Image
Хроники "Чингиз наме": Сказание о том, как яссавийские дервиши обратили в Ислам хана Узбека
Хан Золотой Орды - Узбек хан, помимо того, что являлся величайшим политиком своего времени, достигшим высоких успехов в правлении, расширившим влияние и поднявшим могущество Золотой Орды, из...
9 369
2
16 апреля, 14

Хроники "Чингиз наме": Сказание о том, как яссавийские дервиши обратили в Ислам хана Узбека

9 369
2
16 апреля, 14
АВТОР ЦИКЛА
Хроники
Azan.ru
Автор:
AZAN.RU
Исламский информационно-образовательный портал
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Хан Золотой Орды - Узбек хан, помимо того, что являлся величайшим политиком своего времени, достигшим высоких успехов в правлении, расширившим влияние и поднявшим могущество Золотой Орды, известен также и тем, что стал первым правителем Орды, принявшим Ислам и установившим его в качестве государственной религии. 


Безусловно, это стало одним из главных достижений Узбек хана, несмотря на все его предшествующие и последующие заслуги, и ключевую роль в этом, по воле Аллаха, сыграли ученики Ходжа Ахмада Яссауи.
 
Не секрет, что именно суфийские тарикаты были главными распространителями Ислама на территории Центральной Азии в те времена. Благодаря их усилиям наши предки отказывались от различных лже-верований и принимали Ислам. В результате, большинство казахов, до сих пор, несмотря на десятилетия коммунистической диктатуры, по определению считают себя мусульманами, даже если имеют об Исламе весьма поверхностное представление. И это уже хорошо, поскольку первым их шагом к соблюдению религии, будет все таки шаг в мечеть, а не в буддийский храм или церковь, и уже там они узнают об Исламе больше и глубже.

Однако в наше смутное время, характерными признаками которого является увеличение грехов и уменьшение праведности, многие мусульмане забыли о том, кому они должны быть хотя бы частично благодарны за то, что когда-то пришли в мечеть, и вместо благодарности своим предкам, обвиняют их в многобожии и заблуждениях. 

К сожалению, это касается не только салафитов, но и многих ханафитов, которые, формально, может быть и не отрицают суфизм, но по факту, смотрят на эту часть Ислама скептически, и попросту не понимают ее. И возможно, а Аллах знает об этом лучше, между распространившимися в наше время пороками среди мусульман и подобным отношением к тассавуфу, имеется прямая взаимосвязь. Поскольку чем больше пороков и слабее иман, тем хуже понимание религии.  

В результате, мы мерим прошлое через призму своего испорченного настоящего, и потому не удивительно, что многие истории, особенно, если это касается  караматов праведников, с помощью которых, по воле Аллаха, достигались многие праведные цели, воспринимаются нами почти как сказки. Из-за того, что мы сами не испытывали этих состояний и не достигли таких возможностей, мы не способны не то, чтобы понять их, но и даже представить, что они есть, или хотя бы были.

А между тем, в труде придворного шейбанидского историка Утемиш-хаджи - "Чингиз-наме", приводится интересная история о том, как хан Узбек принял Ислам. Необходимо сразу отметить, что труд этот еще подлежит исследованию, и достоверность собранных в нем повествований до конца не установлена.

Так, сам автор упоминает, что собирал рассказы со слов, и "взвесив на весах разума, приемлемое сохранял в памяти, а неприемлемое отвергал", после чего предупреждает, что в рассказах этих может содержаться ошибка, и коли найдут ее, то пусть исправят, поскольку записаны они уже по приказу, и он, подневольный, не желает, чтобы труд его был отвергнут Аллахом.

Так или иначе, но многое из описанного подтверждается другими источниками, соответствует исторической действительности и представляет большой научный интерес для исследователей. Так, достоверно известно о вкладе суфийских дервишей в дело призыва, и о том, что хан Узбек принял Ислам под влиянием потомка Арыстан-баба - Занги Аты, прямого ученика Ходжа Ахмада Яссауи, а также других суфиев. 

Традиционно, труд мусульманского историка начинается со слов восхваления Аллаха Всевышнего и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, а затем, среди всего прочего, начинается

Рассказ о причине [принятия] ислама Узбек-ханом!:

"Причиной [принятия] им ислама было следующее. На четырех святых, которые были из святых того времени, снизошло от Аллаха Всевышнего [такое] откровение: “Подите и призовите Узбека к исламу!” И по велению Аллаха Всевышнего пришли они к двери [ставки] Узбек-хана, сели за внешней чертой его куреня и стали творить молитву.
 
Такое рассказывают предание. Показывали хану неверные колдуны и неверные жрецы такое чудо. Приносили они с собой на маджлис к [Узбек-] хану [мед] в жбане и устанавливали [его. Прилаживали затем к жбану] змеевик и подготавливали чаши. Мед сам скапливался в змеевике и сцеживался в чашу, и чаша сама двигалась к тому человеку. Колдунов этих и жрецов своих почитал хан за своих шейхов, сажал [их] рядом с собой и воздавал [им] большой почет и уважение.
 
И вот однажды, когда пришли те [святые мусульмане] и сидели, творя молитву, [Узбек-] хан как обычно устроил маджлис. Пришли вместе [с ним и] шейхи его и все расселись. Как [и] ежедневно, принесли они с собой мед в сосуде. Принесли они [также] и установили змеевик и чашу. Прошло порядочно времени, но мед ни скапливался как обычно в змеевике, ни сцеживался в чашу. Сказал [тогда Узбек-] хан этим шейхам своим:
 
“Почему же на этот раз мед задерживается?” Ответили шейхи его: “Пришел, верно, куда-то сюда магометанин. Его это признак”. Хан приказал: “Ищите по куреням, и если будет магометанин — приведите!”. Вышли мулазимы и когда проверили по куреням, то увидели, [что] за внешней чертой [ханского] куреня сидели, опустив низко головы, четыре человека чужой внешности. Спросили мулазимы: “Вы кто такие?” Ответили те:

“Отведите нас к хану”. [И вот] пришли они. Остановился взгляд хана на них. [И] как только увидел он их, возникли в сердце его склонность к ним и любовь, ибо просветил уже Аллах Всевышний сердце хана светом наставления на путь истинной веры. Спросил он: “Что вы за люди, по каким делам бродите? По какому делу [сейчас] идете?” Ответили они: “Мусульмане мы. По велению Господа Всевышнего пришли мы, чтобы обратить вас в ислам”. Завопили в тот [же] миг шейхи хановы:
 
“Дурные люди они! [Не разрешать] говорить [им, а] убить их нужно”. Сказал [тогда Узбек-] хан: “С какой бы стати убивать [мне их]?! Я — государь! Нет никакого мне дела до любого из вас. Буду с теми из вас я, чья вера правая. Если вера у них неправая, то почему же дело ваше сегодня сорвалось [и мед ваш] не стал перегоняться?! Устройте же спор. Тому из вас подчинюсь я, чья вера окажется правой”. [И] затеяли спор друг с другом эти два общества. Долго галдели и ссорились они. Наконец порешили на том, что следует им выкопать два танура, раскалить каждый из них, [спалив] десять арб саксаула, войти в один танур кому-то из колдунов, в другой — одному из этих [святых], и быть правой вере того, кто не сгорит и выйдет [целым и невредимым]. На том и порешили.
 
Наутро выкопали два громадных танура и раскалили [их], собрав на дрова саксаул. Один предназначили для колдунов, другой — для мусульман. Святые эти почтительно уступали друг другу: “Кто же из нас войдет [в танур] ?” Одного из них звали Баба Тукласом: тело у него сплошь было заросшим волосами. Сказал он: “Мне позвольте, я войду, [а] вы радейте обо мне”. Благословили его святые эти. [Еще] сказал тот баба:
 
“Принесите кольчугу мне”. Когда принесли кольчугу, надел он ее на тело нагое и направился к тануру, возглашая память Аллаху Всевышнему. Рассказывают, [что] волоски [на теле] бабы стояли дыбом и высовывались из колечек кольчуги. Все видели это! [Так] шел он и вошел в танур. Принесли [тогда] баранью тушу и повесили над тануром, а устье плотно закрыли. 

Подошли мы теперь к рассказу о жрецах. Жрецы приневолили одного [из их числа и] посадили в танур. Лишь спустился он, как засверкал в тот же миг всеми цветами радуги пепел его, и стало рваться пламя из устья танура. Как увидели это все люди с [Узбек-] ханом во главе, так отвернулись их сердца от веры неверной и склонились они к мусульманству. А из танура все доносился непрерывно глас бабы, поминавшего [Аллаха]. Лишь поспела туша баранья, так и открыли устье танура. Утер баба пот с благословенного своего лица и вышел из танура, вопрошая: “Что заторопились?! Завершилось бы дело мое [поминания Аллаха], обожди вы немного”. Увидели [все], что как пламенеющий уголь накалилась кольчуга докрасна, но могуществу Господа Всевышнего благодаря ни один волосок не сгорел [на теле] бабы и вышел [он невредим]. Как увидели это все люди с ханом во главе, так вцепились тут же в подолы шейхов и стали [все] мусульманами. Хвала Аллаху за веру ислама!
 
Словом, во время Берке-ханово обратилось в ислам племя узбекское. После него [же] обратилось оно опять в [племя] отступников и стало неверным. [Но] не претерпевал уже изменений ислам племени узбекского с этого [вот] момента, когда стал мусульманином Узбек-хан.

Говорят, [что] двацать лет правил Узбек-хан. [Но] кое-кто говорит, [что] правил он восемнадцать лет. Затем соединился он с милостью Господа. Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему мы возвратимся!".
 
 
Использован перевод "Чингиз наме" В.П. Юдина

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
«У кого нет наставника, у того наставник – шайтан» - откуда эти слова?
Вопрос: Пожалуйста, разъясните – откуда взята известная фраза, что шайтан является наставником того человека, у кого нет духовного наставника. Это хадис или высказывание праведных людей?...
6 341
5 апреля, 16
Image
Интуиция и сенсорика в постижении Шариата
О том, как люди в той или иной мере безуспешно пытаются ответить на вопрос, в чем заключается частная мораль, где пределы субъективного и чем именно мы отличаемся друг от друга, написано мно...
15 343
6
9 марта, 16

Комментарии: 2

Правила форума
Avatar
Moz
4
Не мало казахов считает Чингиз хана чуть ли не национальным героем, но мало кто знает, что Чингиз хан и его войско принесло больше вреда мусульманскому миру, чем крестоносцы как минимум в 100 раз. Не по теме но актуально.
16 апреля, 14
Avatar
Abulmansur
0
Про суфизм есть хорошая статья Қайрата Жолдыбайұлы:http://muslim.kz/kk/article/111-qairat-joldybaiuly-sopylyq-joly-auyr-jol-ustansan-ony-tauir-jol.html
17 апреля, 14

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Фото: 9 интересных фактов о мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Часто, наблюдая в жизни картины, поражающие нас своей красотой, мы восклицаем: «Это Рай на Земле!» На самом деле, есть только одно место, буквально достойное подобной фразы. Там, в мечети Пр...
20 001
7
28 февраля, 14
Image
10 интересных фактов о Каабе
Нет места на Земле более почитаемого и священного для стольких людей, как достопочтимая Мекка. По всем объективным критериям, эта долина в Хиджазе, Аравия, является самым знаменитым местом н...
42 264
6
26 февраля, 14