64. Сура «Ан-Ниса», аяты 11-14

231
3 октября, 18
يُوصِيكُمُ اللّهُ فِي أَوْلاَدِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنثَيَيْنِ فَإِن كُنَّ نِسَاء فَوْقَ اثْنَتَيْنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَ وَإِن كَانَتْ وَاحِدَةً فَلَهَا النِّصْفُ وَلأَبَوَيْهِ لِكُلِّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا السُّدُسُ مِمَّا تَرَكَ إِن كَانَ لَهُ وَلَدٌ فَإِن لَّمْ يَكُن لَّهُ وَلَدٌ وَوَرِثَهُ أَبَوَاهُ فَلأُمِّهِ الثُّلُثُ فَإِن كَانَ لَهُ إِخْوَةٌ فَلأُمِّهِ السُّدُسُ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِي بِهَا أَوْ دَيْنٍ آبَآؤُكُمْ وَأَبناؤُكُمْ لاَ تَدْرُونَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ لَكُمْ نَفْعاً فَرِيضَةً مِّنَ اللّهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيما حَكِيمًا
 
11. Аллах приказывает вам относительно ваших детей: мужчине – доля, равная доле двух женщин. Если детей женского пола больше двух, то им – две трети того, что он (умерший) оставил (в наследство). А если дочь одна, то ей – половина. Каждому из родителей (умершего) – одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка, то ему наследуют родители, и матери – одна треть. Если у него есть братья (или сестры), то матери – одна шестая. (Деление наследства производится после выплаты) по завещанию и (выплаты) долга. Вы не знаете, кто вам ближе и полезнее – ваши дети или родители. (Такое деление) – обязательное (установление) от Аллаха. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый.
 
«Аллах приказывает вам относительно ваших детей»: Всевышний Аллах повелевает вам быть справедливыми, когда речь идет о наследстве для ваших детей.
 
Ибн Касир пишет:
 
«Всевышний Аллах повелевает вам справедливость к ним. Люди в эпоху джахилии отдавали все наследство мужчинам, обделяя женщин. И Всевышний Аллах повелевает соблюдать равенство полов в праве наследования и устанавливает долю для мужчины в два раза больше, чем для женщины, поскольку мужчина нуждается в больших средствах, чтобы обеспечивать семью, справляться с трудностями, поддерживать торговлю, зарабатывать деньги и переносить лишения. Поэтому заслуживает долю в два раза больше, чем у женщины»[1].
 
«Мужчине – доля, равная доле двух женщин»: мужчина получает долю наследства в два раза больше, чем женщина.
 
«Если детей женского пола больше двух»: если человек умер и у него только дочки (две или больше), «то им – две трети того, что он (умерший) оставил (в наследство)», то есть две дочери (и более) разделят между собой две трети наследства.
 
«А если дочь одна, то ей – половина»: если человек умер и у него только одна дочка, то она получит половину.
 
«Каждому из родителей (умершего) – одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок»: отец получит одну шестую и мать получит одну шестую часть.
 
«А если у него нет ребенка, то ему наследуют родители»: если у умершего нет детей, но у него остались родители или с ними супруг или супруга умершего, то «матери – одна треть», то есть если есть только мать и отец, то мать получает одну треть, а оставшееся забирает отец, а если есть супруг умершего, то мать получит треть остатка после выплаты доли супруга, а оставшееся забирает отец.
 
«Если у него есть братья (или сестры), то матери – одна шестая»: если у умершего вместе с родителями живы и братья (два и более), то мать получит одну шестую часть, а остальное получит отец. Мудрость того, что отец получает больше матери, – в том, что отец обязан обеспечивать своих детей и больше нуждается в имуществе.
 
Ибн Касир пишет:
 
«Есть несколько разных ситуаций с участием родителей в качестве наследников.
 
1) Если живы оба родителя и есть дети, то в этом случае родители получают по одной шестой. Если у умершего есть только дочка, то она получает половину, а родители получают каждый по одной шестой, а остаток в виде одной шестой заберет отец, потому что он относится к ‘асаба. И в этой ситуации он получает установленную долю и остаток наследства.
 
2) Когда присутствуют только родители, мать забирает треть, а отец – весь остаток. И в этом случае отец получит в два раза больше, чем мать, и это две трети. А если вместе с ними наследует кто-то из супругов, то муж получает половину, а жена – четверть.
 
Ученые разошлись во мнениях насчет доли матери, после того как муж или жена получит свою долю, и здесь есть три мнения.
 
Первое мнение – она забирает треть остатка в обоих случаях, поскольку это подобно всему наследству по отношению к ним обоим, и она получает в два раза меньше, чем отец, таким образом, она берет треть остатка, а отец – две трети. И это мнение Умара, Усмана и самое достоверное, что передается от Али. Это же мнение высказали Ибн Масʼуд и Зейд ибн Сабит, и это мнение семи факихов (Медины), четырех имамов и большинства знатоков фикха.
 
Второе мнение – она получит треть всего наследства из-за общего характера аята: «Если же у него нет ребенка, то ему наследуют родители, и матери – одна треть». Этот аят несет общий смысл, и неважно, остается кто-то из супругов умершего или нет. И это мнение Ибн Аббаса, а также оно передается от Али, Муʼаза ибн Джабаля и других. Его высказывали Шурейх и Дауд аз-Захири. И Абуль-Хусейн Мухаммад ибн Абдуллах ибн аль-Любани аль-Басри выбрал это мнение в книге «Аль-Иджаз фи ильм аль-фараид». Но это мнение – слабое. Буквальный смысл аята указывает на ситуацию, когда охватывается все наследство, но в той же теме, после того как муж или жена забирает свою долю, остаток рассматривается как целое наследство для них, и она получит одну треть этого остатка, как и было сказано.
 
Третье мнение – она получит одну треть всего имущества в случае, если остается жена. И жена получает одну четвертую, а это три двенадцатых, мать получит треть, что будет составлять четыре двенадцатых, а пять двенадцатых останется отцу. А в случае, когда наследует муж (ее покойной дочери), она возьмет треть остатка, чтобы ее доля в итоге не получилась больше, чем у отца, что произойдет, если она возьмет треть всего наследства. Поэтому знаменатель будет равен шести, муж получает половину, что будет равно трем долям (трем шестым), мать получает треть остатка, что равно одной доле (одной шестой), а отец получает остаток, что равно двум долям (двум шестым). И это мнение передается от Ибн Сирина, и оно составлено из двух предыдущих мнений.
 
И оно тоже слабое, а правильное мнение – первое. Аллах знает лучше.
 
3) Когда вместе с обоими родителями присутствуют братья (по обоим родителям или по отцу или матери), то, поскольку жив отец, они не будут ничего наследовать сами, но доля матери уменьшится от трети до одной шестой. Она получит одну шестую часть наследства в этом случае. И если у умершего не будет больше никого, кроме нее и отца, то отец заберет остаток». [2]
 
«(Деление наследства производится после выплаты) по завещанию и (выплаты) долга»: имущество делят между наследниками только после выполнения всех условий завещания и выплаты всех долгов, а до этого делить наследство не разрешается.
 
«Вы не знаете, кто вам ближе и полезнее – ваши дети или родители. (Такое деление) – обязательное (установление) от Аллаха»: Всевышний Аллах на основе Своего предвечного Знания установил для нас доли наследства. Ведь если бы их оставили на усмотрение человека, то он мог бы ошибиться в предпочтениях и дать больше тем, кто дальше от него по родству, и нарушить права тех, кто больше заботился о нем и кто приносил ему больше пользы.
 
Ибн Касир пишет:
 
«Перечисленные нами подробности, связанные с делением наследства, и доли разных наследников, когда один из них получает больше, чем другой, – это установление Всевышнего Аллаха. И Всевышний Аллах – Всезнающий и Мудрый, Он устанавливает Свои решения как пожелает, и дает каждому то, что тот заслуживает»[3].
 
В период джахилии женщины и дети не имели права на получение наследства. Этим аятом Ислам исправил такую несправедливость. Передается, что один из ансаров по имени Авс ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, умер, оставив после себя трех дочерей. Два его двоюродных брата забрали себе все оставшееся после его смерти имущество, ничего не оставив его жене и дочерям. Жена пожаловалась Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на что тот ей ответил: «Возвращайся к себе, и посмотрим, что скажет Аллах».
 
Затем были ниспосланы первые два аята этой страницы (аяты 7 и 8), где говорится, что женщина имеет право на наследство. В связи с этим Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приказал двоюродным братьям умершего разделить взятое имущество и сказал, что ждет откровения по поводу размера доли наследства для дочерей. После этого были ниспосланы этот и следующий аяты (11 и 12). И тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал двоюродным братьям Авса: «Одну восьмую часть отдайте его жене, две трети – дочерям, а остальное – ваше».
 
Некоторые говорят: сам факт, что мужчина получает целую долю наследства, а женщина – только половину, есть ущемление прав женщин. Мы ответим на это: все материальные затраты, связанные с бракосочетанием, проведением свадьбы, выплатой махра и содержанием семьи, ложатся на плечи мужчины. Поэтому передача женщине большей доли, чем мужчине, или равной при разделе наследства была бы несправедливостью. Женщину обеспечивают, значит, мужчина нуждается в большей доле. Это справедливо.
И мужчине будто бы говорят: «Ты должен был получить половину, но тебе дают целую долю, однако содержание жены и детей ложится на тебя».
 
Полное лишение женщины наследства противоречит принципам справедливости и общей пользы, поэтому в Исламе по этому вопросу, как и по всем другим, выносится самое мудрое и справедливое решение, отвечающее интересам как каждого конкретного человека, так и всего общества в целом.[4] 
 
وَلَكُمْ نِصْفُ مَا تَرَكَ أَزْوَاجُكُمْ إِن لَّمْ يَكُن لَّهُنَّ وَلَدٌ فَإِن كَانَ لَهُنَّ وَلَدٌ فَلَكُمُ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْنَ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِينَ بِهَا أَوْ دَيْنٍ وَلَهُنَّ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْتُمْ إِن لَّمْ يَكُن لَّكُمْ وَلَدٌ فَإِن كَانَ لَكُمْ وَلَدٌ فَلَهُنَّ الثُّمُنُ مِمَّا تَرَكْتُم مِّن بَعْدِ وَصِيَّةٍ تُوصُونَ بِهَا أَوْ دَيْنٍ وَإِن كَانَ رَجُلٌ يُورَثُ كَلاَلَةً أَو امْرَأَةٌ وَلَهُ أَخٌ أَوْ أُخْتٌ فَلِكُلِّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا السُّدُسُ فَإِن كَانُوَاْ أَكْثَرَ مِن ذَلِكَ فَهُمْ شُرَكَاء فِي الثُّلُثِ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصَى بِهَا أَوْ دَيْنٍ غَيْرَ مُضَآرٍّ وَصِيَّةً مِّنَ اللّهِ وَاللّهُ عَلِيمٌ حَلِيمٌ
 
12. Вам (мужья) – половина того, что оставили ваши жены, если у них нет ребенка. А если у них есть ребенок, то вам – четверть того, что они оставили. (Деление наследства производится после выплаты) по завещанию и (выплаты) долга. Им принадлежит четверть того, что вы оставили, если у вас нет ребенка. Но если у вас есть ребенок, то им принадлежит одна восьмая того, что вы оставили (после выплаты) по завещанию и (выплаты) долга. Если у мужчины или женщины, которые оставили наследство, нет родителей или детей, но есть брат или сестра (по матери), то каждому из них – одна шестая. Однако если их (братьев и сестер по матери) больше, то делят между собой одну треть (после выплаты) по завещанию и (выплаты) долга, если это не причиняет (никому из наследников) вреда. (Все это) – приказ Аллаха. И Аллах — Знающий, Отменяющий наказание.
 
«Вам (мужья) – половина того, что оставили ваши жены, если у них нет ребенка»: если ваши жены умрут, то вы получите половину их наследства, если у них нет детей от вас или от других мужей.
 
«А если у них есть ребенок, то вам – четверть того, что они оставили»: если у ваших жен есть ребенок от вас либо от другого мужа, то вам полагается только четверть их наследства. То же, согласно единогласному мнению (иджма), – если у жены есть сын ее сына (внук).
 
«(Деление наследства производится после выплаты) по завещанию и (выплаты) долга»: иными словами, это та доля, которая будет выплачена после выполнения условий завещания и погашения долга.
 
«Им принадлежит четверть того, что вы оставили, если у вас нет ребенка»: ваши жены (одна или более, до четырех), если у вас нет детей от них либо от других жен, получат одну четверть вашего наследства.
 
«Но если у вас есть ребенок, то им принадлежит одна восьмая того, что вы оставили»: если у вас есть ребенок от этой жены либо от другой жены, то они получат одну восьмую часть вашего наследства.
 
«(Деление наследства производится после выплаты) по завещанию и (выплаты) долга»: сообщение о том, что наследство делится только после выполнения условий завещания и погашения долгов, повторяется несколько раз из-за значимости этого вопроса, чтобы наследники не пренебрегали этим.
 
«Если у мужчины или женщины, которые оставили наследство, нет родителей или детей, но есть брат или сестра (по матери), то каждому из них – одна шестая»: если у покойного или покойной нет детей и родителей, то наследство получат его (или ее) дальние родственники – братья и сестры по матери, которые в этом случае получат одну шестую. И тут нет различий в долях брата и сестры.
 
«Однако если их (братьев и сестер по матери) больше, то делят между собой одну треть»: если у умершего человека нет детей и родителей, но есть несколько братьев или сестер по матери, то они разделят между собой треть наследства поровну без различия между долями мужчин и женщин.
 
«Если это не причиняет вреда»: это завещание, которое не наносит вред наследникам. Вред наносится, если в завещании указано разделение имущества, превышающего треть всего оставленного умершим.
 
«(Все это) – приказ Аллаха»: делить имущество именно так – это повеление Всевышнего Аллаха.
 
تِلْكَ حُدُودُ اللّهِ وَمَن يُطِعِ اللّهَ وَرَسُولَهُ يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
 
13. Таковы границы (установленные) Аллахом. Кто покорен Аллаху и Его Посланнику, того Аллах введет в (райские) сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это – великий успех.
 
«Таковы границы (установленные) Аллахом»: перечисленные повеления – это Шариат Аллаха, который Всевышний Аллах установил как обязательный закон для Своих рабов и запретил преступать эти границы.
 
«Кто покорен Аллаху и Его Посланнику», – то есть кто подчиняется Всевышнему Аллаху как в названных решениях, так и в других повелениях Шариата, «того Аллах введет в (райские) сады, в которых текут реки».
 
وَمَن يَعْصِ اللّهَ وَرَسُولَهُ وَيَتَعَدَّ حُدُودَهُ يُدْخِلْهُ نَارًا خَالِدًا فِيهَا وَلَهُ عَذَابٌ مُّهِينٌ
 
14. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника и переходит (установленные Аллахом) границы, того Он ведет в Ад. Он (неверующий) пребудет там вечно. Ему – унизительное наказание.
 
«А кто ослушается Аллаха и Его Посланника» – не соблюдает повеления и запреты Шариата.
 
«И переходит (установленные Аллахом) границы», – нарушая нормы Шариата.
 
Эти аяты наилучшим образом упорядочили категории наследников. В них принимается во внимание прямая и косвенная связь наследников с умершим. Прямая связь – это кровное родство или родство вследствие брака (свойство), а косвенная связь называется «каляля». К близости по роду относятся дети и их родители.
 
Поскольку связь с родителями и детьми, с точки зрения благочестия, находится на наивысшем уровне, в одиннадцатом аяте сначала были объяснены установления о долях наследства для этих родственников.
 
Затем, в двенадцатом аяте сперва излагаются права супругов. Поскольку связь с другими родственниками слабее, чем с вышеперечисленными, «каляля» рассматривается после первых двух категорий.
 
Как в случае кровного родства доля сына вдвое больше доли дочери, так и при свойстве доля мужа установлена в размере двух долей женщины. В этом случае, если у женщины нет детей, муж получает в наследство половину ее имущества. Если же у женщины есть ребенок, то муж получает одну четвертую часть ее имущества. Если у мужчины нет детей, то в случае его смерти жена получает одну четвертую часть оставленного им имущества. Если же у мужчины есть ребенок, то жена получает одну восьмую часть оставленного мужем имущества.
 
В некоторых неисламских системах, если у умершего есть дети, все наследство достается им, а его родители ничего не получают. В исламском праве в основе деления наследства лежит справедливость, поэтому при определении наследников во внимание принимается не только степень родства, но и важность тех или иных родных для умершего, поэтому даже дальние родственники не лишены доли в наследстве.
 
Находящемуся при смерти запрещено завещать кому-либо более трети своего имущества. Если же такое завещание было сделано, то оно не будет иметь законной силы. В одном из хадисов говорится: «И даже треть – это много». Исходя из этого, правильнее всего завещать менее трети всего имущества. Однако если у умирающего человека имущества мало, а его наследники бедны, то правильнее будет не оставлять завещания вовсе.
 
Завещать другому более трети имущества, или завещать все имущество постороннему человеку, или притвориться должником с целью лишить наследников имущества, или продать по низкой цене дорогие вещи и наоборот, чтобы навредить наследникам, – все это большой грех и несправедливость. В одном из хадисов говорится о двух людях, «один из которых на протяжении семидесяти лет совершал благодеяния, но из-за несправедливости, допущенной при составлении завещания, ему на последнем его вздохе было предопределено совершение самого плохого поступка, из-за которого он попал в Ад. А другой человек на протяжении семидесяти лет совершал злодеяния, но из-за того что он был честен и справедлив при составлении завещания, ему на последнем его вздохе было предопределено совершение самого благого дела, из-за которого он попал в Рай»[5].[6]
 
[1] Ибн Касир, 3/27.
 
[2] Ибн Касир, 3/29.
 
[3] Ибн Касир, 3/30-31.
 
[4] «Куран-и Меджид».
 
[5] Ибн Маджа, Васая, 3, № 2704, 2/902.
 
[6] «Куран-и Меджид».
 
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ерсин Амире Абу Юсуф
Автор:
ЕРСИН АМИРЕ АБУ ЮСУФ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков