Image
Дуа - это поклонение
Так об этом сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Однако многие мусульмане не придают этим словам должного значения. Кто-то прен...
9 394
4
17 декабря, 13

Дуа - это поклонение

9 394
4
17 декабря, 13
АВТОР ЦИКЛА
Дуа - это поклонение
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Так об этом сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Однако многие мусульмане не придают этим словам должного значения. Кто-то пренебрегает этой практикой, считая ее ниже своих дел, и забывая о том, что дела совершаются только по воле Аллаха. Другие неустанно молят Аллаха о желаемом, но забывают о том, что живут на запретном, и удивляются тому, что Аллах не отвечает им. Третьи хотят, чтобы Аллах исполнял их желания сразу, как только они попросят. Четвертые только просят и ничего не делают.

Как и у любого поклонения, у дуа есть свои условия. Для того, чтобы избежать перечисленных ошибок в отношении дуа, мы предлагаем ознакомиться с фрагментами из книги имама Навави «Поминание Аллаха», в которых объясняется, как совершать дуа правильно.

Не забывайте, что основой любого поклонения являются знания.

Об этике и условиях обращения с мольбами к Аллаху  и о том, благодаря чему можно ожидать ответа  
 
  • Следует проявлять искренность по отношению к Аллаху;

 

  • Следует начинать и завершать мольбу с восхваления и прославления Аллаха и обращений к Нему с мольбами за пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

 

  • Следует проявлять решимость при обращении с мольбой и быть уверенным в получении ответа;

 

  • Следует быть настойчивым и не торопить события;

 

  • Обращение с мольбой требует присутствия сердца;

 

  • Обращаться с мольбами к Аллаху необходимо как в благоденствии, так и в беде;

 

  • Не следует обращаться с просьбами ни к кому, кроме Аллаха;

 

  • Нельзя проклинать членов своей семьи, своё имущество, своих детей и самого себя;

 

  • Необходимо понижать голос, не обращаясь с мольбой ни слишком тихо, ни слишком громко;

 

  • Необходимо признавать свои прегрешения и просить за них прощения, признавая милости Аллаха и благодаря за них;

 

  • Не нужно стараться рифмовать слова мольбы;

 

  • Следует проявлять смирение, покорность, желание и страх;

 

  • Перед обращением с мольбой необходимо вернуть несправедливо присвоенное и принести покаяние;

 

  • Обращаться с мольбой следует трижды;

 

  • Перед обращением с мольбой следует повернуться лицом в сторону киблы;

 

  • Обращаясь с мольбой, необходимо воздеть руки к небу;

 

  • Если это возможно, перед обращением к Аллаху с мольбой необходимо совершить омовение;

 

  • При обращении с мольбой нельзя преступать пределов разумного (Другими словами, необходимо обращаться с мольбами смиренно и не повышая голоса и не просить о невозможном);

 

  • Желая обратиться с мольбой за другого, человеку следует начать с себя;

 

  • Моля Аллаха о чём-либо, следует называть Его прекраснейшие имена и высочайшие атрибуты, или просить Его о чём-либо ради праведного дела, совершённого тем, кто обращается с мольбой, или же просить, чтобы с мольбой к Аллаху обратился праведный, живой и присутствующий человек;

 

  • Еда, питьё и одежда обращающегося с мольбой должны быть приобретены дозволенным образом;

 

  • Не следует обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о том, что может привести к разрыву родственных связей;

 

  • Обращающийся с мольбами должен побуждать людей к одобряемому и удерживать от порицаемого;

 

  • Следует удаляться от совершения всего греховного.

В какие периоды времени, при каких обстоятельствах и в каких местах мольбы, обращаемые к Аллаху, будут услышаны

 

  • В ночь предопределения.

 

  • В последнюю треть ночи и после обязательных молитв.

 

  • Между азаном и икамой.

 

  • В определённый период времени каждой ночью.

 

  • Во время призыва к обязательным молитвам.

 

  • Во время дождя.

 

  • Во время наступления в сражении на пути Аллаха.

 

  • В определённый период времени каждую пятницу. Вероятнее всего им является последний период времени, отведённого для послеполуденной молитвы в пятницу, но, возможно, он приходится на время хутбы и пятничной молитвы.

 

  • В то время, когда человек, придерживающийся искренних намерений, пьёт воду Зам-зам.

 

  • При совершении земного поклона.

 

  • Когда человек просыпается ото сна ночью и обращается к Аллаху с такими же мольбами, с какими обращался к Нему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

 

  • Когда человек, засыпает, совершив омовение, а потом просыпается ночью и обращается к Аллаху с мольбой.

