Image
Почему мать не может быть уали для своего ребенка?
Вопрос: В чем заключается логика того, что только отец или дедушка могут быть уали при замужестве девушки? Почему мать не может быть в этой ...
7 071
10 марта, 14

Почему мать не может быть уали для своего ребенка?

7 071
10 марта, 14
АВТОР ЦИКЛА
Почему мать не может быть уали для своего ребенка?
Биляль Мухаммад
Ответил:
БИЛЯЛЬ МУХАММАД
Студент Даруль-Ифта, Нью-Джерси (США)
Ибрахим Десаи
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Шейх, хафиз Корана
Daruliftaa.net
Источник:
DARULIFTAA.NET

Fatwaas with Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Вопрос: В чем заключается логика того, что только отец или дедушка могут быть уали при замужестве девушки? Почему мать не может быть в этой роли, ведь она тоже является опекуном?
 
Ответ:
 
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
 
Ассаламу аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!
 
Всевышний Аллах создал мужчин и женщин на этой земле, чтобы они выполняли свои обязанности и стремились достичь Его довольства,  прожив эту жизнь так, как Он того требует от нас. Всевышний Аллах говорит в Коране:
 
إِنَّ الْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ وَالْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْقَانِتِينَ وَالْقَانِتَاتِ وَالصَّادِقِينَ وَالصَّادِقَاتِ وَالصَّابِرِينَ وَالصَّابِرَاتِ وَالْخَاشِعِينَ وَالْخَاشِعَاتِ وَالْمُتَصَدِّقِينَ وَالْمُتَصَدِّقَاتِ وَالصَّائِمِينَ وَالصَّائِمَاتِ وَالْحَافِظِينَ فُرُوجَهُمْ وَالْحَافِظَاتِ وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду».[1]

В обществе на разных людей возлагаются разные функции, и они, как члены этого общества, выполняют отведенную им роль. Глава города принимает основные решения для существования и развития этого общества, полиция предназначена для обеспечения безопасности ее граждан, доктор обязан оказать медицинскую  помощь тем, кто в ней нуждается. При том, что и у мужчин и у женщин одна конечная цель в их жизни, им, все же, даны разные роли, методы и пути достижения этой цели, согласно присущим каждому из них особенностям и различиям между ними.

Для того чтобы нам было легче понять, давайте рассмотрим следующие примеры:
 
1. Физиологические различия: к примеру, такие особенности, как наличие бороды или менструальных циклов.
 
2. Социальные различия: например, одежда, макияж, прическа, косметика, и т.д.
 
3. Религиозные различия: правила совершения намаза, ихрама во время хаджа и никяха.

Ислам – религия, основанная на естественной диспозиции, полной скромности и свободной от отрицательных качеств, пагубных для человеческого сердца. В этом контексте, мужчина и женщина имеют определенные роли в обществе согласно свойствам каждого из них. Таким же образом, предписания, которые установил для нас Всевышний Аллах, в определенных моментах носят селективный характер, в связи с гендерными различиями.

Следующий хадис ясно подчеркивает необходимость принятия и соблюдения этих различий, и осуждает тех, кто пренебрегает ими:
 
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: «لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ المُتَشَبِّهِينَ مِنَ الرِّجَالِ بِالنِّسَاءِ، وَالمُتَشَبِّهَاتِ مِنَ النِّسَاءِ بِالرِّجَالِ

«Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывает:  Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».[2]

Таким образом, шариат разделил роли мужчин и женщин во всех аспектах жизни, будь это поклонение, сделки в обществе, или структурирование семьи. Это не обсуждение прав и привилегий, скорее, это обсуждение обязанностей и функций мусульманина и мусульманки.Есть множество примеров, когда женщине  отдается больше предпочтения перед мужчиной, в силу своего статуса перед  Всевышним Аллахом. Например, ислам подчеркнул высокий статус женщины как матери и жены. Рассмотрим следующие  хадисы:
 
عن عبد الله بن عمرو، أن رسول الله صلى الله عليه وسلم، قال: «الدنيا متاع، وخير متاع الدنيا المرأة الصالحة

Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает слова Пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Этот мир преходящ, и лучшее, что можно получить в пользование в нем - это праведная жена» (Сахих Муслим).[3]
 
عن أبي هريرة، قال: جاء رجل إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم، فقال: من أحق الناس بحسن صحابتي؟ قال: «أمك» قال: ثم من؟ قال: «ثم أمك» قال: " ثم من؟ قال: «ثم أمك» قال: ثم من؟ قال: «ثم أبوك»

В хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится, что однажды  к Пророку, мир ему и благословения Аллаха, пришел человек и спросил: «О, Посланник Аллаха, кто из людей более других достоин почета, уважения и служения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Твоя мать». Тогда человек опять спросил: «Кто после нее?» Пророк, мир ему и благословения Аллаха, опять ответил: «Твоя мать». Тогда человек опять спросил: «А кто после?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, опять повторил: «Твоя мать». Когда человек в четвертый раз спросил: «Кто же после матери?», он, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Твой отец».[4]
 
В отношении концепции Уиляйат (опекунство), шариат опять же берет во внимание различные роли мужчин и женщин. Когда мужчина должен приносить в дом хлеб, женщина должна воспитывать детей. Точно так же мужчине было поручено защищать будущее своего ребенка, с характерным для него качеством «хайрат» (то есть рвение охранять свою семью). Отец всегда выступает в роли защитника своих детей и их интересов, в том числе и в плане брака, особенно для своих дочерей. Благодаря этому, Всевышний Аллах возложил ответственность обеспечения будущего ребенка на мужчину и снял это бремя с женских плеч.Такая концепция характерна  не только для ислама, это является нормой в обществе, в котором по-прежнему руки дочери просят у отца. Причиной тому, что женщина не может выступать опекуном в брачных вопросах, кроется вовсе не в отсутствии любви и заботы у женщины к своим детям, а в элементарных различиях ролей мужчин и женщин, которые имеют непосредственное влияние на их функционал в семье.
 
В заключение мы хотели бы заявить:

Матери всегда предоставляется опекунство над ребенком, несмотря на то, что Уиляйат в вопросе брака остается за отцом. Такое  положение нисколько не умаляет ее статуса и значения, как матери. Как уже было указано в приведенном выше хадисе, она все еще имеет право на большее уважение, как родитель ребенка, нежели отец.

Есть так же определенные случаи, когда шариат дает определенное женщине «исключительное право» женщине, несмотря на «равноправие» между супружеской парой. Рассмотрим следующие два примера:
 
а) Правила приема махра (приданого):  женщина имеет право получить желаемое приданое, а мужчина обязан выплатить ей его, несмотря на то, что оба они на равных условиях вступают в брак.
 
б) Право опеки: В случае развода родителей шариат дал женщине исключительное право над мальчиком, пока ему не исполнится семь лет, и над девочкой, пока она не достигнет девяти лет[5], несмотря на то, что отец остается опекуном.

Как оговорено выше, Всевышний Аллах отвел отдельные роли для мужчин и женщин. Исходя из этого, были определены функциональные обязанности матери и отца. А мы в свою очередь должны принять ту роль, которую нам отвел шариат, и подчиниться мудрости Всевышнего. Ведь Он наш Создатель и Ему лишь известно, что для нас является благом.
 
Пусть Всевышний Аллах наградит вас и вашу семью успехом в этой жизни и в жизни последующей. Аминь!
 
А Аллаху ведомо лучше.
Уассалям.
 
 
[1] Священный Коран, Сура аль-Ахзаб, Аят 35;
 
[2] Сахих аль-Бухари, 5885, Книга Одеяния;
 
[3] Сахих Муслим, 715, Глава о том, что лучшим из мирского является праведная жена;
 
[4] Сахих Муслим, 2548, Книга о Добродетели, Предписании Хороших Манер и Сохранении Родственных Связей;
 
[5] (وَالْحَاضِنَةُ) أُمًّا، أَوْ غَيْرَهَا (أَحَقُّ بِهِ) أَيْ بِالْغُلَامِ حَتَّى يَسْتَغْنِيَ عَنْ النِّسَاءِ وَقُدِّرَ بِسَبْعٍ وَبِهِ يُفْتَى لِأَنَّهُ الْغَالِبُ. وَلَوْ اخْتَلَفَا فِي سِنِّهِ، فَإِنْ أَكَلَ وَشَرِبَ وَلَبِسَ وَاسْتَنْجَى وَحْدَهُ دُفِعَ إلَيْهِ وَلَوْ جَبْرًا وَإِلَّا لَا (وَالْأُمُّ وَالْجَدَّةُ) لِأُمٍّ، أَوْ لِأَبٍ (أَحَقُّ بِهَا) بِالصَّغِيرَةِ (حَتَّى تَحِيضَ) أَيْ تَبْلُغَ فِي ظَاهِرِ الرِّوَايَةِ. وَأَقُولُ: يَنْبَغِي أَنْ يُحَكَّمَ سِنُّهَا وَيُعْمَلَ بِالْغَالِبِ. وَعِنْدَ مَالِكٍ، حَتَّى يَحْتَلِمَ الْغُلَامُ، وَتَتَزَوَّجَ الصَّغِيرَةُ وَيَدْخُلَ بِهَا الزَّوْجُ عَيْنِيٌّ (وَغَيْرُهُمَا أَحَقُّ بِهَا حَتَّى تُشْتَهَى) وَقُدِّرَ بِتِسْعٍ وَبِهِ يُفْتَى. (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٣، ص ٥٦٦، ايج ايم سعيد كمبني)

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Правда ли, что сподвижники советовались с женами Пророка (саллаллаху алейхи ...
Передается, что однажды Умар и Зейд ибн Сабит (радыАллаху анхума) обсуждали некоторый спорный вопрос относительно полного омовения после суп...
249
вчера
Image
Можно ли отложить похороны человека?
Можно ли отложить похороны человека (к примеру, если ждут прибытия каких-то его родных на похороны)?...
503
2
10 декабря, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Почему люди оставляют друг друга?
В 17 лет мне приснился сон. Я видела себя сидящей в мечети, и ко мне подошла маленькая девочка и спросила меня: «Почему люди оставляют друг ...
8 031
10
27 февраля, 14
Image
В погоне за любовью
Всю свою жизнь с самого рождения я провела, бегая за творениями. Я всегда была из тех, кого можно назвать «нуждающимися». Я нуждалась в друз...
7 477
12
25 февраля, 14