Циклы Авторы Сортировка

2. Истиаза и басмала

15 098
8
27 мая, 17
بسم الله الرحمن الرحيم
 
С именем Всемилостивого Аллаха мы начинаем:
 
Перед началом чтения Корана желательно (сунна) произнести:
 
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم
 
«А’узу биЛляхи мин аш-шайтани-р-раджим» («Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана»). Это выражение носит название «истиʼаза».
 
После истиʼазы следует произнести:
 
بسم الله الرحمن الرحيم
 
«БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» («Я начинаю с именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том»).[1]
 
Эту формулу, которая называется «басмала», также желательно повторять перед чтением каждой суры Корана, кроме суры «ат-Тауба». Повторять истиʼазу перед каждой сурой не нужно – достаточно произнести ее один раз перед чтением Корана.
 
Несколько слов об истиʼазе
 
Всевышний Аллах говорит:
 
إِذَا قَرَأْتَ الْقُرْآنَ فَاسْتَعِذْ بِاللَّـهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
 
«Когда хочешь почитать Коран, прибегай к защите Аллаха от проклятого шайтана».[2]
 
Большинство ученых считает, что повеление в этом аяте означает желательность, и произнесение истиʼазы – сунна, когда читаешь Коран вне намаза. Нужно ли произносить эту формулу в намазе – насчет этого среди ученых есть расхождения. В ханафитском мазхабе истиаза произносится в намазе один раз перед чтением суры «аль-Фатиха» в первом ракаате.[3]
 
Шейх Мухаммад ʼАли ас-Сабуни, хафизахуЛлах, так резюмирует содержание истиʼазы, опираясь на разные тафсиры Корана:
 
«Я прошу помощи и защиты у Аллаха, прибегаю к Нему, ищу убежища у Него от зла свирепого и злокозненного шайтана, который хочет сбить меня с истинного пути и сделать заблудшим. Поэтому я обращаюсь к Слышащему и Знающему Творцу с просьбой о защите от козней, хитростей и наущений шайтана. И никто не может избавить меня от его зла и вреда, кроме Господа миров».[4]
 
Если врагов мусульманина из людей еще можно остановить, смягчить или даже сделать друзьями, то шайтан – бескомпромиссный и злой враг человеческого рода, ненавидящий их из ненависти к их предку Адаму, мир ему. Вреда шайтана можно избежать лишь одним путем – оказавшись под защитой Всевышнего Аллаха.[5]
 
Толкование басмалы
 
Все ученые Ислама согласны, что «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим» – это  аят Священного Корана, входящий в суру «ан-Намль»:
 

إِنَّهُ مِن سُلَيْمَانَ وَإِنَّهُ بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ

 
Пророк Сулейман, мир ему, в письме Билькис (царице Савской) написал:
 
«Это письмо от Сулеймана, и я начинаю с именем Аллаха, Милостивого и Милующего».[6]
 
Здесь слова «бисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» считаются аятом данной суры.
 
Ученые также единогласны в том, что этот аят пишется в начале каждой суры, кроме суры «ат-Тауба».
 
Но существуют разногласия среди имамов Ислама по поводу того, является ли басмала аятом суры «аль-Фатиха» или нет.
 
Согласно мнению великого имама Абу Ханифы, этот аят не входит ни в одну суру, кроме «ан-Намль». Басмала – это самостоятельный аят Корана, который был ниспослан Аллахом именно для того, чтобы отделять одну кораническую суру от другой.[7]
 
Достоинства басмалы
 
Арабы до прихода Ислама начинали все важные дела с произнесения имени того или иного идола. Чтобы искоренить эту практику, первыми словами откровения, которые Джибриль, мир ему, передал нашему Пророку, мир ему и благословение Аллаха, были:
 
اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ
 
«Читай с именем Господа твоего».[8]
 
И во многих хадисах передается, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословения, все важные дела начинал с произнесения имени Аллаха. Вначале он произносил формулу «Бисмика Аллахумма» («С именем Твоим, Аллах…»), а позже стал говорить «бисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим». С этого времени сунной стало именно произнесение басмалы.[9]
 
Сунной является произносить басмалу перед началом каждого разрешенного Шариатом действия: перед едой, питьем, омовением, входом в транспортное средство, перед зажиганием света, закрыванием двери и прочими действиями, даже самыми обычными, бытовыми.[10]
 
