Image
Высказывания имамов муджтахидов о таклиде
Утверждение о запрете имамов следовать их суждениям в случае выявления более достоверных доказательств, а также о велении отбросить их мн...
7 166
3
7 июля, 14

Высказывания имамов муджтахидов о таклиде

7 166
3
7 июля, 14
АВТОР ЦИКЛА
Высказывания имамов муджтахидов о таклиде
Zakir.me.uk
Источник:
ZAKIR.ME.UK

Abu Mohammed's page

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Таклид в Коране

Утверждение о запрете имамов следовать их суждениям в случае выявления более достоверных доказательств, а также о велении отбросить их мнения, когда они противоречат какому-либо из хадисов и следовать хадису, конечно же, достоверно.

 

Тем не менее, чтобы отдать должное таким высказываниям, человек должен брать во внимание, что они адресованы не нам, простым людям, не достигшим уровня иджтихада. Данные высказывания были обращены к тем из ученых, которые имеют право на иджтихад.

 

Шейх Уалиуллах Делийский комментирует это таким образом: 
 
Эти высказывания относятся к тем, кто в состоянии вынести иджтихад  хотя бы в одном вопросе; или к тем, кто может уверенно определять что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел делать и что он делать запрещал. Это может быть достигнуто путем изучения сути хадиса, высказываний тех ученых, которые опровергали или поддерживали (определенное мнение в вопросе) или это может быть достигнуто путем понимания, что многие авторитетные ученые выступали против мнения в вопросе, который сам по себе может быть поддержан только методом аналогии или дедукции. Если это так, то нет никаких оснований идти против хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).[1]

Этот смысл понятен. Имамы муджтахиды не утверждали, что таклид не допустим. Их собственные жизни были наполнены случаями, когда простые люди приходили к ним с сотнями вопросов, на которые они отвечали, не прибегая ни к каким доказательствам. Допустимость таклида никогда не обсуждалась во времена муджтахидов. Если бы такая практика была недопустима, то имамы никогда не позволили бы себе стать ее инструментом. Высказывания имамов доказывают, что таклид необходим для не муджтахидов. Ниже приведены несколько примеров:
 
«Когда муфтий является муджтахидом, то простые люди должны следовать за ним, даже если муфтий допустил ошибку в суждениях. Передал Хасан от Имама Абу Ханифы, Ибн Рустам от Мухаммада и Башир ибн Валид от Абу Юсуфа»[2]
 
Имам Абу Юсуф говорит:
 
«Простые люди должны следовать за учеными, так как они не в состоянии понять хадис самостоятельно».[3]
 
Ибн Таймия передал, что Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил:
 
«Говорите простым людям, чтобы они спрашивали у Исхака, Абу Убайда, и Абу Мус'аба. Тем не менее, он запрещал своим ученикам как Абу Дауд, Усман бин Саид, Ибрахим аль-Харби, Абу Бакр аль-Асрус, Абу Заръа, Абу Хатим и Муслим следовать за кем-то. Он говорил им: Вы должны следовать источникам – Корану и Сунне».[4]
 
Высказывание Ибн Таймии четко указывает на то, что таклид недопустим для ученых/их учеников, которые сами по себе были людьми знания и имели потенциал стать такими же, как их наставник в принятии решений непосредственно из Корана и Сунны. Что касается тех, кто не имел требуемого опыта, им он советовал строго следовать за муджтахидами и совершать таклид. На самом деле таклид не ученого был единогласно принят учеными всех времен, и лишь мутазилиты были против этой идеи.
 
Шейх Сайфуддин Амуди писал:
 
«Простой человек и ученый, которые не обладают способностью делать иджтихад, несмотря на то, что они обладают надежными навыками в некоторых вопросах, должны следовать за экспертами муджтахидами в принципах и основах (усуль). Некоторые муътазилиты Багдада разделились в этом вопросе и запретили таклид даже для этих людей».[5]
 
 
«Было сказано мутазилитами, что недопустимо простому человеку следовать за мнением ученого, пока он не узнает причину, которая кроется за его мнением. Это ошибочно, потому что у простого человека нет источников, чтобы понять эти причины, если он не будет учиться несколько лет, не будет участвовать в дебатах с другими учеными, не разработает понимание аналогии и не поймет что правильно, а что нет.  Для простого человека проходить через все это является бременем, переходит границы его возможностей, и это не возложено на него».[6]
 
Было расхождение во мнениях среди муджтахидов относительно человека, способного делать иджтихад, может ли он прибегнуть к мнению других. Аль-Хатыб аль-Багдади передал от Абу Суфьяна, что это допускается, и Имам Мухаммад говорил, что он может следовать мнению того, кто более осведомлен, чем он.[7]
 
Шейх Ибн Таймия также передает это мнение от Имама Мухаммада. Имам Шафии и Имам Ахмад оба придерживаются мнения, что это не допустимо.[8]

Мауляна Абуль Хай Лякнави привел слова Абу Ханифы (во введении Шамсуль Айма Халавани):
 
«Было сказано Абу Ханифой, что для муджтахида является допустимым следовать за мнением более знающего, чем он».[9]
 
Более подробно на эту тему вы можете найти в книгах про Исламские принципы права Мустафы аль-Газали и Фаватихур Рахамут. Если сказать кратко, то никто, кроме мутазилитов не выступал против совершения таклида простым человеком.
 
 
[1] Хужжатуль Балига: Т. 1, стр. 155
 
[2] Кифая: комментарий от Хидая в главе поста
 
[3] Абу Юсуф привел ранее от Хидая: Т. 1, стр. 226
 
[4] Фетвы ибн Таймии: Т. 2, стр. 240
 
[5] Ихкамуль-Ахкам, по Амуди: Т. 4, стр. 197 также Мустафа Аль-Газали: Т. 2, стр. 124
 
[6] Аль-Факих валь Мутафакких, по Хатибу: Т. 2, стр. 69
 
[7] Там же
 
[8] Фетвы ибн Таймии: Т. 2, стр. 24.
 
[9] Аль-Таъликат Синния, стр. 96

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Является ли женский голос ауратом?
Вопрос: Я хотел бы узнать, является ли женский голос ауратом? И разрешается ли девушке, достигшей совершеннолетия (балигат) по Исламу, чи...
795
24 июня, 22
Image
Фикх вакфа и вопросы, связанные с ним
Буквальное значение слова «вакф» — «останавливать», а в Шариате это означает передачу имущества в собственность Аллаха, при этом блага ра...
437
17 июня, 22

Комментарии: 3

Правила форума
Avatar
Aсeт
3
Интересно получается, некоторые салафиты в наше время ведут себя как мутазилиты в вопросе таклида.
7 июля, 14
Avatar
Халиль
0
Это само по себе странно, т.к. те кто называют себя салафитами по определению не могут разделять точку зрения мутазилитов, они антиподы.
8 июля, 14
Avatar
Abd Ar-Rahman
1
Pervoklassnik nikogda ne smojet oprovergnut reshenie zadachi uchenogo matematika!
8 июля, 14

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Как громко нужно читать Коран в намазе
Вопрос: Допустимо ли при участии в коллективном намазе или при одиночном совершении намаза читать суры Корана про себя (проговаривать язы...
9 998
4
2 июля, 14
Image
Есть ли у моего мужа право на мои личные деньги?
Вопрос: Я работаю и зарабатываю собственные деньги. Есть ли у моего мужа права запрещать мне тратить мои личные средства на покупки или н...
8 271
3
19 июня, 14