Image
80. Сура «Аль-Маида», аяты 4-6
Они спрашивают тебя (Мухаммад) о том, что им разрешено. Ответь (им): «Вам разрешено благое (чистая, ...
419
8 декабря, 18

80. Сура «Аль-Маида», аяты 4-6

419
8 декабря, 18
يَسْأَلُونَكَ مَاذَا أُحِلَّ لَهُمْ قُلْ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ وَمَا عَلَّمْتُم مِّنَ الْجَوَارِحِ مُكَلِّبِينَ تُعَلِّمُونَهُنَّ مِمَّا عَلَّمَكُمُ اللّهُ فَكُلُواْ مِمَّا أَمْسَكْنَ عَلَيْكُمْ وَاذْكُرُواْ اسْمَ اللّهِ عَلَيْهِ وَاتَّقُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ
 
4. Они спрашивают тебя (Мухаммад) о том, что им разрешено. Ответь (им): «Вам разрешено благое (чистая, не вызывающая отвращения пища). А то, что поймали для вас (но не ели эту добычу) обученные (охоте) хищники, которых вы обучаете тому (что связано с охотой), о чем поведал вам Аллах, – то ешьте, произнося имя Аллаха (когда направляете животное на добычу). Бойтесь (нарушать запреты) Аллаха, ибо, поистине, Аллах скор в рассчете.
 
«Они спрашивают тебя о том, что им разрешено»: о Мухаммад, они задают тебе вопросы насчет того, какая еда им разрешена.
 
Этот аят был ниспослан из-за вопроса, который задали Адий ибн Хатим и Зейд ибн Мухальхиль, который был известен как Зейд аль-Хейль. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) переименовал его в Зейд аль-Хейр. Они рассказали, что охотятся, используя охотничьих собак, и у них не всегда получается успеть к животному, чтобы заколоть его. И тогда был ниспослан этот аят[1].
 
«Ответь: «Вам разрешено благое»: вам дозволено есть чистое и вкусное.
 
«А то, что поймали для вас обученные хищники»: и вам можно есть животных, которых на охоте ранили ваши специально обученные собаки.
 
«Которых вы обучаете тому, о чем поведал вам Аллах»: вы обучаете собак охотиться и слушаться вас, и это часть того, чему Всевышний Аллах обучил человека.
 
«Ешьте», – то, что было поймано вашими гончими, если они сами не отъели ничего от этого животного, а если отъели, то это мясо уже не будет пригодно в пищу.
 
«Произнося имя Аллаха»: когда вы будете отправлять гончую за дичью, то произнесите имя Аллаха.
 
Имам аль-Куртуби[2] передает единогласное мнение, что если собака не черного цвета, обучена мусульманином, нападает, когда ей приказывают, и останавливается, когда ей скажут остановиться, если она может оставить раненую дичь по приказу хозяина, не ест свою жертву, после того как ранит ее, в охоте ее использует мусульманин и он произнес имя Аллаха, когда натравил собаку на дичь, – то при соблюдении всех этих условий добычу можно есть без разногласий.
 
Если же человек использует для охоты не собак, а, например, охотничьих птиц или прирученных диких зверей, – то большинство ученых считает, что если они поддаются обучению и все вышеперечисленные условия соблюдены, то мясо будет разрешено употреблять в пищу[3].
 
Что касается черной собаки, то некоторые саляфы, такие как Хасан аль-Басри, ан-Нахаʼи и другие, указывали, что нежелательно использовать таких собак для охоты[4], основываясь на хадисе, что «черная собака – это шайтан»[5].
 
Но большинство факихов говорит об общем характере этого аята и хадиса:
 
«Если ты направил собаку (на дичь) и произнес имя Аллаха, то ешь»[6].
 
Имам аль-Куртуби[7] отмечает, что если охотничья собака попьет кровь дичи, то мясо останется все равно дозволенным в отличие от ситуации, когда собака начнет сама есть эту дичь.
 
Имам пишет:
 
«Этот аят указывает, что у знающего есть превосходство над незнающим, потому что, если собаку обучить, она становится более достойной, чем другие собаки. И человек заслуживает больше почета, когда у него есть знания, в сравнении с остальными людьми, у которых нет знаний, особенно когда он свои знания практикует»[8].
 
«Бойтесь Аллаха, ибо, поистине, Аллах скор в расчете»: помните об Аллахе и думайте о Нем, ведь Его воздаяние за содеянное неизбежно.
 
الْيَوْمَ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ وَطَعَامُ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ حِلٌّ لَّكُمْ وَطَعَامُكُمْ حِلُّ لَّهُمْ وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ الْمُؤْمِنَاتِ وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ مِن قَبْلِكُمْ إِذَا آتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ مُحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَافِحِينَ وَلاَ مُتَّخِذِي أَخْدَانٍ وَمَن يَكْفُرْ بِالإِيمَانِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ وَهُوَ فِي الآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ
 
5. Сегодня вам разрешено (употреблять в пищу) благое. Пища людей Писания (при определенных условиях) разрешена вам, а ваша пища разрешена им. И целомудренные верующие женщины, и целомудренные женщины из тех, кому была ниспослана до вас Книга (дозволены вам для заключения брака), если вы передали им брачный дар (махр), и вы хотите именно жениться на них, а (не хотите использовать их) для разврата или в качестве любовниц. Дела того, кто отказался от веры, окажутся тщетными. А (если он умрет неверующим) в будущей жизни он окажется в убытке.
 
«Сегодня вам разрешено благое», – то есть вкусное из забитого по Шариату и другая чистая еда.
 
Говорит имам аль-Куртуби:
 
«Пища обозначает все съестное, к чему относится и мясо. Так что, согласно большинству толкователей Корана, тут речь идет о дозволенности мяса забитого животного»[9].
 
«Пища людей Писания разрешена вам»: мясо животных, заколотых или зарезанных иудеями и христианами с произнесением имени Аллаха, будет дозволено для вас.
 
В наше время очень актуален вопрос о молочной продукции, которую изготавливают неверующие люди в странах Запада, особенно это касается сыра, при производстве которого часто используются нечистоты (наджаса).
 
На этот счет можно процитировать Ибн Джузайя:
 
«Что касается употребления хлеба, выжатого оливкового масла, сыра и другой пищи, при изготовлении которой могли использовать нечистоты, то Ибн Аббас указал, что это запретно, считая, что их дозволенная пища – это только мясо животных, ими забитых. Однако большинство ученых дозволило такие продукты, считая, что они в целом считаются «их пищей». Но все это так, если существует лишь вероятность использования нечистот. Если же мы точно будем знать, что нечистоты, такие как вино, свинина или мертвечина, были использованы, то есть такую пищу нельзя. Ат-Тартуши написал трактат (рисаля) о запрете сыра, приготовленного христианами, и сказал: «Его пачкают в наджасе продавцы, покупатели и инструменты, и сыр готовят из сычуга мертвого животного»[10].
 
Поэтому, если мы знаем, что при изготовлении йогурта или сыра использовали нечистоты, кармин или другие запретные ингредиенты, то есть эти продукты нельзя. В наши дни следует внимательно читать состав продукта.
 
«А ваша пища разрешена им», – поэтому вы можете угощать их своей едой и продавать ее им.
 
«И целомудренные верующие женщины»: и еще вам, о верующие, дозволено вступать в брак со свободными целомудренными женщинами-мусульманками.
 
«И целомудренные женщины из тех, кому была ниспослана до вас Книга»: мужчины-мусульмане могут жениться на женщинах из людей Писания, но женщина-мусульманка не может выйти замуж за мужчину из них.
 
«Если вы передали им брачный дар», – то есть если вы отдадите им их махр.
 
«И вы хотите именно жениться на них, а (не хотите использовать их) для разврата или в качестве любовниц»: верующие через брак вступают в половую близость со своими женами, но не грешат с любовницами, подругами и другими женщинами, которые им не дозволены.
 
«Дела того, кто отказался от веры, окажутся тщетными»: дела того, кто отрекся от Ислама после веры, уничтожены, и он погиб.
 
Далее Всевышний Аллах описывает омовение.
 
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ وَإِن كُنتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُواْ وَإِن كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاء أَحَدٌ مَّنكُم مِّنَ الْغَائِطِ أَوْ لاَمَسْتُمُ النِّسَاء فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُم مِّنْهُ مَا يُرِيدُ اللّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ وَلَـكِن يُرِيدُ لِيُطَهَّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
 
6. О верующие! Когда вы собираетесь встать на намаз (и у вас нет омовения), то вымойте лицо и руки до локтей (включая локти), протрите голову и (вымойте) ноги до щиколоток (включительно).
 
А если (в то время, когда вам необходимо совершить намаз) вы находитесь в состоянии большого осквернения, то очищайтесь (совершите полное омовение тела – гусль).
 
Если же вы больны (и не можете использовать воду) или находитесь в пути – и кто-либо из вас справил нужду или вы имели (интимную) близость с женщинами – при этом вы не нашли воды (для малого или полного омовения), то совершите очищение чистой землей, протерев (ею) лицо (полностью) и руки (до локтей включительно).
 
Аллах (вменил вам в обязанность очищения) не (потому, что) желает усложнить (вашу жизнь), но Он желает очистить вас и довести до конца Свою милость к вам, чтобы вы были благодарны (Ему за те блага, которыми Он одарил вас).
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Содержание этого аята относится к повелению исполнять договоры и требования Шариата. Сказанное в этом аяте – это завершение милости, а облегчение этого аята[11] – одна из величайших милостей».[12]
 
«О верующие! Когда вы собираетесь встать на намаз», – то есть когда вы захотите совершить намаз и у вас не будет омовения.
 
В аяте не говорится, что требуется совершать омовение перед намазом, если малого омовения нет, а буквальное значение слов указывает на то, что следует совершать омовение перед каждым намазом вне зависимости от того, было оно нарушено или нет, и четыре праведных халифа поклонялись в соответствии с этим мнением, совершая омовение перед каждым намазом[13].
 
Есть и такая версия, что обращение насчет того, что обязательно совершать омовение перед каждым намазом, было адресовано только Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует). Но, поскольку это стало ему трудно, сивак заменил эту обязанность и повеление было снято[14].
 
И от многих сподвижников передается, что из аята следует, что желательно совершать омовение перед началом каждого намаза, даже если оно у тебя не нарушилось. [15]
 
Но более распространенное толкование передает имам аль-Куртуби:
 
«Большинство обладателей знания сказало, что смысл (начала) аята таков: «Когда вы встаете на намаз без омовения….»»[16].
 
Иными словами, речь идет о тех, у кого нет малого омовения.
 
«Вымойте лицо и руки до локтей», – включительно.
 
«протрите голову и (вымойте) ноги до щиколоток», – включительно.
 
В аяте перечислены следующие обязательные составляющие омовения: мытье лица, мытье рук до локтей включительно, протирание головы и мытье ног до щиколоток включительно.
 
Согласно мнению большинства ученых, при мытье достаточно довести воду до нужной части тела, чтобы вода протекла по ней, а протирание руками не считается условием действительности омовения в отличие от мазхаба имама Малика, где протирание (дальк) – условие действительности омовения[17].
 
Что касается границ лица, внутри которых обязательно все промыть, то речь о той части лица, которую видно, если смотреть в лицо человеку при общении – то есть начиная от линии роста волос на лбу и до подбородка по вертикали, и от уха до уха по горизонтали[18].
 
Если у человека густая борода и под ней не видно кожи, то достаточно промыть внешнюю сторону бороды. Если же она жидкая и под ней видна кожа, то уже необходимо тщательно помыть лицо, чтобы волосы на лице и кожа под ними были омыты[19].
 
Что касается намерения на омовение, то, согласно ханафитскому мазхабу, оно не считается обязательным условием действительности омовения. И если просто промыть все перечисленные части тела без намерения на омовение, омовение все равно будет действительно[20].
 
Согласно же шафиитскому мазхабу, намерение – обязательная часть (фард) омовения[21]. Удивительно, но имам аль-Куртуби[22] пишет, что многие шафииты говорят, будто намерение не обязательно, когда от шафиитов такое мнение не передается.
 
Что касается протирания головы, то, согласно ханафитскому мазхабу[23], обязательно протереть четверть головы, а по шафиитскому мазхабу[24] - любую часть головы, даже части волоска будет достаточно.
 
Имам аль-Куртуби подробно описал разногласия насчет этого среди факихов[25].
 
Среди факихов есть разные мнения и в связи с порядком совершения действий при омовении: нужно их совершать в той же последовательности, в какой они перечислены в этом аяте, или можно в любом порядке.
 
Имам Абу Ханифа считал, что последовательность (тартиб) – это не условие действительности омовения, а имам аш-Шафии – что это обязательное условие[26].
 
«А если (в то время, когда вам необходимо совершить намаз) вы находитесь в состоянии большого осквернения, то очищайтесь», – полностью омыв тело.
 
Полное омовение (гусль) уже разбиралось в комментарии к суре «Ан-Ниса».
 
«Если же вы больны», – и вода будет вредить вам, – «или находитесь в путешествии», – и вода отсутствует, – «и кто-либо из вас справил нужду или вы имели (интимную) близость с женщинами, при этом вы не нашли воды (для малого или полного омовения), то совершите очищение чистой землей», – если воду искали, но не нашли, – «протерев (ею) лицо (полностью) и руки», – двумя касаниями, как объясняется в Сунне.
 
Тему таяммума тоже уже разбирали в комментарии к суре «Ан-Ниса».
 
Имам аль-Бухари[27] передает, что этот аят был ниспослан, когда в одном из сражений Аиша (да будет доволен ею Аллах) потеряла свое ожерелье, и караван задержался, из-за того что очень долго его искали, и все оказались без воды, и тогда было ниспослан аят про дозволенность таяммума в качестве облегчения[28].
 
«Аллах не желает усложнить (вашу жизнь)», –  обязав вас совершать малое омовение, полное омовение и таяммум, – «но Он желает очистить вас и довести до конца Свою милость к вам, чтобы вы были благодарны»: Всевышний Аллах хочет смыть ваши грехи и грязь ваших ошибок за счет омовения и таяммума, чтобы таким образом завершить Свою милость в разъяснении установлений религии и чтобы вы благодарили Его за бесконечные блага, не поддающиеся исчислению.
 
Говоря о малом омовении, Всевышний Аллах сказал, что мыть следует только некоторые части тела, тогда как при объяснении, что такое полное омовение, были использованы слова: «Очищайтесь». Это общий приказ помыть все тело. Однако те места, куда воде попасть трудно: например, белки глаз или внутренние органы, – считаются исключением, а полоскать нос и рот обязательно, поскольку это легко и не несет вреда.
 
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) очень внимательно относился к полному омовению (гусль) и предупреждал о нем свою умму. Так, например, в одном из хадисов, переданных Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине, под каждым волосом – осквернение, поэтому тщательно промывайте волосы и кожу!»[29]. В другом хадисе, переданном Али (да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Кто, совершая полное омовение, оставит хотя бы один волос немытым, тому в Аду будет такое-то наказание!»[30] [31]
 
[1] Куртуби, 7/298.
 
[2] Куртуби, 7/300.
 
[3] Там же. См. также «Хашия» Ибн Абидина (6/463).
 
[4] Куртуби, 7/301.
 
[5] «Сахих» Муслима (№510).
 
[6] Бухари, №5476; Муслим, №1969.
 
[7] Куртуби, 7/307.
 
[8] Куртуби, 7/313.
 
[9] Куртуби, 7/315.
 
[10] Ибн Джузай, 1/482.
 
[11] То есть таяммум.
 
[12] Куртуби, 7/323.
 
[13] Куртуби, 7/323.
 
[14] «Муснад» Ахмада (№21960); Абу Дауд, №48.
 
[15] Куртуби, 7/324.
 
[16] Там же.
 
[17] Куртуби, 7/327.
 
[18] «Аль-Любаб», 1/10; «Аль-Хидая», 1/75; «Анвар аль-масалик», с. 27.
 
[19] «Хашия» ат-Тахтави (1/93); «Анвар аль-масалик», с. 28.
 
[20] «Бадаиʼ ас-санаиʼ», 1/191.
 
[21] «Анвар аль-масалик», с. 24.
 
[22] Куртуби, 7/331.
 
[23] «Хашия» ат-Тахтави (1/95).
 
[24] «Анвар аль-масалик», с. 25.
 
[25] Куртуби, 7/335-337.
 
[26] Куртуби, 7/355.
 
[27] «Сахих» аль-Бухари (№334); Муслим, №367.
 
[28] Ат-Тасхиль, 1/483.
 
[29] Абу Дауд, Тахарат: 78, №106, 1/178.
 
[30] Абу Дауд, Тахарат: 98, №249, 1/115; Ибн Маджа, Тахарат: 106, №599, 1/196.
 
[31] «Куран-и-Меджид».
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ерсин Амире Абу Юсуф
Автор:
ЕРСИН АМИРЕ АБУ ЮСУФ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков