Циклы Авторы Сортировка
Image
88. Сура «Аль-Маида», аяты 70-81
И Мы уже взяли обещание (верить в Аллаха и принимать всех Его пророков без исключения) с потомков Ис...
1 460
16 марта, 19

88. Сура «Аль-Маида», аяты 70-81

1 460
16 марта, 19
لَقَدْ أَخَذْنَا مِيثَاقَ بَنِي إِسْرَائِيلَ وَأَرْسَلْنَا إِلَيْهِمْ رُسُلاً كُلَّمَا جَاءهُمْ رَسُولٌ بِمَا لاَ تَهْوَى أَنْفُسُهُمْ فَرِيقًا كَذَّبُواْ وَفَرِيقًا يَقْتُلُونَ
 
70. И Мы уже взяли обещание (верить в Аллаха и принимать всех Его пророков без исключения) с потомков Исраиля и отправляли к ним посланников. Но каждый раз, когда приходил к ним посланник с тем, им не нравилось, они обвиняли во лжи одних, а других убивали.
 
«И Мы уже взяли обещание с потомков Исраиля», – что они будут верить в Аллаха и во всех Его посланников.
 
Автор «Аль-Бахр» пишет:
 
«Это сообщение о том, что древние иудеи нарушили завет, который заключили с Аллахом, и описание совершенных ими грехов, таких как неверие в пророков и убийство некоторых из них»[1].
 
«И отправляли к ним посланников», – чтобы объяснять им религию. Но когда пророки сообщали им повеления Аллаха, которые не соответствовали их желаниям, они отвергали их, а некоторых пророков еще и убивали.
 
وَحَسِبُواْ أَلاَّ تَكُونَ فِتْنَةٌ فَعَمُواْ وَصَمُّواْ ثُمَّ تَابَ اللّهُ عَلَيْهِمْ ثُمَّ عَمُواْ وَصَمُّواْ كَثِيرٌ مِّنْهُمْ وَاللّهُ بَصِيرٌ بِمَا يَعْمَلُونَ
 
71. Они думали, что (за такие великие грехи, как отрицание пророков и убийство некоторых из них,) не будет наказания, и потому стали слепы (к истине) и глухи (к назиданию и увещеванию). Затем (после того как они поклонялись тельцу,) Аллах принял их покаяние, но многие из них снова стали слепы и глухи. Аллах видит все, что они делают (и непременно воздаст им за это).
 
«Они думали, что не будет наказания»: иудеи подумали, что не будет последствий и испытаний за то, что они убивали пророков.
 
«И потому стали слепы и глухи», – то есть перестали видеть истину и слушать наставления.
 
«Затем Аллах принял их покаяние», – Ибн Джузай пишет:
 
«Это принятие покаяния означает, что они вернулись в Иерусалим, после того как были изгнаны оттуда. Затем их изгнали оттуда повторно, и это никогда не изменится»[2].
 
Дальше Всевышний Аллах говорит об искаженной вере христиан в Ису (мир ему):
 
لَقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُواْ إِنَّ اللّهَ هُوَ الْمَسِيحُ ابْنُ مَرْيَمَ وَقَالَ الْمَسِيحُ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ اعْبُدُواْ اللّهَ رَبِّي وَرَبَّكُمْ إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللّهُ عَلَيهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ
 
72. Поистине, не уверовали те (последователи искаженного христианского учения), кто говорят: «Аллах – это Помазанник (Иса), сын Марьям». Помазанник говорил: «Потомки Исраиля! Поклоняйтесь (не мне, а) Аллаху, Господу моему и Господу вашему». И кто будет обожествлять кого-то, кроме Аллаха (и поклоняться этому), тому Он сделал запретным (вход в) Рай. Итогом (такого человека) станет Ад (приготовленный для многобожников). И несправедливым (совершивших самую большую несправедливость — поклонение творению вместо Творца) не будет помощников!
 
