Циклы Авторы Сортировка

16. Сура «Аль-Бакара», аяты 102-105

13 131
8
11 июня, 17
وَاتَّبَعُواْ مَا تَتْلُواْ الشَّيَاطِينُ عَلَى مُلْكِ سُلَيْمَانَ وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَكِنَّ الشَّيَاطِينَ كَفَرُواْ يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ وَمَا أُنزِلَ عَلَى الْمَلَكَيْنِ بِبَابِلَ هَارُوتَ وَمَارُوتَ وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولاَ إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلاَ تَكْفُرْ فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ الْمَرْءِ وَزَوْجِهِ وَمَا هُم بِضَآرِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلاَّ بِإِذْنِ اللّهِ وَيَتَعَلَّمُونَ مَا يَضُرُّهُمْ وَلاَ يَنفَعُهُمْ وَلَقَدْ عَلِمُواْ لَمَنِ اشْتَرَاهُ مَا لَهُ فِي الآخِرَةِ مِنْ خَلاَقٍ وَلَبِئْسَ مَا شَرَوْاْ بِهِ أَنفُسَهُمْ لَوْ كَانُواْ يَعْلَمُونَ
 
102. Они последовали за тем, что читали шайтаны в царствование Сулеймана. Сулейман не был неверующим. Неверующими были шайтаны, обучавшие людей колдовству. Также (иудеи последовали) тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но они оба не обучали никого, не сказав: «Поистине, мы – искушение, не становись же неверующим». У них учились тому, как разлучать мужа с женой. Но они (колдуны) не могут навредить никому без дозволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они (иудеи) знали, что тому, кто приобрел (выбрал) это, нет доли (от милости Аллаха) в вечной жизни. Скверно то (колдовство и неверие), за что они продали свои души! Если бы они (только) знали!
 
Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, однажды упомянул Сулеймана, мир ему, назвав его посланником и пророком, кто-то из раввинов сказал: «Мы удивляемся тому, что Мухаммад считает Сулеймана ибн Дауда пророком. Мы клянемся Аллахом в том, что он был всего лишь колдуном». И затем был ниспослан этот аят.[1]
 
«Они последовали за тем, что читали шайтаны в царствование Сулеймана», то есть последовали за колдовством и магией, которым шайтаны обучали людей во время правления Сулеймана, мир ему.
 
«Сулейман не был неверующим», то есть он не был колдуном и не впал в неверие из-за обучения колдовству.
 
«Неверующими были шайтаны, обучавшие людей колдовству», то есть именно они обучали людей магии и колдовству, тому, как разлучать супругов и как заставлять одного человека влюбиться в другого. И из-за них это знание распространилось по миру, но не из-за Сулеймана, мир ему.
 
«Также (иудеи последовали) тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту». Иудеи, которые практиковали магию и до сих пор известны в мире как колдуны, создавшие целую науку под названием «каббала», которая является по сути лишь колдовством, – они в этом следовали не за Сулейманом, мир ему, как они заявляют, а за тем, что было ниспослано Харуту и Маруту. Это было испытание для людей[2].
 
«Но они оба не обучали никого, не сказав: «Поистине, мы – искушение, не становись же неверующим»», то есть эти два ангела до обучения колдовству всегда предупреждали людей: «То, что мы вам рассказываем, – это испытание от Аллаха. Не используйте все это, чтобы причинять другим вред, и не становитесь неверующими из-за этого. Кто обучился этому, чтобы отводить беду от людей, тот спасся; а кто изучал это для причинения вреда людям, тот погиб и заблудился»[3].
 
«У них учились тому, как разлучать мужа с женой». И они изучали у них разные виды колдовства, в частности – как разлучать супругов. После такой магии любовь в браке сменялась ненавистью и неприязнью[4].
 
«Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы». Обучаясь колдовству, люди думали, что получали сверхспособности, которые приносят им власть и могущество, но на деле они лишь вредили сами себе, даже не осознавая этого.
 
«Они (иудеи) знали, что тому, кто приобрел (выбрал) это, нет доли (от милости Аллаха) в Последней жизни», то есть иудеи, которые отвергли Книгу Аллаха и заменили ее колдовством, как это делают каббалисты, используя тексты Таурата для колдовства, магии, гадания и других мерзостей, – они знали, что для них нет никакой милости от Аллаха и им не будет Рая, потому что они использовали божественное откровение для колдовства[5].
 