Повелевая человеку начинать все, что он делает, с именем Аллаха, Ислам направляет всю его жизнь к Аллаху, чтобы верующий с каждым шагом и каждым делом обновлял свою преданность Аллаху. Таким образом, все повседневные действия человека, каждое движение и жест, становятся актами богослужения, за которые мусульманин получит награду в вечной жизни.  Всего несколько слов – и какой мощный эффект! Басмала –  это словно химическая реакция, преобразовывающая земное (дунья) в священное (дин). Кажется на первый взгляд, будто неверующий ест и пьет точно так же, как мусульманин, но, произнося басмалу перед началом еды, мусульманин тем самым признает, что у него нет силы создать даже тот маленький кусочек еды, который он кладет в рот.  Это Всевышний Аллах даровал ему его, как и этот глоток воды.[11]
 
Имена Всевышнего «Аллах», «ар-Рахман» и «ар-Рахим»
 
В басмале встречаются три имени Господа:
 
  1. Аллах;
  2. ар-Рахман;
  3. ар-Рахим.
Об имени «Аллах» имам Абу Абдуллах ас-Сануси, да смилуется над ним Аллах, пишет так:
 
«Аллах – это имя собственное Бога, чье Существование обязательно с точки зрения разума и который достоин поклонения».[12]
 
Имам Ибн Касир пишет: ««Аллах» – имя собственное Господа. Существует мнение, что оно и есть «величайшее имя» (аль-исм аль-аʼзам), ибо именно это имя и описывается всеми качествами. Всевышний Аллах говорит:
 
هُوَ اللَّـهُ الَّذِي لَا إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ الْعَزِيزُ الْجَبَّارُ الْمُتَكَبِّرُ
 
«Он – Аллах, кроме которого нет никого, достойного поклонения. Он – аль-Малик (Властелин), аль-Куддус (Совершенный), ас-Салям (Не имеющий недостатков), аль-Муъмин (Подтверждающий правоту), аль-Мухаймин (Всезнающий), аль-ʼАзиз (Победитель), аль-Джаббар (Принуждающий), аль-Мутакаббир (Величественный)…»[13]
 
Все остальные имена (кроме имени «Аллах») выполняют роль атрибутов».[14]
 
Два других имени – «ар-Рахман» и «ар-Рахим» – хотя и образованы от одного корня со значением «милость», но отличаются по смыслу.
 
Мы приведем здесь три основных толкования этих имен, все они верные:
 
  1. Ар-Рахман – Милостивый, Обладатель Милости, Ар-Рахим – Проявляющий Милость.
 
В этом значении первое имя связано с атрибутом, которым описана сущность Всевышнего Аллаха, а второе имя – с Его действиями, то есть Аллах милует, кого пожелает. При выборе такого толкования этих имен на русский язык «басмалу» можно перевести как «с именем Аллаха, Милостивого, Проявляющего милость» или «…Милостивого, Милующего».
 
  1. Ар-Рахман – наделяющий благами всех в этом мире, Ар-Рахим – проявляющий Свою Милость только к верующим в вечной жизни.
 
В соответствии с данным толкованием, «басмалу» на русский язык переводят как «с именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том».
 
  1. Имам ас-Сануси приводит другое толкование, которое большинство ученых по акыде посчитали самым верным: «ар-Рахман» – наделяющий значительными благами (такими, как жизнь, иман и т.п.), а «ар-Рахим» – наделяющий небольшими благами (вкусная еда, красивая одежда и др.). И смысл объединения этих имен в Коране и в нашей речи (когда мы говорим: «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим») в том, что у Всевышнего следует просить как о значительных вещах, так и о самых незначительных, на что указал имам аль-Байджури в «Тухфат аль-Мюрид».[15]
 
«Ар-Рахман» – это исключительное свойство Аллаха, и это слово используется только при обращении к Господу. Недопустимо называть кого-то из творений «Рахман», давать это имя детям и т.п., поскольку не существует никого, кроме Аллаха, чья милость была бы полной и всеобъемлющей. Кроме того, у имен «Аллах» и «ар-Рахман» нет двойственного  и множественного числа, ведь это имена Того, кто Един, у кого нет сотоварища, равного или подобного Ему.[16]
 
Однако слово «ар-рахим» в арабском языке может быть использовано в отношении человека: Всевышний Аллах описывает этим качеством Пророка, да благословит Аллах его и приветствует:
 
بِالْمُؤْمِنِينَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
 
Он мягок и милостив («рахим») к верующим».[17]
 
