Циклы Авторы Сортировка

Маджлис 53

2 550
6 декабря, 17
В следующем маджлисе муфтий Абдуррахман говорит о важности познания Аллаха. Всевышний создал людей, чтобы мы познавали Его и любили Его. А чтобы полюбить кого-то, нужно узнать его, его качества, которыми он описан. Качества и имена Аллаха, а также рассказы о Его милостях и благодеяниях людям, и предупреждения грешникам и заблудшим приводятся в Коране, Книге Аллаха, который все верующие должны изучать и размышлять над ним, чтобы познать своего Господа. Если мы будем читать его, мы поймем все его достоинства и уразумеем все ответы, которые дает Аллах – нам нужно только держать сердце чистым для этого.
 
Бисмилляхи ррохмани ррохим.
 
Альхамдулиллях ва ссаляту ва ссаляму аля сайидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барак ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.
 
Амма баад…
 
Одной из главных целей нашего существования в этом мире – это познание Всевышнего Аллаха, Субхана ва Тааля, как мы можем познать Его. Некоторые сообщения указывают нам, что Аллах создал этот мир, всех созданий в нем, создал нас, чтобы мы познавали Его. Вот чего Он хочет от нас. Так что главная цель нашей жизни в этом мире – познавать Аллаха. И один из путей к успеху в этом мире, особенно для того, чтобы подготовиться к будущей жизни – это любовь к Аллаху, Субхана ва Тааля. Любовь к Аллаху – это секрет успеха этой и будущей жизни. И нет другого способа полюбить кого-то, как узнать его. Когда мы узнаем больше о ком-то, мы становимся ближе к нему, и, если он обладает хорошими, положительными качествами, чем больше мы узнаем их, тем больше мы любим его. Но если мы узнаем о каких-то его недостатках, грехах, то у нас пропадает желание приближаться к нему и тем более, любить его. Но если вы узнаете кого-то ближе, и все, что вы видите в нем – это доброта, праведность, благочестие, вам хочется быть как можно ближе к нему и любить его.
 
Итак, секрет успеха в этом мире – это приблизиться к Аллаху и полюбить Его. А способ достичь этого – это узнать, как можно больше о Нем, поскольку все, что мы можем увидеть в Нем – это добро, благо, милость, красота и тому подобные качества. Если мы посмотрим на то, что Аллах сказал в Коране, поскольку самый лучший способ узнать о Нем – это чтение Его Книги, Его Послания человечеству и источник сведений о том, Кто есть Всевышний Аллах.
 
Если мы начнем читать Коран, то мы увидим в нем Всемогущего Господина, которому принадлежит вся власть в этом мире, ему принадлежит все на свете – вот о чем говорится в Коране. Вся хвала принадлежит Ему, поскольку от Него все исходит. Всякая вещь, которая происходит в мире, находится в Его власти и полностью под Его контролем. Он – источник всего, и все сущее не только исходит, но также возвращается к Нему. Всякая вещь имеет источник в Нем, исходит от Него, затем существует и исполняет свои функции в этом мире, а затем прекращает существование и опять возвращается к Нему. Он утвердился на Своем Троне – что означает, что Он обладает Троном и владеет им.
 
Ничто в этом мире не сокрыто от Него, нет ничего, что было бы Ему неизвестно. Все в мире – даже то, что находится на границах этого мира – известно Ему. Границы мира в нашем понимании, поскольку для Него нет разницы, где находится та или иная вещь – в городе, в лесу, в море, в облаках, видимые вещи и невидимые нашему взору - все они одинаковы для Его Знания. Он в совершенстве знает, что происходит в сердцах Его творений, о чем они думают, все их мысли известны Ему. Он знает их тайны, сокровенные помыслы, все, что скрывается в их сердцах.
 
Аллах – Единственный, Кто отвечает за управление всей Вселенной. Если мы поразмыслим над этими вещами, то мы поймем: Он – Единственный, кто управляет всем в мире и Единственный, Кто имеет абсолютную власть в этом мире. Он – Тот, Кто все видит и слышит, Он – Единственный, кто дает и кто отнимает. Он – Единственный, кто награждает, все награды и все наказания принадлежат Ему. Он – Тот, Кто возвеличивает и Он – Тот, кто умаляет. Он – Тот, Кто творит вещи, Тот, Кто поддерживает их и Он – Тот, Кто уничтожает их и может вновь воскресить их.
 