Абу ас-Сууд пишет:
 
«Это начало подробного рассказа о заблуждениях христиан и опровержения их, после того как было рассказано о заблуждениях иудеев. И те, кто сказал, что Марьям родила бога, заявили, что Аллах слился с Исой (мир ему) и стал единым целым с ним. Аллах чист от этого!»[3]
 
«Потомки Исраиля! Поклоняйтесь (не мне, а) Аллаху, Господу моему и Господу вашему»: меня и вас создал Один Единый Творец, и только Ему надо поклоняться. Он не сказал о себе, что он сын Аллаха или что он сам Аллах. Он сообщил, что он раб Аллаха, как и другие творения.
 
«И кто будет обожествлять кого-то, кроме Аллаха, тому Он сделал запретным (вход в) Рай»: любой, кто поклоняется кому-либо или чему-либо, кроме Аллаха, будь то идол, камень или даже пророк, – язычник, и он никогда не сможет войти в Рай.
 
لَّقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُواْ إِنَّ اللّهَ ثَالِثُ ثَلاَثَةٍ وَمَا مِنْ إِلَـهٍ إِلاَّ إِلَـهٌ وَاحِدٌ وَإِن لَّمْ يَنتَهُواْ عَمَّا يَقُولُونَ لَيَمَسَّنَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِنْهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
 
73. Не уверовали те (христиане), кто говорит: «Аллах — третий в троице (одна из трех ипостасей Бога)». Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха Единого! Если они не откажутся от своих слов, то неверующих среди них непременно постигнет мучительное наказание!
 
«Не уверовали те, кто говорит: «Аллах — третий в троице»»: это течение христиан, которые верят в троицу, говоря, что Бог – это одна сущность, но Он проявляется в трех ипостасях: Отце, Сыне и Святом Духе.
 
«Если они не откажутся от своих слов», – от их лжи, что Бог – троица,  – «то неверующих среди них непременно постигнет мучительное наказание», – как в этой жизни, так и в жизни следующей.
 
Мухаммад ибн Каʼб (да будет доволен им Аллах) передает следующее:
 
«Когда Всевышний Аллах вознес на небеса Ису, сына Марьям, сто ученых иудеев собрались вместе и сказали: «Вы многочисленная община, поэтому есть опасность, что начнутся разногласия. Поэтому пусть вас станет на десять человек меньше!»
 
Однако, поняв, что и это число большое и невозможно будет прийти к единому мнению, они продолжали так сокращать по десять человек, пока не осталось всего десять. В самом конце они сказали: «Даже сейчас вас много, уберите шестерых из вас!» В итоге их осталось четверо, и они стали спорить об Исе (мир ему).
 
Один из них сказал: «Вы все знаете, что сокровенного не знает никто, кроме Аллаха! А поскольку ему было известно сокровенное, то он – Аллах, он оставался на земле столько, сколько хотел, а затем вознесся на небеса».
 
Второй сказал: «Мы знаем и Ису, и его мать, поэтому если он и может кем-то быть, то только сыном Аллаха!» Третий сказал: «Я не стану говорить того, что говорите вы, ведь Иса, рассказывая о себе, сказал, что он раб Аллаха, дух от Него и слово, направленное Марьям. И мы верим в него так, как он сам сказал о себе! Меня беспокоит то, что вы возвели на него великую клевету». Четвертый человек тоже присоединился к этому мнению.
 
После того как эти люди вышли к народу, у них спросили, что они думают про Ису (мир ему). Каждый из них высказал свое мнение – и так возникло три течения.
 
В этом и в предыдущем аяте Всевышний Аллах объяснил слова и вероучение двух течений неверующих, а в 66-м аяте Он указал на группу с правильными убеждениями[4].
 
أَفَلاَ يَتُوبُونَ إِلَى اللّهِ وَيَسْتَغْفِرُونَهُ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
 
74. Неужели они не покаются перед Аллахом (отказавшись от этих ложных убеждений) и не попросят у Него прощения? Ведь Аллах —Прощающий (кающихся), Милующий.
 
مَّا الْمَسِيحُ ابْنُ مَرْيَمَ إِلاَّ رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ وَأُمُّهُ صِدِّيقَةٌ كَانَا يَأْكُلاَنِ الطَّعَامَ انظُرْ كَيْفَ نُبَيِّنُ لَهُمُ الآيَاتِ ثُمَّ انظُرْ أَنَّى يُؤْفَكُونَ
 
75. Помазанник (Иса), сын Марьям, (не сын Аллаха, а) только посланник. И до него были посланники. Его мать (вовсе не была супругой Аллаха, а) была праведницей. (Поскольку они) оба (были людьми, то) они ели пищу (нуждаясь в ней). Посмотри, как Мы объясняем им знамения (показывающие ложность их убеждений). А затем посмотри, до чего же они далеки от истины!
 
«Оба они ели пищу»: они оба обладали телами из мяса и костей, были рождены, у них были обычные человеческие потребности, а если так, то как можно говорить об их божественности?
 
Ибн Джузай пишет:
 
«Они оба не боги, потому что они нуждаются в еде, а в ней нуждаются только творения, а творения не могут быть богом, потом что Богу не присущи качества изменяемости и все, что свойственно человеку»[5].
 
«Посмотри, до чего же они далеки от истины»: посмотри, как им безразлична истина, как они не пользуются разумом и не размышляют над доказательствами.
 
И таковы христиане: они пытаются уйти от вопросов вроде «как рожденный может быть нерожденным сыном?» или «как Бог может ходить по земле в образе человека и принимать пищу?». Они пытаются их заменить на бессмысленные выражения: «Он пришел, чтобы умереть за наши грехи».
 
قُلْ أَتَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللّهِ مَا لاَ يَمْلِكُ لَكُمْ ضَرًّا وَلاَ نَفْعًا وَاللّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ
 
76. Скажи (им, Мухаммад): «Ведь вы поклоняетесь не Аллаху, а тому, что не способно ни причинить вам вред, ни принести пользу! А Аллах – Всеслышащий, Всезнающий!».
 
Ибн Джузай пишет:
 
«Тут утверждается, что Иса (мир ему) – это раб Аллаха, как и его мать. Они сами по себе (будучи творениями) не могут ни принести пользу, ни причинить вред (кому-либо)»[6].
 
قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لاَ تَغْلُواْ فِي دِينِكُمْ غَيْرَ الْحَقِّ وَلاَ تَتَّبِعُواْ أَهْوَاء قَوْمٍ قَدْ ضَلُّواْ مِن قَبْلُ وَأَضَلُّواْ كَثِيراً وَضَلُّواْ عَن سَوَاء السَّبِيلِ
 
77. Скажи (им также): «О люди Писания! Не переходите в религии границ истины (не обожествляйте Ису, но и не отрицайте его пророчество). И не следуйте прихотям людей, которые еще раньше сбились (с истинного пути сами) и ввели в заблуждение многих (других) и сошли с прямого пути».
 
«Не переходите в религии границ истины», – обожествляя Ису (мир ему).
 
Ибн Джузай пишет:
 
«Это обращение к христианам, и их чрезмерность – причина их неверия»[7].
 
«И не следуйте прихотям людей, которые еще раньше сбились»: не следуйте вашим ученым, которые сбились с верного пути еще до прихода Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует). Они пребывают в заблуждении и следуют своим страстям.
 
Ибн Джузай пишет:
 
«Речь идет о предводителях христиан, которые впали в заблуждение, неверно истолковав природу Исы (мир ему). Из-за этого они ввели в заблуждение многих людей, а потом добавили к этому новое заблуждение, не приняв Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) в качестве пророка»[8].
 
لُعِنَ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِن بَنِي إِسْرَائِيلَ عَلَى لِسَانِ دَاوُودَ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ ذَلِكَ بِمَا عَصَوا وَّكَانُواْ يَعْتَدُونَ
 
78. Были прокляты неверующие из потомков Исраиля устами Дауда и Исы, сына Марьям, — за то, что они ослушались (повелений Аллаха) и преступали границы дозволенного (установленные Всевышним).
 
Ибн Аббас говорил:
 
«Они прокляты всеми: во время Мусы в Таурате, во время Дауда в Забуре, во время Исы в Инджиле и во время Мухаммада (да благословит их всех Аллах и приветствует) – в Коране».
 
Проклятие Дауда (мир ему) было направлено на людей, известных как асхаб ас-сабт. Они были из народа Дауда (мир ему), жили в местности под названием Айля и нарушили запрет на ловлю рыбы в субботу. Как говорится в 163-166-м аятах суры «Аль-А’раф», когда эти люди преступили границы дозволенного, Дауд (мир ему) призвал на них проклятие: «О Аллах! Надень на них проклятье подобно одежде с ремнем! И сделай их назиданием для других созданных». И тогда этот народ был превращен в свиней и обезьян[9].
 
А Иса (мир ему) проклял людей, которые ели пищу, низведенную с неба, при этом оставаясь неверующими. Он сказал: «О Аллах! Накажи тех, кто, отведав этой пищи, остался неверующим – так, как Ты не наказывал никого из творений! И прокляни их так, как Ты проклял людей субботы!» После этого пять тысяч мужчин были превращены в свиней[10].
 
Кроме того, Иса (мир ему) призвал общее проклятие на всех иудеев: «О Аллах! Прокляни тех, кто возвел клевету на меня и на мою мать, сделай их униженными и преврати их в обезьян!»[11][12]
 
И далее Всевышний Аллах описывает их мерзкий нрав:
 
كَانُواْ لاَ يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ فَعَلُوهُ لَبِئْسَ مَا كَانُواْ يَفْعَلُونَ
 
79. Они не запрещали друг другу порицаемые поступки, которые совершали. Как же дурно то, что они делали!
 
Автор «Аль-Бахр» пишет:
 
«Они совершали грехи открыто на людях и никого не порицали за грехи»[13].
 
تَرَى كَثِيراً مِّنْهُمْ يَتَوَلَّوْنَ الَّذِينَ كَفَرُواْ لَبِئْسَ مَا قَدَّمَتْ لَهُمْ أَنفُسُهُمْ أَن سَخِطَ اللّهُ عَلَيْهِمْ وَفِي الْعَذَابِ هُمْ خَالِدُونَ
 
80. Ты видишь, что многие из них (иудеев и христиан) дружат с неверующими (арабами-язычниками). Как плохо то, что они приготовили самим себе! Гнев Аллаха (пал) на них! Их будут наказывать вечно.
 
«Ты видишь, что многие из них дружат с неверующими»: многие иудеи дружат с язычниками из-за ненависти к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) – такие как Ка’б ибн аль-Ашраф и его окружение.
 
وَلَوْ كَانُوا يُؤْمِنُونَ بِالله والنَّبِيِّ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مَا اتَّخَذُوهُمْ أَوْلِيَاء وَلَـكِنَّ كَثِيراً مِّنْهُمْ فَاسِقُونَ
 
81. А вот если бы они уверовали в Аллаха, Пророка (Мухаммада) и в то, что было ниспослано ему (Коран), то не стали бы брать их (язычников) себе в (близкие) друзья. Однако многие из них — грешники.
 
«А вот если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и в то, что было ниспослано ему», – то есть если бы они уверовали в Аллаха, в Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) и в Коран, – «то не стали бы брать их себе в друзья», – то есть не стали бы брать язычников себе в помощники и союзники против верующих.
 
«Однако многие из них — грешники», – перешли границы веры и подчинения Аллаху.
 
[1] Аль-Бахр аль-мухит, 3/531.
 
[2] Ат-Тасхиль, 1/512-513.
 
[3] «Тафсир» Абу Сууда (2/49).
 
[4] «Куран-и-Меджид».
 
[5] Ат-Тасхиль, 1/513.
 
[6] Ат-Тасхиль, 1/513.
 
[7] Ат-Тасхиль, 1/513-514.
 
[8] Ат-Тасхиль, 1/514.
 
[9] Багави: 2/55; Алюси: 6/211.
 
[10] Байдави, Насафи, Алюси.
 
[11] Табари, №12305-12306, 4/656.
 
[12] «Куран-и-Меджид».
 
[13] Аль-Бахр аль-мухит, 3/540.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков