Циклы Авторы Сортировка
Image
110. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 117-121
Поистине, твой Господь лучше (кого бы то ни было) знает тех, кто сошел с Его пути. И Он лучше знает ...
152
8 июля, 19

110. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 117-121

152
8 июля, 19
إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ مَن يَضِلُّ عَن سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ
 
117. Поистине, твой Господь лучше (кого бы то ни было) знает тех, кто сошел с Его пути. И Он лучше знает тех, кто следует верным путем (и каждому воздастся за это).
 
Всевышний Аллах на основе Своего абсолютного Знания осведомлен о тех, кто сбился с истинного пути, и тех, кто придерживается истины, и каждая группа получит по заслугам.
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» пишет:
 
«Это повествовательное предложение по форме содержит себе обещание (о награде) и предупреждение (о наказании). И Знание Всевышнего Аллаха о том, кто придерживается истины, и том, кто в заблуждении, — это отсылка к воздаянию»[1].
 
فَكُلُواْ مِمَّا ذُكِرَ اسْمُ اللّهِ عَلَيْهِ إِن كُنتُمْ بِآيَاتِهِ مُؤْمِنِينَ
 
118. Так ешьте пищу, над которой произнесено имя Аллаха (в момент заклания), если вы верите в Его знамения.
 
Иными словами, если вы веруете в Аллаха, ешьте лишь то, что было заколото с Его именем.
 
Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) передает, что язычники говорили мусульманам: «Если вы поклоняетесь только Аллаху, то вы должны есть то, что он убил (то есть мертвечину), а не то, что вы сами убили».
 
И после этого был ниспослан этот аят[2].
 
Имам ат-Тирмизи[3] и Абу Дауд[4] передают, что некоторые люди приходили к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и говорили ему: «О Посланник Аллаха, мы едим лишь то, что сами закалываем, но не едим то, что убивает Аллах». И тогда был ниспослан этот аят.
 
Ата говорил:
 
«В этом аяте содержится повеление поминать Аллаха перед питьем, закалыванием животного и приемом пищи»[5].
 
وَمَا لَكُمْ أَلاَّ تَأْكُلُواْ مِمَّا ذُكِرَ اسْمُ اللّهِ عَلَيْهِ وَقَدْ فَصَّلَ لَكُم مَّا حَرَّمَ عَلَيْكُمْ إِلاَّ مَا اضْطُرِرْتُمْ إِلَيْهِ وَإِنَّ كَثِيراً لَّيُضِلُّونَ بِأَهْوَائِهِم بِغَيْرِ عِلْمٍ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِالْمُعْتَدِينَ
 
119. Что с вами? Почему вы не едите пищу, над которой произнесено имя Аллаха? Ведь Он (Всевышний Аллах) уже объяснил вам, что для вас запретно (употреблять в пищу), если только вы не вынуждены (есть это)? Поистине, многие вводят других в заблуждение своими прихотями (называя по своему усмотрению то или иное дозволенным или запрещенным) без знания (которое бы опиралось на шариатские доводы). Поистине, твоему Господу лучше знать преступающих (установленные Им) границы.
 
«Почему вы не едите пищу, над которой произнесено имя Аллаха»: что запретного в том, что вы будете есть мясо животных, заколотых вашими же руками, если вы произнесли имя Аллаха над ними?
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«То есть что вам мешает есть заколотое вашими руками животное, если над ним было произнесено имя Аллаха?»[6]
 
«Он уже объяснил вам»: Всевышний Аллах уже указал нам, что мертвечина запретна, не чиста и дозволена вам лишь в крайнем случае, когда вы умираете с голоду. После всего этого зачем вам вообще слушать что говорят ваши враги-язычники?!
 
Некоторые сказали, что под разъяснением имеется в виду аят из суры «Аль-Маида»:
 

حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنزِيرِ

 
«Вам запрещены мертвечина, кровь, свинина…»[7]
 
Но имам аль-Куртуби отмечает, что «Аль-Маида» — это мединская сура, в то время как «Аль-Ан’ам» — мекканская, поэтому она не может отсылать к этому аяту, разве что слово «объяснил» мы истолкуем как «объяснит в будущем»[8].
 
«Поистине, многие вводят других в заблуждение своими прихотями»: множество язычников сбивает людей, внушая им, что нечто разрешено или запретно, на основе лишь страстей и ущербных умозаключений.
 
И в наше время многие мусульмане попадают под влияние различных воззрений, которые обрушиваются на них из разных источников, и задают вопросы: «Врачи говорят, что вино полезно в небольших количествах для сердца, почему нельзя вино?… Если люди любят друг друга, то в чем греховность их внебрачной половой связи?» И в этом аяте Всевышний Аллах обращается ко всем таким людям: «Я, ваш Творец, указал вам, что это запретно, так зачем вы слушаете то, что вам говорят ваши враги?!»
 
«Поистине, твоему Господу лучше знать преступающих границы», — то есть тех, кто дозволяет и запрещает что-то без опоры на шариатские доводы. И это угроза Всевышнего Аллаха тем, кто перешел границы.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Мудрость этого (повеления закалывать животное) — в выведении крови, которую Всевышний запретил нам, из жил животного, чего не бывает, когда животное само погибло. И поэтому закалывать законно именно в определенном месте (перерезанием горла), чтобы вся кровь вышла, (а если резать в другой части тела животного), то не выйдет»[9].
 
وَذَرُواْ ظَاهِرَ الإِثْمِ وَبَاطِنَهُ إِنَّ الَّذِينَ يَكْسِبُونَ الإِثْمَ سَيُجْزَوْنَ بِمَا كَانُواْ يَقْتَرِفُونَ
 
120. Оставьте (любые) явные и скрытые грехи. Поистине, совершающие грехи получат воздаяние за то (плохое), что они совершали.
 
Верующему следует перестать совершать грехи: как те, которые совершают прилюдно и напоказ, так и те, которые совершают втайне от других людей, — потому что ничего из этого невозможно скрыть от Всевышнего Аллаха и в Судный день никто не сможет уйти от Его наказания!
 
وَلاَ تَأْكُلُواْ مِمَّا لَمْ يُذْكَرِ اسْمُ اللّهِ عَلَيْهِ وَإِنَّهُ لَفِسْقٌ وَإِنَّ الشَّيَاطِينَ لَيُوحُونَ إِلَى أَوْلِيَآئِهِمْ لِيُجَادِلُوكُمْ وَإِنْ أَطَعْتُمُوهُمْ إِنَّكُمْ لَمُشْرِكُونَ
 
121. Не ешьте (мясо) того (животного), над которым не было произнесено имя Аллаха (при заклании), ибо это (употреблять в пищу такое мясо) грех. Поистине, шайтаны внушают своим помощникам (язычникам), чтобы они спорили с вами (утверждали, что мертвечина дозволена). Если вы подчинитесь им (и будете считать запретное дозволенным), то, без сомнений, станете язычниками (как они).
 
«Не ешьте того, над которым не было произнесено имя Аллаха»: если что-то было заколото без имени Аллаха, например, заколото ради идолов, как принято у язычников.
 
«Это грех»: такой поступок будет считаться грехом и выходом из подчинения Всевышнему Аллаху.
 
«Если вы подчинитесь им»: если вы в итоге согласитесь с ними и будете считать мертвечину дозволенной, то станете такими же язычниками, как и они.
 
Аз-Замахшари говорит:
 
«Ведь если человек в религии следует не за Аллахом, то он придерживается многобожия. И человеку, соблюдающему религию, не следует есть мясо, над которым не произнесли имя Аллаха, как бы трудно это ни было»[10].
 
Имам аль-Куртуби также говорит:
 
«Человек, который утверждает, что нечто запрещенное Аллахом дозволено, становится из-за этого многобожником. И Всевышний Аллах однозначно запретил мертвечину в этом аяте, и любой, кто сочтет ее дозволенной, впадает в неверие»[11].
 
Ибн аль-Араби аль-Малики в тафсире «Ахкам аль-Куран»[12] выделяет важное правило в области веры и неверия:
 
«Мусульманин становится язычником через подчинение язычнику в области убеждений, а если он подчиняется в действии, но его сердце уверено и убеждено в Единобожии, то он грешник».
 
Другими словами, подчинение неверующим в неких поступках не выводит человека из Ислама, если это не сопряжено с убеждениями, противоречащими Исламу.
 
Имам аль-Куртуби указывает, что из этого аята вытекает вопрос из области усуль аль-фикх:
 
«Если аят был ниспослан в ответ на некий вопрос, его следует ограничивать этой темой или следует понимать слова в общем без ограничения причиной ниспослания?»
 
Другими словами, речь в этом аяте идет о запрете употреблять лишь мертвечину (ведь он был ниспослан именно про мертвечину) или речь идет о запрете есть мясо любого животного, которое было заколото без имени Аллаха? Если мусульманин намеренно не произнес имя над жертвенным животным, будет этот аят относиться к этой ситуации или нет?
 
Имам аль-Куртуби передает пять разных точек зрения на этот вопрос, и мы перескажем две основные, к которым сводятся разногласия между четырьмя мазхабами.
 
Первое мнение такое: если мусульманин намеренно не произнес имя Аллаха, то такое мясо есть нельзя, а если он просто забыл, то можно. И это мнение Абу Ханифы и его учеников, мнение Малика и одно из мнений Ахмада.
 
Второе мнение следующее: если человек забыл произнести имя Аллаха или не произнес его намеренно, то в обоих случаях мясо дозволено есть, если животное было заколото мусульманином. И это мнение имама аш-Шафии[13].
 
Итак, во всех четырех мазхабах единогласно считается, что если мусульманин просто забыл произнести имя Аллаха, то мясо будет дозволено в пищу.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Это повеление не может относиться к забывшему, поэтому такое условие в его случае не будет обязательным»[14].
 
[1] Абу Хайян, 4/210.
 
[2] Зад аль-Масир, 3/112.
 
[3] Тирмизи, №3069.
 
[4] Абу Дауд, №2819.
 
[5] Табари, 9/511.
 
[6] Куртуби, 9/9; Коран, 5:3.
 
[7] Коран, 5:3.
 
[8] Куртуби, 9/10.
 
[9] Там же.
 
[10] Аль-Кашшаф, 2/49.
 
[11] Куртуби, 9/17.
 
[12] 2/743.
 
[13] Куртуби, 9/11-12.
 
[14] Куртуби, 9/14.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков