Image
Анатомия благочестия
Следование правилу осуждения порицаемого и повеления благого невозможно переоценить или игнорировать, это один из значительных видов покл...
3 516
3
15 мая, 13

Анатомия благочестия

3 516
3
15 мая, 13
АВТОР ЦИКЛА
Анатомия благочестия
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Две стороны одной медали
 
В мае 2000г. британская полиция обыскивая дом подозреваемого в связях с Аль-Ка’идой в Манчестере наткнулась на «руководство террориста» на арабском языке. Позднее данная инструкция была переведена на английский. Выдержки из нее привлекли особое внимание и среди них одно правило, изучению которого профессор Принстонского университета Майкл Кук посвятил целых 15 лет своей жизни. В дословном переводе с арабского на английский это правило звучит так: «Commanding Right and Forbidding Wrong», или в русской транскрипции «аль-амр биль-ма’руф ва-н-нахй’ан аль-мункар» или «повеление одобряемого и запрещение осуждаемого».

В контексте переводимого руководства говорилось, что законспирированным членам «не следует участвовать ни в защите добра, ни в осуждении зла, дабы не привлекать к себе внимания», выполняющий задание не должен «впутываться в ситуации, связанные с религиозными вопросами (защиты добра и осуждения зла)». 28 октября 2001 года после падения башен-близнецов эти выдержки были напечатаны в The NewYork Times. Парадоксально, но факт: люди, занимающиеся злом в целях конспирации не должны вступать в защиту добра хотя бы на время выполнения задания, и буквально сдерживать себя в деле осуждения зла, а то их «вычислят».
 
Возможно, эти и другие парадоксы заставляют западных ученых столь скрупулезно изучать феномен ислама. В частности, Майкл Кук в ходе подробного «препарирования» данного ключевого правила мусульманской этики задался вопросом: «Есть ли подобные ценности в современной западной культуре?». Некоторые из нас, говорит Майкл Кук, могут красноречиво разглагольствовать об этом, но в европейской культуре нет общепринятых понятий, которые можно было бы облечь в вербальную форму.

Так же он замечает, что «повеление одобряемого и запрещение осуждаемого» суть две стороны одной медали и сокращает до «запрещение осуждаемого», возводя его значение чуть ли до шестого столпа ислама. Рецензенты назвали его труд шедевральным. И, действительно он подробно изучил мнения Аль-Газали, Абу Йа-ла, Малика, Абу Ханифы, Ан-Навави, Аль - Мухаккик Аль-Хилли, Ибн Ханбала, Аш Шафии, Манкдима и многих других. Здесь следует отметить, что Принстонский университет обладает огромной библиотекой первоисточников исламских авторов.

С точки зрения западного мыслителя он сделал весьма интересные выводы. Отмечается, что результатом экспансии западной культуры, стало то, что мусульманское учение о запрещении осуждаемого столкнулось с западной версией проблемы «не лезть не в свое дело». Майкл Кук отмечает, что мусульманская община, не будучи монополистом в вопросах нравственности и морали в современном мире, подвергается беспрецедентной по своей степени критике и осуждению своих нравственных норм со стороны. Западная мысль сконцентрирована на понятии «жертва», имея виду - есть жертва, есть кого спасать и таким образом категория осуждаемого действия не имеет смысла без наличия жертвы. Запрещение осуждаемого таким образом лишилось практической нравственной значимости, а все остальное остается под иммунитетом «не лезть не в свое дело».
 
Получается, если во всех осуждаемых действиях должны быть жертвы, то что же тогда останется от нравственной основы долга спасения?! На свой вопрос Майкл Кук отвечает, что все зависит от места Бога в людских делах и это фундаментальный пункт трения между двумя мировоззрениями.

Не бойся врагов, не бойся друзей…

В мусульманской культуре у данного долга есть конкретное название, более того, его анализу посвящены на протяжении столетий «талмуды» трудов и мусульманских религиозных сочинений.
Фраза «аль-амр биль-ма’руф ва-н-нахй’ан аль-мункар» «повеление одобряемого и запрещение осуждаемого» берет свое начало в Священном Коране:
 
« и пусть среди вас будет община (умма), которая будет призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» («Семейство Имрана»: 104).
 
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» («Семейство Имрана»: 110). И еще: «А верующие мужчины и верующие женщины,- они - друзья одни другим: они повелевают одобряемое и запрещают осуждаемое» («Покаяние»: 71).

