Циклы Авторы Сортировка
Image
89. Сура «Аль-Маида», аяты 82-87
Ты обязательно увидишь, что самые непримиримые враги верующих — это иудеи и язычники. И ты обязатель...
2 164
19 марта, 19

89. Сура «Аль-Маида», аяты 82-87

2 164
19 марта, 19
لَتَجِدَنَّ أَشَدَّ النَّاسِ عَدَاوَةً لِّلَّذِينَ آمَنُواْ الْيَهُودَ وَالَّذِينَ أَشْرَكُواْ وَلَتَجِدَنَّ أَقْرَبَهُمْ مَّوَدَّةً لِّلَّذِينَ آمَنُواْ الَّذِينَ قَالُوَاْ إِنَّا نَصَارَى ذَلِكَ بِأَنَّ مِنْهُمْ قِسِّيسِينَ وَرُهْبَانًا وَأَنَّهُمْ لاَ يَسْتَكْبِرُونَ
 
82. Ты обязательно увидишь, что самые непримиримые враги верующих — это иудеи и язычники. И ты обязательно увидишь, что ближе всех к любви по отношению верующим те, кто говорит: «Мы — христиане». Это — потому что среди них есть священники (которые заняты получением знаний и поклонением) и монахи (которые отвернулись от мирской жизни и ушли в монастыри) и потому что они (в отличие от иудеев) не высокомерны.
 
Всевышний Аллах, рассказав об иудеях и христианах и об их различных заблуждениях, говорит о ненависти к верующим, которую питают иудеи и которая их роднит с язычниками, в то время как христиане были намного более мягкими с верующими.
 
Аз-Замахшари пишет[1]:
 
«Всевышний описывает поразительную упорность иудеев и то, как им трудно принять истину, и мягкость христиан и их обращенность к Исламу. Так, иудеев и язычников роднит общая ненависть к верующим, но в них даже больше ненависти, и поэтому в аяте они названы первыми».
 
Даже в наши дни мы можем увидеть, сколь правдив этот аят: разные представители христианских народов активно принимают Ислам и отзываются истине Единобожия, но иудеи – даже те из них, которые далеки от своей религии, – ненавидят мусульман животной ненавистью, полной страха.
 
«Они не высокомерны». 
 
Имам аль-Байдави[2] пишет, что этот аят указывает, что смирение, практика знаний и отстранение от страстей похвальны, даже если речь о неверующих, хотя они не получат за это награду от Аллаха.
 
Имам аль-Куртуби пишет, что это похвала – в адрес лишь тех из них, кто уверовал и принял Ислам, ведь это значит, что в них нет высокомерия[3].
 
Катада[4] передает, что этот аят был ниспослан про людей Писания, которые придерживались истинного шариата Исы (мир ему), а когда пришел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), приняли Ислам.
 
И про них были ниспосланы следующие аяты[5]:
 
الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ مِن قَبْلِهِ هُم بِهِ يُؤْمِنُونَ ﴿٥٢﴾ وَإِذَا يُتْلَىٰ عَلَيْهِمْ قَالُوا آمَنَّا بِهِ إِنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّنَا إِنَّا كُنَّا مِن قَبْلِهِ مُسْلِمِينَ ﴿٥٣﴾ أُولَـٰئِكَ يُؤْتَوْنَ أَجْرَهُم مَّرَّتَيْنِ بِمَا صَبَرُوا وَيَدْرَءُونَ بِالْحَسَنَةِ السَّيِّئَةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ
 
«Те, кому Мы раньше дали Книгу, уверовали в него (Коран). Когда им читают его (Коран), они говорят: “Мы уверовали в него. Это, без сомнения, истина от нашего Господа. Мы и прежде были мусульманами” Они получат свою награду дважды за то, что были терпеливы. Они заменяют плохое хорошим и расходуют из того, чем Мы их наделили»[6].
 
Абу Хайян (да помилует его Аллах) объяснил, что в этом аяте не говорится, что христиане – друзья мусульман. Они просто ближе к мусульманам, чем иудеи и идолопоклонники.
 
Такие исламские ученые, как Джассас и Багави, объяснив, что этот аят подразумевает не всех христиан, а небольшую группу людей во главе с Наджаши, которые приняли Ислам, потом сказали:
 
«Что же касается таких злодеяний, как убийство мусульман, их пленение, разрушение городов и мечетей, а также сжигание мусхафов Корана, то в них христиане подобны иудеям!» Риваяты о причинах ниспослания этого аята, подтверждают правильность этих слов»[7].
 
وَإِذَا سَمِعُواْ مَا أُنزِلَ إِلَى الرَّسُولِ تَرَى أَعْيُنَهُمْ تَفِيضُ مِنَ الدَّمْعِ مِمَّا عَرَفُواْ مِنَ الْحَقِّ يَقُولُونَ رَبَّنَا آمَنَّا فَاكْتُبْنَا مَعَ الشَّاهِدِينَ
 
83. Когда они слышат (от сподвижников) ниспосланное Посланнику  (аяты Корана), ты видишь, как их глаза наполняются слезами от истины, которую они (легко) узнают (поскольку она была им известна и до того из их книг). Они говорят: «Господи! Мы уверовали (в Коран, который мы услышали, и в Пророка Мухаммада, который его принес). Запиши же нас в число засвидетельствовавших (истинность Ислама).
 
«Когда они слышат ниспосланное Посланнику», – то есть когда они слышат Коран, который был ниспослан Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), – «ты видишь, как их глаза наполняются слезами от истины, которую они узнают», – то есть их сердца наполняются страхом перед Аллахом из-за того влияния, что на них оказывает Коран, который они начинают воспринимать как Речь Всевышнего Аллаха и абсолютную истину.
 