«Скверно то (колдовство и неверие), за что они продали свои души». И как же ничтожно это колдовство, на которое они обменяли счастье в  вечной жизни![6]
 
«Если бы они (только) знали» – если бы только изучавшие колдовство знали истину, если бы уверовали, если бы боялись Аллаха! Но этого не произошло.
 
Два ангела стали обучать колдовству, потому что тогда в Вавилоне появилось очень много колдунов, многие из которых объявили себя пророками. Два ангела были посланы, чтобы показать, в чем состоит разница между колдовством – по сути просто ремеслом – и чудом от Аллаха (муʼджиза), которое указывает на пророчество. Но многие люди это знание стали использовать во вред другим и стали сами практиковать колдовство. Однако на самом деле эти ангелы учили, как защититься от колдовства и как его отличить от настоящего чуда, но не призывали к нему и не говорили о его дозволенности.[7]
 
Имам Ибн Джарир ат-Табари[8] в своем тафсире передает мнение, что Харут и Марут могли обучать колдовству как таковому и что это было испытанием для рабов, но такое понимание идет вразрез с нашей акыдой, то есть с убеждением, что ангелы безгрешны и не могут обучать колдовству, потому что это запрещено.
 
Имам Ибн Касир[9] не соглашается с этим мнением и очень подробно и критически анализирует различные сообщения, которые приводятся в подтверждение этого мнения[10].
 
Он пишет:
 
«Об истории Харута и Марута существует множество сообщений от табиинов, таких как Муджахид, ас-Сади, аль-Хасан аль-Басри, Катада, Абу аль-Алия, аз-Зухри, ар-Рабиʼ ибн Анас, Мукатиль ибн Хайян и других. Многие толкователи Корана, как древние, так и поздние, передают эти истории, и их суть – это просто подробное изложение рассказа, услышанного от иудеев, потому что нет ни одного достоверного хадиса от того, кто не говорит по своей прихоти (Пророка Мухаммада), да благословит его Аллах и да приветствует.
 
В Коране рассказана короткая история, в общем виде и без детализации, и мы верим в то, что есть в Коране, в то, что Аллах имел в виду. И Аллах лучше знает об этом». [11]
 
А Кади ʼИяд пишет в книге «аш-Шифа»:
 
«Что касается историй об этом событии, то от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не передается ни слабого, ни достоверного хадиса, а подобные вещи не могут выводиться из разума».
 
Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Фатх аль-Бари» пишет следующее:
 
«История о Харуте и Маруте передается через хорошую цепочку передач (иснад хасан) в «Муснаде» имама Ахмада от Ибн Умара. И ат-Табари перечисляет множество подтверждений этой истории, которые все вместе указывают на то, что она имеет основу».[12]
 
Ахмад Шакир, издавший «Муснад» имама Ахмада с примечаниями насчет достоверности каждого хадиса, пишет:
 
«Что касается заявлений аль-Хафиза (ибн Хаджара аль-Аскаляни) о достоверности этой истории из-за того, что она приближается к однозначности из-за множества разных путей, по которым пришли эти сообщения, то это не так, потому что все эти пути имеют изъяны (ма’люля) и крайне слабые (вахия), потому что они явно противоречат разуму и нашей вере в безгрешность ангелов».[13]
 
Речь идет о различных историях, где рассказывается, как Харут и Марут стали «падшими ангелами», обучали людей колдовству осознанно и сами совершали различные грехи.
 
Все это, безусловно, противоречит нашей акыде в той ее части, которая касается веры в ангелов, о которых в Коране сказано:
 
لَّا يَعْصُونَ اللَّـهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ
 
«Они не ослушаются повелений Аллаха и делают (только) то, что им приказано». [14]
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Все это – слабые сообщения, ни одно из которых достоверно не передается от Ибн Умара, ведь это мнение противоречит основной идее об ангелах – достойных доверия, которым поручено передавать Откровение от Аллаха»[15].
 
Имам аль-Алюси пишет в своем тафсире об этих историях:
 
«Кто говорит, что подобные истории (о двух ангелах) достоверны, и понимает их буквально, совершает тем самым огромную ошибку и открывает двери для (дозволения) колдовства. Они разрушают здание Ислама и помогают неверующим, что очевидно для любого искреннего человека». [16]
 
Другой важный вопрос, который должен быть затронут в связи с этим аятом, – это природа колдовства и магии. 
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Согласно нашему (ахлю-с-сунна) мнению, колдовство на самом деле существует, и его создает Аллах по Своей воле. К колдовству можно отнести и фокусы, когда люди используют лишь ловкость рук». [17]
 
Имам аль-Куртуби, да помилует его Аллах, имеет в виду, что колдовство и магия имеют объективную природу. Это определенное ремесло, которым человек при желании может овладеть, но которое запрещено Шариатом.
 
Дело в том, что некоторые исламские секты, например муʼтазилиты, считали, что колдовство не имеет реальной природы. Они считали, что магия – это иллюзия, и людям просто каким-либо образом что-то внушают, но в реальности ничего не изменяется, и никакого воздействия на окружающий мир не происходит.
 
Однако, согласно нашему вероучению, Аллах сотворил нас и все наши дела, поэтому колдуны и маги не обладают самостоятельной творческой силой.
 
Имам аль-Куртуби пишет далее:
 
«Колдун не творит самостоятельно – лишь Аллах творит вещи. Всевышний создает результат акта магии точно так же, как создает чувство сытости после еды».[18]
 
Таким образом, мы и верим, что колдовство и магия реальны, эта реальность создана Всевышним Аллахом, а не самими магами и колдунами.
 
Что касается шариатского решения насчет тех мусульман, которые практикуют колдовство, то большинство ученых склоняется к мнению, что если колдовство содержит в себе неверие (куфр), например, взывание к божествам, веру в то, что планеты или звезды обладают самостоятельной способностью влиять на вещи, и так далее, то это будет неверием[19]. Если же в самом колдовстве не будет элементов куфра, то это будет запрещенным (харам)[20].
 
Шейх Али Ашраф Танви в книге «Ахкам аль-Куран» детально разбирает тему колдовства. Он пишет, что есть истинное колдовство и то, которое внешне подобно ему. Истинное колдовство всегда содержит в себе элементы куфра, поскольку представляет собой определенный спектр убеждений и идеологию, основанную на принципах, противоречащих Исламу. Маги и колдуны, практикующие такой вид колдовства – неверующие. И именно об этом виде идет речь в аяте.[21]
 
К сожалению, практика колдовства стала уже почти что нормой жизни для многих мусульманских народов. Мусульмане – даже практикующие – зачастую не видят проблемы в том, чтобы обратиться к колдунам для приворота супруга или супруги, объясняя это желанием «спасти свой брак».
 
Следует остерегаться также различных амулетов и талисманов вроде "синего глаза" (назар бонжук), или «руки Фатимы», которые почему-то многие мусульмане воспринимают как часть нашей исламской культуры.
 
وَلَوْ أَنَّهُمْ آمَنُواْ واتَّقَوْا لَمَثُوبَةٌ مِّنْ عِندِ اللَّه خَيْرٌ لَّوْ كَانُواْ يَعْلَمُونَ
 
103. Если они (иудеи) уверовали бы в Аллаха и были бы богобоязненны, то награда от Аллаха (была бы) лучше для них. Если бы они (только) знали!
 
«Если они (иудеи) уверовали бы в Аллаха и были бы богобоязненны», то есть если бы они были истинно верующими и проявляли бы богобоязненность, держась подальше от колдовства, то получили бы за это награду, которая превышает все то, что они хотели получить при помощи колдовства.
 
Если бы они (только) знали, какое их ждет наказание за ослушание Аллаха.
 
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَقُولُواْ رَاعِنَا وَقُولُواْ انظُرْنَا وَاسْمَعُوا ْوَلِلكَافِرِينَ عَذَابٌ أَلِيم
 
104. О те, которые уверовали! Не говорите (Посланнику Аллаха): «Заботься о нас!» – а говорите: «Присматривай за нами!» – и слушайтесь (его повелений и повинуйтесь). А для неверующих –  мучительное наказание!
 
