Циклы Авторы Сортировка
Image
90. Сура «Аль-Маида», аяты 88-90
Питайтесь из того, чем Аллах наделил вас — дозволенным и благим. И бойтесь Аллаха, в которого вы вер...
2 364
23 марта, 19

90. Сура «Аль-Маида», аяты 88-90

2 364
23 марта, 19
وَكُلُواْ مِمَّا رَزَقَكُمُ اللّهُ حَلاَلاً طَيِّبًا وَاتَّقُواْ اللّهَ الَّذِيَ أَنتُم بِهِ مُؤْمِنُونَ
 
88. Питайтесь из того, чем Аллах наделил вас — дозволенным и благим. И бойтесь Аллаха, в которого вы верите.
 
Автор «Ат-Тасхиль» пишет[1]:
 
«То есть ешьте и получайте удовольствие от еды, женщин и других дозволенных благ. В аяте упоминается именно еда, потому что это самая большая потребность человека [в его повседневной жизни]».
 
«И бойтесь Аллаха, в которого вы верите»: пусть мирские блага, которые вам дозволены, не влекут за собой небрежность в религии и поклонении.
 
У Бухари и Муслима[2] передается хадис, что часть сподвижников расспрашивала одну из жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) о его поклонении в уединении, [и как будто их это не впечатлило], и один из них сказал:
 

«Я никогда не женюсь», – а другой сказал: «Я никогда не буду спать в кровати», – а третий сказал: «Я никогда не буду есть мяса». Но затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Я совершаю намаз [ночью], но и сплю, я держу иногда пост, а некоторые дни не держу и женюсь на женщинах. Кто отойдет от моей Сунны, тот не от меня».

 
Передав несколько хадисов на эту тему, имам аль-Куртуби (да помилует его Аллах) говорит следующее[3]:
 
«На основе подобных аятов и хадисов наши ученые сказали, что это опровергает крайних аскетов и бездельников из числа суфиев, ведь все они отошли от его пути и враждуют с его истиной».
 
Безусловно, речь идет о суфиях, которые выходили за рамки Шариата, запрещая себе какие-то дозволенные вещи и невежественно полагая, что это их приближает ко Всевышнему Аллаху.
 
Имам ат-Табари говорит:
 
«Никому из мусульман не дозволено запрещать себе ничего из того, что Всевышний Аллах дозволил: ни еду, ни одежду, ни брак, – даже если он боится, что это доставит ему трудности. И поэтому Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил Ибн Маз’уну целибат, и так ясно выводится основа – что нет блага в запрещении того, что дозволил Всевышний Аллах. Благо и праведность – в совершении того, что велел Всевышний Аллах, и того, что делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и что он установил для своей уммы. Этого же придерживались истинные имамы. И, так как путь Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) – лучший из путей, становится ясно, что будет ошибкой носить шерстяную и грубую одежду вместо одежды из хлопка, когда есть возможность, и намеренно есть грубую и простую пищу или отказываться от мяса и других продуктов из страха, что это усилит влечение к женщинам.
 
Если кто-то подумает, что благо – не в этом, а в том, чтобы носить грубую одежду и все, кроме предметов первой необходимости, раздавать бедным, то он ошибается, потому что лучше всего для человека в первую очередь заботиться о себе и обзавестись тем, что поможет ему поклоняться своему Господу. А нет ничего более вредного для тела, чем плохая еда, потому что она плохо влияет на разум и ослабляет части тела, посредством которых человек должен поклоняться Всевышнему Аллаху»[4].
 
Имам ат-Табари (да помилует его Аллах) в этих своих словах привел два обоснования того, что человек не имеет права запрещать себе ничего из дозволенного, думая, что это приближает его к Аллаху.
 
Первое обоснование заключается в том, что поклонение – это выполнение повелений Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует). Лишь через Шариат человек может узнать, какие действия приблизят его к Аллаху. Личные рассуждения и размышления не помогут прийти к этому. Кто-то решит, что стояние на столбе на одной ноге приближает к Аллаху, а другой – что самобичевание. И если открыть эти двери, то во что превратится Шариат?
 
Именно это и произошло с христианством, когда люди сами стали выдумывать пути аскетизма, усложняя себе жизнь. Откуда они взяли, что это приближает их к Аллаху?!
 
Во-вторых, имам ат-Табари рационально доказал то, что нельзя запрещать себе дозволенное: если есть хорошую пищу, здоровье станет крепче и у человека будет больше сил на поклонение Всевышнему Аллаху.
 
Очень важно понять, что тело – это нечто, доверенное человеку, аманат, который Аллах подарил. Запрещено наносить телу вред и причинять себе намеренный ущерб, что особенно актуально в наше время, когда мусульмане, к сожалению, не уделяют внимания тому, насколько пища, которую они едят, полезна для здоровья. Как отмечается в словах имама ат-Табари, это крайне важно.
 
لاَ يُؤَاخِذُكُمُ اللّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَـكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا عَقَّدتُّمُ الأَيْمَانَ فَكَفَّارَتُهُ إِطْعَامُ عَشَرَةِ مَسَاكِينَ مِنْ أَوْسَطِ مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ أَوْ كِسْوَتُهُمْ أَوْ تَحْرِيرُ رَقَبَةٍ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلاَثَةِ أَيَّامٍ ذَلِكَ كَفَّارَةُ أَيْمَانِكُمْ إِذَا حَلَفْتُمْ وَاحْفَظُواْ أَيْمَانَكُمْ كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
 
89. Аллах не взыщет с вас за ненамеренные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили намеренными клятвами. Искупление (намеренной клятвы в случае ее нарушения) — накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет (ничего из этого), тот пусть постится три дня. Таково искупление ваших клятв, если вы (намеренно) поклялись (и нарушили клятву). Соблюдайте свои клятвы! Таким образом Аллах объясняет вам Свои знамения, чтобы вы были благодарны (Всевышнему).
 
«Аллах не взыщет с вас за ненамеренные клятвы», – то есть те клятвы, которые вы произносите необдуманно и непреднамеренно: например, когда человек без намерения на шариатскую клятву говорит: «Клянусь Аллахом».
 
«Но взыщет за то, что вы скрепили намеренными клятвами»: будет спрошено за те клятвы и обеты, которые вы давали осознанно и с соответствующим намерением.
 
«Искупление (намеренной клятвы в случае ее нарушения) — накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью»: если же вы нарушите шариатскую клятву, то в виде искупления за нарушение клятвы (каффара аль-ямин) необходимо накормить десять бедняков средней едой, которой человек кормит свою семью, то есть пищей, которой он сам питается и которой не будет брезговать. Так истолковал это Ибн Аббас, а Ибн Умар указывает, что речь идет о хлебе и финиках, а лучшая еда из возможных – это хлеб и мясо[5].
 
«Одеть их», – то есть дать им одежду, которой они могли бы закрыть свое тело.
 
«Или освободить раба», – безвозмездно и ради Аллаха.
 
Но, из-за того что в наше время нет рабства, этот вид искупления невозможно выполнить.
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» говорит[6]:
 
«Ученые единогласно считают, что нарушивший клятву может выбрать одну из трех названных вещей: освободить раба, или накормить десятерых бедняков, или одеть их».
 
«Кто не сможет, тот пусть постится три дня»: если человек по той или иной причине не сможет выполнить ни один из трех обозначенных видов искупления, то он обязан поститься три дня.
 
По мазхабу имама Абу Ханифы[7] и имама Ахмада эти три дня поста необходимо держать подряд.
 
По мнению же имама аш-Шафии, нет обязанности поститься три дня именно подряд, и человек может держать посты так, как хочет. К этому же мнению склоняется и имам ат-Табари[8].
 
«Таково искупление ваших клятв»: описанная процедура – это шариатская форма искупления нарушенной клятвы.
 
«Соблюдайте свои клятвы»: старайтесь без нужды не произносить клятв, и это толкование Ибн Аббаса. Имам ат-Табари склоняется к мнению, что речь идет о том, что не следует оставлять нарушенные клятвы без искупления.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Ученые разошлись во мнениях насчет причины ниспослания этого аята. Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) передает, что когда люди запретили себе вкусную еду, хорошую одежду и брак, то поклялись в этом, а когда был ниспослан аят: «Не считайте  запретными  блага, которые дозволил вам Аллах» (аят 87), – то они спросили: «А что нам делать с нашими клятвами?» И потом был ниспослан этот аят»[9].
 
И тогда смысл аята такой: «Если вы дали клятву, а затем нарушите ее, искупив вину (каффара), то за это не будет греха; грех ложится, если нарушить клятву и не искупить вину (каффара)»[10].
 
А еще имам аль-Куртуби[11] рассказывает о четырех видах клятв, нарушение двух из которых требует искупления, а других двух – не требует.
 
  • Первый вид и второй – когда человек, например, говорит: «Клянусь Аллахом, я сделаю то-то», – или: «Клянусь Аллахом, я не сделаю то-то», – а затем поступает противоположно своей клятве, и это требует искупления (каффара).
 
  • Третий и четвертый виды – когда человек говорит: «Клянусь Аллахом, я не делал это», – или: «Клянусь Аллахом, я делал это», – не требуют искупления (каффара), хотя, если человек осознанно обманул, ему запишется грех.
 
Имам аль-Куртуби указывает, что все факихи единогласно считают, что клясться надо именами Всевышнего Аллаха, такими как «Аллах», «Ар-Рахман», «Ар-Рахим» и так далее.
 
Если же человек поклянется Кораном[12], то имам Абу Ханифа говорит, что это не будет считаться шариатской клятвой, а имам Ибн аль-Мубарак и Ахмад отмечают, что это будет считаться клятвой. Между саляфами были расхождения насчет того, нежелательно так клясться или нет.
 
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالأَنصَابُ وَالأَزْلاَمُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
 
90. О верующие! Поистине, вино, азартные игры, идолы и гадальные стрелы — это мерзость из дел шайтана. Избегайте этого, чтобы преуспеть.
 
«Вино». Ибн Аббас говорил, что это любой опьяняющий напиток.
 
Имам аль-Куртуби пишет[13]:
 
«Большинство ученых, опираясь на запрет винопития, отрицательное отношение к нему в Шариате и указание на то, что это скверна, пришло к выводу, что оно считается нечистым (наджаса)».
 
«Азартные игры», – то есть когда все стороны делают ставки, а общая сумма отдается одному из победителей.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Любое развлечение, малое количество которого ведет к большому, сеет вражду и противостояние между участниками и отдаляет от поминания Аллаха, подобно распитию вина и будет тоже запретным»[14].
 
«Идолы», – то есть каменные изваяния, которым поклонялись язычники, и каменные постаменты, на которых они приносили свои жертвы.
 
Следует указать, что о запрете вина говорится в том же аяте, где говорится о запрете языческих жертвоприношений, то есть многобожия, что указывает на пагубность и крайнюю греховность и мерзость этого[15].
 
«Гадальные стрелы», – к которым язычники обращались, если хотели принять какое-то решение.
 
«Мерзость из дел шайтана»: все перечисленное мерзко и противоречит человеческому естеству и разуму, но приукрашено для человека шайтаном.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Повеление отстраняться от вина означает полное отстранение, так что от вина не получают никакой выгоды: ни через питье, ни через продажу и так далее»[16].
 
Что касается продажи вина, то мусульманские ученые единогласно считают, что вино запретно продавать и покупать и оно не может являться собственностью мусульманина[17].
 
Слова Всевышнего Аллаха в Коране: «Избегайте», – означают полный запрет. И это форма более строгого запрета, чем просто «вам запрещено», поскольку вино не просто запрещается – запрещается даже приближаться к самому этому греху. И это подобно словам Всевышнего Аллаха:
 
وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَىٰ ۖ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَسَاءَ سَبِيلًا
 
«Не приближайтесь к прелюбодеянию (не говоря уже о его совершении)! Поистине, это — разврат и дурной путь»[18].
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«О верующие!»: это обращение ко всем верующим, чтобы они отказались от всех перечисленных вещей, поскольку эти вещи и дела были обыкновенными в эпоху невежества, и поэтому они стали повсеместно распространены, и эти вещи остались в сердцах даже некоторых из верующих»[19].
 
Имам аль-Куртуби[20] также указывает, что именно этот аят запретил вино, а что касается азартных игр, то в суре «Аль-Бакара» встречался запрет на них. И там же мы уже перечислили этапы запрещения вина и аяты про это.
 
[1] Ат-Тасхиль, с. 186.
 
[2] Бухари, №5063; Муслим, №1410.
 
[3] Куртуби, 8/118.
 
[4] Цитата по тафсиру Куртуби, 8/118-119.
 
[5] Ибн Касир, 1/543.
 
[6] Абу Хайян, 4/11.
 
[7] Аль-Любаб, 3/108-109.
 
[8] Табари, 10/562.
 
[9] Куртуби, 8/122.
 
[10] Там же.
 
[11] Куртуби, 8/123.
 
[12] Куртуби, 1/132.
 
[13] Куртуби, 8/160.
 
[14] Куртуби, 8/165.
 
[15] Куртуби, 8/160.
 
[16] Куртуби, 8/161.
 
[17] Куртуби, 8/162.
 
[18] Коран, 17:32.
 
[19] Куртуби, 8/156.
 
[20] Там же.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник
Список уроков