Циклы Авторы Сортировка
Часть 4: О благом намерении во всех явных и скрытых деяниях, часть 2
Часть 4: О благом намерении во всех явных и скрытых деяниях, часть 2
Шейх Абу Амр, да будет доволен им Аллах, передавший высказывания имамов в определении хадисов, на ко...
4 441
9 февраля, 16

Часть 4: О благом намерении во всех явных и скрытых деяниях, часть 2

4 441
9 февраля, 16

Шейх Абу Амр, да будет доволен им Аллах, передавший высказывания имамов в определении хадисов, на которых зиждется Ислам, и указавший на разногласия ученых в отношении них и их количества, сказал, что количество таких хадисов равно двадцати шести.

 

Первый хадис. Дела оцениваются только по намерениям

 
Первый хадис из этого перечня: «Дела оцениваются по намерениям».
 
Слово «намерение» в арабском языке означает «стремление». Существует выражение: «Я вознамерился сделать нечто», – указывающее на стремление к чему-либо и принятие решения в сердце осуществить это.
 
Второй хадис. Объявление недействительными порицаемых новшеств
 
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо внесет в наше дело[1] то, что не имеет к нему отношения[2], то оно будет отвергнуто». Достоверность данного хадиса подтвердили Аль-Бухари (2697) и Муслим (1718) в своих работах «Сахих». В передаче (риваяте) Муслима (18/1718) идут слова: «Если кто-либо совершит деяние, на которое нет нашего веления…».
 
Третий хадис. Отдаление от сомнительного
 
Сообщается, что Ну’ман ибн Башир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, дозволенное (халал) и запретное (харам) очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором не имеют ясного представления большинство людей[3]. Тот, кто остерегается сомнительного[4], делает это для сохранения своей религии и чести[5]. Занимающийся же сомнительным придет и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места свое стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха являются Его запреты. Поистине, в теле человека имеется кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи испорченным, приводит в негодность и все тело. Поистине, этот кусочек – сердце». Достоверность данного хадиса подтвердили Аль-Бухари (52) и Муслим (1599) в своих работах «Сахих».
 
Четвертый хадис. Стадии формирования человека, предопределение его удела, срока и деяний
 
Сообщается, что Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Правдивый в своих словах и достойный доверия в том, что получил из Откровения, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: «Поистине, каждый из вас формируется в утробе своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем столько же времени он пребывает там в виде сгустка крови, затем столько же времени он пребывает в виде куска плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух, с повелением записать ему четыре вещи: удел (ризк), срок жизни (аджаль), дела, а также будет он счастливым или несчастным. Клянусь Аллахом, кроме которого нет никого достойного поклонения, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется на расстоянии всего лишь одного локтя от Рая, после чего сбудется предопределенное ему, и он станет совершать дела обитателей Ада и войдет в него. И, поистине, каждый из вас может совершать дела обитателей Ада до тех пор, пока не окажется на расстоянии всего лишь одного локтя от Ада, после чего сбудется предопределенное ему, и он станет совершать дела обитателей Рая и попадет в него». Достоверность данного хадиса подтвердили Аль-Бухари (3208) и Муслим (2643) в своих работах «Сахих».
 
Хадис пятый. Избегание сомнительного по причине благочестия
 
Сообщается, что Аль-Хасан ибн Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я запомнил от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, следующие слова: «Оставь[6] то, что вызывает у тебя сомнения, и обратись к тому, что не вызывает у тебя сомнения[7]». Достоверный хадис, который передали Абу Иса Ат-Тирмизи (2518), Абу Абдур-Рахман Ан-Насаи (8/327). Ат-Тирмизи сказал: «Достоверный хадис».
 
Хадис шестой. Отказ от того, что тебя не касается, и занятость тем, что приносит пользу
 
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Признаком хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от того, что его не касается». Хадис хороший, передали Ат-Тирмизи (2317) и ибн Маджа (3976).
 
Седьмой хадис. Признак совершенства Веры (Иман) – желание блага мусульманам
 

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не уверует из вас никто до тех пор, пока не будет желать своему брату по Вере того же, чего желает самому себе[8]». В достоверности данного хадиса единодушны Аль-Бухари (13) и Муслим (45).

 
[1] Т.е. в Религию.

 

[2] Т.е. то, что противоречит Исламу, и о чем нет свидетельств и общих доводов.

 

[3] Имам Ан-Навави, да будет доволен им Аллах, сказал: «Смысл данных слов заключается в том, что все дела делятся на три категории. К первой категории относится явно разрешенное, дозволенность чего не скрыта от человека, например, употребление в пищу хлеба, произнесение слов, ходьба и т.д. Ко второй категории относится явно запретное, например, употребление вина, совершение прелюбодеяния и т.д. Что же касается сомнительного, то сюда относятся дела, дозволенность или запретность которых не ясна, в силу чего многие люди не имеют о них представления, тогда как ученые судят о действиях такого рода на основании конкретных аятов Корана или хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также приходят к определённым выводам на основании суждения по аналогии (кыяс). Если же что-либо занимает промежуточное положение между дозволенным и запретным, и относительно этого нет чётких указаний в Коране и Сунне, а также по данному вопросу не выработано единодушного мнения ученых, то тогда ученый ищет самостоятельное решение и делает вывод о дозволенности или запретности этого на основании соответствующих указаний Шариата» (Аль-Вафи).

 

[4] Т.е. отдаляется от него.

 

[5] Т.е. имеется в виду, что человек остерегается сомнительного перед Аллахом и перед людьми, тем самым оберегая свою религию и честь.

 

[6] Повеление в данном случае выражает желательность (надб).

 

[7] Т.е. не вызывает сомнений относительно своей дозволенности.

 

[8] Говорят, что Аль-Фудайл ибн ‘Ияд сказал Суфьяну ибн ‘Уяйну: «Если ты желаешь людям столько же, сколько и себе, то ты не проявил искренности к Щедрому Аллаху. Что же говорить о том, когда ты хочешь, чтоб они имели меньшее» (См. «Шарх ибн Дакик Аль-Ид аля аль-Арбаин»).

АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави «Сады познавших Аллаха»
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Урок вышел:четверг
Новый урок:понедельник
Список уроков