Циклы Авторы Сортировка
Image
92. Сура «Аль-Маида», аяты 96-101
Вам разрешена рыбалка и еда, добытая при этом, как лакомство и провизия (добытая) в пути. Но запреще...
1 551
30 марта, 19

92. Сура «Аль-Маида», аяты 96-101

1 551
30 марта, 19
أُحِلَّ لَكُمْ صَيْدُ الْبَحْرِ وَطَعَامُهُ مَتَاعًا لَّكُمْ وَلِلسَّيَّارَةِ وَحُرِّمَ عَلَيْكُمْ صَيْدُ الْبَرِّ مَا دُمْتُمْ حُرُمًا وَاتَّقُواْ اللّهَ الَّذِيَ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ
 
96. Вам разрешена рыбалка и еда, добытая при этом, как лакомство и провизия (добытая) в пути. Но запрещена для вас охота на суше, пока вы в ихраме. Бойтесь Аллаха, ведь к Нему вас соберут (вы предстанете перед Ним для суда).
 
«Вам разрешена рыбалка и еда, добытая при этом»: вне зависимости от того, находитесь вы в состоянии ихрама или нет, вам дозволена в пищу рыба, даже если поймаете ее сами в состоянии ихрама.
 
Что касается имама Абу Ханифы, то он дозволял только рыбу из морепродуктов. Имам аш-Шафии разрешал любые морепродукты, но при условии, что эти существа не могут жить на суше, как некоторые виды раков или черепах. Имам Малик дозволял все без исключений[1].
 
«И провизия (добытая) в пути»: рыба – это помощь вам, вы можете ее есть и можете ее запасать для себя и для тех, кто с вами в пути.
 
«Но запрещена для вас охота на суше, пока вы в ихраме»: все время, пока вы в ихраме, вам запрещена дичь на суше: например, антилопы и подобные животные.
 
Имам аль-Куртуби говорит[2]:
 
«Ученые разошлись во мнениях насчет того, дозволено ли человеку в состоянии ихрам есть диких животных [если не он сам охотился и не он убил]. Малик, аш-Шафии и их последователи решили, что человек может в состоянии ихрам может есть дичь, если не он охотился и не из-за него убили животное, так же полагал имам Ахмад, и это мнение передается от Исхака, и это достоверное мнение, которое передается от Усмана ибн Аффана».
 
جَعَلَ اللّهُ الْكَعْبَةَ الْبَيْتَ الْحَرَامَ قِيَامًا لِّلنَّاسِ وَالشَّهْرَ الْحَرَامَ وَالْهَدْيَ وَالْقَلاَئِدَ ذَلِكَ لِتَعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ وَأَنَّ اللّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ
 
97. Аллах создал Каабу — (почетный) Запретный дом, а также запретный месяц (в котором совершается хадж), жертвенных животных (приводимых в Мекку для заклания) и ожерелья (которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных) опорой для людей (для их материальной и духовной пользы). Это — для того, чтобы вы знали, что Аллах знает обо всем, что на небесах, и обо всем, что на земле. Аллах — Всезнающий.
 
«Аллах создал Каабу, Запретный дом», – то есть место, где человек находит покой и процветание в вечной жизни, поскольку там совершают хадж и умру, и там защищена земная жизнь и можно получить прибыль от торговли.
 
«Также запретный месяц», – то есть Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджжа, Мухаррам и Раджаб.
 
«Жертвенных животных и ожерелья», – которых паломники вели с собой из своих городов и селений, чтобы принести в жертву в Мекке. И на этих животных надевали специальные ожерелья, которые указывали, что это жертвенное животное, которое будет заколото только в Мекке.
 
«Это – для того, чтобы вы знали, что Аллах знает обо всем, что на небесах, и обо всем, что на земле»: Всевышний Аллах установил для Мекки заповедность и защищенность, чтобы люди так увидели и осознали всю полноту Всезнания Всевышнего Аллаха: Он знает обо всем, что происходит на земле и на небесах и что полезно для Его рабов. Поэтому Мекка – заповедное место, где даже язычники чувствовали себя в безопасности, несмотря на неверие и непотребства, которые они творили.
 
اعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ وَأَنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
 
98. Знайте, что Аллах суров в наказании и что Аллах — Прощающий, Милующий.
 
О рабы Аллаха, знайте, что Всевышний Аллах строг в наказании грешников и тех, кто смеет ослушиваться Его повелений, но Он прощает и проявляет милость к тем, кто кается в своих грехах, и к тем, кто исполняет Его повеления, поэтому не чувствуйте себя защищенными от Его гнева, но и не отчаивайтесь в Его милости.
 
مَّا عَلَى الرَّسُولِ إِلاَّ الْبَلاَغُ وَاللّهُ يَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا تَكْتُمُونَ
 
99. На Посланника возложена лишь передача (откровения и объяснение предписаний Ислама людям). Аллах знает обо всем, что вы проявляете, и обо всем, что скрываете.
 
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) должен лишь донести до вас послание от Господа, и он сделал это, и поэтому нет оправдания ни для кого, кто отклонился от этого призыва.
Всевышний знает все ваши дела: те, которые видны людям, и те, которые скрыты от их взоров, – все это известно Всевышнему Аллаху.
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» говорит[3]:
 
«В этом аяте – увещевание, ведь Всевышний Аллах сообщает, что знает обо всех действиях и состояниях раба, явных и скрытых, и за все будет воздаяние: либо награда, либо наказание».
 
قُل لاَّ يَسْتَوِي الْخَبِيثُ وَالطَّيِّبُ وَلَوْ أَعْجَبَكَ كَثْرَةُ الْخَبِيثِ فَاتَّقُواْ اللّهَ يَا أُوْلِي الأَلْبَابِ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
 
100. Скажи (Мухаммад): «Не сравнятся дурное (запретное) и благое (дозволенное), даже если обилие дурного тебя обрадовало». Бойтесь Аллаха, обладатели разума, чтобы обрести счастье!
 
Это сравнение Всевышний Аллах использует, чтобы различить дозволенное и запретное, праведника и грешника, благое и скверное.
 
Имам аль-Куртуби пишет[4]:
 
«Эти слова относятся ко всему: к работе, к делам, к людям, к знаниям и так далее. Скверное из всего этого никак не приведет к счастью, не даст хороший результат, даже если этого будет много, а благое, даже в малом количестве, приведет к хорошему итогу».
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» пишет[5]:
 
«Буквальное значение указывает на то, что «дурным» и «благим» может быть имущество, дело, человек (он может быть праведным, а может быть порочным) и убеждение (есть правильные убеждения, а есть пагубные). И этот аят похож на другой аят:
 
وَالْبَلَدُ الطَّيِّبُ يَخْرُجُ نَبَاتُهُ بِإِذْنِ رَبِّهِ ۖ وَالَّذِي خَبُثَ لَا يَخْرُجُ إِلَّا نَكِدًا ۚ كَذَٰلِكَ نُصَرِّفُ الْآيَاتِ لِقَوْمٍ يَشْكُرُونَ
 
«Хорошая земля дает растения по воле ее Господа (хорошо и обильно), а на плохой земле они растут с трудом (скудно и без пользы). Так Мы объясняем знамения для людей (верующих и) благодарных (Аллаху за Его милости)»[6].
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
««Даже если обилие дурного тебя обрадовало»: по форме это обращение к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), но подразумевается умма, потому что Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не может обрадовать изобилие скверны»[7].
 
И после множества вопросов был ниспослан следующий аят[8]:
 
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَسْأَلُواْ عَنْ أَشْيَاء إِن تُبْدَ لَكُمْ تَسُؤْكُمْ وَإِن تَسْأَلُواْ عَنْهَا حِينَ يُنَزَّلُ الْقُرْآنُ تُبْدَ لَكُمْ عَفَا اللّهُ عَنْهَا وَاللّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ
 
101. О верующие! Не спрашивайте (Пророка) о вещах, узнав которые, вы пожалеете. А если вы спросите о них во время ниспослания Корана, вы узнаете об этом (если вы спросите Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о чем-то в период передачи ему откровения, Аллах даст ответ на ваши вопросы в Коране). Аллах простил вам (ваши прежние вопросы), ведь Аллах — Прощающий, Откладывающий наказание.
 
Не спрашивайте Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) о вещах, в которых для вас нет нужды.
 
Аз-Замахшари сказал[9]:
 
«То есть не задавайте множества вопросов Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), ответы на которые могут осложнить вашу жизнь, так что вы будете сожалеть, что вообще задали этот вопрос».
 
«А если вы спросите о них во время ниспослания Корана, вы узнаете об этом»: если вы будете задавать вопросы в период ниспослания Откровения, то вам явятся осложнения, поэтому не задавайте лишних вопросов.
 
«Аллах простил вам»: Всевышний Аллах простил вам те вопросы, которые вы уже задавали в прошлом и в которых не было нужды, так что больше не возвращайтесь к этому.
 
Имам аль-Куртуби цитирует Ибн Абдуль-Барра[10]:
 
«В наше время нет опасности, что из-за какого-то вопроса будет ниспослан запрет или дозволение. И поэтому, если человек спрашивает, стремясь к знаниям, чтобы победить невежество, пытаясь узнать то, что религия от него требует, в этом не будет проблем, потому что вопросы помогают получить ответ на интересующую тему. А если человек задает вопрос из упорства, а не из желания получить знания, то ему не будет дозволено задать ни малое, ни большое число вопросов».
 
Некоторые современные мусульмане вечно видят якобы нелогичность некоторых положений Ислама и задают множество вопросов не из желания получить ответ и понять что-то, а чтобы внести смуту и доказать окружающим свое право отрицать какие-то постулаты нашей веры.
 
В одном из риваятов Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывает о том, как однажды Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) упорно задавали много вопросов и, разгневавшись, он поднялся на минбар и сказал: «Что бы вы ни спросили у меня сегодня, я обязательно разъясню вам это». В это время я стал смотреть по сторонам и увидел, что все люди плачут, втянув в себя головы. Тогда один человек, которого называли по имени отца, когда он ругался с другими, спросил у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), кто его отец. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) ответил: «Хузафа!» И Умар (да будет доволен им Аллах) стал повторять: «Мы довольны Аллахом как Господом, Исламом как религией и Мухаммадом (да благословит его Аллах и да приветствует) как Посланником! Мы прибегаем к [защите] Аллаха от смуты». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Я не видел дня, подобного этому в плане блага и зла. Поистине, мне были показаны Рай и Ад, я видел их за стеной этого михраба». Вслед за этим был ниспослан этот аят, предостерегающий верующих от бессмысленных вопросов[11].
 
[1] Куртуби, 8/211-213.
 
[2] Куртуби, 8/215.
 
[3] Абу Хайян, 4/27.
 
[4] Куртуби, 6/327.
 
[5] Абу Хайян, 4/27.
 
[6] Коран, 7:58.
 
[7] Куртуби, 8/229.
 
[8] «Джалялейн».
 
[9] Аль-Кашшаф, 1/533.
 
[10] Куртуби, 8/234.
 
[11] «Куран-и-Меджид».
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков