Циклы Авторы Сортировка

5. Сура «Аль-Бакара», аяты 6-16

9 876
15
30 мая, 17
إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ سَوَاءٌ عَلَيْهِمْ أَأَنذَرْتَهُمْ أَمْ لَمْ تُنذِرْهُمْ لاَ يُؤْمِنُون
 
6. Поистине, неверующим безразлично, увещевал ты их или не увещевал, – они не веруют.
 
Рассказав о качествах истинных верующих, Всевышний Аллах сообщает о свойствах, которые присущи неверующим, чтобы через такое противопоставление истинная суть и тех, и других прояснилась бы еще больше. И мы часто встречаем в Коране такое противопоставление праведников и грешников[1].
 
И если вершина человеческого духа – это вера в Аллаха и Его пророков, а также подчинение Его повелениям, то низость человеческого духа – это неверие, поэтому сердца неверующих черствы настолько, что даже призыв и увещевания лучшего из творений Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не способны были оживить тот камень, который у них вместо сердец.
 
Всевышний Аллах сказал о таких людях:
 
إِنَّ الَّذِينَ حَقَّتْ عَلَيْهِمْ كَلِمَتُ رَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ  وَلَوْ جَاءَتْهُمْ كُلُّ آيَةٍ حَتَّىٰ يَرَوُا الْعَذَابَ الْأَلِيمَ
 
«Поистине, те, о ком подтвердилось Слово (решение) Аллаха (об их наказании), – они не уверуют, пока их не постигнет мучительное наказание, какие бы знамения им ни явились»[2].
 
Ибн Аббас, да будет Аллах доволен им и его отцом, говорил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, старался наставить всех людей и очень страдал, когда не все отвечали на его призыв. И Всевышний Аллах ниспослал эти аяты, указывая, что уверует лишь тот, кому это предопределено, чтобы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не терзался этим[3].
 
Всевышний Аллах говорит:
 
فَإِنَّمَا عَلَيْكَ الْبَلَاغُ وَعَلَيْنَا الْحِسَابُ
 
«На тебя возложена только передача Откровения, а за Нами – расчет (и воздаяние)»[4].
 
خَتَمَ اللّهُ عَلَى قُلُوبِهمْ وَعَلَى سَمْعِهِمْ وَعَلَى أَبْصَارِهِمْ غِشَاوَةٌ وَلَهُمْ عَذَابٌ عظِيم
 
7. Аллах запечатал их сердца и их слух, а на их глазах – пелена. И для них – великое наказание!
 
Аллах запечатал их сердца, лишив их восприятия духовного света пророчества.
 
Одно из толкований слова «запечатать», которое Ибн Касир передает от Муджахида, – утопание сердца в грехах, так что в итоге оно полностью охвачено грехом со всех сторон[5].
 
Некоторые толкователи Корана, имеющие отклонения в вероубеждении, пытались уйти от буквального значения этого аята, считая, что Аллах не может запечатывать сердца людей, потому что это якобы несправедливо.
 
Но существует множество аятов с похожим смыслом:
 
Всевышний Аллах говорит:
 
وَنُقَلِّبُ أَفْئِدَتَهُمْ وَأَبْصَارَهُمْ كَمَا لَمْ يُؤْمِنُوا بِهِ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَنَذَرُهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ
 
«Мы отворачиваем их сердца и взгляды, поскольку они не уверовали в него [Коран] в первый раз, и оставляем их блуждать в собственном заблуждении»[6].
 
Всевышний Аллах также говорит:
 
فَلَمَّا زَاغُوا أَزَاغَ اللَّـهُ قُلُوبَهُمْ وَاللَّـهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْفَاسِقِينَ
 
«Когда же они отклонились (от истины), Аллах отклонил их сердца (от верного пути). Аллах не наставляет (на истинный путь) нечестивцев»[7].
 
Есть и другие аяты, в которых Всевышний Аллах ясно говорит, что запечатал сердца неверующих, наказав их за грехи и насмешки над пророками и истиной. Это Его божественная справедливость, а не притеснение.
 
Имам аль-Куртуби пишет, что существует иджма (единогласное мнение ученых) о том, что запечатывание сердец неверующих – это действие, которое Всевышний Аллах совершает Сам, и это наказание за их неверие[8].
 
