Image
131 урок. Сон Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 5
В исламской богословской традиции есть особый жанр, который посвящен личности Посланника Аллаха, сол...
3 389
14 апреля, 18

131 урок. Сон Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 5

3 389
14 апреля, 18
Двести пятьдесят первый хадис
 
حدثنا محمد بن بشار. حدثنا محمد بن جعفر. حدثنا شعبة عن أبي إسحاق عن الأسود بن يزيد قال:
"سألت عائشة رضي الله عنها عن صلاة رسول الله (صلى الله عليه وسلم) بالليل فقالت: كان ينام أول الليل ثم يقوم فإذا كان من السحر أوتر، ثم أتى فراشه فإذا كان له حاجة ألَمَّ بأهله، فإذا سمع الأذان وثب، فإن كان جنباً أفاض عليه من الماء وإلا توضأ وخرج إلى الصلاة".
 
Мухаммад ибн Башшар передал от Мухаммада ибн Джафара от Шу’ба от Абу Исхака от аль-Асвада ибн Язида: «Я спросил Аишу, да будет доволен ею Аллах, про ночной намаз Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и она ответила: «В начале ночи он спал, а затем вставал [и совершал тахаджуд], и если было уже близко к рассвету, то читал витр, а потом обратно ложился. И если была нужда, то он приближался к своей жене, а когда слышал азан, то вскакивал. И если ему требовалось большое омовение, то я наливала на него воду, [а если нет], то он совершал омовение и выходил на [утренний] намаз»»[1].
 
«Про ночной намаз», – то есть про витр и про тахаджуд[2].
 
«Он спал», – после совершения ночного намаза (иша)[3].
 
«А затем вставал»: если ночь разделить на шесть частей, то Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, выстаивал в намазе четвертую и пятую часть, то есть треть ночи, а затем обратно шел спать в последнюю шестую часть[4].
 
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
 
أَحَبُّ الصَّلَاةِ إِلَى اللَّهِ صَلَاةُ دَاوُدَ عَلَيْهِ السَّلَامُ، وَأَحَبُّ الصِّيَامِ إِلَى اللَّهِ صِيَامُ دَاوُدَ، وَكَانَ يَنَامُ نِصْفَ اللَّيْلِ وَيَقُومُ ثُلُثَهُ وَيَنَامُ سُدُسَهُ، وَيَصُومُ يَوْمًا وَيُفْطِرُ يَوْمًا
 
«Самый любимый намаз Аллаху – это намаз Дауда, а самый любимый пост Аллаху – это пост Дауда: он спал полночи, затем выстаивал треть ночи, а потом одну шестую спал, и один день постился, а один день – нет»[5].
 
И факихи указывают, что человеку, которые совершает тахаджуд, нежелательно пропускать его[6], потому что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал Абдуллаху ибн Амру ибн аль-Асу:
 
يَا عَبْدَ اللَّهِ، لَا تَكُنْ مِثْلَ فُلَانٍ، كَانَ يَقُومُ اللَّيْلَ فَتَرَكَ قِيَامَ اللَّيْلِ
 
«О Абдуллах, не будь как такой-то, который выстаивал ночь, а потом перестал выстаивать ночь»[7].
 
У саляфов были разные мнения насчет того, был тахаджуд обязательным для Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, или нет[8].
 
И те, кто считал, что тахаджуд был обязателен для Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в качестве довода приводили аят:
 
يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ ﴿١﴾ قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا ﴿٢﴾ نِّصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا ﴿٣﴾ أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا
 
«О закутавшийся! Простаивай ночь без малого половину ночи, или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением»[9].
 
Что касается количества раакатов, то минимальное – это два ракаата, а максимум – это восемь ракаатов[10].
 
«Совершал витр»: Ибн Хаджар аль-Хайтами отмечает, что это был один ракаат[11], но Мулла Али аль-Кари[12] пишет, что в хадисе нет указаний на один ракаат.
 
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, обычно читал в первом ракаате витра суру «Аль-Аляк», во втором – «Аль-Кафирун», а в третьем – «Аль-Ихляс»[13].
 
«Приближался к своей жене», –  то есть вступал с ней в интимную близость, и это указывает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, вступал в интимную близость со своими женами после совершения тахаджуда[14].
 
«То вскакивал»: это говорит о том, что следует поклоняться энергично и торопиться совершить поклонение[15].
 
«Совершал омовение»: сон не нарушает омовение пророков, мир им, поэтому либо произошло что-то другое, что нарушило омовение, либо он обновлял омовение без нарушения[16].
 
«Выходил на [утренний] намаз», –  совершив два ракаата желательного (сунна) намаза перед утренним намазом[17].
 
[1] Бухари, №1146; Муслим, №739; Тирмизи в «Сунан», №118.
 
[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 444).
 
[3] Ашраф аль-васаиль, с. 373.
 
[4] «Хашия» аль-Байджури (с. 445).
 
[5] Бухари, №1131; Муслим, №1159.
 
[6] «Хашия» Ибн Абидина, 2/568.
 
[7] Бухари, №1152; Муслим, №2725.
 
[8] Зад аль-Маад, с. 103.
 
[9] Коран, 73:1-3.
 
[10] «Хашия» Ибн Абидина, 2/567.
 
[11] Ашраф аль-васаиль, с. 374.
 
[12] Джам’ аль-Васаиль, 2/67.
 
[13] «Сунан» ат-Тирмизи, №460.
 
[14] Джам’ аль-васаиль, 2/67.
 
[15] Мунтаха ас-суль, 3/16.
 
[16] «Хашия» аль-Байджури (с. 446).
 
[17] Джам’ аль-васаиль, 2/67.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Урок вышел:понедельник
Новый урок:четверг
Список уроков