 

  • Когда при обращении к Аллаху с мольбой человек говорит: «Нет бога, кроме Тебя, слава Тебе, поистине, был я одним из несправедливых! /Ля иляха илля Анта, субхана-кя, инни кунту мин аз-залимин!/» (Имеется в виду совершение грехов как проявление несправедливости по отношению к самому себе, поскольку грехи неизбежно влекут за собой наказание).

 

  • В случае обращения людей к Аллаху с мольбами за человека после его смерти.

 

  • При обращении с мольбой во время последнего ташаххуда после прославления Аллаха и мольбы за пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

  • При обращении к Аллаху по этому Его великому имени (То есть по имени Аллах). Когда к Нему обращаются с мольбой, называя это имя, Он отвечает на мольбу, а когда Его просят этим именем, Он дарует желаемое.

 

  • При обращении мусульманина к Аллаху с мольбой за своего брата в его отсутствие.

 

  • При обращении к Аллаху с мольбой того, кто находится на ‘Арафате в день стояния /вукуф/ (То есть в 9-й день месяца зу-ль-хиджжа).

 

  • При обращении к Аллаху с мольбой во время рамадана.

 

  • При обращении к Аллаху с мольбой во время встречи мусульман, поминающих Аллаха.

 

  • В том случае, когда человек, попавший в беду, обраща­ется к Аллаху с такой мольбой: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся! О Аллах, вознагради меня в моей беде и дай мне взамен нечто лучшее! / Инна ли-Лляхи ва инна иляйхи раджи‘ун! Аллахумма,-'джур-ни фи мусыбати ва ахлиф ли хайран мин-ху!».

 

  • Обращение с мольбой в тот момент, когда сердце устремляется к Аллаху, а человек проявляет по отношению к Нему наибольшую искренность.

 

  • Проклятие притесняемого, который проклинает обидчика.

 

  • Обращение родителя с мольбой к Аллаху за своих детей и проклятие родителя, проклинающего своих детей.

 

  • Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится в пути.

 

  • Обращения с мольбой к Аллаху во время поста, пока постящийся не разговеется.

 

  • Обращение с мольбами к Аллаху человека, соблюдавшего пост, во время разговения.

 

  • Обращение с мольбой к Аллаху человека, которого принуждают к чему-либо.

 

  • Обращение с мольбой к Аллаху справедливого правителя.

 

  • Мольба, с которой почтительный сын обращается за своих родителей.

 

  • Мольба по примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с которой человек обращается к Аллаху после омовения /вуду/.

 

  • Обращение к Аллаху с мольбой во время хаджжа после бросания камешков в малый столб /аль-джамрат ас-сугра /.

 

  • Обращение к Аллаху с мольбой во время хаджжа после бросания камешков в средний столб /аль-джамрат аль-вуста /.

 

  • Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится внутри Каабы, а также в пределах аль-Хиджра (Аль-Хиджр - огороженная полукруглой невысокой стеной и непокрытая крышей часть Каабы), являющегося частью Каабы.

 

  • Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится на холме ас-Сафа.

 

  • Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится на холме аль-Марва.

 

  • Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится в аль-Маш‘ар аль-Харам (Аль-Маш‘ар аль-Харам - название места в долине Муздалифа. Это место, находящееся близ горы, которая называется Майкада, считается наиболее предпочтительным местом пребывания паломников в Муздалифе во время хаджжа).

Вообще же верующему следует обращаться с мольбами к своему Господу постоянно, где бы он ни находился, ведь Аллах Всевышний сказал: «А если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то, поистине, Я близок и Я отвечаю на мольбы взывающего, когда он взывает ко Мне» (сура Аль-Бакара, 186 аят), однако вышеупомянутым периодам времени, обстоятельствам и местам следует уделять особое внимание.

Почему иногда мы не получаем ответа на свои мольбы?

Мы должны быть твёрдо убеждены в том, что Всемогущий и Великий Аллах является Владыкой всего и что лишь от Него зависит, дарует Он что-либо просящему или откажет ему. Если Он дарует, то делает это по милости Своей, а если отказывает, то по справедливости, ведь Он обладает высшей мудростью, даруя или отказывая только сообразно определённому замыслу.

Человек не знает о том, каким будет исход его дел, и иногда просит о том, исход чего похвальным не станет, а иногда - о том, что принесёт ему вред, и в этом он бывает похожим на больного ребёнка, который просит сладостей, когда есть их ему нельзя. Тот, Кто управляет человеком, лучше знает о том, что ему подходит, и о том, к чему он придёт, а в Коране сказано:
 
«Но, возможно, вам ненавистно то, что является для вас благом, и, возможно, полюбите вы то, что является для вас злом: Аллах знает (об этом), а вы не знаете». Аль-Бакара, 216

Следует ожидать ответа на свои мольбы, поскольку такое ожидание является одним из величайших и важнейших видов поклонения, и чем труднее будет ожидание ответа, тем больше раб Аллаха будет доверять своему Господу и тем ближе он будет к Нему.

Обращение с мольбой к Аллаху принесёт мусульманину пользу независимо от того, будет ему дан ответ или нет, ибо если Аллах Всевышний, слава Ему, в силу известных Ему причин не ответит взывающему с мольбой при жизни человека, взамен этого Он дарует ему награду в мире вечном, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
 
«Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой о том, в чём нет ничего греховного и что не (повлечёт за собой) разрыва родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трёх: либо на мольбу его ответ будет дан (уже в этой жизни), либо Он сделает её запасом для (человека) в мире вечном, либо Он отвратит от него зло, равное (по величине тому, о чём он просит)». Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.  

Совершая грехи, человек может сам перекрывать путь получения ответа, но если он расчистит этот путь с помощью благочестия, то обязательно добьется желаемого, ведь Аллах Всевышний сказал:
 
«А тому, кто боится Аллаха, укажет Он выход...». Ат-Талак, 2 Аллах Всевышний также сказал: «А того, кто боится Аллаха, приведёт Он к облегчению». Ат-Талак, 4

Одним из серьёзнейших прегрешений, препятствующих получению ответа на мольбу, является употребление в пищу запретного.

Сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
 
«О люди, поистине, Аллах - Благой, и Он не приемлет ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же самое, что повелел Он и посланникам», после чего он, , прочитал айат, (в котором сказано): «О посланники! Вкушайте благое (То есть ешьте то, что является дозволенным и нравится вам) и совершайте праведные дела. Поистине, знаю Я о том, что вы творите!» (Аль-Муминун, 51) - (и другой айат): «О те, кто уверовал! Вкушайте (то) благое, чем Мы наделили вас...» (Аль-Бакара, 172) а после этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) передал рассказ о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который проделал долгий путь и воздевал руки к небу со словами "О Господь, о Господь!", упомянул о том, что (этот человек) ел запретное и был вскормлен запретным, и сказал: «Разве дождётся он ответа (на такие мольбы)?!». Этот хадис приводит Муслим.

Такой же совет пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал Са‘ду бин Абу Ваккасу, да будет доволен им Аллах, которому он сказал:
 
«Ешь благое, и ты будешь получать ответы на свои мольбы».

И, наконец, можно вспомнить о том, сколь прекрасный ответ дал людям Ибрахим бин Адхам, да помилует его Аллах, когда они спросили его:
 
«О Ибрахим, почему мы не получаем ответа на мольбы, с которыми обращаемся к Аллаху?» Он сказал: «Потому что сердца ваши мертвы из-за десяти вещей». Они спросили: «Каких же?» Он ответил: «Вы узнали об Аллахе, но не подчинились Ему; вы узнали о посланнике Аллаха, но не стали следовать его сунне; вы познакомились с Кораном, но действовать сообразно его установлениям не стали; вы питаетесь за счёт благодеяний Аллаха, но не благодарите за них; вы узнали о рае, но не стали стремиться к нему; вы узнали о пламени ада, но не бросились бежать от него; вы узнали о шайтане, но вместо того, чтобы сражаться, согласились с ним; вы узнали о смерти, но не приготовились к ней;  вы погребали покойных, но не извлекли из этого никаких уроков; вы пробудились ото сна и занялись недостатками людей, а собственными недостатками заниматься не стали».  

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Хадисы о предупреждении для тех, кто учил Коран, но потом забыл, что выучил
Вопрос: Существуют ли хадисы, где говорится о наказании для тех, кто забывает то, что выучил из Корана?...
1 811
19 сентября, 19
Image
Новый год по хиджре – начни с чистого листа!
Наступил новый год по хиджре – 1 числа месяца мухаррам наступает 1441 год исламского календаря. Хотя эта дата не является каким-то праздн...
4 963
2
6 сентября, 19

Комментарии: 4

Правила форума
Avatar
Ahilles
8
МашаАллах! делайте дуа!
17 декабря, 13
Avatar
Улан Мухаметкалиулы
6
Да примет Аллах наши дуа!
17 декабря, 13
Avatar
zh.tazabek
2
МашАЛЛАХ! Сурактарымнын жауабы осы макалада))) ИншАЛЛАХ, букiл жамагатымыздын дугалары кабыл болсын!!!
18 декабря, 13
Avatar
Asenat Muslimka
1
Ин шаа Аллах! Амин!
26 декабря, 13

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
"Музыкальный" намаз
Редко в какой мечети отсутствует памятка "Выключайте мобильные телефоны". Зачастую, об этом напоминает сам имам перед намазом. Несмотря н...
19 608
14
8 ноября, 13
Image
Как Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, делал замечания детям?
«Прекрати сейчас же!», «Уйди отсюда, надоел!»: в последнее время подобное обращение взрослых к детям становится все более распространенны...
7 751
13
3 апреля, 13