Кроме того, это подтверждается дуа, которое читал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует:
 
يا مقلب القلوب ثبت قلوبنا على دينك
 
«О Владыка сердец, утверди наши сердца на Твоей религии»[9].
 
Но мы должны помнить, что это не дает нам права решать, что у кого-то из неверующих навеки запечатанное сердце, только потому, что он не принял наши слова. Ведь нам неизвестно, в каком положении он умрет. Если мы удостоверились, что некий человек умер неверующим, то про него мы можем сказать: «Оказывается, его сердце было запечатано». Неправильное понимание данного аята может привести человека к клевете на Аллаха и к пагубным последствиям.
 
وَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ آمَنَّا بِاللّهِ وَبِالْيَوْمِ الآخِرِ وَمَا هُم بِمُؤْمِنِينَ
 
8. И среди людей (есть такие,) которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Судный День». Но они не верующие.
 
Описав верующих и неверующих, Всевышний Аллах затем описывает следующую группу людей – лицемеров (мунафиков).
 
И Он посвятил им целых тринадцать аятов, в то время как неверующим – два. Это указывает на то, как много от них исходит вреда и опасности. Ведь скрытый враг, который кажется другом, намного опаснее врага, который открыто выступает против тебя.
 
Лицемерие (нифак) – это демонстрация добродетели и сокрытие в душе зла. Лицемерие бывает двух видов:
 
  • лицемерие в убеждениях, и за него человек навечно окажется в Аду;
     
  • лицемерие в поведении, которое считается грехом, но не выводит человека из Ислама[10].
 
Аяты, касающиеся лицемеров, были ниспосланы в Медине, потому что в Мекке не было лицемеров, и все, кто принимал Ислам, несмотря на натиск враждебной среды, делали это искренне. В Мекке была даже противоположная ситуация: люди боялись проявлять свой иман.
 
Но после хиджры в Медину и победы при Бадре многие жители Медины стали понимать, что мусульмане превратились в  серьезную политическую силу.  Некоторые из них приняли Ислам лишь для вида, ради материальной выгоды, например, Абдуллах ибн Убай ибн Салюль. Таким образом, среди племен Аус и Хазрадж, населявших Медину, было некоторое количество лицемеров, однако их не было среди мухаджиров (переселенцев из Мекки), ведь они оставили свое имущество, родственников и родину ради религии Аллаха[11].
 
Всевышний Аллах говорит о лицемерах и в других сурах. Например:
 
إِذَا جَاءَكَ الْمُنَافِقُونَ قَالُوا نَشْهَدُ إِنَّكَ لَرَسُولُ اللَّـهِ  وَاللَّـهُ يَعْلَمُ إِنَّكَ لَرَسُولُهُ وَاللَّـهُ يَشْهَدُ إِنَّ الْمُنَافِقِينَ لَكَاذِبُونَ
 
«Приходя к тебе, лицемеры говорят: «Мы свидетельствуем, что ты — Посланник Аллаха».  Аллах знает, что ты — Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры лгут»[12].
 
يُخَادِعُونَ اللّهَ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَمَا يَخْدَعُونَ إِلاَّ أَنفُسَهُم وَمَا يَشْعُرُونَ
 
9. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и (сами этого) не чувствуют.
 
Лицемеры пытаются обмануть Всевышнего Аллаха и верующих, притворяясь мусульманами, хотя в своих душах скрывают неверие. На самом деле, они обманывают лишь самих себя, ведь за этот обман их ждет вечная погибель и суровое наказание.
 
Всевышний Аллах сказал о них:
 
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ يُخَادِعُونَ اللَّـهَ وَهُوَ خَادِعُهُمْ
 
«Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он сделает так, что они окажутся обманутыми»[13].
 
فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ فَزَادَهُمُ اللّهُ مَرَضاً وَلَهُم عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ
 
10. В их сердцах болезнь. Да увеличит Аллах их болезнь! И для них – мучительное наказание за то, что они лгали.
 
Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал, что под болезнью здесь подразумевается лицемерие[14].
 
