Циклы Авторы Сортировка

67. Сура «Ан-Ниса», аяты 29-35

933
2
16 октября, 18
 
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ إِلاَّ أَن تَكُونَ تِجَارَةً عَن تَرَاضٍ مِّنكُمْ وَلاَ تَقْتُلُواْ أَنفُسَكُمْ إِنَّ اللّهَ كَانَ بِكُمْ رَحِيمًا
 
29. О верующие! Не присваивайте имущества друг друга запретными способами, а (обменивайтесь имуществом) только путем торговли по взаимному согласию. И не убивайте друг друга. Поистине, Аллах милостив к вам.
 
«О верующие! Не присваивайте имущества друг друга запретными способами»: о те, кто уверовал в Аллаха и Его Посланника, не берите имущества друг друга без права, то есть запрещенным Шариатом способом: через кражу, ростовщичество, азартные игры и так далее.
 
«Только путем торговли по взаимному согласию», – то есть только способом, дозволенным Шариатом: например, путем торговли, которую дозволил Всевышний Аллах.
 
وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ عُدْوَانًا وَظُلْمًا فَسَوْفَ نُصْلِيهِ نَارًا وَكَانَ ذَلِكَ عَلَى اللّهِ يَسِيرًا
 
30. А кто поступает так (совершает запретное), преступая (границы дозволенного) и совершая несправедливость,  того мы бросим в Ад (где он будет гореть). Это для Аллаха легко.
 
«А кто поступает так…»: речь о том, кто совершит вышеперечисленные грехи намеренно и осознанно, а не по ошибке и забывчивости.
 
«Это для Аллаха легко»: никто не сможет помешать Аллаху вершить Свою Волю в отношении Своих рабов.
 
Угроза ввести грешников в Ад подразумевает, что те, кто считает эти грехи дозволенными, останутся в Аду навечно, а те, кто не считал эти дела разрешенными, будут подвергнуты временному наказанию, и у них есть надежда на прощение.
 
По мнению ученых Ахлю-с-Сунна, совершение даже самых больших грехов, таких как самоубийство или убийство, не делает вероотступником человека, совершившего их. А вечное пребывание в Аду – это удел только неверующих.
 
إِن تَجْتَنِبُواْ كَبَآئِرَ مَا تُنْهَوْنَ عَنْهُ نُكَفِّرْ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَنُدْخِلْكُم مُّدْخَلاً كَرِيمًا
 
31. Если вы отдалитесь от больших грехов, которые вам запрещены, то Мы простим ваши прегрешения (малые грехи) и введем вас через благородный вход (в Рай).
 
Если вы будете остерегаться больших грехов, то Аллах простит вам за это ваши маленькие грехи.
 
Ибн Касир пишет:
 
«Всевышний Аллах запрещает верующим брать имущество друг друга без права различными способами, запрещенными Шариатом, такими как ростовщичество, азартные игры и другие разные ухищрения»[1].
 
Абдуллах ибн Масуд сказал об этом аяте:
 
«Это ясный аят (мухкам), и он не отменен и никогда не будет отменен до Судного дня»[2].
 
وَلاَ تَتَمَنَّوْاْ مَا فَضَّلَ اللّهُ بِهِ بَعْضَكُمْ عَلَى بَعْضٍ لِّلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبُواْ وَلِلنِّسَاء نَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبْنَ وَاسْأَلُواْ اللّهَ مِن فَضْلِهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا
 
32. Не желайте того, что Аллах дал одним из вас как преимущество перед другими. Мужчинам –  доля из  того, что они приобрели, и женщинам – доля из того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его милости. Поистине, Аллах знает обо всем.
 
О верующие, не надо жаждать тех земных благ, которыми Аллах наделил других, ведь это приводит к зависти и взаимной вражде.
 
Аз-Замахшари сказал:
 
«Запрещено завидовать и желать какое-то имущество или статус, которым Аллах выделил другого, потому что это предпочтение – удел, определенный Всевышним Аллахом, основанный на Его мудрости, управлении и Знании о состоянии рабов»[3].
 
«Мужчинам –  доля из  того, что они приобрели, и женщинам – доля из того, что они приобрели»: и мужчинам, и женщинам Всевышний Аллах установил определенный размер наследства.
 
Имам ат-Табари дает более общее толкование:
 
«То есть каждый из них получит награду по своим делам, и если дела были благими, то он получит награду, а если нет, то наказание»[4].
 
Ибн Касир пишет:
 
«Имам Ахмад передает, что Умм Саляма сказала: «О Посланник Аллаха, мужчины сражаются, а мы – нет, и нам половина наследства». И был ниспослан аят: «Не желайте того, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество перед другими». Это передает и имам ат-Тирмизи»[5].
 
Затем Всевышний Аллах ниспослал:
 
أَنِّي لَا أُضِيعُ عَمَلَ عَامِلٍ مِّنكُم مِّن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَىٰ ۖ بَعْضُكُم مِّن بَعْضٍ
 
«Я не обесценю поступки каждого из вас (оставив их без воздаяния), будь то мужчина или женщина. Одни из вас – от других (в рождении человека участвует как мать, так и отец).»[6].

 

وَلِكُلٍّ جَعَلْنَا مَوَالِيَ مِمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالأَقْرَبُونَ وَالَّذِينَ عَقَدَتْ أَيْمَانُكُمْ فَآتُوهُمْ نَصِيبَهُمْ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدًا
 
33. Каждому человеку Мы определили близких, (которые наследуют) то, что оставили родители и родственники. И тем, с кем вы связаны клятвами, отдавайте их долю. Поистине, Аллах — Свидетель всему.
 
У каждого есть родственники, которые в Шариате называются «асаба», – это родственники мужского пола, которые получают остаток наследства после передачи долей тем, кому установлена доля.
 
«И тем, с кем вы связаны клятвами, отдавайте их долю»: если вы заключили договор в эпоху невежества с кем-то о поддержке и о том, что он получит часть наследства, то следует этот договор выполнять.
 
Во времена джахилии люди, договариваясь друг с другом, говорили: «Моя кровь – твоя кровь, твоя война – моя война, ты мой наследник, а я твой наследник». И в случае смерти одного из них другой получал одну шестую часть оставшегося имущества.
 
Так было в начале Ислама, а затем этот аят был отменен.
 
Он был отменен[7] словами Всевышнего Аллаха:
 
النَّبِيُّ أَوْلَىٰ بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنفُسِهِمْ ۖ وَأَزْوَاجُهُ أُمَّهَاتُهُمْ ۗ وَأُولُو الْأَرْحَامِ بَعْضُهُمْ أَوْلَىٰ بِبَعْضٍ فِي كِتَابِ اللَّـهِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُهَاجِرِينَ إِلَّا أَن تَفْعَلُوا إِلَىٰ أَوْلِيَائِكُم مَّعْرُوفًا ۚ كَانَ ذَٰلِكَ فِي الْكِتَابِ مَسْطُورًا
 
«Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены — их матери. Кровные родственники ближе друг к другу, согласно предписанию Аллаха, чем верующие и мухаджиры, разве что вы сделаете добро своим друзьям. Так было (записано) в Книге (в Хранимой скрижали)»[8].
 
الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاء بِمَا فَضَّلَ اللّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُواْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ فَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِّلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ اللّهُ وَاللاَّتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلاَ تَبْغُواْ عَلَيْهِنَّ سَبِيلاً إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا
 
34. Мужчины руководят женщинами, потому что Аллах дал одним преимущества перед другими и потому что они (мужчины) расходуют (на женщин) свои средства. Праведные женщины – это те, которые покорны (своим мужьям) и хранят то, что должны хранить, в отсутствие мужей. А Аллах оберегает их (через их мужей). А тем женщинам, непокорности которых вы опасаетесь, делайте наставления, (затем) разделите с ними постель, (а если и это не поможет, то) стукните их. Если же они послушны, то не ищите путей причинения им вреда. Поистине, Аллах — Возвышенный, Великий.
 
«Мужчины руководят женщинами», – обладая правом повелевать им и запрещать, а также обеспечивая их и проявляя заботу и защиту.
 
«Потому что Аллах дал одним преимущества перед другими…»: преимущество мужчин перед женщинами связано с теми благами, которыми Аллах наделил мужчин.
 
Абу ас-Сууд говорит:
 
«Превосходство мужчин связано с совершенством их разума, навыком управления, уравновешенным умом и большей силой. И поэтому они могут быть пророками, имамами и правителями, свидетельствовать, вести джихад и заниматься другими вещами»[9].
 
«Праведные женщины – это те, которые покорны и хранят то, что должны хранить»: и это пояснение и детальное описание тех благонравных и богобоязненных женщин, находящихся под опекой мужчин.
 
Всевышний Аллах сообщает, что есть два вида женщин: праведные и подчиняющиеся и грешные и непослушные.
 
Что касается праведных жен, то они слушаются своих мужей, страшатся гнева Аллаха, разумно расходуют имущество своих мужей, проявляя осторожность и сторонясь расточительности. И они хранят себя от греха и держат в тайне то, что происходит между супругами, и то, что следует держать в тайне.
 
«А тем женщинам, непокорности которых вы опасаетесь, делайте наставления, разделите с ними постель…»: что касается второго типа женщин, которые не слушаются мужа и выходят из подчинения, то их следует исправлять, начав с увещевания, затем следует отказывать им в супружеской близости, потом можно ударить их, но так, чтобы это не причиняло им боль, однако демонстрировало крайнее недовольство мужа.
 
«Если же они послушны, то не ищите путей причинения им вреда»: если они начнут в итоге вас слушаться, то не следует больше их попрекать и чинить им трудности.
 
Ибн Касир пишет:
 
«Мужчина властвует над женщиной, он ее властелин, глава, правитель и воспитатель, если она отклоняется от истины, «потому что Аллах дал одним преимущества перед другими», то есть мужчины лучше женщин и мужчина лучше женщины, поэтому пророческая миссия – только у мужчин, и у них величайшая власть, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Не будет счастлив народ, котором управляет женщина». Этот хадис передает аль-Бухари от Абдур-Рахмана ибн Бакра от его отца. Сюда же относится пост судьи.
 
«И потому что они (мужчины) расходуют (на женщин) свои средства»: махр, обеспечение пропитанием и другие ее права, которые Всевышний Аллах установил для них в Коране и Сунне. И поэтому мужчина сам по себе лучше женщины, и он ее превосходит и выше, и поэтому ему полагается отвечать за женщину, о чем сказал Всевышний Аллах:
 
وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ
 
«У мужей есть главенство над ними»[10]»[11].
 
وَإِنْ خِفْتُمْ شِقَاقَ بَيْنِهِمَا فَابْعَثُواْ حَكَمًا مِّنْ أَهْلِهِ وَحَكَمًا مِّنْ أَهْلِهَا إِن يُرِيدَا إِصْلاَحًا يُوَفِّقِ اللّهُ بَيْنَهُمَا إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيمًا خَبِيرًا
 
35. Если вы опасаетесь разлада между ними (мужем и женой), то отправьте (к ним) судью из его семьи и судью из ее семьи. Если они хотят примирения, то Аллах даст им благословение. Поистине, Аллах — Всезнающий.
 
«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте (к ним) судью из его семьи и судью из ее семьи»: если вы увидите, что супруги не могут ужиться между собой, то следует назначить по одному человеку со стороны супруга и супруги, чтобы они помогли разрешить проблемы и выявить, почему супруги ссорятся.
 
«Если они хотят примирения, то Аллах даст им благословение.»: если оба супруга будут искренне хотеть улучшить отношения, то Аллах обязательно даст им поддержку, помощь и баракат в отношениях через такое стремление и следование повелению Аллаха.
 
«Поистине, Аллах — Всезнающий», – Он знает о Своих рабах и их сердцах, Он Мудрый.
 
Ибн Касир пишет:
 
«Всевышний Аллах описал первую ситуацию, когда причина – в поведении жены, а потом описал случай, когда трудности исходят от обоих супругов. Факихи сказали: «Если супруги ссорятся, то правитель определяет к ним человека, достойного доверия, чтобы определить, кто виноват в ссорах, а затем запрещает притеснителю несправедливость. Если же их ссоры не прекращаются и продолжаются, то правитель назначает человека, достойного доверия, и от семьи мужа, и от семьи жены, чтобы они встретились и договорились, что с ними делать и чтобы в итоге привести их к миру и согласию»»[12].
 
Ибн Абдуль-Барр сказал:
 
«Ученые единогласно считают, что если у двух судей суждения разойдутся, то их слова не воспринимают. И они единогласно считают, что если их мнение совпадет, то их общее суждение обретет юридическую силу, даже если супруги не назначали их от себя лично. Но разошлись мнения о том, принимается ли их мнение, если оно будет указывать на необходимость расторгнуть брак. Большинство тоже считает, что их мнение будет иметь силу, даже если они не были назначены супругами»[13].
 
В этом аяте отмечены очень важные вещи про управление семьей и ее сохранение. Семья представляет собой маленькую модель общества.
 
Во-первых, всем хорошо известно, что нужен порядок, для того чтобы любая структура продолжала существовать. А для поддержания этого порядка необходим управляющий. Принимая во внимание врожденные и приобретенные преимущества мужчины, Всевышний Аллах назначил его главой семьи. Управление требует ума, хорошей памяти, смекалки, умения выносить решения и стойкости. Обычно мужчинам свойственна большая часть этих качеств. Если разногласия между мужем и женой достигают такой степени, что семейный очаг оказывается на грани разрушения, то, чтобы не допустить этого, Всевышний Аллах объясняет мужчине – главе семьи – три этапа обращения с женой.
 
На первом этапе, если жена не исполняет законные требования мужа, мужчина должен увещевать женщину, напоминая ей о возможном наказании в вечной жизни. Если это приносит пользу, то прибегать к следующим методам не следует.
 
Однако, если увещевание не принесло пользы, то мужчина переходит ко второму этапу, то есть отказывается от интимных отношений с женой, поворачивается к ней спиной, если они спят в одной постели, или оставляет ее спать одну и сам спит на другой постели. Если и это не принесло результатов, то предусмотрен третий этап – легко ее ударить. Но удары не должны быть сильными, не должны приходиться на одно и то же место, не следует бить по лицу или по жизненно важным органам, не надо бить кнутом, палкой или другими орудиями. Можно ударить ладонью, платком или мисваком. К этому методу следует прибегать только в случае очень серьезных конфликтов, которые могут стать причиной развода, а не в обычных мелких бытовых ссорах.
 
Словами: «Тот, кто бьет своих жен, не благой из вас!»[14] – Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) указал, что лучше всего не прибегать к ударам. И не существует ни одного риваята, в котором бы говорилось, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) обидел женщину словом, не говоря уже о том, чтобы поднять на нее руку.
 
Если и эти три метода не принесут пользы, то, чтобы избежать развода, от каждой из сторон назначается по судье для поиска компромисса[15].
 
Большинство современных переводчиков Корана правильно передает смысл этого аята, однако некоторые, чтобы якобы не показать Ислам с плохой стороны, исказили его. Некоторые из них перевели предложение со словом «дарб» так: «И наконец выгоняйте их из ваших домов/отправляйте их из того места, где они находятся, в другое». Ни в одном из словарей не указано такое значение слова «дарб». Кроме того, это полностью противоречит тем мерам, которые принимает наша религия для предотвращения распада семьи. Если выгнать женщину из дома или отправить ее в другое место, то можно прийти к полному охлаждению отношений, и никогда еще: от эпохи счастья и до наших дней – никто от имени религии не поступал таким образом. Если признать, что это значение верно, то обязательно нашелся хотя бы один ученый, который применил бы это установление на практике. Некоторые же переводят следующим образом: «...а затем вступайте с ними в интимную близость». Несмотря на то что в некоторых словарях указаны близкие к этому значения, нет ни одного риваята от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), в котором бы сообщалось об использовании этого значения. Следовательно, можно считать это вымыслом. Вдобавок такой перевод логически не увязывается с теми этапами, о которых говорилось выше.[16]
 
[1] Ибн Касир, 2/70.
 
[2] Там же.
 
[3] Аль-Кашшаф, 2/290.
 
[4] Ат-Табари, 8/267.
 
[5] Ибн Касир, 3/88.
 
[6] Коран, 3:195.  
    
[7] Ибн Касир, 3/93.
 
[8] Коран, 33:6.
 
[9] Абу Суʼуд, 1/339.
 
[10] Коран, 2:228.
 
[11] Ибн Касир, 3/94.
 
[12] Ибн Касир, 3/98.
 
[13] Аль-Истизкар, 18/111.
 
[14] Байхакы, Сунан аль-Кубра, №14775, 7/496.
 
[15] Хазин, Алюси.
 
[16] «Куран-и Меджид».
  
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник

Комментарии: 2

Правила форума
Avatar
Abu Ali Al Hanafi
0
Ассаламуалайкум.
«И потому что они (мужчины) расходуют (на женщин) свои средства»: махр, обеспечение пропитанием и других (*другие) ее права, которые Всевышний Аллах установил для них в Коране и Сунне.
17 октября, 18
Avatar
Администратор Azan.ru
0
Уа алейкум ассалям. Исправили. Спасибо!
17 октября, 18
Список уроков