Циклы Авторы Сортировка

3. Сура «аль-Фатиха» («Открывающая Коран»)

39 567
19
28 мая, 17
Мекканская сура, согласно основному мнению толкователей Корана, состоит из семи аятов. Однако ученые делят ее на аяты по-разному:
 
  • Большинство, считая, что «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» является первым аятом суры «аль-Фатиха», седьмым аятом называют: «Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, а не тех, на кого пал (Твой) гнев и не (путем) заблудших».
 
  • Ханафиты же, не считая «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» аятом суры «аль-Фатиха», полагают, что первый аят суры – это «Вся хвала Аллаху, Господу миров», шестой аят – «Путем тех, кого Ты облагодетельствовал», а седьмой – «А не тех, на кого пал (Твой) гнев и не (путем) заблудших».
 
Это разногласие отражено даже в печатных изданиях Корана – так, например, в последнем издании казанского мусхафа[1], нумерация аятов «Фатихи» дана в соответствии с мнением ханафитского мазхаба. Мы также станем придерживаться такого деления.
 
Достоинства суры
 
Эта сура была первой во многих отношениях:
 
  • Коран открывается этой сурой.
  • Каждый намаз начинается с этой суры.
  • Это первая законченная сура, которая была ниспослана нашему Пророку, мир ему и благословение Аллаха.[2]
 
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал сподвижнику Абу Саи’ду ибн аль-Му‘алле, да будет доволен им Аллах:
 

«Не научить ли мне тебя величайшей суре Корана прежде, чем ты покинешь мечеть?».  Затем он взял меня за руку и вел меня, так что мы уже почти вышли из мечети. Тогда я сказал: «О Посланник Аллаха, ты сказал, что научишь меня величайшей суре из Корана». Он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аль-хамду лиЛляхи Раббиль ʼалямин»[3]  –  это «ас-сабʼ аль-масани» и великий Коран, который был дарован мне».[4]

 
«Ас-саб’ аль-масани» переводится как «семь повторяющихся (аятов)». Иными словами, сура «аль-Фатиха» состоит из семи аятов, которые часто повторяются: ведь их читают в каждом ракаате каждого намаза. Если человек совершает только обязательные намазы, он читает суру «аль-Фатиха» семнадцать раз в день. А если добавить различные желательные намазы, это число еще увеличивается.
 
Убай ибн Ка’б, да будет доволен им Аллах, рассказывает: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал мне суру «Аль-Фатиха». После этого он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа[5]! В Таурате, Инджиле, Забуре и в Фуркане[6] не было ниспослано ничего, подобного этой суре. Эти семь повторяющихся аятов[7] и есть Великий Коран[8]».[9]
 
Сура «аль-Фатиха» – квинтэссенция, самая суть Священного Корана, а остальная часть Книги – это раскрытие ее смыслов. Таким образом, эта сура раскрывается в двух частях (очерчивает два направления). Самые главные темы Корана – это вера (иман) и благие дела. И то, и другое упоминается в «Фатихе». Кроме того, эта сура дает понять человеку, который только начинает читать или изучать Коран: нужно подойти к этой книге непредвзято – с разумом, очищенным от всех прежних убеждений и мнений, не ища ничего, кроме истины, обращаясь к Аллаху с мольбой о наставлении на верный путь. Остальные суры Корана – это как раз ответ на эту мольбу. И этот ответ начинается со слов суры «аль-Бакара»: «Алиф Лям Мим. Эта книга – нет сомнения в этом – является руководством для богобоязненных»[10]. Это то самое руководство, о котором человек просит в суре «аль-Фатиха» и которое содержится в Священном Коране.[11]
 
Имам Абу Мансур аль-Матуриди, да будет Аллах им доволен, пишет:
 
«Смысл суры «аль-Фатиха» обязан понимать каждый человек, ибо эта сура учит восхвалять Аллаха, возвеличивать Его, поклоняться Ему одному, просить помощи только у Него, а также просить у Него наставить нас на прямой путь. Все это необходимо каждому человеку. В этом заключается благородное познание Творца, восхваление Аллаха подобающим образом, ибо Он одаряет Своими благами все Свои создания, и каждый из Его рабов нуждается в Нем».[12]
 
Названия суры
 
Имам аль-Куртуби в своем тафсире перечисляет двенадцать имен этой суры. Приведем основные из них:
 
  1. «Аль-Фатиха» или «Фатиха аль-Китаб» –  «Открывающая Книгу», ведь Коран начинается с этой суры.
 
