Темы Авторы Сортировка
Али Хатай Ахмед Саим Кылавуз An-nawawi.org «Даруль-Фикр» «САД» А. И. Акрам Абд ал-Малик ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз Абд-ар-Рахман Рафат аль-Баша Абдуллах ибн Махмуд аль Мусыли Абдуль Кадыр Иса Абдуль-Фаттах Абу Гудда, рахимахуллах Абу Али аль-Ашари Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи Абу Асад аль-Ханафи Абу Усама Айюб ибн Мавляна Мухаммад Али бин Султан Мухаммад аль-Кари аль-Харави Али Вячеслав Полосин Али ибн Раби‘ ибн Джум‘ан аз-Захрани Али Мухаммад ас-Салляби Али Фикри Явуз Алляма Сираджуддин Абуль-Хасан Али ибн Усман аль-Оши Аскимам.ру Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи Ахмад бин Зайни Дахлян Ахмад Дидат Баха' ад-Дин Благотворительный фонд «Путь» Бурхан аль-Ислам аз-Зарнуджи Вахби Сулейман Гавиджи Дамир Шагавиев Джихан Махмуд Мутавалли Зульфикар Ахмед Накшбанди Ибн Джузай аль-Кальби Ибн Касир аль-Кураши аль-Бусрави ад-Димашки Ибн Мирзакарим ал-Карнаки Ибн Хишам Ибрахим Али ас-Саййид Али Гийса Ибрахим Десаи Издательский дом «Хузур» Издательство «ДИЛЯ» Ильшат Хафизов Имам Абу Бакр аль-Исмаили Имам Абу Джа`фар ат-Тахави Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави Имам Абу Хамид Мухаммад Газали Имам аль-Бухари Имам ас-Сануси Имам ат-Тирмизи Имам Габдрахман Абу ал-Хасан ал-Джаузи Имам Захаби Имам Раббани Имам Хаддад Исмаил Муса Исмаил Хаккы Бурсави Ихсан Иляхи Захир Камила бинт Расул Кандамир Чакан Кучук Карима (Екатерина) Сорокоумова Кемаледдин Эрдиль Курамухаммад-хаджи Рамазанов Маулана Закария Макда Махмуд аз-Зейн Махмуд Денизкушлары Махмуд Сами Рамазаноглу Муаййид Абдульфаттах аль-Хамдан Мурат Кая Муса Алиев Мустафа Озтурк Мустафа Эриш Муфтий Джамиль Ахмад Назири Муфтий Зубайр Баят Муфтий Кифаятуллах Муфтий Мухаммад Шафи Мухаммад аль-Биркави Мухаммад аль-Худари Мухаммад Ашик Мухаммад Закария аль-Ханафи Мухаммад Ихтишамуль Хасан Мухаммад Куртуби Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф Мухаммад Таки Усмани Мухаммад Хифзурахман Сеохарви Мухаммад ‘Али аль-Хашими Наджмуддин Шейхмардани Наталья Бахадори Октай Четин Омер Челик Осман Нури Топбаш Осман Эрсан Р.И. Беккин Рагыб аль-Ханафи ас-Сирджани Рахматуллах Кайранви Ризаитдин бин Фахритдин Ринат Ахметсафин Саид Фуда Сухайл Тармахомед Таджуддин ас-Субки Фараз Раббани Фахим Хусен Хайати Улькю Хаким Мухаммад Ахтар Хамди Дёндюрен Харун Кыркыл Хасан Камиль Йылмаз Хисса бинт Рашид ибн Абд Аллах ал-Мазйд Ш. А. Шовхалов Юнус Патель Юсуф Хаттар Мухаммад
АВТОР ЦИКЛА
Энциклопедия мазхаба Шафии
Энциклопедия мазхаба Шафии
Энциклопедия мазхаба Шафии

Энциклопедия мазхаба Шафии

212
31 декабря, 21

Энциклопедия мазхаба Шафии

Написано в соавторстве с доктором Мустафой аль-Хинном и шейхом аль-Шарбаджи

 

От издательства:

 
Известно, что в последние два века в исламском мире заметна склонность к подражанию Западу, в силу чего при разработке нормативных документов за основу берутся законы европейских стран. Это касается как государственных, так и гражданских законов, называемых «хукук амма» (гражданское право).
 
Настоящий исламский мир является ареной споров и тяжб. Хотя некоторые страны с большинством мусульманского населения и пытаются утверждать, что от- личаются от остальных тем, что живут по законам шариата, нужно признать, что исламский мир переживает тяжелые дни.
 
С начала XVII века в результате многочисленных поражений (как политических, так и военных) происходил процесс распада Османской империи, ее прави- тельство оказалось бессильным изменить создавшееся положение, юридическая система Ислама стала сдавать свои позиции и уходить из практической жизни лю- дей. Без всяких сомнений, любая общественная система нуждается в поддержке государства. Однако, к большому сожалению, мусульманские государства раздирали родоплеменные и национальные распри, а некоторые правители шли на прямое предательство интересов своей родины. Кроме всего прочего, всегда находились те, кто, попав в силки обманчивой притягательности Запада, стыдился своей истории, своего прошлого и даже своей религиозной принадлежности. Эти люди, старавшиеся забыть обычаи своего народа, желали вести за собой этот народ.
 
Все это привело к тому, что юридическая система Ислама сдала свои позиции и сильно ослабла. И хотя рядовые мусульмане продолжали обращаться к служителям мечетей для решения своих правовых проблем, возникающих в повседневной жизни, это никак не способствовало возрождению и оживлению юридической системы Ислама. Уроки фикха,1 преподававшиеся в медресе, представляли собой не актуальное право, которым руководствуются люди в наши дни, а изучение классических трудов основателей мазхабов.2
 
Место исламской юридической системы, которая решает проблемы людей на основе справедливости, заняла западная система права. Но она не дает ответы на ежедневно возникающие вопросы, то есть, как говорится в народе, «одежка оказалась не по росту».
 
И вот в мире начался активный процесс возвращения людей к своему прошлому, к своим истокам, к своей истории. Он привел к тому, что исламские ученые, являющиеся совестью уммы,3 стали прилагать большие усилия, чтобы показать людям мировую ценность Ислама и достоинства его юридической системы, которая является яркой иллюстрацией высшей справедливости.
 
Стали издаваться книги, адресованные не ученым, обладающим исламским образованием и имеющим узкую специализацию, как это было раньше, а к широким массам. Эти книги написаны простым и доступным для любого читателя языком. Были достигнуты прекрасные результаты и в области выпуска трудов, посвящен- ных юридическим проблемам. Кроме того, исламские ученые стали писать книги, освещающие вопросы не только согласно своему мазхабу, но и исследовали мнения других актуальных мазхабов. Как минимум, они не обходили их вниманием. Однако в своей основе эти ценные труды, демонстрирующие божественное происхождение, всеобщность и превосходство Ислама над западной юриспруденцией, концентрировались на взглядах одного мазхаба. Вот почему было написано множество книг в соответсвии с шафиитским, ханафитским, маликитским и ханбалитским мазхабами фикха.
 
Данная книга, в которой изложены мнения шафиитского мазхаба, была подготовлена тремя учеными. Она написана простым, доступным языком, и в ней рас- смотрено множество тем и вопросов.
 
Последователи шафиитского мазхаба живут во многих странах, и они нуждаются в таком труде, который бы отвечал на насущные вопросы, возникающие в по- вседневной жизни мусульман. Надеемся, что данная книга удовлетворит потреб- ности читателей.
 
Книга, как мы сказали выше, написана доступным языком и подробно объясня- ет как терминологию фикха, так и суть затрагиваемых вопросов.
 
Специалисты прекрасно знают, насколько сложна тема деления наследства по шариату (фараид), но наши ученые упростили ее, использовав таблицы и схемы, в которых детально показаны все необходимые расчеты. Поэтому легко можно изучить все аспекты этой сложной темы. При переводе мы постарались максималь- но следовать оригиналу, не изменяя термины, и в тоже время стремились передать мысль авторов простым языком.
 
Круг вопросов, затронутых в книге, довольно обширен. Помимо вопросов собственно фикха, подробно рассмотрены современные вопросы, с которыми сталки- ваются люди.
 
Книга представляет собой фундаментальный труд, ибо при его подготовке широко использовались классические книги по шафиитскому мазхабу, и, кроме того, в ней приведены доводы (аяты и хадисы), содержащиеся в старинных книгах. При чтении данной книги можно заметить, что ученые не ограничились лишь простой передачей мнений шафиитского мазхаба, но и привели доводы и доказательства. В результате читатель сможет узнать и положения фикха, и их основания.
Суры и аяты Корана даны в следующем виде: название суры, номер суры и номер аята.
 
Что касается хадисов, то сначала приведены их тексты на арабском языке, а источники показаны в сносках, в таком виде: номер тома и номер хадиса. Кто желает убедиться в достоверности источников, может обратиться к указанным известным сборникам хадисов. Единственное исключение – сборник хадисов «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля, в ссылках на него приведены, как номер тома и хадиса, так и только номер тома или только номер хадиса. Что касается сборника хадисов «Сахих» имама Бухари, в ссылках на него приведены лишь номера хадисов, так как шейх Мустафа аль-Буга использовал свое издание сборника (шейх в нем пронумеровал каждый раздел и все хадисы).
 
Имена передатчиков хадисов (рави) в данной книге иногда приводятся непосредственно в тексте, а иногда в сносках. Мнения мухаддисов касательно степени достоверности конкретных хадисов приведены в сносках.
 
Эта книга представляет собой ценный источник не только для последователей шафиитского мазхаба, но и для последователей других правовых школ Ислама, по- скольку в ней часто приводятся мнения других мазхабов, а в ряде случаев дан их подробный разбор.
 

1. Фикх – это наука о соответствии действий человека предписаниям шариата, вытекающим из Корана и сунны Пророка. Ее еще называют мусульманским правом.
 
2. Мазхаб – мусульманская правовая школа. Известны четыре действующих мазхаба, названных по именам своих основателей: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Они основаны на Коране и Сунне и имеют цельные разработанные юридические положения, охватывающих все стороны жизни мусульман.
 
3. Умма – община мусульман.
Читать книгу Скачать в PDF