ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
4. Сура «Аль-Бакара», аяты 1-5
Сура «Аль-Бакара» («Корова»)
Ниспослана в Медине. 286 аятов.
Достоинства суры «Аль-Бакара»
Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
لا تجعلوا بيوتكم قبوراً فإن البيت الذي تقرأ فيه سورة البقرة لا يدخله الشيطان
«Не превращайте свои дома в могилы. Поистине, шайтан не войдет в дом, где читают суру «Аль-Бакара»»[1].
От Сахля ибн Саʼда, да будет доволен им Аллах, передано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
إن لكل شيء سناما ، وإن سنام القرآن البقرة ، من قرأها في بيته ليلة لم يدخله الشيطان ثلاث ليال
«У каждой вещи есть своя вершина, и, поистине, вершина Корана – это сура «Аль-Бакара». В дом того, кто будет читать ее по ночам, шайтан не войдет в течение трех ночей»[2].
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
الم
1. Алиф лям мим.
Толкователи Корана разошлись во мнениях относительно того, как следует понимать последовательность букв, которой открываются некоторые суры. Такие буквы называют «аль-хуруф аль-мукотта’а» (отдельные, разрозненные буквы).
Часть ученых сказала, что Аллах не раскрыл смысл этого, и поэтому людям неизвестно значение этих букв, и это мнение передает имам аль-Куртуби.
Некоторые же ученые попытались растолковать смысл этих букв. Одни решили, что это название сур, а другие – что это обозначение первых букв имен и атрибутов Всевышнего Аллаха. И в этом аяте, согласно такому толкованию, «алиф» обозначает имя Аллах, «лям» – аль-Латыф, а «мим» – аль-Маджид.
Другая часть ученых – среди них имамы Ибн Касир, аз-Замахшари – сочла, что эти буквы указывают на уникальность, неподражаемость Корана (и’джаз аль-Куран): люди не смогут сочинить ничего, подобного Корану, хотя буквы те же. Иными словами, Коран, который в наших руках, состоит из тех же букв, которые используют люди. Поэтому во всех сурах, которые начинаются с «аль-хуруф аль-мукотта’а», затем идут аяты, в которых говорится, что Коран ниспослан от Аллаха.[3]
ذَلِكَ الْكِتَابُ لاَ رَيْبَ فِيهِ هُدًى لِّلْمُتَّقِين
2. Эта книга – нет сомнения в этом – является руководством для богобоязненных,
Коран, который ниспослан тебе, о Мухаммад, – это Книга, относительно которой нет ни малейшего сомнения, что она – божественное Откровение для тех, кто размышляет, анализирует и способен преодолеть свои страсти, перестав следовать ложным верованиям своих предков.
И этот Коран – руководство для всего человечества, но прислушаться к наставлениям Корана, подчиниться его повелениям, соблюдать его запреты сможет только богобоязненный, то есть страшащийся гнева Аллаха – тот, кто, боясь наказания Всевышнего, выполняет обязательное и избегает запретного.
Ибн Аббас объясняет, что богобоязненные («аль-муттакун») – это, в первую очередь, те, кто отстраняется от многобожия (ширк)[4].
Хасан аль-Басри же говорил, что богобоязненные – это отстраняющиеся от того, что им запрещено, и совершающие то, что им приказано[5].
Атия ас-Саʼди, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
لا يبلغ العبد أن يكون من المتقين حتى يدع مالا بأس به حذراً مما به بأس
«Раб не станет (полностью) богобоязненным, пока не оставит то, в чем нет запрета из страха совершить запретное»[6].
Итак, мы можем выделить три уровня богобоязненности:
-
Отстранение от многобожия.
-
Отстранение от запретного.
-
Отстранение от некоторых дозволенных вещей из страха совершить запретное.
Слово «ат-таква» («богобоязненность») в Коране имеет разные значения:
1. Вера (иман):
فَأَنزَلَ اللَّـهُ سَكِينَتَهُ عَلَىٰ رَسُولِهِ وَعَلَى الْمُؤْمِنِينَ وَأَلْزَمَهُمْ كَلِمَةَ التَّقْوَىٰ
«Аллах низвел на Своего Посланника и верующих покой и обязал их (произносить) слова богобоязненности (шахаду – свидетельство, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха)»[7].
2. Покаяние:
وَلَوْ أَنَّ أَهْلَ الْقُرَىٰ آمَنُوا وَاتَّقَوْا
«...Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны (то есть покаялись)»[8].
3. Покорность:
أَنْ أَنذِرُوا أَنَّهُ لَا إِلَـٰهَ إِلَّا أَنَا فَاتَّقُونِ
«Увещевайте их, (говорите,) что нет никого, достойного поклонения, кроме Меня. Бойтесь же меня (то есть будьте покорны Мне)»[9].
4. Отказ от грехов:
وَأْتُواْ الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا وَاتَّقُواْ اللّهَ
«Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха (то есть перестаньте грешить)»[10].
5. Искренность (ихляс):
ذَٰلِكَ وَمَن يُعَظِّمْ شَعَائِرَ اللَّـهِ فَإِنَّهَا مِن تَقْوَى الْقُلُوبِ
«И если кто почитает обряды Аллаха, то это (возвеличивание его) происходит от богобоязненности в сердцах (то есть от искренности)»[11].
И мы понимаем, что истинно богобоязненный человек сочетает в себе все эти смыслы слова «таква»[12].
الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ
3. которые веруют в сокровенное, (полноценно) совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их,
«Веруют в сокровенное»: верят в то, что они не видели своими глазами – то, что скрыто от их восприятия: воскрешение, Рай, Ад, Мост Сырат, отчет за поступки и многое другое, о чем было сообщено Всевышним Аллахом и Его Посланником, да благословит его Аллах и да приветствует.
Согласно мнению имама Ибн Джарира ат-Табари, речь в аяте идет о людях, которые проявляют веру в сокровенное в словах, убеждениях и действиях[13]. Это значит, что человек языком говорит, что верит, при этом верит искренне в душе, и это проявляется в его поступках.
Но как вера в сокровенное может проявляться в поступках человека?
Всевышний Аллах объяснил нам это во второй части аята:
«…и которые совершают намаз»
Глагол «أقام», употребленный в аяте, означает «выпрямлять, улучшать», то есть богобоязненные верующие не просто совершают намаз, но совершают его всегда вовремя и надлежащим образом, соблюдая все условия его действительности, такие как омовение, устранение наджасы, сокрытие аурата и т. д., полноценно выполняя все обязательные и желательные действия намаза, размышляя над величием Аллаха с трепетом в сердце от страха перед Всевышним.
«…и расходуют из того, чем Мы наделили их»
Другое качество истинно верующих – это то, что они расходуют данное им Всевышним Аллахом имущество на благие цели, помогая бедным и нуждающимся. К этому относится как выплата обязательного закята, так и желательная милостыня (садака) и другие виды праведного расходования своих средств. И это мнение имама ат-Табари[14].
Имам Ибн Касир пишет:
«Очень часто в Коране Всевышний Аллах упоминает намаз и расходование имущества вместе. Поистине, намаз – это право Аллаха и поклонение Ему, включающее в себя убежденность в Единственности Аллаха (таухид), Его восхваление, Его возвеличивание и преклонение перед Ним, мольбу к Нему и упование на Него. Расходование же имущества – это помощь творениям благом. И наиболее достойны этого семья, близкие родственники, слуги, а потом уже посторонние люди. Обязательное обеспечение тех, кто находится на иждивении, и обязательный закят также подпадают под смысл этого аята»[15].
Поклонение телом – это закят с физического здоровья, а помощь бедным и нуждающимся – закят с имущества.
В этих аятах Всевышний Аллах учит верующих приоритетам, которые должны определять жизнь истинного богобоязненного мусульманина: вероубеждение (акыда) и поклонение (ибадат).
И степень совершенства этих двух аспектов жизни верующего определяет степень его совершенства перед Аллахом.
والَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ وَبِالآخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ
4. которые веруют в то, что ниспослано тебе (о Мухаммад), и в то, что ниспослано до тебя (в книги, которые были ниспосланы предыдущим пророкам), и они убеждены в Вечной жизни.
Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, объяснил этот аят следующим образом:
«Они верят тебе (Мухаммад), верят в то, что ты передаешь от Аллаха, и в то, с чем приходили посланники до тебя, не делая различий между ними и не отвергая того, что Аллах передал через них»[16].
Мусульманин обязан верить во всех пророков, не разделяя их и не отвергая никого из них. И это одно из условий действительности веры, такое же, как и вера в священные Книги, которые были ниспосланы предыдущим пророкам. В наши дни мусульманин должен верить во все прежние Писания в целом (верить, что они – истина от Господа миров) и в упомянутые Аллахом поименно в частности (Таурат, Забур, Инджиль и Коран).
В прежние книги люди внесли искажения, однако все они сейчас – наряду с шариатами (законами) предыдущих пророков, мир им всем, – отменены, и все люди обязаны следовать только одной книге – Священному Корану, и только одному шариату – Шариату Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.
Слова Всевышнего «и они убеждены в Вечной жизни» означают веру в Воскрешение, Судный день, Отчет, Весы деяний, Ад, Рай и т. п.
Вера в вечную жизнь – это тот фактор, который мотивирует мусульманина воплощать свою веру в делах, живя так, как предписывает Шариат.
أُوْلَئِكَ عَلَى هُدًى مِّن رَّبِّهِمْ وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
5. Они (следуют) руководству от их Господа, и они – обретшие счастье.
Те, кому присущи названные в предыдущих аятах качества – верующие в сокровенное, полноценно совершающие намаз и расходующие на благие цели то имущество, которым их наделил Всевышний Аллах, а также верящие во все, что было ниспослано Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и убежденные в существовании Вечной жизни, – они следуют руководству Всевышнего Аллаха и свету Истины, дарованному им Господом.
«И они – обретшие счастье»: счастье и в этой жизни, ибо они поклоняются своему истинному Создателю и свободны от духовного рабства в плену ложных идеологий и учений, и счастье в Вечной жизни, где они будут награждены Раем и возможностью лицезреть Всевышнего Аллаха.
[1]Муслим, Ахмад, Тирмизи, Насаи.
[2]Табарани, Ибн Хиббан.
[3] «Сафват ат-тафасир», 1/25.
[4] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/253.
[5] «Мухтасар Ибн Касир», 1/25.
[6] Тирмизи, Ибн Маджа.
[7] Коран, 48:26.
[8] Коран, 7:96.
[9] Коран, 16:2.
[10] Коран, 2:189.
[11] Коран, 22:32.
[12] Ар-Рази, 2/23.
[13] Тафсир ат-Табари, 1/235 (с примечаниями шейха Ахмада Шакира).
[14] Тафсир ат-Табари, 1/244 (с примечаниями шейха Ахмада Шакира).
[15] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/262.
[16] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/264.
Предыдущий урок
3. Сура «аль-Фатиха» («Открывающая Коран»)
Следующий урок
5. Сура «Аль-Бакара», аяты 6-16
Комментарии: 8
Правила форума