Всевышний Аллах запретил верующим уподобляться неверующим в словах и поступках. В частности, иудеи использовали слова, имеющие некие дополнительные значения, которыми они хотели оскорбить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Так, они использовали арабское слово «رَاعِنَا» которое происходит от слова «رعونة», что означает «глупость» и «легкомыслие».[22]
 
Имам аль-Матуриди и другие толкователи Корана пишут, что причина запрета в том, что на иврите это слово – «رَاعِنَا» – было созвучно ругательству:
 
«По мнению аль-Кальби, это выражение на языке иудеев означало грубое ругательство. Иудеи обзывали друг друга словом «раʼина». И они приходили к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и говорили ему, издеваясь: «раʼина». Тогда Всевышний Аллах запретил верующим обращаться к нему этими словами, чтобы они не уподоблялись тем самым иудеям».[23]
 
Всевышний Аллах сказал об этом и в другом аяте:
 
مِّنَ الَّذِينَ هَادُوا يُحَرِّفُونَ الْكَلِمَ عَن مَّوَاضِعِهِ وَيَقُولُونَ سَمِعْنَا وَعَصَيْنَا وَاسْمَعْ غَيْرَ مُسْمَعٍ وَرَاعِنَا لَيًّا بِأَلْسِنَتِهِمْ وَطَعْنًا فِي الدِّينِ ۚ وَلَوْ أَنَّهُمْ قَالُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا وَاسْمَعْ وَانظُرْنَا لَكَانَ خَيْرًا لَّهُمْ وَأَقْوَمَ وَلَـٰكِن لَّعَنَهُمُ اللَّـهُ بِكُفْرِهِمْ فَلَا يُؤْمِنُونَ إِلَّا قَلِيلًا
 
«Среди иудеев есть такие, которые искажают слова, говоря: «Мы услышали, но не повинуемся» и «Слушай, но не будь услышан» и «Заботься о нас». Они искажают слова и (тем самым) порочат религию. А если бы они сказали: «Слушаем и повинуемся» и «Послушай» и «Присматривай за нами», это было бы лучше для них и правильнее. Однако же Аллах проклял их за их неверие. Не верят они, за исключением немногих». [24]
 
И когда иудеи здоровались с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то говорили ему: «Ас-саму алейкум», – что означает: «Смерть тебе», – но по звучанию это очень похоже на «ассаляму алейкум».[25]
 
مَّا يَوَدُّ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ وَلاَ الْمُشْرِكِينَ أَن يُنَزَّلَ عَلَيْكُم مِّنْ خَيْرٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَاللّهُ يَخْتَصُّ بِرَحْمَتِهِ مَن يَشَاء وَاللّهُ ذُو الْفَضْلِ الْعَظِيمِ
 
105. Неверующие из числа людей Писания и язычников не хотят, чтобы вам ниспосылалось благо от вашего Господа. Аллах же выделяет Своей милостью, кого пожелает. И Аллах – Обладатель великой милости!
 
В этих словах Всевышний раскрывает, как сильно ненавидят мусульман люди Писания и язычники. Аллах запретил нам уподобляться им, ведь они ненавидят верующих и желают им только зла.
 
Некоторые иудеи приходили к мусульманам и уверяли их в своей доброжелательности. При этом они ненавязчиво проповедовали им превосходство иудаизма над Исламом. Священный Коран же раскрыл верующим их лицемерные планы, сообщив, что любые кафиры очень враждебно и завистливо настроены в отношении мусульман, ненавидят их и не могут перенести, если с мусульманами случается что-то хорошее. Также Всевышний дал нам понять, что не стоит бояться этой зависти – на самом деле только Господь решает, кого одарить благами, а блага и милости Его – бесчисленны! [26]
 
«Своей милостью, кого пожелает. И Аллах – Обладатель великой милости!» Так Всевышний Аллах напоминает верующим о данных им благах в виде религии Ислам и чистого Шариата, который останется неизменным до Судного дня и которым Всевышний Аллах выделил эту общину из числа прочих общин.
 
ДОПОЛНЕНИЕ: Аудио устаза Абу Али аль-Ашари по 102 аяту суры аль-Бакара:
 
 
 
 
[1] «Сафват ат-тафасир», 1/71.
 
[2] «Сафват ат-тафасир», 1/80.
 
[3] «Сафват ат-тафасир», 1/80-81.
 
[4] Там же.
 
[5] Там же.
 
[6] Там же.
 
[7] Там же.
 
[8] «Тафсир» ат-Табари, 2/422.
 
[9] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/522.
 
[10] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/522-535.
 
[11] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/523.
 
[12] «Фатх аль-Бари», 10/235.
 
[13] «Аль-Муснад» имама Ахмада с примечаниями Ахмада Шакира, хадис №6178.
 
[14] Коран  66:6.
 
[15] Аль-Куртуби (Дар аль-хадис), 1/470.
 
[16] «Рух аль-маʼни», 1/537-538.
 
[17] Аль-Куртуби, 1/465.
 
[18] Аль-Куртуби, 1/466.
 
[19] «Ахкам аль-Куран» Ашрафа Али Танви, 1/40.
 
[20] Там же.
 
[21] Там же, 1/42.
 
[22] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/548.
 
[23] Аль-Матуриди, 1/196.
 
[24] Коран 4:46.
 
[25] «Аль-Муватта» имама Малика.
 
[26] «Маʼариф аль-Куран», 1/280.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница

Комментарии: 8

Правила форума
Avatar
Люблю Знание Ислама
0
<p>В общем 102 аят, в этот аят верим а смысл мы оставляем на Аллаха. </p><p>В то что-то в голове не укладывается.</p><p><br></p>
12 июня, 17
Avatar
eldar_akay
0
<p>что некоторые исламские секты, например муʼтазилиты <br>слово секты - слишком резкое.<br>(группы, течения)</p>
13 июня, 17
Avatar
Администратор Azan ru
0
<p>Ассаляму алейкум. Правильно - секты.</p>
13 июня, 17
Avatar
Dinara bint Abdu-r-Razaq
0
<p>В первом большом аяте на 3 строчке в слове شياطين опечатка: сукун над буквой يا которая тянется с фатхой</p>
29 июня, 17
Avatar
tt П
1
<p>Ассаляму алейкум! Поправили. Джазакумуллаху хойрон.</p>
29 июня, 17
Avatar
Aimanka
0
<p>Здравствуйте, братья и сестры! </p><p><br></p><p>Мне хотелось бы поделиться со своей историей. Я не намазхан. Но я люблю Ислам и увлекаюсь нашей религией. </p><p><br></p><p>Сегодня я проснулась в 5 утра. И сразу же почему-то я вспомнила, что в исламских хадисах говорилось, что если прочесть суру Аль-Бакара, то шайтан со скоростью света бежит из дома. Я слышала, что эта сура и болезни лечит. Не долго думая, я зашла на ютуб, там нашла суру Аль-Бакара, которое читают 2 часа. </p><p><br></p><p>Здесь началось самое странное в моей жизни. Я никогда такого не испытывала. Это было впервые в моей жизни. </p><p><br></p><p>Мое тело начало трястись. Руки, ноги. Вены болели сильно. Как будто из моих вен что-то вытягивали. Сердце сильно стучало. Все мои органы, которые всегда болели, начали болеть еще сильнее: голова (у меня мигрень), кишечник, почки и т.д. Далее меня начало морозить. Мне стало до того холодно (хоть и на дворе лето), что я аж дрожала под одеялом. Внутри что-то говорило "останови эту суру". Но я выдержала все 2 часа. После я просто уснула. Проснувшись, я почувствовала, что мое тело разбитое, больное и усталое. Особенно болели вены. Вот так. </p><p><br></p><p>Если кто-нибудь знает что это было, что со мной произходило, то прошу напишите !!! Я не специалист в религиозных вопросах. Но хотелось бы услышать версии Намазханов, Имамов, возможно. </p><p><br></p><p>с уважением Айман </p>
2 июля, 17
Avatar
Руслан Амерханов
0
<p>думаю, это была реакция джиннов, которые были внутри вас. Аллах знает лучше</p>
26 марта, 18
Avatar
Руслан Амерханов
0
<p>может быть стоит заменить «Своей милостью, кого пожелает. И Аллах – Обладатель великой милости!» в последнем абзаце на «Аллах же выделяет Своей милостью, кого пожелает. И Аллах – Обладатель великой милости!». Так более полно по значению</p><p><br><br></p>
26 марта, 18
Список уроков