65. Сура «Ан-Ниса», аяты 15-22

287
4
5 октября, 18
 
وَاللاَّتِي يَأْتِينَ الْفَاحِشَةَ مِن نِّسَآئِكُمْ فَاسْتَشْهِدُواْ عَلَيْهِنَّ أَرْبَعةً مِّنكُمْ فَإِن شَهِدُواْ فَأَمْسِكُوهُنَّ فِي الْبُيُوتِ حَتَّىَ يَتَوَفَّاهُنَّ الْمَوْتُ أَوْ يَجْعَلَ اللّهُ لَهُنَّ سَبِيلاً
 
15. Если кто-то из ваших женщин совершит прелюбодеяние, то найдите четырех свидетелей из вас (из мужчин-мусульман). Если они засвидетельствуют (совершение прелюбодеяния), то заприте их в доме, пока они не умрут, или пока Аллах не установит для них (другой) путь.
 
«Если кто-то из ваших женщин совершит прелюбодеяние, то найдите четырех свидетелей из вас (из мужчин-мусульман)»: факт прелюбодеяния устанавливается только при наличии четырех свидетелей (мужчин-мусульман), которые могут уверенно засвидетельствовать, что прелюбодеяние состоялось.
 
«Если они засвидетельствуют (совершение прелюбодеяния), то заприте их в доме»: если их грех будет установлен таким способом, то держите их дома.
 
«Пока они не умрут», – то есть держите их под домашним арестом пожизненно.
 
«Или пока Аллах не установит для них (другой) путь», – то есть пока Аллах не заменит это решение другим решением.
 
Ученые единогласны в том, что этот аят был отменен. Но некоторые ученые считали, что замена решения о домашнем аресте на другое  – даже не отмена (насх), а толкование выражения «пока Аллах не установит для них другой путь».
 
И это положение было отменено (либо истолковано) вторым аятом суры «ан-Нур», а также достоверными хадисами о наказании в виде забивания прелюбодеев камнями (раджм). На начальном этапе становления Ислама наказанием женщинам за прелюбодеяние (зина) служил домашний арест, а затем наказанием для незамужних женщин стали сто ударов палкой, а для замужних – забивание камнями до смерти.
 
Однако в Исламе смертная казнь за прелюбодеяние – не самоцель. Более того, она применялась редко и лишь при выполнении очень строгих условий. Например, сам акт прелюбодеяния должны видеть четыре свидетеля – четверо верующих справедливых свободных мужчин. И все четыре свидетеля должны видеть это вместе. Такое практически невозможно.
 
Кроме того, чтобы применить этот вид наказания, обвиняемые мужчина и женщина должны быть совершеннолетними, разумными, свободными и иметь до этого интимную близость в рамках законного брака. Эти требования показывают, насколько осторожно и внимательно относится Ислам к применению раджма. Однако в том случае, когда прелюбодеяние совершается в обществе открыто, это представляет опасность для него. Поэтому Ислам считает необходимым осуществлять смертную казнь за зина, чтобы изменить в обществе отношение к этому пороку, сделав его социально неприемлемым действием.[1]
 
وَاللَّذَانَ يَأْتِيَانِهَا مِنكُمْ فَآذُوهُمَا فَإِن تَابَا وَأَصْلَحَا فَأَعْرِضُواْ عَنْهُمَا إِنَّ اللّهَ كَانَ تَوَّابًا رَّحِيمًا
 
16. Если двое из вас совершат такой поступок (прелюбодеяние), то накажите их обоих. Но если они раскаются и станут поступать праведно, то оставьте их (не порицайте), ведь Аллах — Принимающий покаяние, Милующий.
 
«Если двое из вас совершат такой поступок (прелюбодеяние), то накажите их обоих», – то есть порицанием, критикой и побоями.
 
«Но если они раскаются и станут поступать праведно, то оставьте их», – то есть если они покаются в прелюбодеянии, не следует их больше порицать за это, надо оставить их в покое.
 
Ибн Касир пишет:
 
«В начале Ислама, если прелюбодеяние женщины было доказано с опорой на свидетелей, то ее наказывали тем, что оставляли дома пожизненно, без права выхода на улицу. Так что Всевышний Аллах говорит: «Если кто-то из ваших женщин совершит прелюбодеяние, то найдите четырех свидетелей из вас.
 
«Если они засвидетельствуют (совершение прелюбодеяния), то заприте их в доме, пока они не умрут, или пока Аллах не установит для них (другой) путь», – то есть пока Он не отменит это решение.
 
Ибн Касир пишет:
 
«Решение Аллаха было таковым, пока не была ниспослана сура «Ан-Нур». Это (домашний арест) было отменено ударами плетьми или забиванием камнями. От Икримы, Саида ибн Джубейра, аль-Хасана, Ата аль-Хурасани, Абу Салиха, Катады, Зейда ибн Асляма и ад-Даххака тоже передают, что этот аят отменен, и это единодушное мнение»[2].
 
Имам ар-Рази пишет:
 
«Женщине было запрещено выходить из дома в качестве наказания за прелюбодеяние, а мужчину порицали за это и оскорбляли. Ведь женщина совершает прелюбодеяние, когда выходит на улицу и показывает себя, а если она будет все время дома, то эта возможность будет полностью исключена. Что же касается мужчины, то он вынужден выходить из дома для заработка, поэтому наказания были разные»[3].
 
Устное порицание значит, что, например, им говорили: «Неужели вы не боитесь Аллаха? Неужели вам не стыдно?»
 
إِنَّمَا التَّوْبَةُ عَلَى اللّهِ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السُّوَءَ بِجَهَالَةٍ ثُمَّ يَتُوبُونَ مِن قَرِيبٍ فَأُوْلَـئِكَ يَتُوبُ اللّهُ عَلَيْهِمْ وَكَانَ اللّهُ عَلِيماً حَكِيماً
 
17. Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто совершает дурное по своему невежеству и вскоре (до наступления смерти) кается. Аллах принимает их покаяние, ибо Аллах — Знающий, Мудрый.
 
Всевышний Аллах обещал принимать покаяние Своих рабов, которые совершили грех по невежеству, но затем осознали содеянное и искренне каялись в грехе.
 
Всевышний Аллах также говорит:
 
فَلَمَّا رَأَوْا بَأْسَنَا قَالُوا آمَنَّا بِاللَّـهِ وَحْدَهُ وَكَفَرْنَا بِمَا كُنَّا بِهِ مُشْرِكِينَ ﴿٨٤﴾ فَلَمْ يَكُ يَنفَعُهُمْ إِيمَانُهُمْ لَمَّا رَأَوْا بَأْسَنَا ۖ سُنَّتَ اللَّـهِ الَّتِي قَدْ خَلَتْ فِي عِبَادِهِ ۖ وَخَسِرَ هُنَالِكَ الْكَافِرُونَ
 
«Когда они увидели Нашу кару, то сказали: «Мы уверовали в Единственного Аллаха и не верим в тех, кого мы обожествляли наряду с Ним!» Но не помогла им вера, когда они увидели Нашу кару. Закон Аллаха для Его рабов всегда был таким. Вот тогда неверующие оказались в убытке»[4].
 
И еще Всевышний Аллах сказал:
 
هَلْ يَنظُرُونَ إِلَّا أَن تَأْتِيَهُمُ الْمَلَائِكَةُ أَوْ يَأْتِيَ رَبُّكَ أَوْ يَأْتِيَ بَعْضُ آيَاتِ رَبِّكَ ۗ يَوْمَ يَأْتِي بَعْضُ آيَاتِ رَبِّكَ لَا يَنفَعُ نَفْسًا إِيمَانُهَا لَمْ تَكُنْ آمَنَتْ مِن قَبْلُ أَوْ كَسَبَتْ فِي إِيمَانِهَا خَيْرًا ۗ قُلِ انتَظِرُوا إِنَّا مُنتَظِرُونَ
 
«Неужели они (неверующие) ждут, чтобы к ним пришли ангелы (забрать их души), или пришло  повеление твоего Господа (о наступлении Конца Света или о наказании), или придут некоторые из знамений твоего Господа (такие, как восход солнца с запада, появление Даджаля и появление Даббатуль-ард)? В тот День, когда проявятся некоторые (признаки наступления Конца Света, которые тоже представляют собой) знамения твоего Господа (например, восход солнца с запада), (тогда) вера не принесет пользы человеку, если он не уверовал раньше или не выбрал (совершил) хорошие поступки, будучи верующим. Скажи (Мухаммад, этим язычникам): «Ждите, и мы тоже подождем (когда что-либо из этого произойдет с вами)»»[5].
 
وَلَيْسَتِ التَّوْبَةُ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السَّيِّئَاتِ حَتَّى إِذَا حَضَرَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ إِنِّي تُبْتُ الآنَ وَلاَ الَّذِينَ يَمُوتُونَ وَهُمْ كُفَّارٌ أُوْلَـئِكَ أَعْتَدْنَا لَهُمْ عَذَابًا أَلِيمًا
 
18. Но не будет принято покаяние тех, кто совершает дурное до самой смерти, (а когда смерть к нему приходит), то говорит: «Вот сейчас я раскаиваюсь», — (и не будет принято покаяние тех), кто умирает неверующим. Им Мы приготовили болезненное наказание.
 
«Но не будет принято покаяние тех, кто совершает дурное до самой смерти…» – то есть покаяние тех, кто кается лишь тогда, когда смерть близка, не принимается.
 
«…Кто умирает неверующим» так же Всевышний Аллах не принимает покаяние у неверующих, если они хотят покаяться в своем неверии в предсмертный миг.
 
«Им Мы приготовили болезненное наказание», – у которых для них не будет конца.
 
Ибн Касир пишет:
 
«Всевышний Аллах говорит, что принимает покаяние от тех, кто совершил дурной поступок по невежеству, а затем покаялся, если это было до лицезрения ангела, который пришел забирать душу и до последнего (предсмертного) хрипа.
 
Муджахид и другие сказали, что любой, кто ослушался Всевышнего Аллаха, будь то по ошибке или преднамеренно, – невежда, пока не оставит этот грех.
 
Катада передал от Абу аль-Алия, который передавал от сподвижников Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), что любой грех, совершенный человеком, – это невежество. Это передает Ибн Джарир.
 
Абдур-Раззак тоже передал от Маʼмара, а он от Катады: «Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, единогласно считают, что любое ослушание Аллаха – это невежество, будь оно преднамеренным или нет».
 
Ибн Джурейдж также передал от Абдуллаха ибн Касира от Муджахида: «Любой грешник, совершая грех, – невежда в этот момент». Ибн Джурейдж сказал: «Ата сказал мне то же самое».
 
Абу Салих передал от Ибн Аббаса: «Грех – из-за его невежества».
 
Али ибн Абу Тальха передал от Ибн Аббаса: ««И вскоре кается», – то есть в промежуток между грехом и до того, как на него посмотрит ангел смерти».
 
Ад-Даххак сказал: «Все, что до смерти, – это «вскоре»».
 
Икрима тоже сказал: «Вся земная жизнь – это «вскоре»». [6]
 
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَرِثُواْ النِّسَاء كَرْهًا وَلاَ تَعْضُلُوهُنَّ لِتَذْهَبُواْ بِبَعْضِ مَا آتَيْتُمُوهُنَّ إِلاَّ أَن يَأْتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُّبَيِّنَةٍ وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ فَإِن كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيراً
 
19. О верующие! Не разрешено вам получать по наследству женщин против их воли. Не создавайте им препятствий ради того, чтобы завладеть частью того, что вы дали им (их махра), если только они не совершали явного разврата. Живите с ними согласно установленному (Шариатом и хорошими обычаями). А если они неприятны вам, то ведь в том, что вам неприятно, Аллах мог заложить огромное благо (для вас).
 
«О верующие! Не разрешено вам получать по наследству женщин против их воли»: нельзя рассматривать женщин как собственность, которая переходит по наследству после смерти их мужей.
 
Ибн Аббас говорил:
 
«В эпоху джахилии, когда муж умирал, его наследники обладали правом на его жен. Если хотели, то сами женились на них, если нет – то выдавали за других, либо запрещали им выходить замуж вообще»[7].
 
«Не создавайте им препятствий ради того, чтобы завладеть частью того, что вы дали им»: вам не разрешается запрещать им выходить замуж или забирать их махр.
 
«Если только они не совершали явного разврата», – то есть прелюбодеяния.
 
Всевышний Аллах говорит:
 
وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُوا مِمَّا آتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا إِلَّا أَن يَخَافَا أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّـهِ ۖ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّـهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ ۗ تِلْكَ حُدُودُ اللَّـهِ فَلَا تَعْتَدُوهَا ۚ وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّـهِ فَأُولَـٰئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
 
«Вам (мужья) не разрешено брать что-то из данного им (женам, то есть из их махра), кроме случая, когда они оба (муж и жена) опасаются, что не смогут соблюсти границы, (установленные) Аллахом. Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти границы, (установленные) Аллахом, то на них обоих не будет греха, если она выкупит развод. Таковы границы (законы) Аллаха. Не преступайте их! А кто нарушает границы Аллаха, тот несправедлив»[8].
 
«Живите с ними согласно установленному», – как велел Всевышний Аллах, то есть выполняя Его повеления и проявляя к ним благой нрав.
 
И Всевышний Аллах сказал:
 
وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ
 
«Они (жены) имеют как права, так и обязанности, согласно установленному Шариатом»[9].
 
«А если они неприятны вам, то ведь в том, что вам неприятно, Аллах мог заложить огромное благо»: если даже вы их не любите, то следует проявлять терпение, может быть, Аллах даст вам через них благое потомство.
 
وَإِنْ أَرَدتُّمُ اسْتِبْدَالَ زَوْجٍ مَّكَانَ زَوْجٍ وَآتَيْتُمْ إِحْدَاهُنَّ قِنطَارًا فَلاَ تَأْخُذُواْ مِنْهُ شَيْئًا أَتَأْخُذُونَهُ بُهْتَاناً وَإِثْماً مُّبِيناً
 
20. Если вы захотели (развестись и) заменить одну жену на другую и первой из них вы дали (в качестве махра) кынтар (золота), то не берите из этого ничего. Неужели вы станете забирать это несправедливо, совершая (тем самым) явный грех?!
 
«Если вы захотели заменить одну жену на другую»: если вы хотите с одной развестись, а на другой жениться.
 
«Первой из них вы дали кынтар»: иными словами, если вы разводитесь с той, которой дали большой махр.
 
«Не берите из этого ничего»: ее махр полностью оставьте ей и не забирайте из этого ничего.
 
«Неужели вы станете забирать это несправедливо, совершая (тем самым) явный грех?!» Этот риторический вопрос указывает на отвратительность такого поступка.
 
Ибн Касир пишет:
 
«Если кто-то из вас захочет развестись с женой и заменить ее на другую женщину, то пусть не забирает никакой части махра, данного первой, даже если этот махр был огромным»[10].
 
وَكَيْفَ تَأْخُذُونَهُ وَقَدْ أَفْضَى بَعْضُكُمْ إِلَى بَعْضٍ وَأَخَذْنَ مِنكُم مِّيثَاقًا غَلِيظًا
 
21. Как вы можете забрать это (махр), если между вами была близость, и они взяли с вас твердое обещание?
 
«Как вы можете забрать это, если между вами была близость»: как вы можете отобрать хотя бы часть их махра, после того как женились на них и между вами была половая близость.
 
«Они взяли с вас твердое обещание» – то есть заключили с вами брак.
 
وَلاَ تَنكِحُواْ مَا نَكَحَ آبَاؤُكُم مِّنَ النِّسَاء إِلاَّ مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَمَقْتًا وَسَاء سَبِيلاً
 
22. Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло раньше (до запрета). Поистине, это безобразно, вызывает гнев Аллаха, и это и плохой путь.
 
«Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло раньше»: если ваши отцы были женаты на какой-то женщине, то вам эта женщина не дозволена как жена, но если вы уже заключили такой брак, то Аллах прощает вам это и не требует его расторжения.
 
«Поистине, это безобразно, вызывает гнев Аллаха, и это и плохой путь», –  то есть женитьба на бывшей жене отца – это омерзительный поступок и крайне безнравственный, ведь эта женщина теперь для мужчины на уровне матери.
 
И Всевышний Аллах сказал:
 
وَلَا تَقْرَبُوا الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ
 
«Не приближайтесь к разврату – ни к явному, ни к скрытому.»[11].
 
Всевышний Аллах также сказал:
 
وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَىٰ ۖ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَسَاءَ سَبِيلًا
 
«Не приближайтесь к прелюбодеянию (не говоря уже о его совершении)! Поистине, это – разврат и дурной путь»[12].
 
Ибн Касир пишет:
 
«Всевышний Аллах запретил жениться на бывших женах отцов из-за почета и уважения к ним и необходимости возвеличивать их. Нельзя, чтобы их сыновья вступали в половую близость с их бывшими женами. Женщина становится запретной (для сына) сразу после брака (даже если не было половой близости). И это единогласно»[13].
 
Во времена джахилии женитьба на приемных матерях называлась «отвратительным никахом», а ребенка, родившегося от такого брака, называли «макит», что означает «безобразный, мерзкий». По мнению имама Фахруддина ар-Рази, да помилует его Аллах, есть три степени отвратительности: с точки зрения разума, с точки зрения Шариата и по обычаю. Слово «безобразно» в этом аяте указывает на отвратительность с точки зрения разума; слово «макит» указывает на отвратительность с точки зрения религии; а словосочетание «плохой путь» указывает на отвратительность в плане традиций.[14]
 
[1] «Куран-и Меджид».
 
[2] Ибн Касир, 3/35.
 
[3] «Тафсир» ар-Рази (9/235).
 
[4] Коран 40:84 – 85.
 
[5] Коран 6:158.
 
[6] Ибн Касир, 3/38.
 
[7] Куртуби, 5/94.
 
[8] Коран, 2:229.
 
[9] Коран, 2:228.
 
[10] Ибн Касир, 3/45.
 
[11] Коран, 6:151.
 
[12] Коран, 17:32.
 
[13] Ибн Касир, 3/48.
 
[14] «Куран-и Меджид».
   
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ерсин Амире Абу Юсуф
Автор:
ЕРСИН АМИРЕ АБУ ЮСУФ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница

Комментарии: 4

Правила форума
Avatar
Al Almaty
0
*иамам Фахруддин ар-Рази*
6 окт. 2018
Avatar
Abu Ali Al Hanafi
0
Ассаламуалайкум. Шариатом»[9]. «А если они неприятны вам, то ведь в том, что вам неприятно то(вместо то запитая) Аллах мог заложить огромное благо»: если даже вы их не любите, то следует проявлять терпение, может быть, Аллах даст вам через них благое потомство.
6 окт. 2018
Avatar
Abu Ali Al Hanafi
0
По мнению иамам (*имама) Фахруддина ар-Рази, да помилует его Аллах, есть три степени отвратительности:
6 окт. 2018
Avatar
Администратор Azan.ru
0
Уа алейкум ассалям, брат. Ошибки исправили. Спасибо!
7 окт. 2018
Список уроков