Души лицемеров полны сомнений и заблуждений, которые только увеличиваются со временем. За них они понесут неминуемое наказание.
 
Имам аль-Куртуби писал, что возможны два толкования смысла слов Всевышнего «فَزَادَهُمُ اللّهُ مَرَضا»:
 
  1. Это дуа Аллаха против лицемеров, и смысл его: «Да увеличит Аллах их лицемерие и сомнения как воздаяние за их куфр!»
 
  1. Это повествовательное предложение, и тогда смысл будет: «Аллах увеличил их болезнь», – то есть увеличил их лицемерие, сомнение и заблуждения[15].
 
وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ لاَ تُفْسِدُواْ فِي الأَرْضِ قَالُواْ إِنَّمَا نَحْنُ مُصْلِحُونَ
 
 
11. А когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!» – они отвечают: «Мы делаем лишь благое».
 
И когда им говорят верующие, чтобы они не распространяли смуту и пороки, неверие и заблуждения, то эти лицемеры начинают утверждать, что на самом деле они творят только благое.
 
Ибн Масʼуд, да будет доволен им Аллах, сказал, что «нечестие на земле» – это неверие и грехи. И любой, кто грешит, совершает нечестие на земле[16].
 
أَلا إِنَّهُمْ هُمُ الْمُفْسِدُونَ وَلَكِن لاَّ يَشْعُرُون
 
12. Нет же! На самом деле они распространяют нечестие, однако они не чувствуют (этого).
 
«Нет же!»: Всевышний Аллах опровергает их, прямо говорит, что эти люди лгут.[17]
 
О люди, не обманывайтесь речами этих лицемеров, потому что именно они и являются нечестивцами, так как их души лишены света веры!
 
И из-за черствости сердец, невежества и погруженности в свои страсти они не могут увидеть, что их поступки – это зло и вред.
 
Люди, которые привыкли жить в грехе, часто начинают забывать, что неверие, прелюбодеяние, распитие спиртного, азартные игры и прочее – это явные пороки, разлагающие общество. Но сердце, которое взросло на этих страстях, уже не может ничего понять.
 
وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ آمِنُواْ كَمَا آمَنَ النَّاسُ قَالُواْ أَنُؤْمِنُ كَمَا آمَنَ السُّفَهَاء أَلا إِنَّهُمْ هُمُ السُّفَهَاء وَلَكِن لاَّ يَعْلَمُونَ
         
13. А когда им говорят: «Уверуйте, как уверовали люди», – они отвечают: «Разве мы уверуем, как уверовали глупцы?» Нет же! Поистине, они – (сами) глупцы, но они не знают (этого).
 
И когда этим лицемерам говорят, чтобы они уверовали истинной верой, а не только на словах, подобно тому как уверовали сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то они презрительно отвечают на это: «Разве мы уверуем, как уверовали глупцы?» И это не вопрос, это отрицание и отказ уверовать, который они выражают в такой уничижительной форме. Они хотят сказать: «Вы просите, чтобы мы уверовали, как уверовал, например, Биляль? Чернокожий раб? Вы хотите, чтобы мы уподобились ему?!»
 
В те времена лицемеры именно так и говорили, потому что большинство верующих были тогда очень бедными, и лицемерам это казалось признаком невежества и ничтожности мусульман.
 
Но, на самом деле, именно лицемеры и окажутся в итоге глупцами, потому что они следуют заблуждениям, не способны отличить истину от лжи и полностью погрязли в своих алчности и высокомерии. Разве не это является глупостью?!
 
Словом «сафих» в науке фикх определяют человека, который не различает, где польза, а где вред, не знает, где прибыль, а где убыток в финансовых вопросах. Говоря современным языком, это человек до предела финансово неграмотный. Шариатский судья должен лишить такого человека права распоряжаться своими денежными средствами и назначить опекуна (вали), который будет вести его финансовые дела. Лицемер – тот же «сафих», но в вопросах веры, так как он купил заблуждение, отдав за него истину, о чем будет сказано в следующих аятах.  
 
وَإِذَا لَقُواْ الَّذِينَ آمَنُواْ قَالُواْ آمَنَّا وَإِذَا خَلَوْاْ إِلَى شَيَاطِينِهِمْ قَالُواْ إِنَّا مَعَكُمْ إِنَّمَا نَحْنُ مُسْتَهْزِؤُونَ
 
14. И когда они встречают верующих, то говорят (им): «Мы уверовали». А когда остаются наедине со своими шайтанами, то говорят (признаются им): «На самом деле мы – с вами, на самом деле, мы лишь насмехаемся (издеваемся над мусульманами)».
 
И когда эти лицемеры проходят мимо верующих или находятся в их компании, то здороваются с ними, демонстрируя, что исповедуют одну с ними религию, но когда они возвращаются к своим лидерам, то заверяют их, что они, демонстрируя свою веру мусульманам, лишь издеваются над ними.
 
Ибн Аббас говорил, что под «шайтанами» здесь подразумеваются лидеры и авторитеты неверующих.[18]
 
Мы понимаем, что лидеров неверующих разрешается называть «шайтанами», поскольку они, подобно настоящим шайтанам-джиннам, сбивают людей с Истины, ведя их за собой в Ад.
 
اللّهُ يَسْتَهْزِىءُ بِهِمْ وَيَمُدُّهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ
 
15. Аллах унизит их и продлит им блуждание в их заблуждении.
 
Аллах накажет их за их издевательства над Своей религией и над верующими.[19]
 
Всевышний сообщает о печальной участи лицемеров в суре «аль-Хадид»:
 
يَوْمَ يَقُولُ الْمُنَافِقُونَ وَالْمُنَافِقَاتُ لِلَّذِينَ آمَنُوا انظُرُونَا نَقْتَبِسْ مِن نُّورِكُمْ قِيلَ ارْجِعُوا وَرَاءَكُمْ فَالْتَمِسُوا نُورًا فَضُرِبَ بَيْنَهُم بِسُورٍ لَّهُ بَابٌ بَاطِنُهُ فِيهِ الرَّحْمَةُ وَظَاهِرُهُ مِن قِبَلِهِ الْعَذَابُ
 
«В тот день (в Судный день) лицемеры и лицемерки скажут верующим: «Подождите, мы позаимствуем у вас немного света». Им скажут (на это): «Возвращайтесь назад и ищите свет». Между ними воздвигнется стена, в которой (будут) ворота. Внутри их будет милость, а снаружи — наказание»[20].
 
Также ученые говорят, что в Судный день Всевышний Аллах унизит лицемеров, велит издеваться над ними. От Ибн Аббаса, да будет доволен им и его отцом Аллах, передается:
 
«В Судный день откроется дверь между Адом и Раем, и неверующим скажут: «Заходите в Рай». И они побегут к той двери, но едва они добегут, как дверь захлопнется. В это время мусульмане, сидя на удобных ложах, будут наблюдать за происходящим и смеяться над неверующими. Всевышний Аллах сказал об этом:
 
فَالْيَوْمَ الَّذِينَ آمَنُواْ مِنَ الْكُفَّارِ يَضْحَكُونَ  عَلَى الْأَرَائِكِ يَنظُرُونَ
 
«Но в этот день верующие будут смеяться над неверующими, созерцая (их, устроившись) на ложах»[21]». [22]
 
أُوْلَئِكَ الَّذِينَ اشْتَرَوُاْ الضَّلاَلَةَ بِالْهُدَى فَمَا رَبِحَت تِّجَارَتُهُمْ وَمَا كَانُواْ مُهْتَدِينَ
 
16. Они – те, которые купили заблуждение ценой правильного пути. Их торговля была не прибыльна, и они не пошли верным путём.
 
Эти лицемеры променяли истинную веру, дарующую ее обладателю вечное блаженство, на неверие, которое вводит человека в Вечный Ад. Разве это выгодная сделка?! Кого же они в действительности обманули, кроме самих себя?! Кто же в итоге остался в убытке?
 
[1] «Сафват ат-тафасир», 1/26.
 
[2] Коран,10:96-97.
 
[3] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/268.
 
[4] Коран, 13:40.
 
[5] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/269.
 
[6] Коран, 6:110.
 
[7] Коран, 61:5.
 
[8] Аль-Куртуби, 1/260.
 
[9] Ахмад, Насаи.
 
[10] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/273.
 
[11] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/273.
 
[12] Коран, 63:1.
 
[13] Коран, 4:142.
 
[14] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/276.
 
[15] Аль-Куртуби, 1/300.
 
[16] «Сафват ат-тафасир», 1/29.
 
[17] Аль-Куртуби, 1/309.
 
[18] Аль-Куртуби, 1/313.
 
[19] Там же, 1/314.
 
[20] Коран, 57:13. «Внутри их будет милость, а снаружи — наказание», то есть с той стороны, где окажутся верующие, будут Рай и милость Аллаха, а со стороны неверующих – Ад и его муки.
 
[21] Коран, 83:34 – 35.
 
[22] Аль-Куртуби, 1/315.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник

Комментарии: 15

Правила форума
Avatar
Айбол Амиржан
0
Ассаляму алейкум.
В 3-ем абзаце "вера в Аллаxа и Его пророков": если не ошибаюсь, должно быть "в Аллаxа и в Его пророков";
В переводе 12 аята написано "распространяЮЮт".
31 мая, 17
Avatar
Rashid Abu Ali
0
<p>«Подождите, мы позаимствует у вас немного света». (Ошибка: мы позаимствуеМ)</p><p><br></p>
31 мая, 17
Avatar
Администратор Azan ru
1
<p>Уа алейкум ассалям. Ошибки исправили. Да будет доволен вами Аллах!</p>
31 мая, 17
Avatar
muslima sever
0
<p>Ассаляму алайкум, джазакумуллаһу хайран, 13 аят, уничижительной форме.</p>
6 июня, 17
Avatar
adam adamov
5
<p>АльХамдулиЛЛаh !!! Очень полезный и интересный тафсир !!! да воздаст Аллаh благом авторам этого проекта, всем устазам `алимам и хафизам примавшим участие в этом БЛАГОМ ДЕЛЕ !!! пусть за каждую букву и за каждого кто будет черпать ЗНАНИЯ из данного ТАФСИРА ангелы пишут в книги ваших благих деяний ДО СУДНОГО ДНЯ !!! Пусть Аллаh воздаст вашим семьям и вашим потомкам за это благое дело !!! роббана уа такоббаль ду`а !!!</p>
31 мая, 17
Avatar
Этибар Дадашов
0
<p>В 14 акте ошибка</p><p>В слове معكم над К дамма должна стоит сукун</p>
31 мая, 17
Avatar
Этибар Дадашов
0
<p>аяте</p><p> ошибся сам)))</p>
31 мая, 17
Avatar
Dinara bint Abdu-r-Razaq
0
<p>Ассаляму аляйкум. В 16 аяте написано اشتروا вместо фатхи над ра написана замма. Исправьте, пожалуйста. </p>
24 июня, 17
Avatar
Администратор Azan ru
0
<p>Уа алейкум ассалям. Исправили. Джазака Аллаху хайран!</p>
24 июня, 17
Avatar
Жанат Уахитов
0
<p>Ассаляму аляйкум.В 10 аяте кажется ошибка. Имам аль-Куртуби писал, что возможны два толкованиях смысла слов Всевышнего</p>
7 декабря, 17
Avatar
Администратор Azan ru
0
<p>Уа алейкум ассалям. Исправили. Да будет доволен вами Аллах!</p>
7 декабря, 17
Avatar
Jjhhujhh GIFdMB
0
<p>Ассаламу Алайкум Варахматуллахи Таала Вабаракатух. В 8 аяте в переводе слово &lt;&lt;неверующие&gt;&gt; написано раздельно. Думаю должно быть вместе. </p>
18 марта, 18
Avatar
Администратор Azan ru
0
<p>Уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух. Должно быть раздельно. </p>
19 марта, 18
Avatar
A S
0
Ассаляму аляйкум. 14-аят. Слово مَعَكْمْ. Буква кяф не с даммой идет?
5 февраля, 19
Avatar
Администратор Azan ru
0
Уа алейкум ассалям! Сестра, вы абсолютно правы. Исправили. Да будет доволен вами Аллах!
6 февраля, 19
Список уроков