  1. «аль-Хамд» («Хвала»). Сура называется так по аяту «Вся Хвала Аллаху…».
 
  1. «Умм аль-Китаб» или «Умм аль-Куран» («Основа Корана»), ведь эта сура, как мы сказали выше, – суть и квинтэссенция Священного Корана.
 
  1. «Ас-сабʼ аль-масани» («Семь повторяющихся (аятов)».
 
  1. «Аль-Куран аль-ʼАзым» («Великий Коран»). Сура названа так в согласии с принципом метонимии – часть называется именем целого, чтобы подчеркнуть важность этой части для целого, поскольку самые важные темы Корана присутствуют в первой суре.
 
  1. «Аш-Шифа» («Исцеление»), согласно словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Сура «аль-Фатиха» – это исцеление от любого яда».[13]
 
  1. «Аль-Кафия» («Достаточная»). Имам аль-Куртуби приводит такой хадис: «Основа Книги заменяет собой остальное, а остальное не может заменить ее».[14]
 
Важный хадис об этой суре
 
Имам Муслим передает от Абу Хурайры, да будет Аллах им доволен, хадис, в котором Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, говорит:
 
«Аллах Всемогущий и Великий сказал:
 
«Я разделил молитву (то есть суру «аль-Фатиха») между Собой и рабом Своим поровну, и Моему рабу достанется то, о чем он просит».
 
Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И если раб скажет:
 
الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
 
«Вся хвала Аллаху, Господу миров»,
 
Всевышний Аллах говорит: «Раб Мой воздал Мне хвалу».
 
И если человек скажет:
 
الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ 
 
«Милостивому, Милующему»,
 
Аллах говорит: «Раб Мой восславил Меня».
 
И если он скажет:
 
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ
 
«Властелину Судного Дня»,
 
Всевышний Аллах говорит: «Раб Мой превознёс Меня».
 
И если он скажет:
 
إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ 
 
«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного просим о помощи»,
 
Аллах говорит: «Это (будет поделено поровну) между Мной и рабом Моим, и достанется рабу Моему то, о чём он просит».
 
И если раб скажет:
 
اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ
صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ
 
«Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, а не тех, на кого пал (Твой) гнев и не (путем) заблудших»,
 
Аллах говорит: «Это – Моему рабу, и будет ему то, о чём он просит!»
 
الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
 
1. Вся хвала Аллаху, Господу миров,
 
Имам аль-Матуриди пишет:
 
«Слова «Вся хвала Аллаху – Господу миров» содержат благодарность Всевышнему Аллаху за все Его блага, адресованную Тому, у кого нет сотоварища. Это восхваление Его наилучшим способом за все Его блага от всех Его творений. Аят также содержит подтверждение единственности Того, кто создал всех людей. Также в нем – утверждение Его господства в словах «Господь миров». Аяты суры обязательно обеспечат читающему их – с убежденностью в сердце – счастье в обоих мирах».[15]
 
Арабское слово «хамд» («хвала») близко по значению слову «шукр» («благодарность»).
 
Имам Ибн Джузай аль-Кальби пишет:
 
«Понятие «восхваление» (хамд) имеет более общее значение, чем «благодарность» (шукр), поскольку благодарностью называется именно ответ на благодеяние, а восхваление может быть как в ответ на благодеяние, так и без всякого повода.
 
Однако с другой стороны, благодарность имеет более общее значение, чем восхваление, ибо восхваление осуществляется словами, а благодарность может быть как скрыта в сердце, так и выражена словами или действиями.
 
Если ты поймешь общий смысл восхваления, то поймешь следом и то, что слова Всевышнего «Вся хвала Аллаху» – это восхваление Его за Его величие, великолепие, единственность, могущество, превосходство, знание, силу, мудрость и другие атрибуты, а также за смыслы девяноста девяти Его прекрасных имен. Кроме того, этот аят включает в себя благодарность и восхваление за все блага, которые он дал, и за все Его милости, оказанные творениям в этом мире и в вечности.
 
Эти слова – «Вся хвала Аллаху» – содержат смыслы, которые невозможно описать в великом множестве томов; количество этих смыслов разум людей не способен сосчитать! Тебе достаточно уже того, что Всевышний Аллах сделал эти слова началом Его Книги, и обитатели Рая будут ими завершать свои речи[16]».[17]
 
Всевышний Аллах был бы достоин всех похвал, даже если бы Он не создал весь этот мир, включая нас с вами. Даже если бы Он не даровал нам пропитание и даже если бы Он уничтожил нас всех, Он достоин всех похвал! Поэтому в аяте употребляется слово «аль-хамд».
 
Также имам аль-Матуриди пишет, что одна из важнейших форм восхваления Всевышнего – это описывать Его только качествами совершенства и не приписывать Ему того, что не подобает Его величию.[18] Таким образом, придающие Господу недостатки, вроде качеств творений – нахождения в пространстве, движения, частей тела и т.д. – не могут считаться теми, кто по-настоящему восхваляет Аллаха.
 
Слово «ʼалямин» – это множественное число слова «ʼалям» (мир, вселенная, царство). «Миры» – это всевозможные формы жизни: небо, земля, солнце, луна, звезды, ветер и дождь, ангелы, джинны, животные, растения, минералы и, конечно, люди. Так, выражение «Господь всех миров» означает, что один Аллах творит все существующее во вселенной или в миллионах вселенных, которые могут находиться за пределами нашей в космическом пространстве. Имам ар-Рази, великий комментатор Священного Корана, пишет, что существование иных вселенных за границами нашей рационально допустимо, ибо Аллах – Всемогущий, и Ему не составило бы труда создать миллионы других вселенных. Имам аль-Куртуби пишет, что, как передается от сподвижника Абу Саʼида аль-Худри, да будет Аллах им доволен, существует сорок тысяч миров, а наш мир, простирающийся от востока до запада, является только одним из них. Согласно имаму Мукатылю, число миров достигает восьмидесяти тысяч.[19]
 
И поскольку Всевышний Аллах – Обладатель абсолютного Могущества, то только Он в истинном смысле заслуживает хвалы, ведь все творения сами по себе бессильны и постоянно нуждаются в Нем. И именно эта идея составляет ядро истинного единобожия (таухида).
 
الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ 
 
2. Милостивому, Милующему,
 
Об этих именах Всевышнего Аллаха мы говорили в главе о значении басмалы.[20]
 
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ
 
3. Властелину Судного дня.
 
Слово «مَالِك» происходит от корня «ملك» –  «владеть», и «Малик» – это тот, кто обладает чем-то безраздельно, имея право и власть распоряжаться этим как ему угодно.[21]
 
Власть в Судный день будет принадлежать одному только Всевышнему Аллаху. Разумеется, она и в земной жизни принадлежит лишь Ему одному, однако не все люди это понимают. Не все из них верят в Аллаха и Судный день. Господь говорит:
 
وَمَا يَسْتَوِي الْأَعْمَى وَالْبَصِيرُ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَلَا الْمُسِيءُ قَلِيلًا مَّا تَتَذَكَّرُونَ
إِنَّ السَّاعة لَآتِيَةٌ لَّا رَيْبَ فِيهَا وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يُؤْمِنُونَ
 
«Как не равны слепой и зрячий, (так) и (не равны) верующие, совершающие праведные деяния, и творящие зло (неверующие). Мало кто получает пользу от наставления! День Суда непременно настанет – нет сомнения в этом, но большая часть людей не верует!».[22]
 
И в Судный день все, кто при жизни не верил в Аллаха и в воздаяние за поступки или сомневался в этом, воочию увидят, что Всевышний Аллах – единственный Творец и Господь вселенной, который единолично управляет всеми творениями. Никаких сомнений больше ни у кого не останется.
 
И в этот День человеку не поможет ни имущество, ни семья, ни власть, ни авторитет – ни одно творение не сможет ему помочь. Творения даже внешне больше не будут иметь силы и власти. Вся власть будет только у Аллаха, и все, что помогает человеку избежать наказания в земном мире, в Судный день окажется бесполезным.  
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Почему Аллах выделил именно Судный день, ведь Он – Властелин во всякий день? Дело в том, что на земле есть те, кто претендуют на власть и господство, например, Фараон, Нумруд и прочие. А в Судный день никто даже претендовать на власть не сможет: все творения смиренно склонятся перед Господом. Всевышний Аллах спросит у творений:
 
لِمَنِ الْمُلْكُ الْيَوْمَ
 
«Кому принадлежит власть сегодня?»
 
Они все, как один, ответят:
 
لِلَّـهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ
 
«(Власть принадлежит) Аллаху – Единственному, Подчиняющему всех Своей воле».[23]
 
Поэтому Аллах говорит: «Властелину Судного дня», то есть не будет в этот день другого властелина, судьи, вершащего возмездие, кроме Него…».[24]
 
Слово «الدِّين», как пишут толкователи Священного Корана, в этом случае означает «расчет, воздаяние».[25] «День расчета» – это то, что нам привычно по-русски называть «Судным днем», то есть последовательность событий, которая будет включать в себя отчет за поступки, представление и чтение рабу Аллаха книг его деяний, взвешивание их на весах, прохождение по мосту Сырат и некоторые другие события.
 
إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ 
 
4. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного просим о помощи.
 
Этот аят соединяет в себе восхваление Всевышнего и мольбу (дуа), обращенную к Нему.
 
Слово «العبادة» («поклонение»)  означает в арабском языке «приниженность, низкое положение», в шариатской терминологии это слово означает все, что делается ради Аллаха и из страха перед Ним.[26]
 
Дуа также является поклонением, ведь истинный смысл мольбы, обращенной к Господу, – это проявить свою нужду в Нем, подчеркнуть, что Он – Могущественный, Самодостаточный.
 
Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби, да помилует его Аллах, пишет в книге «Шаън ад-дуʼа»:
 
«Дуа – это обращение раба к своему Господу с просьбой о заботе, помощи и поддержке. И истинная суть дуа – проявление своей нужды в Аллахе и признание отсутствия у себя силы. И это то, каким подобает быть рабу – осознавать скромность человеческих возможностей, что вместе с тем дуа раба является восхвалением Всевышнего Аллаха, ведь ты признаешь, что Он – Милостивый и Щедрый. По этой причине Посланник Аллаха, мир ему и благословение Господа, сказал: «Дуа – это поклонение»[27]».[28]
 
Первые два аята  суры «аль-Фатиха» напоминают человеку, что он всем обязан Аллаху, который сотворил его из ничего, наделил его прекрасным обликом, разумом и волей, одарил бесчисленными благами и продолжает поддерживать и развивать его в течение всей жизни. Третий аят сообщает человеку, что и после смерти он полностью зависим от Аллаха. Следовательно, только Аллах достоин поклонения. Раз лишь Аллах может удовлетворить наши потребности, естественно и логично обращаться за помощью во всем к Нему одному. Этот аят учит человека не поклоняться никому, кроме Аллаха, не считать никого иного способным удовлетворять человеческие нужды. Толкователи Корана писали, что слова «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного просим о помощи» носят самый общий характер – мы просим у Аллаха обо всем хорошем в наших повседневных делах, религии и вечной жизни.[29]
 
اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ 
 
5. Веди нас прямым путем,
 
Последние три аята суры – это дуа. В приведенном выше хадисе сказано, что Всевышний Аллах говорит про эти аяты: «Это – Моему рабу, и будет ему то, о чём он просит!», то есть верующий, просящий искренне, может надеяться, что Господь ответит на его дуа.
 
Всевышний Аллах учит нас просить его о самом главном благе – имане. Мы просим у Аллаха о «прямом пути», то есть пути без отклонений и блуждания кругами. «Прямой путь» – это метафорическое обозначение Ислама – прямого и единственно верного пути к Аллаху. Прося Аллаха вести нас по прямому пути, мы тем самым просим Его укрепить нас в Его религии, дать возможность совершать благие поступки, чтобы оказаться в будущей жизни навечно в Раю.
 
صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ
 
6. путем тех, кого Ты облагодетельствовал,
 
Всевышний Аллах в другом аяте сообщает нам, кто они – облагодетельствованные Господом:
 
وَمَن يُطِعِ اللّهَ وَالرَّسُولَ فَأُوْلَـئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللّهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاء وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ أُولَـئِكَ رَفِيقًا
 
«Покорные Аллаху и (Его) Посланнику, окажутся вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах: пророками, правдивейшими, мучениками и праведниками. Как же прекрасны эти спутники!»[30]
 
Имам ас-Сейид аш-Шариф аль-Джурджани дает такое определение «правдивейшему» («ас-сыддик»):
 
«Это тот, чьи слова полностью соответствуют тому, что в сердце, и делам».[31]
 
Можно сказать, что это особая превосходная степень искренности.
 
Каждый раз, читая суру «аль-Фатиха», мы просим Аллаха направить нас верным путем, по которому уверенно идут лучшие из Его преданных рабов и отдалить нас от пути, избранного теми, на кого Аллах гневается, и пути заблудших.
 
غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ
 
7. а не тех, на кого пал (Твой) гнев и не (путем) заблудших.
 
О ком же идет речь в этом аяте?
 
От Пророка, мир ему и благословение Аллаха, передается что «те, на кого пал гнев» – это иудеи, а «заблудшие» – это христиане.[32] Возможны и другие толкования, однако толкование Пророка – безо всяких сомнений, лучше всего.
 
«Те, на кого пал гнев» Аллаха – это люди, знакомые с божественными заповедями, однако умышленно нарушающие их по своей испорченности. Такими были иудеи, которые были готовы пожертвовать счастьем в вечной жизни ради мирских благ. А «заблудшие», то есть сбившиеся с истинного пути, – это люди, которые нарушают законы Аллаха вследствие невежества или недостатка разума, и поэтому впадают в крайности – чрезмерность или небрежность. Так, христиане чрезмерно почитают пророка Ису, мир ему, обожествив его.[33] В плане же повседневной религиозной практики они, наоборот, крайне небрежны.
 
Таким образом, основной смысл этих аятов состоит в том, что в дуа о прямом пути мы просим Аллаха не вести нас путем тех, кто стал рабом своих страстей, проявив небрежность в соблюдении религии, и не путем тех, кто по невежеству и безрассудству впал в чрезмерность в религиозных вопросах, но наставить нас на путь тех, кто проявил умеренность между этими двумя крайностями.[34]
 
Как понять выражение «гнев Аллаха»? Гнев или злость человека – это эмоция, имеющая начало и конец, вызванная определенным событием. Если гнев вызван другим человеком, он нередко сопровождается желанием наказать этого человека или отомстить ему. Мы не можем описывать Всевышнего человеческими эмоциями – Аллах пречист от этого! – поэтому выражение «гнев Аллаха» нельзя понимать буквально. Ученые, предпочитавшие иносказательно толковать (таъвиль) атрибуты Аллаха с неясным смыслом, писали, что под «гневом Аллаха» может иметься в виду «Его желание наказать Своего раба». [35]
 
В конце чтения суры «аль-Фатиха» следует произнести «амин». Значение этого слова: «О Аллах, ответь на нашу мольбу».[36]
 
Желательно сделать небольшую паузу между последними словами суры и «амин», чтобы отделить слова Аллаха от слов человека.[37]
 
На этом завершается толкование суры «аль-Фатиха». Хвала Аллаху, Господу миров.
 
[1] Издание текста Священного Корана подготовлено под руководством муфтия республики Татарстан Камиля-хазрата Самигуллина; Казань, 2016.
 
[2] «Маʼариф аль-Куран», 1/53.
 
[3] То есть сура «аль-Фатиха».
 
[4] Привел аль-Бухари.
 
[5] То есть «Клянусь именем Всевышнего Аллаха».
 
[6] То есть в Коране.
 
[7] «Ас-саб’ аль-масани».
 
[8] Саму эту суру называют Великим Кораном, поскольку она содержит все, что есть в Коране.
 
[9] Передали ат-Тирмизи, Ахмад и др.
 
[10] Коран 2:1 – 2.
 
[11] «Маʼриф аль-Куран», 1/54.
 
[12] Аль-Матуриди, 1/7 – 8.
 
[13] Привели ад-Дарими, аль-Байхакы в «Шуʼаб» и др.
 
[14] Аль-Куртуби, 1/172 – 175.
 
[15] Аль-Матуриди, 1/10.
 
[16] Имеются в виду слова Аллаха: «И последними их (обитателей Рая) словами являются: «Вся хвала Аллаху, Господу миров»» (Коран 10:10).
 
[17] «Ат-Тасхиль ли ʼулюм ат-танзиль», 1/44 – 45.
 
[18] Аль-Матуриди, 1/13.
 
[19] «Маʼариф аль-Куран», 1/64 – 65.
 
[21] «Маʼариф аль-Куран», 1/66.
 
[22] Коран 40:58 – 59.
 
[23] Коран 40:16.
 
[24] Аль-Куртуби, 1/220.
 
[25] Там же, 1/221.
 
[26] Ибн Касир (Тайба), 1/134.
 
[27] Привели ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа и др.
 
[28] С. 4.
 
[29] «Маʼариф аль-Куран», 1/70.
 
[30] Коран 4:69.
 
[31] «Ат-Таʼрифат», с. 113.
 
[32] Ат-Табари, 1/186 – 189, 194 – 197.
 
[33] «Маʼариф аль-Куран», 1/78.
 
[34] Там же, 1/79.
 
[35] «Ат-Танзих» Ибн аль-Джамаʼа (Гавджи), с. 176.
 
[36] «Ат-Тасхиль ли ʼулюм ат-танзиль», 1/48.
 
[37] Аль-Куртуби, 1/195.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница

Комментарии: 19

Правила форума
Avatar
Айбол Амиржан
1
В толковании 5-го аята в начале написано "скаазно"
28 мая, 17
Avatar
Администратор Azan.ru
5

Ассаляму алейкум. Джазака Аллаху хайран! Исправили.

29 мая, 17
Avatar
merlan merlan
2

мощно!

29 мая, 17
Avatar
abdulhaqq alhanafi
3

Очень удобная структура. Читать одно удовольствие

29 мая, 17
Avatar
adam adamov
2

ассаляму `аляйкум ...да воздаст Аллаh благом авторам и всем кто принимал участие в данном труде !
немного запутался ...согласно толкованию 7 аята и словам нашего пророка соллаЛЛоh `аляйh уа саллям под заблудшими здесь подразумеваются христиане ...но ведь так же есть мнение что они КАФИРЫ ! хотелось бы понять для себя этот вопрос или ответ будет в толкованиях следующих сур !?

29 мая, 17
Avatar
Ahmad Abu Yahya
2

Ваалейкум ассалям ва рахматуллах! Амин!

"Заблудшие" означает "свернувшие с правильного пути". Этим можно описать и кафиров, и еретиков-мусульман. Все они отошли от истины.

29 мая, 17
Avatar
Abu Ismail
2

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху! Да воздаст вам всем Аллах Та'аля за столь прекрасное начинание! Я хотел спросить, а правда ли что аль-Фатиха обладает целительными свойствами и как это можно применять на практике?

29 мая, 17
Avatar
Ahmad Abu Yahya
2

Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух! Мы привели в тексте хадис о том, что чтение суры Фатиха лечит от отравления ядом. Также в хадисе, который передали Бухари и Муслим, где сказано, как с ее помощью вылечили укус скорпиона, есть такие слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: "Откуда ты знал, что можно лечить с ее помощью?", что указывает на лечение ею в целом, а не только от яда и укусов. Кроме того, те, кто лечит Кораном, говорят, что эта сура входит в число тех сур и аятов, которые входят в "рукыя". Аллах знает лучше.

29 мая, 17
Avatar
Даурен Абубакир
1

Ассаламу'алайкум! 7 раз читать аль Фатиха и каждый раз говорить Аумин. работает без перебоно, уже несколько лет практикую на своих детях, сразу становиться лучше. Можно читать говорить Аумин и каждый раз дуть на воду и после 7 раз давать выпить и умыть лицо. ( так говориться в аяте, что дул на место укуса скорпиона ). Главное Вера и все пользуйся! )

31 мая, 17
Avatar
Мухаммад tavhid
0

السلام عليكم перевод اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ пропустили?


30 мая, 17
Avatar
Ahmad Abu Yahya
0

Ваалейкум ассалям. Не понял вас. В тексте же идет "5. Веди нас прямым путем"

31 мая, 17
Avatar
Nur Sabri
0

Ассаламу алейкум. Он прав, из части "Важный хадис об этой суре".

31 мая, 17
Avatar
Ahmad Abu Yahya
1

Все, верно. Я понял)

31 мая, 17
Avatar
АбдусСалам Леков
0

Прочёл на одном вдохе. Да вознагратит Всевышний всех, кто хоть как- то участвует в издании этого грандиозного труда, высшей степенью в Раю. Амин!!!

4 июня, 17
Avatar
Администратор Azan.ru
0

Амин брат. Да воздаст Аллах благом и вас, тех, кто читает этот Тафсир. Амин!

4 июня, 17
Avatar
Ruslan M
0
«может надеется, что» - «может надеяться, что»
16 мая, 19
Avatar
Администратор Azan.ru
0
Исправили. Джазака Аллаху хайран!
18 мая, 19
Avatar
Парвиз Азимов
0
Ас саляму алейкум. В комментарии 3 пункта (مالك يوم الدين) в нижеследующем аяте вместо السَّاعة написано السِّاعة.
7 июня, 19
Avatar
Администратор Azan.ru
0
Уа алейкум ассалям! Исправили. Джазака Аллаху хайран!
11 июня, 19
Список уроков