Иногда «бисмиЛлях» переводят как «во имя Аллаха». Конечно, это не вполне строгий перевод в смысле передачи грамматического значения арабского выражения, поскольку служебное слово «би» в басмале имеет значение «совмещения», «поиска помощи» или «поиска благодати».[18] Это значит, что мы говорим «бисмиЛлях», совмещая произнесение этого аята с началом нашего дела, прося у Всевышнего помощи и благодати в этом деле. И в этом смысле перевод «с именем Аллаха…» точнее. Однако с точки зрения смысла перевод «во имя Аллаха» будет все же корректным, ведь «во имя кого-то»  в русском языке означает «ради кого-то», что абсолютно верно – мы начинаем дело ради Аллаха, желая превратить обычное, бытовое занятие в поклонение Всевышнему.
 
Таким образом, каждый раз, когда мы говорим «с именем Аллаха…» мы подразумеваем глагол, обозначающий действие, которое мы будем совершать: «с именем Всемилостивого Аллаха я начинаю/ем/пью/выхожу/сажусь/читаю Коран» и т.п.
 
Не забывайте, что «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» –  аят Священного Корана, и к нему нужно проявлять такое же уважение, как и к самому Корану: если он написан на бумаге или напечатан в книге, недопустимо прикасаться к нему без малого омовения (вуду). Если у вас нет гусля, то дополнительно к этому нельзя читать этот аят с намерением на чтение Корана, однако можно произносить «басмалу» как мольбу (дуа) или как слова поминания Аллаха перед началом любого дозволенного Шариатом дела.[19]
 
[1] Это одно из толкований «басмалы». О других мы расскажем ниже.
 
[2] Коран 16:98.
 
[3] Аль-Куртуби, 1/135.
 
[4] «Раваиʼ аль-баян», 1/14.
 
[5] Ибн Касир (Тайба), 1/110.
 
[6] Коран 27:30.
 
[7] «Маʼариф аль-Куран», 1/54 – 55.
 
[8] Коран 96:1.
 
[9] Аль-Куртуби, 1/144.
 
[10] Там же, 1/151.
 
[11] «Маʼариф аль-Куран», 1/56.
 
[12] «Шарх асма аль-хусна», с. 26.
 
[13] Коран 59:23.
 
[14] Цит. по «Раваиʼ аль-баян», 1/15.
 
[15] «Прекрасные имена Аллаха и их краткое толкование».
 
[16] Аль-Куртуби, 1/159 – 160.
 
[17] Коран 9:128.
 
[18] «Маʼариф аль-Куран», 1/58.
 
[19] Там же, 1/60.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник

Комментарии: 8

Правила форума
Avatar
Даурен Абубакир
1

Ассаламу алейкум! қандай керемет екен! зор рахмет сіздерге! Алла разы болсын еңбегіңізге!

28 мая, 17
Avatar
Нұржігіт Құрманәліұлы
2

Әссәләму әләйкум уә рахмәтуллаһи уә бәракәтуһ! Әльхәмдулиллә! Аллаһу әкбар! Пусть Алла Субхәнә уә Тә'әлә одарит вас всеми благами этого мира, для того, что бы вы смогли донести всю красоту и прелесть священного Курана! Что бы миллионы людей в этом и последующих поколениях пользовались вашими книгами для достижения довольство Аллаһа и что бы ваши труды воздались вам многократно в этом и в вечном мире! Әминь!

28 мая, 17
Avatar
Администратор Azan.ru
0

Уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух! Амин брат!

1 июня, 17
Avatar
Руслан Мусаев
1

Ассалям уа алейкум уа рахматуллахи уа баракятух! Да будет доволен вами Аллах! Да одарит Аллах вас силой в этом деле! Да воздаст вам ар-Рахман! Аминь!

28 мая, 17
Avatar
Muslim Astana
0

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху! Хотелось бы спросить, у вас стоит защита от копирования? Просто мне удобнее читать с бумаги, я хотел последовательно печатать ваш тафсир и хранить у себя для дальнейшего чтения и запоминания.

1 июня, 17
Avatar
Администратор Azan.ru
0

Уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баркатух. Да, мы поставили защиту от копирования. Ин ша Аллах в будущем будет возможность скачивать уроки в пдф формате. Сейчас можете использовать "режим чтения".

1 июня, 17
Avatar
Закария Шабарханов
0

Ассаляму аляйкум. В начале, после 98-аята 16 суры, написано "ист'азы".

11 июня, 17
Avatar
Администратор Azan.ru
0

Уа алейкум ассалям. Исправили. БаракАллах!

11 июня, 17
Список уроков