Как видим, данная фраза имеет конкретное отношение к Корану. Составляющие долга запрещения осуждаемого: Почему? Кто? По отношению к кому? Относительно чего? Каким образом? И т.д. и т.п. Похвально, что пытливый ум востоковеда М.Кука нашел все ответы на поставленные вопросы в исламских же источниках, так сказать «с далилем», подтверждением в Коране и Сунне.

Куда ведет моральный релятивизм

Община, которой предписано исполнить замысел Творца посредством веры в необходимость поклонения только Ему, веры в Судный День, веры в Рай и Ад, в Писания, в ангелов. Община, вера которой не будет совершенна без исполнения долга запрещения порицаемого и повеления благого. Это именно та община, которая возможно получит довольство Аллаха Всевышнего. В противном случае, расклад весьма ужасающий, из Корана мы узнаем, что были народы, от которых не осталось и шороха. Это не какие-нибудь там исторические артефакты музейные, обломки колоннад, черепиц и прочие археологические «радости». Не осталось и шороха! 
 
«Ведь Аллах погубил много народов и поколений до них за упорное заблуждение и неверие. И они совсем исчезли с лица земли, и ты никого из них не видишь и не слышишь от них даже шороха» («Марьям»: 98).
 
«Мы создали их и укрепили их тело. Если же Мы захотим, то заменим их [другими], подобными им» (76:28).
 
«Если вы не повинуетесь Ему, то он заменит вас другим народом, и тот не будет похож на вас» (47:38).

Аллах не нуждается в нас, мы нуждаемся в Нем.

Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
 
«Клянусь Тем, в чьей Длани моя душа, обязательно должны вы побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и тогда вы будете взывать к Нему, но не будет вам отвечено».
 
«Неверующие сыны Исраила (Израиля) были прокляты языком Дауда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (Трапеза, 78-79).
 
Однако вся вина целиком на нас и на нашем молчании. И по причине нашего молчания распространяется нечестие, порицаемое становится одобряемым, а одобряемое становится порицаемым. "Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство», с тех пор как этот афоризм был ошибочно приписан Юлиусу Фучику, мало, что изменилось в нашем обществе.

Но речь не о том. Доктрины запрещения осуждаемого – это часть наследия колоссальных трудов мусульманских ученых, вызывающих восторг и изумление историков. К сожалению, в современном мире эти доктрины не являются живой традицией.

Допрашиваемый участник террористической акции в одной из азиатских стран, после которой погибло много европейцев, пришедших в заведение, которое им и было взорвано на вопрос: «Куда ты их отправил?», ответил: «В ад!». После чего ему было объяснено, что для увеличения количества обитателей ада работает Иблис, это главная забота Князя тьмы, а помогая ему в этом, мусульмане обслуживают его и в этом нет благого. Как знать, ведь среди погибших, возможно, были люди, которым уготованы познание истины и годы поклонения и лишь чей-то самосуд прервал эту потенциальную нить. У человека нет права, без веских на то оснований, даже дерево срубить. И в этом суть запрещения осуждаемого и повеления одобряемого.

В своем опусе «Циклы творения и таухид», наш известный современник Г.Джемаль излагает следующую мысль: 
 
«Знание Всевышнего не таково, как знание твари. Если человек знает что-либо наперёд, то ему как бы нет и нужды осуществлять это «в натуре». Но есть знание зеркала, которое невозможно обмануть. Оно одновременно «знает» всё, что в нём отражается и при этом открыто любой возможности. Зеркало невозможно застать врасплох, ему невозможно показать нечто, к чему оно не готово. Вместе с тем зеркало даёт возможность всему проявиться в полной мере. Эта метафора помогает понять, что есть знание, которое, охватывая всё, не отменяет свободы. Предопределён сюжет, не предопределена состоятельность актёров, задействованных в этом сюжете. В этом милосердие Божие. В противном случае, наши мольбы, адресованные Создателю, не имели бы никакого смысла».

Правило правил

Следование правилу осуждения порицаемого и повеления благого невозможно переоценить или игнорировать, это один из значительных видов поклонения. Общество лишенное этого призыва обречено на погибель, духовную и физическую деградацию. Конечно, у этого правила есть свое конкретное место в своде исламских догм. На первом месте призыв к добру, а именно: молитва, закят, хадж, почтительное отношение к родителям, поддержание родственных связей и только затем очередь осуждения порицаемого и повеление благого. Последовательно за этим - изменение. Изменение означает, что если мусульманин встречается с порицаемым «пусть изменит его своей рукой», либо словом, и, в крайнем случае – он должен осудить всем сердцем. Все это делается со следующими оговорками:

1. То, что он хочет исправить, должно быть действительно порицаемым по шариату.
 
