Циклы Авторы Сортировка

48. Сура «Алю-Имран», аяты 10-16

4 132
4
16 февраля, 18
إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ لَن تُغْنِيَ عَنْهُمْ أَمْوَالُهُمْ وَلاَ أَوْلاَدُهُم مِّنَ اللّهِ شَيْئًا وَأُولَـئِكَ هُمْ وَقُودُ النَّارِ
 
10. Поистине, неверующих ни их имущество, ни их дети никак не избавят от (наказания) Аллаха. Они – топливо для Ада.
 
Те же, кто не уверовал в Аллаха, не смогут спасти себя в Судный день ни посредством имущества, ни через своих потомков. Неверующими растопят огонь Ада, подобно тому, как мы растапливаем огонь в печи дровами. И они пребудут в Аду вечно из-за своего неверия.
 
Толкователи Корана высказывали разные мнения о том, в отношении кого ниспослан этот аят. Одни сказали, что речь идет о христианах Наджрана, другие – что об иудеях из племен Бану Курайза или Бану Надыр, третьи – что об арабах-идолопоклонниках. Но нет препятствий считать, что аят имеет общий смысл и говорит обо всех тех, кто умер в неверии, без исключения.[1]
 
Ибн Касир пишет:
 
«Всевышний Аллах также говорит о неверующих, которые станут топливом для Ада:
 
يَوْمَ لَا يَنفَعُ الظَّالِمِينَ مَعْذِرَ‌تُهُمْ ۖ وَلَهُمُ اللَّعْنَةُ وَلَهُمْ سُوءُ الدَّارِ‌
 
«В тот День несправедливым не помогут их оправдания. Им – проклятие, и дурное прибежище».[2]
 
Имущество, которое они накопили за земную жизнь, и дети не помогут им перед Аллахом и не спасут их от Его мучительного наказания, как об этом сказал Всевышний Аллах:
 
وَلَا تُعْجِبْكَ أَمْوَالُهُمْ وَأَوْلَادُهُمْ ۚ إِنَّمَا يُرِ‌يدُ اللَّـهُ أَن يُعَذِّبَهُم بِهَا فِي الدُّنْيَا وَتَزْهَقَ أَنفُسُهُمْ وَهُمْ كَافِرُ‌ونَ
 
«Пусть же не восхищают тебя (Мухаммад) их богатство и сыновья. Аллах просто хочет наказать их через это (имущество и детей) в земной жизни, чтобы они в миг выхода души (из тела) оказались неверующими».[3]
 
Также Всевышний Аллах говорит:
 
لَا يَغُرَّ‌نَّكَ تَقَلُّبُ الَّذِينَ كَفَرُ‌وا فِي الْبِلَادِ  مَتَاعٌ قَلِيلٌ ثُمَّ مَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ ۚ وَبِئْسَ الْمِهَادُ
 
«Пусть не обманут тебя (свободные) действия неверующих на земле. (Земная жизнь для них всего лишь) кратковременное удовольствие, а затем их пристанищем станет Ад. Сколь же скверно это ложе!» [4]
 
А что касается этого аята, то Всевышний говорит: «неверующих», то есть тех, кто не верит в знамения Аллаха, кто посчитал ложью то, с чем пришли посланники, и кто не смог получить пользу от их откровения. Их «никак не избавят ни их имущество, ни их дети от (наказания) Аллаха. Они – топливо для Ада», то есть они станут дровами, которыми будут разжигать и топить Ад». [5]
 
كَدَأْبِ آلِ فِرْعَوْنَ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ كَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا فَأَخَذَهُمُ اللّهُ بِذُنُوبِهِمْ وَاللّهُ شَدِيدُ الْعِقَابِ
 
11.  Так же (поступали) люди Фараона и те, кто был до них. Они отвергли Наши знамения, и Аллах наказал их за грехи. Ведь Аллах суров в наказании.
 
«Так же (поступали) люди Фараона и те, кто был до них», то есть подобным было положение и поведение Фараона, его народа и прежних поколений неверующих – таких, как народы пророков Худа, Салиха и Шуайба, мир им.
 
«Они отвергли Наши знамения», то есть небесные книги и посланников, «и Аллах наказал их за грехи».
 
«Ведь Аллах суров в наказании», и никто не сможет избежать Его наказания.
 
Ибн Касир пишет:
 
«Аллах суров в наказании, и ничто не сможет защитить (неверующих) от этого неминуемого наказания, ибо Он делает то, что пожелает, и властвует над всем, и все подчинено Ему. И нет никого достойного поклонения, кроме Него, и нет господа, кроме Него».[6]
 
قُل لِّلَّذِينَ كَفَرُواْ سَتُغْلَبُونَ وَتُحْشَرُونَ إِلَى جَهَنَّمَ وَبِئْسَ الْمِهَادُ
 
12. Скажи (Мухаммад) неверующим: «Вы будете побеждены и собраны в Аду. Сколь же скверно это ложе!»
 
«Скажи неверующим»: Мухаммад, скажи иудеям и другим кафирам: «Вы будете побеждены», то есть ваши силы будут разбиты и вас уничтожат, наказав уже в этом мире, «и собраны в Аду», то есть затем вас накажут в вечной жизни – бросят в адское пламя, в котором вы пребудете вечно.
 
Имам Ибн Касир передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после сражения Бадр собрал иудеев Бану Кайнукаʼ и сказал им: «Иудеи, уверуйте, пока с вами не произошло то же, что произошло с курайшитами». Иудеи ответили: «Мухаммад, пусть тебя не обольщает, что ты убил группу курайшитов, которые не умели воевать. Если же ты решишься сражаться с нами, то узнаешь, что мы за люди, и поймешь, что никогда не встречал никого, подобного нам. И после этого Всевышний Аллах ниспослал аят: «Скажи неверующим: «Вы будете побеждены и собраны в Аду…»»[7]
 
«Сколь же скверно это ложе!», то есть как же ужасно это место и как же страшно наказание там.
 
قَدْ كَانَ لَكُمْ آيَةٌ فِي فِئَتَيْنِ الْتَقَتَا فِئَةٌ تُقَاتِلُ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَأُخْرَى كَافِرَةٌ يَرَوْنَهُم مِّثْلَيْهِمْ رَأْيَ الْعَيْنِ وَاللّهُ يُؤَيِّدُ بِنَصْرِهِ مَن يَشَاء إِنَّ فِي ذَلِكَ لَعِبْرَةً لَّأُوْلِي الأَبْصَارِ
 
13. Знамением для вас стало то, как встретились две группы (две армии в битве при Бадре): одна группа сражалась на пути Аллаха, в другой – неверующие. Они (неверующие) увидели своими глазами, что их (верующих) в два раза больше. Аллах оказывает помощь, кому пожелает. Поистине, в этом – назидание для людей проницательных.
 
«Знамением для вас стало то, как встретились две группы»: Всевышний Аллах преподал вам, иудеи, урок в двух армиях, которые сошлись в сражении при Бадре.
 
«Одна группа сражалась на пути Аллаха», то есть одно из этих двух войск сражалось ради Аллаха и для возвышения Его слова, «в другой – неверующие», а другая армия состояла из мекканцев-язычников.
 
«Они увидели своими глазами, что их (верующих) в два раза больше», то есть неверующие ясно увидели, что верующих в два раза больше, чем их самих.
 
«Аллах оказывает помощь, кому пожелает», то есть лишь Он решает, кому оказать поддержку и даровать победу.
 
«Поистине, в этом – назидание для людей проницательных»: а именно, что победа достигается не благодаря численному перевесу, но благодаря поддержке от Аллаха.
 
В битве при Бадре войско мусульман, возглавляемое Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, состояло из трехсот тринадцати человек, семьдесят семь из которых были мухаджирами (переселенцами из Мекки), а двести тридцать шесть человек были ансарами (жителями Медины). Знаменосцем мухаджиров был Али ибн Абу Талиб, а знаменосцем ансаров –  Са`д ибн Убада, да будет Аллах ими доволен. А войско мекканских язычников насчитывало приблизительно девятьсот пятьдесят человек. В битве при Бадре, ставшей первой битвой Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после хиджры, было явлено множество чудес (муʼджизат). В этом аяте рассказывается об одном из них. В суре «аль-Анфаль» сказано, что сначала Аллах Всевышний сделал так, что идолопоклонникам показалось, будто мусульман крайне мало, дабы мекканцы не бросились сразу бежать при виде мусульман. А когда идолопоклонники ринулись в атаку, Аллах создал у них впечатление, что верующих в два раза больше, чем их самих, то есть примерно две тысячи человек.[8]
 
زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ الشَّهَوَاتِ مِنَ النِّسَاء وَالْبَنِينَ وَالْقَنَاطِيرِ الْمُقَنطَرَةِ مِنَ الذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ وَالْخَيْلِ الْمُسَوَّمَةِ وَالأَنْعَامِ وَالْحَرْثِ ذَلِكَ مَتَاعُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَاللّهُ عِندَهُ حُسْنُ الْمَآبِ
 
14. Приукрашена для людей любовь к удовольствиям – от женщин, сыновей, накопленного золота и серебра в огромных количествах, от породистых скакунов, от скотины и посевов. Это (лишь) бренные удовольствия земной жизни, но у Аллаха есть лучшее, к чему стоит стремиться.
 
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям – от женщин», то есть в мужчин вложена любовь к женщинам и стремление к получению удовольствий от них. Женщины упомянуты первыми, потому что страсть к ним обычно самая сильная, а значит и опасность от нее наиболее велика.
 
«…Сыновей», потому что они – продолжатели рода, причина для гордости и отрада для родителей.
 
«…Накопленного золота и серебра в огромных количествах»: также, безусловно, люди склонны любить деньги. Одна из причин такой любви к ним в том, что деньги – это ключ к огромному числу прочих земных удовольствий.
 
«…От породистых скакунов, от скотины и посевов», то есть эти виды имущества также любимы для человека.
 
«Это (лишь) бренные удовольствия земной жизни», то есть все перечисленные вещи, как и удовольствия от них, – они временные. Человек сегодня богат, здоров, счастлив, а завтра беден, болен и печален. Но даже самые постоянные земные радости закончатся с его смертью.
 
«Но у Аллаха есть лучшее, к чему стоит стремиться»: награда от Аллаха, которую Он дарует верующим, лучше всего этого. И стремиться в жизни следует именно к ней.
 
Имам Ибн Касир пишет:
 
«Всевышний Аллах (в этом аяте) говорит о тех, для кого земная жизнь приукрашена через разнообразные наслаждения от женщин, детей (и т.д.) Всевышний назвал первыми женщин, потому что смута от них – самая большая, как это передается в достоверном хадисе:
 
ما تركت  بعدي فتنة أضر على الرجال من النساء
 
«Я не оставил после себя более опасную смуту для мужчин, чем женщины».  [9]
 
Но если цель (любви к женщинам) – защитить себя от смуты и завести детей, то тогда это (любовь к ним) станет похвальной и желательной…
 
Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
 
الدنيا متاع و خير متاعها المرأة الصالحة
 
«Земная жизнь — это временное благо, и лучше из ее благ – праведная жена» [10]
 
إن نظر إليها سرته و إن أمرها أطاعته و إن غاب عنها حفظته في نفسها و ماله
 
«Если он посмотрит на нее, то она будет радовать его взор, если он скажет ей что-то сделать, она подчинится ему, а если его не будет рядом, то она будет хранить ему верность и бережно относится к его имуществу». [11]
 
حُبِّبَ إليّ النساء و الطيب و جعلت قرة عيني في الصلاة
 
«Женщины и благовония созданы любимыми для меня. А отрада моих очей в намазе». [12]
 
Также сказала Аиша, да будет доволен ею Аллах:
 
«Не было для Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего любимее женщин, кроме лошадей».[13]
 
В другой версии сказано: «…Любимее лошадей, кроме женщин».
 
Любовь к детям иногда бывает вызвана гордостью и желанием похвастаться ими. Именно такая любовь подразумевается в аяте. Но любовь к детям может быть вызвана желанием преумножить свое потомство и увеличить умму Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые поклоняются только Аллаху, не придавая Ему сотоварищей. Такая любовь похвальна, как на это указано в хадисе:
 
تزوجوا الودود الولود فإني مكاثر بكم الأمم يوم القيامة
 
«Женитесь на тех, кто вам нравится и может много родить детей. Поистине, в Судный день через вас у меня будет больше всего последователей по сравнению с другими общинами». [14]
 
Любовь к имуществу может быть вызвана гордостью, тщеславием, высокомерием, желанием возвыситься над слабыми и бедными, тогда это порицаемо. Но она может быть вызвана также желанием помогать родственникам, поддерживать связи, тратить на благое, и это похвально, согласно Шариату».[15]
 
قُلْ أَؤُنَبِّئُكُم بِخَيْرٍ مِّن ذَلِكُمْ لِلَّذِينَ اتَّقَوْا عِندَ رَبِّهِمْ جَنَّاتٌ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَأَزْوَاجٌ مُّطَهَّرَةٌ وَرِضْوَانٌ مِّنَ اللّهِ وَاللّهُ بَصِيرٌ بِالْعِبَادِ
 
15. Скажи (Мухаммад): «Сообщить ли вам о том, что лучше этого? Для богобоязненных у их Господа – (райские) сады, в которых текут реки. В них они (богобоязненные верующие) пребудут вечно. Также (у них) там (будут) чистые супруги и довольство Аллаха». И Аллах видит рабов,
 
«Скажи: «Сообщить ли вам о том, что лучше этого?»: скажи, Мухаммад, своему народу: «А не рассказать ли мне вам о том, что на много лучше всех этих бренных земных удовольствий?».
 
«Для богобоязненных у их Господа – (райские) сады, в которых текут реки», то есть богобоязненные верующие в следующей жизни получат от Аллаха награду в виде пребывания в райских садах.  «В них они пребудут вечно. Также (у них) там (будут) чистые» от любых внешних и внутренних изъянов «супруги и довольство Аллаха». Также наградой им станет довольство Аллаха. А что может быть выше довольства Аллаха?!
 
«Аллах видит рабов» и знает обо всех их состояниях, даруя в Судный день каждому из них то, что он заслужил.  Затем Всевышний Аллах сообщает об их качествах:
 
الَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا إِنَّنَا آمَنَّا فَاغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
 
16. «которые говорят: «Господь наш! Поистине, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от наказания в Аду».
 
Всевышний Аллах видит и знает все о Своих рабах, и они говорят: «Господь наш! Поистине, мы уверовали» в Тебя, в Твое Писание и Твоего посланника, а также в Судный день и предопределение.
 
«Прости же нам наши грехи и защити нас от наказания в Аду», то есть прости нам по Своей безграничной милости наши грехи и помилуй нас, избавив от Своего гнева и наказания Адом!
 
[1] «Куран-и Меджид».
 
[2] Коран 40:52.
 
[3] Коран 9:85.
 
[4] Коран 3:196 – 197.
 
[5] Ибн Касир (Тайба), 2/15.
 
[6] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/321.
 
[7] Ибн Касир (Тайба), 2/17.
 
[8] «Куран-и Меджид».
 
[9]  Муслим.
 
[10] Муслим.
 
[11] Муслим.
 
[12] Ахмад.
 
[13] Насаи.
 
[14] Абу Дауд.
 
[15] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи) 2/323 – 324.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник

Комментарии: 4

Правила форума
Avatar
Al Almaty
0
<p>... Женитесь на те, кто вам нравится. Пропущена буква х в слове тех.</p><p>Я бы хотел спросить относительно указания на ошибки. Есть ли смысл писать под статьями в комментариях о найденных ошибках или у вас есть редакторы и со временем они перепроверят. Просто хотел узнать об этикете.</p>
16 февраля, 18
Avatar
Администратор Azan ru
0
<p>Ассаляму алейкум, брат. Ошибку исправили. Да будет доволен вами Аллах. </p><p><br></p><p>Если в статьях или циклах уроков вы заметите еще ошибки, пишите ин ша Аллах. Мы обязательно исправим ин ша Аллах. И будем вам признательны за это. Что касается книг, то редакция их невозможна, так как авторами переводов являемся не мы.</p>
17 февраля, 18
Avatar
Al Almaty
0
<p>ДжазакЛлаху хайран! Буду с бо́льшим вниманием читать ваши статьи, ин ша Аллах. Постараюсь принести пользу</p>
17 февраля, 18
Avatar
Администратор Azan ru
0
<p>Уа ийака.</p>
17 февраля, 18
Список уроков