Циклы Авторы Сортировка
Image
98. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 19-28
Спроси (Мухаммад, язычников): «Кто является главным свидетелем?» Ответь (им сам): «Аллах — свидетель...
1 273
4
20 апреля, 19

98. Сура «Аль–Ан’ам», аяты 19-28

1 273
4
20 апреля, 19
قُلْ أَيُّ شَيْءٍ أَكْبَرُ شَهَادةً قُلِ اللّهِ شَهِيدٌ بِيْنِي وَبَيْنَكُمْ وَأُوحِيَ إِلَيَّ هَذَا الْقُرْآنُ لأُنذِرَكُم بِهِ وَمَن بَلَغَ أَئِنَّكُمْ لَتَشْهَدُونَ أَنَّ مَعَ اللّهِ آلِهَةً أُخْرَى قُل لاَّ أَشْهَدُ قُلْ إِنَّمَا هُوَ إِلَـهٌ وَاحِدٌ وَإِنَّنِي بَرِيءٌ مِّمَّا تُشْرِكُونَ
 
19. Спроси (Мухаммад, язычников): «Кто является главным свидетелем?» Ответь (им сам): «Аллах — свидетель обо мне для вас (о том, что я — истинный пророк). Мне внушен откровением этот Коран, чтобы посредством него я предупреждал вас и тех, до кого он дойдет (вплоть до Конца Света об опасности неверия и грехов). Неужели вы действительно убеждены, что наряду с Аллахом есть другие боги?!». Скажи (им): «Я не подтверждаю это!» (И еще) скажи (им): «Он (Всевышний Аллах) — Единственный Бог. И я не имею отношения к тому, что вы приравниваете (к Нему)».
 
«Аллах – свидетель обо мне для вас»: скажи им, о Мухаммад, что Сам Всевышний Аллах свидетельствует, что ты Пророк и твоя миссия истинна.
 
Автор «Ат-Тасхиль» пишет[1]:
 
«Смысл аята в том, что Всевышний Аллах – Свидетель, а не может быть свидетеля более величественного, чем Он, [и Он свидетельствует] о правдивости Посланника в своей миссии, и свидетельство Аллаха проявляется в чудесах Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), которые подтверждают его правдивость».
 
«Неужели вы действительно убеждены, что наряду с Аллахом есть другие боги?!»: Это риторический вопрос, в который вложено порицание язычников за то, что те поклоняются идолам, и которым подчеркнута абсурдность их верований.
 
«Скажи (им): «Я не подтверждаю это!»»: скажи им, о Мухаммад, что ты не свидетельствуешь о том, о чем они свидетельствуют, но ты свидетельствуешь о Единственности и Могуществе Всевышнего Аллаха и что лишь Он заслуживает поклонения и больше никто.
 
الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أَبْنَاءهُمُ الَّذِينَ خَسِرُواْ أَنفُسَهُمْ فَهُمْ لاَ يُؤْمِنُونَ
 
20. Те, кому Мы дали Книгу (иудейские и христианские ученые), знают его (Посланника Аллаха) так же (хорошо), как знают своих сыновей (поскольку его описания были в Таурате и Инджиле). Нанесшие урон самим себе (отвергнув пророков) никогда не уверуют.
 
Иудеи и христиане, которые увидели его и ознакомились с его призывом, знают, что он истинный пророк, потому что его признаки были перечислены в их книгах.
 
Аз-Замахшари говорит:
 
«Это доказательство жителям Мекки, что люди Писания знают об истинности его пророчества»[2].
 
وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَى عَلَى اللّهِ كَذِبًا أَوْ كَذَّبَ بِآيَاتِهِ إِنَّهُ لاَ يُفْلِحُ الظَّالِمُونَ
 
21. Кто же более несправедлив, чем клевещущий на Аллаха или отвергающий Его аяты (из Корана)?! Поистине, не достигнут успеха несправедливые!
 
Кто отрицает пророческую миссию истинных пророков или ложно притязает на нее, все они неверные и грешники, и всех их настигнут гнев и наказание Всевышнего Аллаха.
 
وَيَوْمَ نَحْشُرُهُمْ جَمِيعًا ثُمَّ نَقُولُ لِلَّذِينَ أَشْرَكُواْ أَيْنَ شُرَكَآؤُكُمُ الَّذِينَ كُنتُمْ تَزْعُمُونَ
 
22. В тот День (Судный день) Мы соберем их всех, а затем скажем язычникам: «Где (ваши идолы, которых вы приобщали в) сотоварищи (Аллаху), о (существовании) которых вы заявляли (и в которых верили)
 
Где те, кого вы считали достойными поклонения? Где их помощь в этот день?
 
Имам аль-Байдави говорит:
 
«Смысл этого вопроса – в их порицании [за их дела]»[3].
 
«Где сотоварищи, о которых вы заявляли?»
 
Ибн Аббас передает, что каждый раз, когда в Коране употребляется слово «заявляли», это указывает на ложность этих притязаний и заявлений[4].
 
ثُمَّ لَمْ تَكُن فِتْنَتُهُمْ إِلاَّ أَن قَالُواْ وَاللّهِ رَبِّنَا مَا كُنَّا مُشْرِكِينَ
 
23. Тогда у них не будет другого оправдания, кроме (лживых) слов: «Клянемся Аллахом, нашим Господом, мы не были язычниками!»
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«То есть когда они увидели, как Всевышний Аллах прощает верующих, то решили отречься от язычества и отрицать, что они такими были»[5].
 
انظُرْ كَيْفَ كَذَبُواْ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَضَلَّ عَنْهُم مَّا كَانُواْ يَفْتَرُونَ
 
24. Посмотри (Мухаммад), как они лгут про себя (уверяя, что не были язычниками)! Но покинут их все те (ложные божества), которых они выдумывали.
 
Поэтому их ложь и сожаления никак не снимают тяжести содеянного ими.
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
««Как они лгут про себя», – то есть слова язычников, что поклонение идолам приближает к Аллаху, явно указали на их ложь, ведь они действительно так считали, но их ложная убежденность не оправдает их и не смоет с них клеймо лжецов»[6].
 
وَمِنْهُم مَّن يَسْتَمِعُ إِلَيْكَ وَجَعَلْنَا عَلَى قُلُوبِهِمْ أَكِنَّةً أَن يَفْقَهُوهُ وَفِي آذَانِهِمْ وَقْرًا وَإِن يَرَوْاْ كُلَّ آيَةٍ لاَّ يُؤْمِنُواْ بِهَا حَتَّى إِذَا جَآؤُوكَ يُجَادِلُونَكَ يَقُولُ الَّذِينَ كَفَرُواْ إِنْ هَذَا إِلاَّ أَسَاطِيرُ الأَوَّلِينَ
 
25. Среди них (язычников) есть те, кто слушает тебя (когда ты читаешь Коран). Но Мы набросили на их сердца покрывала, чтобы они не могли понять его, и Мы сделали их уши глухими. И какое бы знамение (чудо) они ни увидели, они не поверят в него. Так что, приходя к тебе спорить, неверующие говорят: «Это (Коран)  просто сказки древних народов».
 
Имам аль-Куртуби комментирует слова Аллаха «И какое бы знамение (чудо) они ни увидели, они не поверят в него»: Всевышний Аллах сообщает об их упорстве в заблуждении, потому что даже когда они увидели, как Луна раскололась, то сказали: «Это колдовство!» Поэтому Всевышний Аллах указал, что они отрицают знамения, не имея на это довода»[7].
 
«Среди них есть те, кто слушает тебя»: среди этих язычников есть те, которые  слушают тебя, о Мухаммад, когда ты читаешь Коран.
 
Автор «Ат-Тасхиль» пишет:
 
«Имеется в виду, что Аллах отдалил их от понимания Корана, а оборот с «набрасыванием покрывала» усиливает это значение»[8].
 
«Неверующие говорят: «Это (Коран) — просто сказки древних народов»: когда у них нет никаких доводов против тебя и твоего призыва, им ничего не остается, только назвать Коран выдумкой, – так они находят оправдание для своего неверия, но им это не поможет.
 
В соответствии с одним из риваятов Валид ибн Мугира, Абу Джахль и Надр ибн Харис, находясь рядом с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), слушали Коран. Они спросили у Надра: «Что говорит Мухаммад?» Он ответил: «Я не понимаю, что он говорит, однако, судя по движению его губ, кажется, он рассказывает легенды древних народов наподобие тех, что рассказывал вам я». И действительно он хорошо знал историю древних народов. Тогда один из них сказал: «Я нахожу, что некоторые его слова – истина». В ответ на это Абу Джахль сказал: «Нет! Не принимай ни одно из его слов. Смерть нам кажется более легкой, чем это». Тогда Всевышний Аллах ниспослал этот аят[9].
 
وَهُمْ يَنْهَوْنَ عَنْهُ وَيَنْأَوْنَ عَنْهُ وَإِن يُهْلِكُونَ إِلاَّ أَنفُسَهُمْ وَمَا يَشْعُرُونَ
 
26. Они (язычники) препятствуют тому (чтобы люди следовали за Пророком) и сами сторонятся его. Этим они губят только себя самих, но даже не осознают (это).
 
Эти язычники, которые сами не хотят уверовать в Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и Коран, еще и не дают другим это делать, чиня препятствия для верующих и всех, кто хочет послушать призыв Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует).
 
Имам аль-Куртуби указывает, что есть еще мнение, что это было ниспослано про Абу Талиба, и тогда смысл – в том, что он не дает язычникам причинять ему вред, но и сам отстраняется от веры, и это мнение передается еще и от Ибн Аббаса[10].
 
«Этим они губят только себя самих, но даже не осознают»: они не смогут оставить призыв Единобожия и Корана и либо сами примут его, либо в итоге погибнут и найдут мучительное наказание, которое они так упорно отрицали.
 
وَلَوْ تَرَىَ إِذْ وُقِفُواْ عَلَى النَّارِ فَقَالُواْ يَا لَيْتَنَا نُرَدُّ وَلاَ نُكَذِّبَ بِآيَاتِ رَبِّنَا وَنَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ
 
27. Если бы ты только видел (язычников), когда они предстанут перед Адом! Они скажут: “О, если бы нас вернули обратно (в земную жизнь)! Мы бы не стали отвергать знамения нашего Господа и стали бы верующими!”
 
Они бы стали говорить о своем желании вернуться обратно в свою мирскую жизнь, чтобы уверовать в Аллаха и не придерживаться многобожия.
 
بَلْ بَدَا لَهُم مَّا كَانُواْ يُخْفُونَ مِن قَبْلُ وَلَوْ رُدُّواْ لَعَادُواْ لِمَا نُهُواْ عَنْهُ وَإِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ
 
28. Просто стало явным то (их неверие и зло), что они скрывали прежде (говоря, что не были язычниками). Если бы их (увидевших Ад) возвратили обратно (в земную жизнь), они обязательно вернулись бы к тому (неверию и грехам), что им было запрещено. Поистине, они — лжецы (во всем, в том числе и в своем обещании уверовать, если их вернуть в мирскую жизнь).
 
В этом аяте есть и ответ на вопрос: “Почему за земную жизнь длиной в сорок-пятьдесят лет в неверии человека наказывают вечным наказанием?” Потому что, сколько бы этот человек ни прожил, даже если бы вернулся из загробной жизни, все равно он продолжал бы упорствовать в своем неверии.
 
[1] 2/5.
 
[2] Аль-Кашшаф, 2/9.
 
[3] С. 169.
 
[4] Куртуби, 8/340.
 
[5] Там же.
 
[6] Куртуби, 8/342.
 
[7] Куртуби, 8/345.
 
[8] 2/6.
 
[9] «Куран-и-Меджид».
 
[10] Куртуби, 8/347.
АВТОР ЦИКЛА
Авторский Тафсир Корана
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Камиль хазрат Самигуллин
Автор:
КАМИЛЬ ХАЗРАТ САМИГУЛЛИН
Муфтий Республики Татарстан
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница

Комментарии: 4

Правила форума
Avatar
Abu Ali Al Hanafi
0
Автор «Ат-Тасхиль» пишет:

«Имеется в виду, что Аллах отдалил их от понимания Корана, а оборот с «набрасыванием покрывала» усиливает усиление (*лишнее слово) это значение»[8].
21 апреля, 19
Avatar
Администратор Azan ru
0
Ассаляму алейкум Исправили. Спасибо!
22 апреля, 19
Avatar
рыжий кот
0
Както учитель арабист сказал нам в классе
الحق معك говорят когда человек прав
الحق عليك когда он лжет
كَذَبُواْ عَلَى أَنفُسِهِمْ лгут против себя думаю правильнее перевести.
21 мая, 20
Avatar
рыжий кот
0
24
21 мая, 20
Список уроков