Циклы Авторы Сортировка
Image
113. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 132-139
Каждому (рабу Аллаха) — свои степени (в Раю или в Аду) за то, что они совершали (добро или зло). Нич...
1 038
20 июля, 19

113. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 132-139

1 038
20 июля, 19
وَلِكُلٍّ دَرَجَاتٌ مِّمَّا عَمِلُواْ وَمَا رَبُّكَ بِغَافِلٍ عَمَّا يَعْمَلُونَ
 
132. Каждому (рабу Аллаха) — свои степени (в Раю или в Аду) за то, что они совершали (добро или зло). Ничто из их поступков не скрыто от твоего Господа.
 
«Для всех»
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«То есть для людей и джиннов»[1].
 
«Свои степени»: тем, кто уверовал и совершает благое, Аллах воздаст соответственно степеням их праведности, а те, кто проявил неверие и совершал грехи, будут наказаны соответственно их грехам.
 
И Всевышний Аллах сказал в другом аяте:
 

أُولَـٰئِكَ الَّذِينَ حَقَّ عَلَيْهِمُ الْقَوْلُ فِي أُمَمٍ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِم مِّنَ الْجِنِّ وَالْإِنسِ ۖ إِنَّهُمْ كَانُوا خَاسِرِينَ ﴿١٨﴾ وَلِكُلٍّ دَرَجَاتٌ مِّمَّا عَمِلُوا ۖ وَلِيُوَفِّيَهُمْ أَعْمَالَهُمْ وَهُمْ لَا يُظْلَمُونَ

 
«Сбылось Слово (обещание наказания) для них, как и для живших до них общин джиннов и людей. Поистине, они оказались в убытке. Для каждой (из двух групп) будут уровни, соответствующие тому, что они совершали, чтобы Аллах воздал им сполна за их поступки, и с ними не поступят несправедливо»[2].
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Это указывает на то, что верующие джинны попадут в Рай, а неверные будут в Аду, в точности как и люди. И это самое достоверное по этой теме»[3].
 
И так неверующие упускают вечную жизнь, потому что слишком заняты своими земными заботами, и слишком заняты, чтобы посмотреть на окружающую природу и осознать Единственность Творца.
 
По мнению очень многих толкователей Корана, это общее выражение, охватывает всех мукалляфов, в том числе и джиннов. Поскольку этот аят идет после других аятов про джиннов и людей, имам Мухаммад и Абу Юсуф (да помилует их Аллах) приводили его в качестве доказательства того, что джинны тоже могут удостоиться вознаграждения за поклонение, так как обороты, использованные в Коране и Сунне, имеют общий смысл[4].
 
وَرَبُّكَ الْغَنِيُّ ذُو الرَّحْمَةِ إِن يَشَأْ يُذْهِبْكُمْ وَيَسْتَخْلِفْ مِن بَعْدِكُم مَّا يَشَاء كَمَا أَنشَأَكُم مِّن ذُرِّيَّةِ قَوْمٍ آخَرِينَ
 
133. Твой Господь ни в ком и ни в чем не нуждается. Он — Обладатель милости. Но если Он пожелает, то устранит вас и заменит вас, на кого пожелает так же, как Он сотворил вас из потомков других народов.
 
Поклонение творений или их ослушание никак не влияет на Могущество Всевышнего Аллаха и Его совершенство.
 
Ибн Аббас указывает, что милость в этом распространяется лишь на тех, кто уверовал в Аллаха.
 
Другие толкователи говорят, что милость в этом мире распространяется на все творения, в том числе и на неверных, потому что им дана отсрочка в этой жизни, и это милость Всевышнего Аллаха.
 
«Если Он пожелает, то устранит вас»: о жители Мекки, если Аллах захочет уничтожить вас, стерев вас полностью и заселив ваши земли уже другими народами, то Он может это сделать, если захочет.
 
Абу Хайян говорит:
 
«Это предостережение о гневе Всевышнего Аллаха и уничтожении»[5].
 
إِنَّ مَا تُوعَدُونَ لآتٍ وَمَا أَنتُم بِمُعْجِزِينَ
 
134. Поистине, обещанное вам (из событий Судного Дня: воскрешение, отчет, вознаграждение и наказание) непременно наступит, и вы не сможете избежать этого (установленного Всевышним наказания).
 
Иными словами, никто из вас не сможет избежать установленного отчета и воздаяния для него, ведь от Могущества и Всезнания Всевышнего Аллаха невозможно спрятаться.
 
قُلْ يَا قَوْمِ اعْمَلُواْ عَلَى مَكَانَتِكُمْ إِنِّي عَامِلٌ فَسَوْفَ تَعْلَمُونَ مَن تَكُونُ لَهُ عَاقِبَةُ الدِّارِ إِنَّهُ لاَ يُفْلِحُ الظَّالِمُونَ
 
135. Скажи (Мухаммад, язычникам Мекки): «О мой народ! Делайте то, что делали (если вы хотите продолжать не верить в меня и упорствовать в многобожии, то продолжайте, но это никак не спасет вас от отчета и воздаяния в вечной жизни), и я тоже буду делать (свое дело призыва к единобожию). Вы узнаете, кому достанется награда в последней Обители (Рай). Поистине, не преуспеют (не будут счастливы) несправедливые».
 
Скажи им, Мухаммад: «Если вы хотите продолжать не верить в меня и упорствовать в многобожии, то продолжайте, но это никак не спасет вас от отчета и воздаяния в вечной жизни».
 
Аль-Куртуби пишет[6]:
 
«Если спросят: «Как можно им повелевать продолжать придерживаться их убеждений, когда они неверующие?» — то ответ: «Это угроза, как в словах Всевышнего Аллаха:
 

فَلْيَضْحَكُوا قَلِيلًا وَلْيَبْكُوا كَثِيرًا

 
«Пусть же меньше смеются и больше плачут»[7].
 
وَجَعَلُواْ لِلّهِ مِمِّا ذَرَأَ مِنَ الْحَرْثِ وَالأَنْعَامِ نَصِيبًا فَقَالُواْ هَـذَا لِلّهِ بِزَعْمِهِمْ وَهَـذَا لِشُرَكَآئِنَا فَمَا كَانَ لِشُرَكَآئِهِمْ فَلاَ يَصِلُ إِلَى اللّهِ وَمَا كَانَ لِلّهِ فَهُوَ يَصِلُ إِلَى شُرَكَآئِهِمْ سَاء مَا يَحْكُمُونَ
 
136. Они (язычники) выделяют Аллаху долю из урожая и скота, хотя их вырастил Аллах, и по своему (ошибочному) разумению говорят: «Это — Аллаху, а это — нашим идолам». Выделенное для их идолов не достигнет Аллаха, выделенное для Аллаха попадает их идолам (расходуется на них и на тех, кто смотрит за ними). Как же плохи их решения!
 
Ибн Касир говорит:
 
«Это Всевышний Аллах порицает язычников за новшество, неверие и многобожие, которое они придумали, придавая Всевышнему Аллаху сотоварищей, хотя лишь Аллах — Творец всего сущего»[8].
 
У язычников был такой обычай, что часть урожая они отдавали в виде подношений своим идолам, а часть — Всевышнему Аллаху, и если что-то случалось с какой-то долей, которая должна была идти идолам, то они брали из части, которую они сделали для Аллаха, говоря, что «Аллах не нуждается в этом», а это указывает, что они более щепетильно хранили долю для идолов[9].
 
От Ибн Аббаса передается, что если человек хочет узнать о невежестве арабов эпохи джахилии, то пусть читает эти аяты из суры «Аль-Ан’ам»[10].
 
И Ибн аль-Араби аль-Малики[11] прокомментировал эти слова так:
 
«Как он сказал, так и есть. И эти невежественные люди с ограниченными умами стали высказывать свои суждения о запретном и дозволенном без знаний и доводов. И то, что они из-за своего невежества выдумали себе богов, — это самое большое невежество и самое большое преступление, потому что посягательство на права Аллаха — это большее преступление, чем посягательства на права Его творений, а доказательства Единственности Аллаха в Его сущности, качествах и действиях более ясные и очевидные, чем то, что нечто дозволено или запретно».
 
وَكَذَلِكَ زَيَّنَ لِكَثِيرٍ مِّنَ الْمُشْرِكِينَ قَتْلَ أَوْلاَدِهِمْ شُرَكَآؤُهُمْ لِيُرْدُوهُمْ وَلِيَلْبِسُواْ عَلَيْهِمْ دِينَهُمْ وَلَوْ شَاء اللّهُ مَا فَعَلُوهُ فَذَرْهُمْ وَمَا يَفْتَرُونَ
 
137. Также многим язычникам их сотоварищи (шайтаны и служители идолов) приукрасили убийство детей (которых они, например, закапывали заживо), чтобы погубить их и внести смуту в их религию. Если бы Аллах пожелал, они бы так не поступали. Оставь же (Мухаммад) их и их ложь.
 
Шайтан внушил им как нечестие насчет жертвоприношений, так и это ужасное преступление — закапывание заживо детей.
 
Аз-Замахшари пишет:
 
«Люди в эпоху джахилии давали клятвы: «Если у меня родится такое-то количество сыновей, то одного из них я принесу в жертву»[12].
 
«Внести смуту в их религию», — таким образом шаг за шагом искажая религию Исмаиля (мир ему), которой придерживались арабы и предки курайшитов.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Когда они забивали животное, которое закалывалось ради Аллаха, то поминали и идолов, а когда закалывалось животное ради идолов, то они не упоминали имя Аллаха»[13].
 
وَقَالُواْ هَـذِهِ أَنْعَامٌ وَحَرْثٌ حِجْرٌ لاَّ يَطْعَمُهَا إِلاَّ مَن نّشَاء بِزَعْمِهِمْ وَأَنْعَامٌ حُرِّمَتْ ظُهُورُهَا وَأَنْعَامٌ لاَّ يَذْكُرُونَ اسْمَ اللّهِ عَلَيْهَا افْتِرَاء عَلَيْهِ سَيَجْزِيهِم بِمَا كَانُواْ يَفْتَرُونَ
 
138. По своему (ошибочному) разумению они говорят: «Этот скот и этот урожай (предназначенные для идолов) запретны. Питаться этим может лишь тот, кому мы разрешим». (У них есть) животные, на которых нельзя ездить верхом и возить грузы, и животные, над которыми (при забое) они не произносят имя Аллаха (они режут эту скотину во имя идолов), возводя на Него клевету (говоря, что делают все это по повелению Аллаха). Он (Всевышний Аллах) воздаст им за их клевету!
 
«По своему (ошибочному) разумению они говорят»: язычники выделяли определенных животных, указывая, что они принадлежат после этого их идолам, и ими больше нельзя было пользоваться никому, кроме служителей их культов, которые смотрели за своими истуканами; и когда они их в итоге закалывали, то не произносили имя Аллаха, но поминали этих идолов. И Всевышний Аллах воздаст им за эту хулу и неверие.
 
«Возводя на Него клевету», — потому что они говорили, что все это — повеление Аллаха[14].
 
وَقَالُواْ مَا فِي بُطُونِ هَـذِهِ الأَنْعَامِ خَالِصَةٌ لِّذُكُورِنَا وَمُحَرَّمٌ عَلَى أَزْوَاجِنَا وَإِن يَكُن مَّيْتَةً فَهُمْ فِيهِ شُرَكَاء سَيَجْزِيهِمْ وَصْفَهُمْ إِنَّهُ حِكِيمٌ عَلِيمٌ
 
139. (Также) они говорят: «То, что в утробах этих животных, разрешено (использовать) нашим мужчинам и запретно для наших жен (если родится живым)». А если же это мертвечина (детеныш родился мертвым), то он общий. Аллах воздаст им (сполна) за то, что они приписывали Ему (вымышленные законы), ведь Он — Мудрый, Всезнающий.
 
В этом аяте упоминается еще один их мерзкий обычай, когда они запрещали есть плод животного своим женщинам. После этого они не имели права в будущем есть это мясо, если животное будет заколото. А если плод родится мертвым, то женщины имели на него право.
 
И Всевышний Аллах указывает язычникам, что они получат наказание за то, что на основе своих страстей что-то дозволяли, а что-то запрещали.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«В этом аяте содержится доказательство того, что ученый должен изучать те мнения, которые отличаются от его мнения, даже если он не следует им, чтобы изучить, в чем ложность других позиций, и понять, как их следует опровергать, ведь Всевышний Аллах сообщил Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и его сподвижникам мнения их современников, чтобы они поняли ложность этих мнений»[15].
 
[1] Куртуби, 9/34.
 
[2] Коран, 46:18-19.
 
[3] Куртуби, 9/34.
 
[4] «Куран-и-Меджид».
 
[5] Абу Хайян, 4/225.
 
[6] Куртуби, 9/35.
 
[7] Коран, 9:82.
 
[8] Мухтасар Ибн Касир, 1/622.
 
[9] Там же.
 
[10] “Сахих” аль-Бухари (№3524).
 
[11] Ахкам аль-Куран, 2/743.
 
[12] Аль-Кашшаф, 2/45.
 
[13] Куртуби, 9/38.
 
[14] Куртуби, 9/46.
 
[15] Куртуби, 9/48.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков