Циклы Авторы Сортировка

7. Сура «Аль-Бакара», аяты 25-37

10 176
6
1 июня, 17
وَبَشِّرِ الَّذِين آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ كُلَّمَا رُزِقُواْ مِنْهَا مِن ثَمَرَةٍ رِّزْقاً قَالُواْ هَذَا الَّذِي رُزِقْنَا مِن قَبْلُ وَأُتُواْ بِهِ مُتَشَابِهاً وَلَهُمْ فِيهَا أَزْوَاجٌ مُّطَهَّرَةٌ وَهُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
 
25. Обрадуй верующих и совершавших праведные деяния тем, что им (уготованы) Райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда их будут угощать плодами, они будут говорить: «Это уже было даровано нам прежде». Но им будут давать похожее (лишь внешне). У них там будут чистые супруги, и они пребудут там вечно.
 
После того, как Всевышний Аллах описал качества неверующих и лицемеров, и указал на наказание, которое ожидает их, Он сообщает благую весть для верующих о тех благах и наградах, которые их ожидают.
 
«Райские сады, в которых текут реки», то есть – которые текут под этими деревьями.
 
«Всякий раз, когда их будут угощать плодами, они будут говорить: «Это уже было даровано нам прежде»» – то есть, когда им будут приносить различные фрукты в Раю, они скажут, что уже ели это в своей земной жизни.
 
Другое толкование: когда ангелы будут приносить им одно блюдо за другим, то они скажут, что уже ели это, но им скажут: «Ешьте. Это лишь внешне похоже на то, что вы ели, но отличается по вкусу».
 
«Но им будут давать похожее (лишь внешне)», но отличающееся по вкусу.
 
«У них там будут чистые супруги». Они будут чисты от менструации и других естественных выделений, которые свойственны женщинам в земной жизни.[1]
 
«Они пребудут там вечно», ибо Рай – это вечная обитель для тех, кто уверовал в Единственность Аллаха и поклонялся лишь Ему.
 
Человек получает наслаждение от жилья, пищи и телесной близости (полового акта). Но если наслаждающийся человек знает, что все это временно и не вечно, то это знание портит ему удовольствие или мешает достичь его вершины. А когда человек знает, что его наслаждение будет длиться вечно, то ничто ему его не испортит.
 
Этот аят служит доказательством того, что дела не являются неотъемлемой частью веры (имана) и не считаются условием ее правильности, но лишь условием ее совершенства. Ведь Аллах разделил веру и благие дела: «Обрадуй верующих и совершавших праведные деяния». Это позиция Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а. Хариджиты же считают, что благие дела – это одно из условий действительности имана, и поэтому считают совершающего большие грехи неверующим.
 
إِنَّ اللَّهَ لاَ يَسْتَحْيِي أَن يَضْرِبَ مَثَلاً مَّا بَعُوضَةً فَمَا فَوْقَهَا فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُواْ فَيَعْلَمُونَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّهِمْ وَأَمَّا الَّذِينَ كَفَرُواْ فَيَقُولُونَ مَاذَا أَرَادَ اللَّهُ بِهَذَا مَثَلاً يُضِلُّ بِهِ كَثِيراً وَيَهْدِي بِهِ كَثِيراً وَمَا يُضِلُّ بِهِ إِلاَّ الْفَاسِقِينَ
 
26. Поистине, Аллах не стесняется приводить в пример комара или что-то больше него. Верующие знают, что это – истина от их Господа. Неверующие же говорят: «Что Аллах хотел сказать этим примером?» Через это Он многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на истинный путь. Однако Он вводит в заблуждение через это только нечестивцев…
 
И, после того как Всевышний Аллах привел пример с огнем и грозой, лицемеры начали издеваться над Откровением Аллаха, говоря: «Разве Бог может приводить подобные примеры, подобает ли Творцу делать это?!» И в ответ им Всевышний Аллах ниспослал этот и следующий аяты.
 
Катада сказал, что, когда Всевышний упомянул в своих аятах паука и муху, лицемеры начали издеваться и говорить: «Как Аллах может приводить такие ничтожные вещи в пример?!»[2]
 
И Всевышний ответил им: «Поистине, Аллах не стесняется приводить в пример комара или что-то больше него», – то есть нет никакого стеснения для Аллаха говорить об Истине, будь она маленькой или огромной, и приводить что-либо в пример для пояснения.
 
«Верующие знают, что это – истина от их Господа», то есть верующие понимают смысл этих примеров и веруют в то, что это Откровение от их Господа.
 
«Через это Он многих вводит в заблуждение». Многие – это лицемеры. «А многих наставляет на истинный путь». И это верующие.[3]
 
«Однако Он вводит в заблуждение через это только нечестивцев». И Аллах ввел их в заблуждение из-за их греховности и порочности.
 
Слово «фасик» («нечестивец») буквально означает «вышедший за рамки». Как шариатский термин «фасик» обозначает человека, вышедшего из подчинения Всевышнему Аллаху, непокорного Ему. Оно может равно применяться как к верующему грешнику, так и к неверующему – оба непокорны Господу, но в разной степени. Такое употребление особенно характерно для Корана. В книгах по фикху же словом «фасик» чаще всего обозначают именно грешника, в этом случае фасик противопоставлен кафиру. Специалисты по фикху называют фасиком мусульманина, который совершает большие грехи (не молится, не постится, пьет спиртное и т.д.), при этом не приносит покаяния Аллаху. Тех же, кто совершает грехи публично, не стыдясь окружающих, называют также  словом «фаджир».[4]
 
الَّذِينَ يَنقُضُونَ عَهْدَ اللَّهِ مِن بَعْدِ مِيثَاقِهِ وَيَقْطَعُونَ مَا أَمَرَ اللَّهُ بِهِ أَن يُوصَلَ وَيُفْسِدُونَ فِي الأَرْضِ أُولَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ
 
27. …которые нарушают договор с Аллахом, после того как они заключили его, разрывают то (те отношения), что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле. Именно они окажутся в убытке.
 
«Которые нарушают договор с Аллахом, после того как они заключили его». Этот договор – обещание признать Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, пророком, обещание верить в Аллаха, Его пророков и подчиняться Его Шариату.
 
«Разрывают то (те отношения), что Аллах велел поддерживать». Имеются в виду как родственные связи, так и любые связи, которые угодны Аллаху: например, связь между пророками, которую нарушили те, кто верит в одних, и отвергает других, а также разрыв связей с верующими и лишение их помощи.[5]
 
«Распространяют нечестие на земле», греша, сея смуту и отталкивая людей от веры в Аллаха, и сея в людских сердцах сомнения в истинности Корана.
 
«Именно они окажутся в убытке». Те, кто описан названными качествами, и есть оказавшиеся в убытке, потому что они предпочли заблуждение Истине, наказание – прощению, и тем самым уготовили себе вечные мучения.
 
كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَكُنتُمْ أَمْوَاتاً فَأَحْيَاكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
 
28. Как вы можете не верить в Аллаха, тогда как вы были мертвы и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему.
 
Как же вы можете не верить в Того, кто сотворил вас, затем умертвит вас и, воскресив, будет судить за ваши убеждения и поступки?! Ведь вас не существовало, а потом вы в виде семени попали в утробу матери, потом Аллах поддерживал жизнь в плоде в течение девяти месяцев, пока тот развивался, а потом, после вашего рождения, и в течение всей вашей жизни! Как вы осмелились ответить неверием в Господа на все эти блага?!
 
هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي الأَرْضِ جَمِيعاً ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَاء فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ
 
29. Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно обо всем.
 
После того как Всевышний привел самого человека в качестве доказательства Своего существования, Он говорит о другом доказательстве – сотворении Земли и небес.
 
Имам Ибн Касир пишет:
 
«Слово «истава» здесь означает «обратился», «приступил»».[6]
 
Также он пишет:
 
«Из этого аята следует, что Всевышний Аллах создал сначала Землю, а затем семь небес».[7]
 
«Ему известно обо всем», ведь Аллах – Создатель этого мира, следовательно, Он знает абсолютно обо всем, что в нем происходит. Всевышний Аллах – обладатель вечного атрибута Знания, которое всеохватно и неизменно.[8]
 
وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلاَئِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الأَرْضِ خَلِيفَةً قَالُواْ أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاء وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ
 
30. И сказал Господь ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя и возвеличиваем Тебя?» Он сказал: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете».
 
Всевышний Аллах рассказывает о том, как Он создал человека и облагодетельствовал его.
 
О Мухаммад – «и сказал Господь ангелам» –  сообщи об этом своему народу – что «Я установлю на земле наместника», то есть людей, которые будут сменять друг друга поколение за поколением.
 
И под наместником здесь не имеется в виду только Адам, мир ему, иначе бы возражение ангелов: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя и возвеличиваем Тебя?» – не имело бы смысла. Они не говорят об Адаме, мир ему, а о некоторых его потомках, которые будут творить несправедливость. И ангелы знали об этом либо потому что Аллах открыл им эту сторону будущего, либо хорошо понимая человеческую природу, либо проведя параллель с джиннами, которые поселились на земле до сотворения Адама, совершали преступления и проливали кровь, а потом Аллах истребил их.
 
И ангелы посмели возразить Всевышнему Аллаху не с целью ослушаться его, и не потому, что завидовали потомкам Адама, ведь ангелы безгрешны и им нельзя приписывать ничего подобного.[9]
 
Они таким образом просто задали вопрос Всевышнему: «В чем мудрость сотворения людей и установления их наместниками на земле, ведь некоторые из них будут грешны и несправедливы, тогда как ангелы всегда подчиняются Всевышнему Аллаху и всегда Ему поклоняются?»
 
И на это Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете». Одна из мудростей сотворения людей и установления их наместниками на земле заключается в том, что, несмотря на обилие среди людей неверующих и грешников, среди них будут пророки и посланники, мученики и праведники, аскеты и авлия, которые станут следовать за своими пророками и проповедовать их учение.[10]
 
وَعَلَّمَ آدَمَ الأَسْمَاء كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلاَئِكَةِ فَقَالَ أَنبِئُونِي بِأَسْمَاء هَؤُلاء إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ
 
31. Он научил Адама всем именам (названиям всех вещей), а затем показал их ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду».
 
И далее Всевышний Аллах указывает ангелам на превосходство Адама, мир ему, над ними, даровав ему знание о названиях творений, и это случилось уже после того, как они совершили земной поклон Адаму, мир ему.
 
«Он научил Адама всем именам».
 
Согласно одному из толкований Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, Господь обучил Адама, мир ему, именам всех его потомков[11].
 
В другой передаче от него говорится, что речь идет о словах, которые люди используют для обозначения живых и неживых предметов: человек, животное, небо, земля и т.д.[12]
 
قَالُواْ سُبْحَانَكَ لاَ عِلْمَ لَنَا إِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَا إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ
 
32. Они ответили: «Пречист Ты (от любых недостатков)! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Поистине, Ты – Всезнающий и Мудрый».
 
Так ангелы хвалят Всевышнего Аллаха и указывают, что Всевышний чист от любых изъянов, в частности, от изъянов в Знании, и поэтому, если Аллах решил сделать Адама и его потомков своими наместниками, значит, в этом есть мудрость, даже если она была неведома ангелам.
 
И мы понимаем отсюда, что превосходство одного творения над другим – это не его природное свойство, вроде мнимого превосходства огня над глиной, как в истории с Иблисом. Превосходство – только в том, что Аллах пожелал выделить одно из творений.
 
Например, превосходство Мекки и Медины над другими землями связано не с тем, что эта земля сама по себе чем-то лучше других, а тем, что ее выделил Всевышний Аллах.
 
قَالَ يَا آدَمُ أَنبِئْهُم بِأَسْمَآئِهِمْ فَلَمَّا أَنبَأَهُمْ بِأَسْمَآئِهِمْ قَالَ أَلَمْ أَقُل لَّكُمْ إِنِّي أَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ
 
33. Аллах сказал: «О Адам! Назови им имена!» Когда Адам назвал им имена (названия всех вещей), Он сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, и знаю, что вы совершаете открыто и что вы утаиваете?»
 
Показав превосходство Адама, мир ему, в знаниях над ангелами, Всевышний Аллах сказал им: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, и знаю, что вы совершаете открыто и что вы утаиваете?»
 
Под словом «утаиваете» имеется в виду, что, увидев Адама, прежде чем в того вдохнули дух, они подумали: «Что бы Аллах ни создал, мы все равно будем более почитаемыми созданиями»[13].
 
وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلاَئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ أَبَى وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ
 
34. И Мы сказали ангелам: Совершите земной поклон (саджда) Адаму. Поклонились все, кроме Иблиса. Он отказался, возгордился и стал неверующим.
 
И дальше Всевышний Аллах сообщает о величайшем почтении, явленном Адаму, – земном поклоне ему.
 
И это не было повелением поклоняться (ибадат) Адаму, мир ему, поскольку поклонения заслуживает только Всевышний Аллах. Это был земной поклон (саджда) приветствия (тахият), и отсюда мы понимаем, что не всякий земной поклон является поклонением.
 
Земной поклон творениям был дозволен в предшествующих шариатах, но в нашем Шариате он отменен. Некоторые ученые сказали, что Адам был только киблой (направлением) земного поклона, а не целью, то есть земной поклон был совершен в его сторону, но не ему лично. Но это мнение – слабое, потому что в таком случае непонятно, почему Иблис сопротивлялся.
 
Это повеление было обращено и к Иблису, хотя он не был по природе своей ангелом. Он был джинном, но жил среди ангелов и был похож на них.
 
«Поклонились все, кроме Иблиса. Он отказался, возгордился и стал неверующим». Враг Аллаха возгордился, позавидовал почету, оказанному Всевышним Аллахом Адаму, мир ему, и отказался подчиниться Аллаху, утверждая свое превосходство над Адамом из-за того, что он сотворен из огня, а Адам – из глины.
 
И началом всех грехов явились гордость и высокомерие, и эти сатанинские качества ненавистны Аллаху.
 
Передается, что ʼАун ибн Абдуллах как-то зашел к Фадлю ибн Мухаллябу. Тогда Фадль правил городом Васыт. ʼАун сказал ему:
 
– Я хочу дать тебе наставление.
   
Фадль спросил:
 
– Что за наставление? Я слушаю тебя.
 
Аун сказал:
 
– Остерегайся высокомерия. Аллаха впервые ослушались из-за высокомерия.
 
А потом он прочитал слова Всевышнего: «И Мы сказали ангелам: Совершите земной поклон (саджда) Адаму. Поклонились все, кроме Иблиса. Он отказался, возгордился и стал неверующим».
 
И он продолжил:
 
– Остерегайся любопытства, ведь из-за него Адам вышел из Рая. Аллах разрешил ему все, что было в Раю, и запретил плоды только одного дерева. Но он съел эти плоды и покинул Рай.
 
И он прочитал слова Всевышнего:
 
وَقُلْنَا يَا آدَمُ اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ وَكُلاَ مِنْهَا رَغَداً حَيْثُ شِئْتُمَا وَلاَ تَقْرَبَا هَذِهِ الشَّجَرَةَ فَتَكُونَا مِنَ الْظَّالِمِينَ
 
«Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не стать неправедными (нарушив повеление Аллаха»)».[14]
 
Потом он сказал:
 
– Остерегайся зависти. Ведь из-за нее пролилась первая невинная кровь. Из зависти сын Адама убил своего брата.
 
И он прочитал слова Всевышнего:
 
وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِنْ أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الْآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّـهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ
 
«Прочти им (Мухаммад) истинный рассказ о двух сыновьях Адама, которые принесли жертву, и она была принята от одного из них, но не была принята от второго. Он сказал: «Я непременно убью тебя»»[15]. [16]   
           
وَقُلْنَا يَا آدَمُ اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ وَكُلاَ مِنْهَا رَغَداً حَيْثُ شِئْتُمَا وَلاَ تَقْرَبَا هَذِهِ الشَّجَرَةَ فَتَكُونَا مِنَ الْظَّالِمِينَ
 
35. Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не стать неправедными (нарушив повеление Аллаха»)».
 
Возвеличив Адама через приказ ангелам совершить ему земной поклон, Всевышний Аллах одарил Адама возможностью жить в Раю.
 
«Ешьте там вволю, где пожелаете». Аллах дозволил им вкушать любые плоды Рая в любом количестве.
 
«Но не приближайтесь к этому дереву». Это было испытанием Аллаха для Адама, мир ему, и его супруги.
 
Толкователи Корана разошлись во мнениях относительного того, какое именно это было дерево.
 
Имам ат-Табари сказал:
 
«И правильное мнение в этом вопросе заключается в том, что Аллах запретил Адаму и его жене одно определенное дерево из деревьев Рая, а все остальные деревья были дозволены для них. Но мы не знаем, какое именно это было дерево, потому что Всевышний Аллах не дал своим рабам указания на это ни в Коране, ни в достоверной Сунне. И кто-то сказал, что это пшеница; кто-то сказал, что это виноградная лоза; кто-то сказал, что это оливковое дерево. Возможно, это было одно из этих растений. Знание этого не принесет пользы его обладателю, а незнание не навредит. И Аллах знает лучше»[17].
 
О том, что нет достоверной информации о виде дерева, писал и имам ар-Рази[18].
 
И такова природа человека – отвлекаться от смысла сказанного ради построения догадок о ненужных деталях.
 
فَأَزَلَّهُمَا الشَّيْطَانُ عَنْهَا فَأَخْرَجَهُمَا مِمَّا كَانَا فِيهِ وَقُلْنَا اهْبِطُواْ بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ وَلَكُمْ فِي الأَرْضِ مُسْتَقَرٌّ وَمَتَاعٌ إِلَى حِينٍ
 
36. Шайтан же заставил их оступиться и вывел их оттуда, где они находились. И Мы сказали: «Опуститесь (из Рая на землю и будьте) врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и вы будете пользоваться ее благами до определенного срока».
 
«Шайтан же заставил их оступиться и вывел их оттуда, где они находились».
 
Существует два возможных толкования этих слов Всевышнего.
 
Первое: подразумевается «заставил отступиться от дерева». И тогда смысл аята следующий: «шайтан толкнул их к ошибке, заставив их вкусить плод этого дерева».
 
Второе толкование: «заставил отступиться от Рая». В этом случае смысл такой: «Он отдалил их от Рая своими кознями и наущениями».
 
Само слово «أَزَلَّهُمَا» («заставил оступиться») указывает на то, что ошибка и неподчинение Адама и Хавы, мир им, повелению Аллаха, не было грехом, а было следствием недоразумения, вызванного кознями шайтана. Они съели запретный плод, потому что шайтан хитро их обманул. [19]
 
«Врагами друг другу!» Иными словами, Иблис – это враг верующих, а верующие – враги Иблиса.
 
«Земля будет для вас обителью». И после изгнания земля стала для Адама, мир ему, и его потомков новым домом и пристанищем на протяжении всей земной жизни.
 
«Вы будете пользоваться ее благами до определенного срока». Земля и все ее блага даны вам в пользование до Судного дня.
 
Существуют разные объяснения того факта, как Иблис смог попасть в Рай, чтобы наущать Адама и Хаву, мир им. Одно из этих объяснений: ему был запрещен открытый вход, но он смог войти скрытно и обманным путем[20].
 
فَتَلَقَّى آدَمُ مِن رَّبِّهِ كَلِمَاتٍ فَتَابَ عَلَيْهِ إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ
 
37. Адам получил от своего Господа слова (Аллах внушил ему слова покаяния), и Он принял его покаяние. Поистине, Он – Прощающий и Милостивый.
 
И после осознания совершенной ими ошибки Адам и Хава, мир им обоим, покаялись и обратились к Аллаху с мольбой, сказав:
 
قَالَا رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنفُسَنَا وَإِن لَّمْ تَغْفِرْ لَنَا وَتَرْحَمْنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ
 
Они оба сказали (Адам и Хава): «О наш Господь! Мы навредили самим себе, и если Ты не простишь нас и не помилуешь нас, то мы непременно понесем урон». [21]
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Знай, что ни у кого нет возможности вложить покаяние в другого, кроме Всевышнего Аллаха, потому что только Аллах творит все действия человека. И никто не может принимать ничье покаяние, кроме Всевышнего Аллаха, и никто не может «отпустить» чьи-то грехи. И наши ученые сказали: «Иудеи и христиане впали в неверие в этой великой основе религии»»[22].
 
ДОПОЛНЕНИЕ: Аудио устаза Абу Али аль-Ашари по 35 и 37 аяту суры аль-Бакара:
 
 
 
 
[1] Ибн Касир (Тайба), 1/205.
 
[2] Ибн Касир (Тайба), 1/206.
 
[3] Там же, 1/209.
 
[4] «Маʼриф аль-Куран», 1/152 – 153.
 
[5] Аль-Куртуби, 1/371 – 372.
 
[6] Ибн Касир (Тайба), 1/213.
 
[7] Там же.
 
[8] Аль-Куртуби, 1/390.
 
[9] Ибн Касир (Тайба), 1/216.
 
[10] Там же, 1/216 – 217.
 
[11] «Мухтасар Ибн Касир», 1/40.
 
[12] Там же.
 
[13] Аль-Багави, 1/80.
 
[14] Коран 2:35.
 
[15] Коран 5:27.
 
[16] «Ихья ʼулюм ад-дин», 3/253.
 
[17] Ат-Табари, 1/520-521.
 
[18] Ар-Рази, 2/6.
 
[19] «Маариф аль-Куран», 1/176.
 
[20] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/358.
 
[21] Коран, 7:23.
 
[22] Аль-Куртуби, 1/484.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник

Комментарии: 6

Правила форума
Avatar
Ануар muslim
1
<p>Да будет доволен Вами Аллаh!!!</p>
2 июня, 17
Avatar
Айбол Амиржан
1
Ассаляму алейкум. В толковании 36 аята имя "Хава" написано с удвоенной "в".
2 июня, 17
Avatar
Оңғарбек Шәріп
0
<p>Ассаляму алейкум, уважаемый Azan.kz!</p><p>«...Земля будет для вас обителью и вы будете пользоваться ее благами до определенного срока»</p><p>Отвергает ли этот аят возможность жизни человечества на других планетах? </p><p>Размышляю и пришел в голову этот вопрос, просто однажды с одним братом спор был по этой теме, поэтому узнать ответ довольно интересно, хотя это не очень важный вопрос в повседневной жизни мусульманина.<br></p>
2 июня, 17
Avatar
K Y
1
<p>Ассалям алейкум, в 25 аяте, 9 абзац, 3 предложение, лишняя частица "<strong><em>не".</em></strong></p>
2 июня, 17
Avatar
Администратор Azan ru
0
<p>Уа алейкум ассалям. Ошибки исправили. Да будет доволен вами Аллах!</p>
2 июня, 17
Avatar
карим касымжанов
3
<p>Ассаляму алейкум..бисмилляхи..в 36 аяте вы, объясняя аят , делаете ссылку на ибн Касира,пишете,цитирую.."..Существуют разные объяснения,того факта,как Иблис смог попасть в Рай,чтобы наущать Адама и Хаву,мир им.Одно их объяснений:ему был запрещен открытый вход,но он смог войти скрытно и обманным путем./20/ Аллах знает лучше,но позволю себе скромно отметить .наверное нельзя говорить " смог войти скрытно и обманным путем.."Поскольку Аллах: Ас Самих, Аль Басыр,Аль Мухит..и как сказано в Куран Карим,бисмилляхи "..даже лист не падает с дерева без Его приказа\ведома\..поэтому здесь наверное более правильнее сказать,Аллах позволил Иблису войти в Рай,по Его Гайибу,для проверки имана Адама и Хавы, мир им..иначе получается АстагфируЛлах,что Его создание может обмануть Всевышнего и скрыть от Него что-то? АстагфируЛлах..может я не прав,поясните точнее ин ша Аллах Рахман..</p>
3 июня, 17
Список уроков