И это качества истинно верующих, на что также указывает и другой аят:
 
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّـهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَعَلَىٰ رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ
 
«Верующими (в истинном смысле слова) – это те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха. Их вера (и убежденность) усиливается, когда им читают Его аяты. Также они (ни на кого не надеясь и никого не боясь) уповают на своего Господа (вверяя Ему все свои дела)»[8].
 
«Они говорят: «Господи! Мы уверовали», – уверовали в Тебя, Твое Писание и Твоего Посланника.
 
«Запиши же нас в число засвидетельствовавших»: запиши нас в числе уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), которая будет свидетельствовать про остальные общины в Судный день.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Всевышний Аллах объяснил в этом аяте, что из неверных больше всего ненавидят мусульман и враждуют с ними иудеи, а близки к ним в ненависти язычники»[9].
 
В соответствии с риваятом от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) этот аят повествует о Наджаши и его товарищах. Ведь, когда Джафар Тайяр (да будет доволен им Аллах) прочитал им некоторые аяты из суры «Марьям» и «Та Ха», Наджаши поднял с земли соломинку и сказал: «Клянусь Аллахом, прочитанное ничего не прибавляет к тому, что Всевышний Аллах ниспослал в Евангелии». И они продолжали плакать до тех пор, пока Джафар (да будет доволен им Аллах) не закончил читать. И, когда Джафар со своей группой вернулся из Эфиопии, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) прочел им суру «Я Син», и, слушая ее, они плакали[10].
 
وَمَا لَنَا لاَ نُؤْمِنُ بِاللّهِ وَمَا جَاءنَا مِنَ الْحَقِّ وَنَطْمَعُ أَن يُدْخِلَنَا رَبَّنَا مَعَ الْقَوْمِ الصَّالِحِينَ
 
84. Что нам мешает уверовать в Аллаха и в истину, пришедшую нам? Ведь мы страстно желаем, чтобы наш Господь ввел нас (в Рай) вместе с праведниками».
 
Что же может нас удерживать от принятия Ислама и следования за истиной, после того как все это стало для нас очевидно?!
 
Это был ответ на слова иудеев, которые стали ругать их за то, что они приняли Ислам.
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» говорит[11]:
 
«Порицание за отказ от принятия истины, после того как она выявилась, – это форма ее признания».
 
فَأَثَابَهُمُ اللّهُ بِمَا قَالُواْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَذَلِكَ جَزَاء الْمُحْسِنِينَ
 
85. Аллах воздал им за их слова (райскими) садами, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково воздаяние благодетельным (тем, кто искренен в  вере и поступках).
 
Аллах воздаст им за их веру и признание истины.
 
Имам аль-Куртуби говорит[12]:
 
«Это указание на искренность их веры и правдивость их слов. И Всевышний Аллах ответил на их мольбу и исполнил их желание, и именно так происходит с теми, чье намерение искренне и кто обладает убежденностью, – наградой им будет Рай».
 
Затем Всевышний Аллах рассказал об уделе несчастных:
 
وَالَّذِينَ كَفَرُواْ وَكَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا أُوْلَـئِكَ أَصْحَابُ الْجَحِيمِ
 
86. А неверующие, отвергнувшие Наши аяты, – обитатели Ада.
 
Тех, кто отрицал знамения Аллаха и пророческую миссию Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), ожидает вечное наказание в Аду.
 
Абу ас-Сууд говорит[13]:
 
«О них сказано сразу после слов про участь верующих, чтобы в одном месте собрать поощрение и предостережение».
 
Когда некоторые сподвижники стали чрезмерно усердствовать в посте и ночных молитвах, отстраняясь от жен и от различных благ: например, от мяса или сна в постели, – был ниспослан следующий аят[14]:
 
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُحَرِّمُواْ طَيِّبَاتِ مَا أَحَلَّ اللّهُ لَكُمْ وَلاَ تَعْتَدُواْ إِنَّ اللّهَ لاَ يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ
 
87. О верующие! Не считайте  запретными  блага, которые дозволил вам Аллах. Но и не преступайте границы дозволенного (в том, что касается определения дозволенного или недозволенного, а также не проявляйте расточительности и чрезмерности в дозволенном). Поистине, Аллах не любит переходящих границы (установленные Им).
 
Имам ат-Табари передает от Ибн Аббаса, что один из сподвижников пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и пожаловался, что, когда он ест мясо, его половое влечение усиливается, и поэтому он решил запретить самому себе мясо, и потом был ниспослан этот аят[15].
 
Имам ат-Табари передает от Икримы, что этот аят был ниспослан, когда некоторые сподвижники захотели оскопить себя, отстранились от мяса и женщин[16].
 
«И не преступайте границы дозволенного»: не переходите границы, которые установил Всевышний Аллах, делая дозволенное запретным.
 
Ислам соблюдает баланс между поклонением и религиозностью и потребностями человеческого тела и психики, и поэтому Всевышний Аллах дальше говорит:
 
[1] Аль-Кашшаф, 1/521.
 
[2] Аль-Байдави (с. 159).
 
[3] Куртуби, 8/113.
 
[4] Куртуби, 8/110.
 
[5] Там же.
 
[6] Коран, 28:52-54.
 
[7] «Куран-и-Меджид».
 
[8] Коран, 8:2.
 
[9] Куртуби, 8/113.
 
[10] «Куран-и-Меджид».
 
[11] Абу Хайян, 4/6.
 
[12] Куртуби, 8/115.
 
[13] Абу ас-Сууд, 2/55.
 
[14] «Джалялейн».
 
[15] Табари, 8/613.
 
[16] Табари, 1/514.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник
Список уроков