Он – Единственный, Кто предвидит и предопределяет все сущее, строит все планы и предопределяет все события, ничто не может выйти из-под Его власти. Всякий раз, когда что-то происходит в этом мире – и какое-то значительное событие, и мельчайшее действие - это происходит по Его воле. Самый мельчайший атом в строении Вселенной не может сдвинуться без Его дозволения.
 
Не стоит думать, что Всевышний Аллах создал этот мир, а затем оставил его в одиночестве существовать и удалился от управления им. Он – Тот, Кто позволяет всему быть, Кто приводит все сущее в бытие, и Тот, Кто контролирует все сущее каждый момент его существования. Ничто не исчезает без Его знания и Его дозволения. Аллах ясно упоминает обо всем об этом в Коране.
 
В Коране Аллах не только перечисляет Свои качества, но и показывает, как следует восхвалять Его. Многие аяты посвящены этому:
 
«Субханака» (Свят, Пречист Ты);
 
«Альхамдулилляхи Роббиль-алямин» (Хвала Аллаху, Господу миров).
 
Во многих аятах Аллах превозносит и восхваляет Себя, возвеличивает Себя; говорит о Своем милосердии и сострадании к людям, поскольку Он помогает людям, дает им советы, объясняет людям, в чем их настоящее счастье и настоящий успех, как достичь преуспеяния в будущей жизни, Он не только объясняет, но и направляет, побуждает человека к добру и, наоборот, предостерегает от зла, от вреда - говорит людям о том, что приводит их к плохому концу.
 
Далее Аллах раскрывает нам Свои имена и Свои атрибуты, качества – чтобы мы лучше могли познать Его. Также Он перечисляет нам Свои дары, Свои блага, Свои милости – чтобы нам было легче полюбить Его, поскольку мы, люди, устроены так, что нам легче полюбить того, кто что-то дает нам, кто проявляет щедрость по отношению к нам. Поэтому Аллах призывает Свои творения любить Себя, рассказывая им о благах и милостях, которыми Он их осыпает. Он напоминает им об этом и не только, но Он говорит, как приумножить эти блага, благодаря Его за них, совершая шукр. Это общее правило в отношении благ этого мира (чем больше мы за них признательны и благодарны, тем больше мы получаем).
 
Затем Он упоминает и предупреждает о Своих наказаниях, говорит о том, что ждет людей в будущей жизни – об Аде и Рае, что ожидает покорного Ему и непослушного Ему. Аллах говорит людям о бедах, которые ожидают грешных рабов, какие наказания уготованы им. Он не скрывает от людей никакой важной для них информации – все предельно ясно открыто.
 
Всевышний далее говорит о благах и радостях, ожидающих его близких друзей, Его аулия и о тех несчастьях, которые ожидают Его врагов, кто противится Ему. Он хвалит людей, которые делают что-то благое и доброе – и перечисляет те вещи, которые угодны Ему, которыми можно достичь Его довольства. И наоборот, Он показывает, чем человек может впасть в Его немилость, подпасть под Его гнев. Он приводит множество примеров и доводов, иллюстрирующих Его слова. Это всеобъемлющая система, которая ясна каждому и не оставляет человеку оправданий, что чего-то не знал или не понял.
 
Многие люди высказывают определенные упреки и сомнения в существовании Всевышнего или в Его всемогуществе или милости. В Коране даются ответы на все подобные вопросы и развеиваются сомнения самым ясным и лучшим способом. Нам необходимо только читать Коран. Если мы будем читать его, мы поймем все его достоинства и уразумеем все ответы, которые дает Аллах – нам нужно только держать сердце чистым для этого.
 
Аллах утверждает истину говорящих истину и опровергает ложь лжецов. Он изрекает истину, наставляет на истинный путь и призывает людей миру и благу будущей жизни. Он говорит о красоте и благе будущего мира, его описании и качествах. И также он предупреждает людей от всех видов зла и разрушения, которые ожидают грешников. Он описывает все мучения и наказания Ада
 
Затем Он говорит о том, что люди имеют нужду в Нем, и насколько это важно - что люди не могут стать независимыми от Него даже на одно мгновение. Сам Он полностью независим от всего, а мы нуждаемся в Нем. И мы можем достичь Его даров никак иначе, кроме как благодаря Его милости и милосердию. Он говорит нам: вы можете получить все эти блага только если Я окажу вам милость. Никакое зло – даже на вес пылинки – не может произойти в этом мире, кроме как по воле Аллаха и по Его справедливости, и мудрости.
 
Далее Он говорит о том, как Он ищет возможность простить людей, ищет возможность заменить их злые дела на добрые, которые они могли совершить. Возможно, мы совершили множество злых дел, но среди них было хотя бы небольшое доброе дело, ради которого Аллах может нас простить. Он прощает наши грехи за малейшее доброе деяние. Он принимает наше раскаяние, когда мы обращаемся к Нему и защищает нас, если мы обращаемся к Нему за защитой. Возможно, кто-то был худшим человеком на свете, но Аллах, Субхана ва Тааля, защищает его различного зла, которое могло бы произойти в его жизни, охраняет его от несчастий.
 
Если мы задумаемся над этим – это совершенно противоположно тому, как ведем себя мы, Его создания. Кто-то может сделать нам много добра, но стоит ему сделать нам единственный раз что-то плохое, как это плохое перечеркивает все добро, что он нам сделал, мы забываем это добро и начинаем плохо относиться к этому человеку. Аллах полностью независим от всех существ, на Него никак не влияют наши добрые или злые деяния. В противоположность нам, которые очень чувствительны к чужим поступкам, которые очень зависят от других. Наше отношение к другим очень зависит от их поведения. Мы будем делать добро только тем людям, которые нам приятны. Однако, Аллах делает добро всем людям, даже самым злым и жестоким – даруя им разнообразные блага в этой жизни.
 
Аллах отвечает на мольбы и просьбы людей, даруя им необходимые им для жизни вещи, защищая их от разнообразного зла и всяческих несчастий. И Он является близким другом (вали) для тех, у кого нет других близких друзей. Он – истинный покровитель нуждающихся и находящихся в беде. Он защищает нас от врагов и различного зла и вреда.
 
Если вы будете внимательно читать Коран, вы сами увидите все эти вещи. И прежде всего, вы увидите в Коране этого Всемогущего Господина, щедрого, милостивого, благого и доброго. Так как мы не сможем не полюбить Его? Если мы действительно искренне поймем все эти вещи, мы не сможем не полюбить Аллаха, Субхана ва Тааля, не сможем не стремиться к Его близости и Его довольству. Мы не сможем допустить, чтобы хотя бы одно мгновение нашей жизни прошло без Его любви и Его милости – это все, к чему мы будем стремиться в этой жизни. Если у нас не появятся подобные чувства, это означает, что мы плохо читали Коран, недостаточно размышляли над Кораном. Поскольку всякий, кто внимательно читал его и размышлял над ним, не сможет не ощутить всего вышеперечисленного и не полюбить своего Господа. И тогда Аллах станет для него более любимым, чем кто-либо еще. И Его довольство станет для него самым важным и самой первой целью в жизни – чем чье-либо довольство среди творений. И такой человек будет обретать истинное удовлетворение в поминании Аллаха, зикр станет его истинной пищей и его лекарством; любовь к Нему станет его истинной пищей и смыслом всей его жизни. Если мы начнем концентрироваться на познании Аллаха и на любви к Нему, наша жизнь будет пустой и лишенной смысла без Его познания и без мыслей о Нем. Пусть Аллах дарует нам подобные чувства и осознание.
 
Все эти вещи мы можем найти в Коране. Это было кратким введением к тому, что нам следует искать в Коране. Если мы обретем это, это поднимет нас на высочайший уровень блага.
 
Далее я хочу поговорить о некоторой специфической вещи. Какое из творений Аллаха самое великое, могущественное, наибольшим образом являет Его силу и величие, самое благородное в смысле размеров? Это Арш Аллаха, Субхана ва Тааля. По его описаниям мы знаем, что это самое величественное из творений Аллаха. Поэтому Аллах говорит в Коране, что сотворил его и овладел им. Поскольку овладение Аршем (буквально «истива аль-Арш») – которое является величайшим из творений – есть проявление наивысшего могущества. Вот что подразумевается под словами «thумма истава ‘аляль-‘Арш» - Он проявил Свою власть над Аршем, самым значительным из Своих творений. Все остальное – лишь пылинки, песчинки в сравнении с ним.
Что еще можно здесь отметить? Мы обычно поднимаем руки к небесам, когда произносим дуа. Не потому, что мы верим, что Аллах находится на небесах, ибо Аллах чист от пребывания в каком-то месте. Но потому, что мы верим, что блага нисходят с небес, это кыбла для наших дуа, там находится Арш.
 
Итак, Арш – это величайшее из Его творений. Мы знаем, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) есть самое благородное и великое творение, но Арш называют самым великим из творений в смысле размеров. Так что все, что находится вблизи Арша, считается более благородным и значительным чем то, что удалено от него. Поэтому Джаннатуль-Фирдаус – это высший уровень Рая, поскольку его крыша, потолок – это Арш Аллаха. У Рая есть сотня уровней и самый высокий его уровень – это Джаннатуль-Фирдаус, крышей которого является Арш Аллаха. Поэтому он превосходнее, чем более низшие уровни Рая. По мере удаления от Арша творения становятся более приземленными и темными. «Асфалю сафилин» (о нем говорится в суре ат-Тин) - это низшее из самых низших мест в смысле его наказаний и его удаленности от всякого блага. Это то, что касается устройства мира, самым верхним пределом которого является Арш.
 
Затем Аллах сотворил людей – каждый человек является отражением всей космической системы, устройства мира. К примеру, по нашим сосудам течет кровь – это отражение циркуляции воды в мировом океане. Так же, как без движения крови человеческий организм не может существовать, также без воды не может существовать жизнь на Земле. И еще множество существует подобий микроуровня человеческого организма макроуровню внешнего мира.
 
Каждому человеческому существу Аллах сотворил сердце – как место, источник Его познания, любви к Нему и возможности связаться с Аллахом, Субхана ва Тааля. Сердце – это Арш Аллаха внутри человека, такой человеческий Арш, куда нисходит любовь и милость Аллаха.
 
Поэтому Аллах сказал (в суре Нахль):
 

لِلَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ بِالآخِرَةِ مَثَلُ السَّوْءِ وَلِلّهِ الْمَثَلُ الأَعْلَىَ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

 
«Для тех, которые не верят в Вечную жизнь, (приводится) плохое описание, а Аллаху принадлежит высочайшее описание на небесах и на земле [Он превыше всего Своей Сущностью, Своими именами и описаниями]. И Он – Величественный, Мудрый» (16: 60).
 
Аллах говорит в суре Рум:
 

وَهُوَ الَّذِي يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَهُوَ أَهْوَنُ عَلَيْهِ وَلَهُ الْمَثَلُ الْأَعْلَى فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

 
«И (только) Он [Аллах] – Тот, Который начинает сотворение, потом повторяет его (по Своему могуществу). И это ещё легче для Него. И Ему принадлежит высочайшее описание на небесах и на земле. И Он – Величественный (в Своём господстве) (и) Мудрый!» (30: 27).
 
Затем Аллах говорит в суре Шура:
 

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ

 
«Нет никого, подобного Ему» (42: 11)
 
Никто не подобен Ему из творений.
 
Так же, как Аллах управляет Аршем («истива» над Аршем), так сердце человека – это «место» Аллаха, которым Он управляет. Он управляет всем человеком вообще, но сердце – это особенное место в человеке.
 
Если сердце – это не самый чистый орган у человека, не самое чистое, не самое лучшее, если оно не удалено от всех видов недостатков, оно не может быть достойно «истива» Аллаха над ним, такого благого управления, владения, о котором мы говорим. Аллах владеет нашим сердцем, если оно максимально удалено от всякого зла.
 
В противном случае нашим сердцем владеет дунья, низший мир – в нас преобладает любовь к ней, мы постоянно привязаны к этой дунье. В таком случае сердце привязывается к низшим вещам, им овладевают страсти, и оно удаляется, отстраняется от настоящего успеха.
 
Если сердце стремится к духовному миру (поднимается, возвышается), оно может стать одним из двух видов:
 
  1. Сердцем, которое является Аршем Аллаха. Тогда мы обретаем истинную гармонию в жизни, удовлетворение и счастье, и наше сердце становится источником всякого блага. Во всем, что такой человек говорит или делает, есть благо, поскольку его сердце предано Аллаху.
     
  2. Либо – это второй вид – сердце человека может стать Аршем шайтана, Троном шайтана.
 
Почему мы говорим о троне в нашем контексте? С трона (места, откуда правитель управляет страной) исходят приказы, повеления, распоряжения – это место контроля и управления надо всем. Так что, если сердце человека мы называем Троном Аллаха – это значит, что всем в его жизни управляет Аллах – в положительном смысле. Но если его сердце является Аршем шайтана, его жизнь погружена в темноту, в дурные поступки, в печали и неприятности. Независимо от того, что окружает такого человека – таким (мрачным, темным) будет его внутреннее состояние. Даже если он пытается делать что-то хорошее – молиться, читать Коран, к примеру, шайтан портит все хорошее, что он делает (например, будет внушать ему тщеславные, самодовольные мысли, либо желание заработать таким образом и т.д.).
 
Если человек все время будет погружен в недовольство тем, что он делал в прошлом, либо будет беспокоиться о своем будущем, в его текущем состоянии он будет все время подавлен и угнетен, поскольку его сердце находится под контролем шайтана.
 
Имам Тирмизи передает хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), что он сказал:
 

«Если нур Аллаха входит в сердце человека, оно обретает довольство и становится расширенным (расширяется)».

 
Человек чувствует себя счастливым и удовлетворенным, он везде умеет видеть благо. Даже если его постигают горести, он умеет справляться с ними и преодолевать их.
 
К примеру, человек хочет отправиться в хадж, но ему не нравятся хадж-пакеты, которые предлагают ему туроператоры. Уже подходит Рамадан, он обзванивает всех известных ему туроператоров, но не может найти ничего подходящего. И вдруг ему звонит некий тур-агент и говорит – у нас есть то, что вам нужно. Каким счастливым себя будет чувствовать этот человек – весь мир для него озарится ярким светом.
 
Поэтому в хадисе говорится, что, когда в сердце человека попадает нур Аллаха, оно расширяется – то есть, становится довольным и спокойным. Сподвижники спросили Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): откуда это может быть известно, о, Посланник Аллаха? Какие признаки этого?
 
Он ответил, что человек начинает получать удовольствие от поминания Аллаха, зикр начинает оказывать на него положительный эффект, который заключается в том, что он много думает, беспокоится о своей будущей жизни. Вы продолжаете жить в этом мире, но вы начинаете беспокоиться о будущей жизни – хотя, возможно, раньше вы не думали о ней. Вы раньше могли слышать проповеди или лекции на эту тему, но отмахивались от них, считая, что это вас не касается. Теперь вы думаете об этом хотя бы раз в день – хотя раньше думали об этом раз в год (на Рамадан, допустим). Все происходящее вы начинаете оценивать с этой точки зрения – не испортит ли это мою будущую жизнь, будет ли это полезным в моей будущей жизни? (какое-то действие, событие и пр).
 
Еще один признак того, что нур Аллах вошел в сердце человека (как продолжается в хадисе): человека перестает сильно волновать эта земная жизнь. Разумеется, вы продолжаете жить в этом мире, но ваша любовь к ней уменьшается. Вы уже не находите столь важными дела этого мира. Вы меньше тратите деньги на какие-то ненужные покупки, удовольствия и прочее.
 
Вот два этих признака – что сердце человека становится Аршем Аллаха: он больше думает о будущей жизни, его волнует его участь в будущей жизни, и он меньше переживает об удовольствиях этого мира. А также – еще один признак – он начинает заботиться, готовиться к своей смерти перед тем, как она придет к нему.
 
Так что, когда мы совершаем зикр, мы как бы тренируем свое сердце к принятию этого нура Аллаха. Нур Аллах находится везде, он разлит по всему миру – но в наше сердце он проникнет, если оно будет готово к этому: если в нем не будет ничего дурного, не будет любви к этому миру. В противном случае нур Аллаха может войти в сердце, но сразу же уйдет из него. Тем более, шайтан старается разрушить наше сердце как только можно, старается помешать нам связать свое сердце с Аллахом, Субхана ва Тааля.
 
Поэтому мы должны чаще поминать имена Аллаха.
 
Пусть Аллах даст нам тауфик.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков