Циклы Авторы Сортировка
Image
111. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 122-125
Разве тот, кто (в период неверия) был мертвецом (в духовном плане), а Мы оживили его (даровав блага ...
365
11 июля, 19

111. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 122-125

365
11 июля, 19
 
أَوَ مَن كَانَ مَيْتًا فَأَحْيَيْنَاهُ وَجَعَلْنَا لَهُ نُورًا يَمْشِي بِهِ فِي النَّاسِ كَمَن مَّثَلُهُ فِي الظُّلُمَاتِ لَيْسَ بِخَارِجٍ مِّنْهَا كَذَلِكَ زُيِّنَ لِلْكَافِرِينَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
 
122. Разве тот, кто (в период неверия) был мертвецом (в духовном плане), а Мы оживили его (даровав блага веры) и наделили светом (веры), с которым он (уверенно) ходит среди людей (различая, где истина, а где заблуждение), разве он равен тому, кто во тьме (неверия, невежества и духовной слепоты) и (скитаясь) не может выйти из нее? (Как верующим представляется прекрасной их вера) так (и) неверующим представляется прекрасным то (зло), что они совершают.
 
Абу Хайян пишет:
 
«Поскольку речь уже шла о верующих и неверующих, Всевышний Аллах сравнил верующего с живым человеком, которые идет по пути, озаренному светом, а неверующий утопает во мраке, и это было сделано, чтобы показать разницу между этими двумя группами»[1].
 
Эти различия особенно сильно ощущаются, когда верующий спешит на праздничный намаз, или на пятничный, или после ифтара в мечеть на таравих, а неверные спешат к своим грехам и забавам. Это явное отличие того, чья жизнь озарена светом веры, от того, кто утопает во тьме неверия.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Достоверное мнение — что этот аят относится и к неверующим, и к верующим»[2].
 
Имам аль-Байдави говорит:
 
««И не может выйти из нее»: это подобно человеку, который погрузился в заблуждение так глубоко, что не может выйти из него даже на мгновение»[3].
 
Этот аят был ниспослан про некоторых людей, принявших Ислам. Так, например в риваяте, переданном Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), говорится о том, что человеком, который вернулся к жизни, был Хамза (да будет доволен им Аллах), а скитался в мраке Абу Джахль.
 
Однажды Абу Джахль бросил в Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) кизяк. Хамза (да будет доволен им Аллах) тогда еще не был мусульманином. Возвращаясь с охоты, он встретил рабыню его сестры Сафиййи, и она сказала: «Абу Джахль насыпал земли на голову твоего племянника, бросил в него навоз и ногой наступил ему на плечо». Хамза (да будет доволен им Аллах) разозлившись, бросился на его поиски. Увидев его среди людей, он немедленно подошел к нему. И, когда Хамза (да будет доволен им Аллах) замахнулся луком, чтобы ударить Абу Джахля по голове, тот закричал: «Ты что, не видишь, что сделал Мухаммад? Он считает нас неразумными, ругает наших божеств и выступает против наших отцов!» Хамза (да будет доволен им Аллах) ответил: «Кто же безумнее вас? Вы поклоняетесь камням, оставив Аллаха!» — а затем произнес шахаду. В связи с этим и был ниспослан этот аят[4].
 
Как передано от Зейда ибн Асляма (да будет доволен им Аллах), этот аят был ниспослан про Умара и Абу Джахля. По мнению Икримы (да будет доволен им Аллах) — про Аммара ибн Ясира (да будет доволен ими обоими Аллах) и Абу Джахля[5].
 
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا فِي كُلِّ قَرْيَةٍ أَكَابِرَ مُجَرِمِيهَا لِيَمْكُرُواْ فِيهَا وَمَا يَمْكُرُونَ إِلاَّ بِأَنفُسِهِمْ وَمَا يَشْعُرُونَ
 
123. (Так же, как в Мекке Мы установили знатных людей из язычников,) вот так (и) в каждом селении Мы выбирали грешников предводителями, чтобы они строили там козни. Но (на самом деле) они строят козни только против себя самих (они сами себе вредят), но не чувствуют этого.
 
Всевышний Аллах указывает, что ситуация в Мекке, когда главные враги Ислама — предводители своего народа, не исключительная: в других городах и селениях происходило то же самое.
 
Мудрость этого, с одной стороны, — в проверке веры мусульман и их стойкости на пути Аллаха. Во-вторых, это закаляет верующих и их вера становится проверенной испытаниями и трудностями. В-третьих, это испытание для самих этих предводителей, которые получат у Аллаха воздаяние за свои поступки и свою вражду с Исламом.
 
وَإِذَا جَاءتْهُمْ آيَةٌ قَالُواْ لَن نُّؤْمِنَ حَتَّى نُؤْتَى مِثْلَ مَا أُوتِيَ رُسُلُ اللّهِ اللّهُ أَعْلَمُ حَيْثُ يَجْعَلُ رِسَالَتَهُ سَيُصِيبُ الَّذِينَ أَجْرَمُواْ صَغَارٌ عِندَ اللّهِ وَعَذَابٌ شَدِيدٌ بِمَا كَانُواْ يَمْكُرُونَ
 
124. Когда им (неверующим курайшитам) приходило знамение (чудо Пророка или аят Корана), они говорили: «Мы (ни за что) не уверуем (в это знамение), пока нам не дадут все то, что давали посланникам Аллаха (как, например, пророчество и откровение – ведь они считали себя более достойными этих милостей)». Аллах лучше знает, на кого возложить посланничество. Грешников же (совершивших самое большое преступление, которым является многобожие) постигнет (в Судный День) унижение перед Аллахом и строгое наказание за их козни (в земной жизни).
 
Когда язычникам Мекки стали явны знамения истинности пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), из-за вражды и ненависти к его роду остальные кланы хотели, чтобы пророческую миссию дали и представителю их рода, и без этого отказывались принять Ислам.
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» пишет[6]:
 
«Они сказали так, издеваясь, потому что если бы они действительно уверовали, то приняли бы Ислам без условий».
 
«Мы не уверуем, пока нам не дадут все то, что давали посланникам Аллаха»
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«И (Всевышний Аллах) объяснил еще одно проявление их невежества, и это их слова: «Мы тоже хотим стать пророками или чтобы нам было дано то же, что было дано другим пророкам: Мусе или Исе»[7].
 
И это подобно словам Всевышнего Аллаха:
 

بَلْ يُرِيدُ كُلُّ امْرِئٍ مِّنْهُمْ أَن يُؤْتَىٰ صُحُفًا مُّنَشَّرَةً

 
«А ведь каждый из них хочет (сам) получить Книгу с небес»[8].
 
«Аллах лучше знает, на кого возложить посланничество»: поэтому Всевышний Аллах даровал эту миссию лучшему Своему творению — Мухаммаду (да благословит его Аллах и да приветствует), а не предводителям курайшитов, таким как Абу Джахль или Валид ибн аль-Мугира.
 
Имам аль-Куртуби[9] пишет, что Валид ибн аль-Мугира сказал Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует):
 
«Если бы пророческая миссия была истинной, то я ее больше заслуживаю, потому что я старше тебя и богаче».
 
И Абу Джахль сказал:
 
«Клянусь Аллахом, мы никогда им не будет довольны, пока нам тоже не начнет ниспосылаться Откровение».
 
فَمَن يُرِدِ اللّهُ أَن يَهْدِيَهُ يَشْرَحْ صَدْرَهُ لِلإِسْلاَمِ وَمَن يُرِدْ أَن يُضِلَّهُ يَجْعَلْ صَدْرَهُ ضَيِّقًا حَرَجًا كَأَنَّمَا يَصَّعَّدُ فِي السَّمَاء كَذَلِكَ يَجْعَلُ اللّهُ الرِّجْسَ عَلَى الَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ
 
125. Кого Аллах хочет наставить (на истинный путь), тому Он раскрывает сердце для Ислама (делая принятие истины для этого человека легким, избавляя его от тех черт характера, которые могли бы помешать ему, наполняя сердце духовным светом), а кого Он хочет сбить (с истинного пути), тому Он сжимает и стесняет сердце (так, что свет веры не может проникнуть туда), словно он (этот человек) поднимается на небо. Так Аллах насылает скверну (проклятие в земной жизни и наказание в вечном мире) на неверующих.
 
«Кого Аллах хочет наставить»: если Всевышний Аллах хочет наставить одного из своих рабов, то дает его разуму понимание Своих знамений и раскрывает его сердце для принятия истины.
 
Ибн Аббас говорит:
 
«Расширяет его сердце для Единобожия и веры»[10].
 
Имам аль-Куртуби указывает, что в этом аяте опровергаются кадариты, то есть те, кто отрицал предопределение. А из Сунны этому аяту соответствует хадис:
 
«Кому Аллах хочет блага, тому дает понимание религии»[11].
 
И имам аль-Бикаʼи пишет в тафсире, что этот аят надо понимать буквально без аллегорических толкований. Более того, это запретно, потому что аят относится к аятам аль-мухкамат[12].
 
«А кого Он хочет сбить»: кого Всевышний Аллах хочет наказать и ввергнуть в Ад, тому Он закрывает сердце от истины и отдаляет от света Единобожия и веры.
 
«Тому Он сжимает и стесняет сердце»: сердце становится настолько глухим к истине, что в нем буквально нет места даже для частички истины. Ата говорит: «Нет в нем для блага никакого места».
 
«Словно он поднимается на небо»
 
Ат-Табари говорит:
 
«Всевышний Аллах сравнил то, сколь трудно вере проникнуть в сердце неверующего, с невозможностью для него забраться на небо, ведь он не способен это сделать»[13].
 
Имам аль-Куртуби говорит[14]:
 
«Всевышний Аллах сравнил неверующего в отвращении к вере и ее тяжести для него с человеком, которого заставляют насильно что-то делать, и забраться на небо человеку не под силу».
 
Аль-Бикаʼи[15] пишет в тафсире:
 
«Наставление почти не может до него дойти. А даже если наставление проповедника до него дойдет, то он все равно не перестанет сомневаться».
 
«Так Аллах насылает скверну»: так как их сердца не принимают веру, они стали духовной помойной ямой, куда кидают отбросы и мусор.
 
Имам аль-Куртуби[16] передает несколько вариантов толкования этого слова: наказание; то, в чем нет блага; шайтан; некоторые другие.
 
В соответствии с риваятом, переданным от Абу Джафара (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), произнеся: «Поистине, когда вера входит в сердце, оно раскрывается и расширяется!» — прочитал этот аят. Люди спросили: «О Посланник Аллаха! Есть ли какие-либо признаки этого?» Он сказал: «Да! Обращение к вечной жизни, постоянной обители, отдаление от мирской жизни, места обмана, и подготовка к смерти до ее прихода»[17][18].  
 
[1] Аль-Бахр аль-мухит, 4/214.
 
[2] Куртуби, 9/18.
 
[3] Байдави, с. 181.
 
[4] Вахиди, №450, с. 227.
 
[5] Куран-и-Меджид.
 
[6] Аль-Бахр аль-мухит, 4/217.
 
[7] Куртуби, 9/20.
 
[8] Коран, 74:52.
 
[9] Куртуби, 9/21.
 
[10] Табари, 12/100.
 
[11] Бухари, №71; Муслим, №1038.
 
[12] Назм ад-дурар, 7/264.
 
[13] Табари, 12/109.
 
[14] Куртуби, 9/25.
 
[15] Назм ад-дурар, 7/262.
 
[16] Куртуби, 9/26.
 
[17] Ибн Абу Шейба, Аль-Мусаннаф, №34303, 7/98.
 
[18] «Куран-и-Меджид».
 
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник
Список уроков