлидж. Он жил в Йемене и был предсказателем, а затем объявил себя пророком. Ему удалось захватить некоторые районы Йемена, где он отменил выплату закята, установленную Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).
 
Эти нечестивцы особенно сильно заполнили землю сейчас: они создают свои отдельные религии и церкви, обманывая и дурача людей, забирая их имущество и все накопления.
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» пишет[2]:
 
«Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах»: это было ниспослано про ан-Надра ибн аль-Хариса и людей из его окружения, которые издевались [над Кораном], потому что он пререкался с Кораном низменными словами, которые не пересказаны из-за их скверны».
 
«Говорили об Аллахе неправду», — приписывая Ему сотоварища или сына.
 
وَلَقَدْ جِئْتُمُونَا فُرَادَى كَمَا خَلَقْنَاكُمْ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَتَرَكْتُم مَّا خَوَّلْنَاكُمْ وَرَاء ظُهُورِكُمْ وَمَا نَرَى مَعَكُمْ شُفَعَاءكُمُ الَّذِينَ زَعَمْتُمْ أَنَّهُمْ فِيكُمْ شُرَكَاء لَقَد تَّقَطَّعَ بَيْنَكُمْ وَضَلَّ عَنكُم مَّا كُنتُمْ تَزْعُمُونَ
 
94. (В Судный День Всевышний Аллах скажет язычникам): Вы пришли к Нам одинокими (без жен или мужей, друзей, детей и без имущества) так же, как Мы создали вас в первый раз. Вы оставили позади все, чем Мы вас наделили (вы не сможете забрать с собой даже малую часть этого). Мы не видим при вас ваших заступников, которых вы считали богами (достойными поклонения наряду с Аллахом). Все связи между вами разорваны, и вас покинули те, о чем вы утверждали (что они заступятся за вас перед Аллахом).
 
Речь снова заходит о доказательствах Единственности Аллаха через уникальность Его творений, и Всевышний Аллах говорит:
 
إِنَّ اللّهَ فَالِقُ الْحَبِّ وَالنَّوَى يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَمُخْرِجُ الْمَيِّتِ مِنَ الْحَيِّ ذَلِكُمُ اللّهُ فَأَنَّى تُؤْفَكُونَ
 
95. Поистине, Аллах раскрывает зерно и косточку (чтобы выросли из них растения). Он выводит живое  из мертвого и выводит мертвое из живого. Таков Аллах! Как же вы можете отворачиваться (от веры и покорности Ему)!
 
Аль-Куртуби пишет:
 
«То есть из неживой косточки появляется росток»[3].
 
«Он выводит живое  из мертвого и выводит мертвое из живого».
 
От Ибн Аббаса (да будет Аллах доволен ими обоими) передается, что это означает, что верующий извлекается из неверующего, а неверующий — из верующего.
 
فَالِقُ الإِصْبَاحِ وَجَعَلَ اللَّيْلَ سَكَنًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ حُسْبَانًا ذَلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ
 
96. Он (Всевышний Аллах) выводит (из тьмы) рассвет. Он сделал ночь временем покоя (для Своих творений), а солнце и луну —средством исчисления (времени). Это — установление Могущественного, Знающего.
 
Имам ат-Табари говорит:
 
««Он выводит рассвет», — то есть сияние рассвета прорывается сквозь тьму и мрак ночи»[4].
 
Каждый, кто наблюдал рассвет, знает, сколь это красиво, и представляет тот особый трепет, который охватывает человека, когда из мрака ночи начинают прорываться лучи света, небо озаряется, а окрестности наполняются лучами света дня, который сменяет ночь.
 
«Он сделал ночь временем покоя», — когда почти все творения отдыхают и находят покой: животные могут укрыться от хищников под покровом ночи, когда они чувствуют себя в безопасности, а люди могут отдохнуть от дневных хлопот.
 
«А солнце и луну — средством исчисления»: солнце и луна всегда движутся в установленном и неизменном порядке, и люди взяли их ход за основу летоисчисления: они используют солнечные и лунные календари.
 
وَهُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ النُّجُومَ لِتَهْتَدُواْ بِهَا فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ قَدْ فَصَّلْنَا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ
 
97. Он создал для вас (для вашей пользы) звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря. Мы уже объяснили знамения (указывающие на Нашу единственность и могущество) для людей знающих.
 
Человечество издревле использовало звезды как ориентиры в путешествиях, чтобы не сбиваться с маршрута. Особенно это было важно для моряков в открытом море, потому что если на суше можно было ориентироваться по местности, то в открытом море это было невозможно.
 
وَهُوَ الَّذِيَ أَنشَأَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ فَمُسْتَقَرٌّ وَمُسْتَوْدَعٌ قَدْ فَصَّلْنَا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَفْقَهُونَ
 
98. Он создал вас из одной души (из Адама). У вас есть место пребывания (которым сначала была утроба матери, а затем стала поверхность земли) и место хранения (которым сначала были тела ваших отцов, а затем таким местом стали могилы). Мы уже объяснили знамения для людей понимающих.
 
Ас-Сави в комментарии к «Аль-Джалялейн»[5] пишет, что, когда речь шла о звездах, Всевышний Аллах сказал: «Для людей знающих», — а когда речь шла о плоде и его пребывании в утробе матери: «Для людей понимающих», — указывая тем самым, что звезды на виду и с ними все понятно, а эмбрион скрыт от людских взоров.
 
وَهُوَ الَّذِيَ أَنزَلَ مِنَ السَّمَاء مَاء فَأَخْرَجْنَا بِهِ نَبَاتَ كُلِّ شَيْءٍ فَأَخْرَجْنَا مِنْهُ خَضِرًا نُّخْرِجُ مِنْهُ حَبًّا مُّتَرَاكِبًا وَمِنَ النَّخْلِ مِن طَلْعِهَا قِنْوَانٌ دَانِيَةٌ وَجَنَّاتٍ مِّنْ أَعْنَابٍ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُشْتَبِهًا وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ انظُرُواْ إِلِى ثَمَرِهِ إِذَا أَثْمَرَ وَيَنْعِهِ إِنَّ فِي ذَلِكُمْ لآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ
 
99. Он низвел с неба воду. Мы вывели посредством нее все виды растений. Мы вывели из них (из их семян) зеленые травы, а из них — тесно набитые (в колосья) зерна. На пальмах из завязей вырастают (тяжелые) свисающие близко (к земле и к тем, кто хочет сорвать их) гроздья. (Мы взращиваем) виноградники, оливы и гранаты, которые чем-то похожи, а чем-то различны (вкусом). Посмотрите на их плоды, когда они появляются (и еще не зрелые, не годные в пищу) и когда созревают. Поистине, в этом — знамения (указывающие на единственность, могущество и мудрость Создателя) для верующих.
 
Все эти разнообразные творения указывают на наличие Того, Кто выбирает и устанавливает для них разные виды и формы, так как похожие друг на друга зерна и семена дают совершенно разные по виду, составу и свойствам растения и плоды. Различие форм может появиться лишь на основе Воли — Воли Творца. И поэтому великое разнообразие форм жизни и ее видов — это ярчайшее доказательство существования Творца и наличия у Него Знания, Воли и Могущества.
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Всевышний Аллах отмечает переход творения от одного состояния к другому состоянию, к существованию после небытия, указывая на Свою Единственность и совершенство Своего Могущества»[6].
 
[1] «Хашият ас-Сави» к «Джалялейн», 2/31.
 
[2] Абу Хайян, 4/180.
 
[3] Куртуби, 7/44.
 
[4] Табари, 11/554.
 
[5] «Хашият ас-Сави» к «Джалялейн», 2/24.
 
[6] Куртуби, 8/476.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник
Список уроков