2. Это порицаемое должно иметь место. То есть человек должен убедиться, что тот или иной запрещенный поступок произошел или происходит, а не основываться на догадках.
 
3. Чтобы это порицаемое стало очевидным без шпионажа и слежки.
 
4. Чтобы это, по его мнению, порицаемое, не было из тех вопросов, в которых отсутствует прямой текст, и в которых допустим иджтихад. Не только критиковать, но и внести конструктивное предложение. Не только удержать, но и указать верный путь. 

В следовании правилу «аль-амр биль-ма’руф ва-н-нахй’ан аль-мункар» крайне важна деликатность, вежливость, некоторые замечания, вообще следует делать с глазу на глаз. Человек, который приказывает одобряемое и удерживает от порицаемого:

а) должен знать, что он приказывает, и должен знать, что он запрещает
 
б) должен быть мягким в том, как он приказывает и как запрещает
 
в) должен быть благоразумным и спокойным.

Знание должно быть до приказа, а мягкость должна быть при приказе, а благоразумие и спокойствие после приказа. «И скажите ему мягкое слово, может быть он вспомнит и устрашится» («Та-ха»; 44) - такое было напутствие Мусе (Моисею) и Харуну (Аарону). Возможно, после этого будут нанесены обиды, тогда нужно проявлять терпение, спокойствие и благоразумие. Как сказал Всевышний:
 
«Приказывай одобряемое и удерживай от порицаемого и терпи то, что тебя постигнет. Поистине это из деяний решимости» («Лукман»; 17).

Опыт показывает, что когда с людей снято внешнее принуждение к соблюдению закона, например, ночной мегаполис, лишенный электричества, то соблюдавшие этот закон не сознательно, начинают вести себя как собаки, сорвавшиеся с цепи, грабят магазины, ломают, насилуют (к примеру, наводнение в Нью-Орлеане). Эти законы для них являются внешней силой, чем – то извне. Лишь малая часть этого населения сохраняет в себе какие-то внешние ограничители. Другое дело, когда закон внутри тебя, когда ни при каких обстоятельствах ты не позволяешь себе терять лицо, когда правило осуждения порицаемого и повеления благого не позволяет тебе даже мусор выбросить в недозволенном месте и это есть «облико-морале» мусульман. Это есть усилие бодрствующего сознания, а не результат дрессировки.

В общем, хочешь изменить мир к лучшему - начни с себя. Хочешь спастись - будь искренен перед Богом, стремись к Его довольству.

Автор: Айгуль Аубакирова

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Можем ли мы принимать угощение от соседей-немусульман?
Можем ли мы принимать приглашения наших соседей и друзей-немусульман и есть, к примеру, вегетарианские блюда у них в гостях?...
334
17 апреля, 19
Image
Стойкость Абу Бакра (радыаллаху анху) в вопросах халяля и харама
Каждый мусульманин должен стараться употреблять только дозволенную пищу. Мы не должны проявлять небрежность и легкомыслие в этом отношени...
824
10 апреля, 19

Комментарии: 3

Правила форума
Avatar
armankadur82
7
Это очень злободневная тема. Мы не должны проходить мимо тех, кто позволяет себе нецензурно выражаться, тех кто мусорит в общественных местах. Мы должны поддерживать тех, кто имеет смелость вступаться за порядок и порядочность.
Поверьте, мерзавцы в 10 случаях из 10 в моей жизни оказывались во много раз трусливее, чем себя позиционировали и даже чем я предполагал. Поскольку мужество и сила лишь от ВСЕВЫШНЕГО.
15 мая, 13
Avatar
Хайдар муслим
2
Хвала АЛЛАХУ ГОСПОДУ миров!!!
16 мая, 13
Avatar
Al Almaty
0

Так как там Майкл Кук?

8 апреля, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Великий ученый, имам Джалаледдин ас-Суюты о новом годе
В наши дни среди мусульман бытует мнение о том, что в праздновании нового года по милади (христианскому календарю) нет ничего зазорного. ...
6 831
27 декабря, 12