Циклы Авторы Сортировка

Урок 35: Великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 9

3 320
19 апреля, 17
15[1]. Абу Асым ан-Набиль: ад-Даххак ибн Махляд аш-Шайбани аль-Басри, хафиз, муткин, факих, ‘абид, шейх аль-Ислам и один из великих мухаддисов. Умер в 212-м году. Шейх имама Ахмада, аль-Бухари и ученых этого поколения. Обратись к «Аль-Джавахир»[2], «Тазкира аль-хуффаз»[3], «Джами байн аль-ильм»[4].
 
[1] Эту биографию добавил к списку своего учителя шейх Абу Гудда. Прим. Абу Али.
 
[2] Автор «Аль-Джавахир аль-мудия» (2/272-275) пишет:
 
«Ад-Даххак ибн Махляд.
 
Ас-Саймари говорит: «К ученикам имама относится ад-Даххак ибн Махляд. И этот ад-Даххак известен как ан-Набиль. Есть разногласие, почему ему дали такое прозвище и кто его дал ему.
 
Говорят, это прозвище ему дал Ибн Джурейдж. Когда привели слона в Басру, люди пошли на него смотреть, и ибн Джурейдж спросил его:  «А почему ты не идешь?» И он сказал: «Я не понимаю, что получу взамен».
 
И Ибн Джурейдж сказал: «Ты благородный (набиль)».
 
А еще рассказывают, что его так назвал Шу’ба. Шу’ба поклялся, что месяц не будет передавать хадисы, и это дошло до Абу Асыма. И он направился к Шу’бе, и когда зашел к нему и услышал от него эти слова, то сказал: «Рассказывай, а этот мой раб будет освобожден за твою клятву». И это его поразило, и поэтому назвал его благородным (набиль).
 
Некоторые говорят, что его так называли, потому что он надевал дорогую одежду. А некоторые говорят, что его так назвала рабыня Зуфара»».
 
Прим. Абу Али.
 
[3] Имам аз-Захаби пишет в «Тазкира аль-хуффаз» (1/366-367):
 
«Абу Асым ад-Даххак ибн Махляд аш-Шайбани, хафиз, шейх аль-Ислам.
 
Слышал хадисы от Джа’фара ибн Мухаммада, Язида ибн Абу Убейда, Сулеймана ат-Тайми, Ибн Джурейджа, Бахза ибн Хакима. И если бы не его долгая жизнь, то он бы упоминался вместе с Ваки’ом и даже с Ибн аль-Мубараком.
 
Ахмад, Бундар, ад-Дарими, аль-Бухари, Харис ибн Абу Усама, Абу Муслим аль-Каджи и другие передают от него хадисы.
 
Его называли ан-Набиль за его память и ум, но есть другие точки зрения насчет происхождения этого прозвища. И он передавал хадисы лишь по памяти.
 
Умар ибн Шаббах сказал: «Клянусь Аллахом, я не видел подобного ему».
 
Аль-Бухари и другие передают от него: «Я не совершал поклеп с того дня, как услышал, что это вредит самому человеку».
 
Абу Дауд сказал: «Абу Асым знал около тысячи достоверных хадисов».
 
Ибн Саад говорит: «Был достойным доверия, факихом. Умер в Басре в Зуль-Хиджжа в 212-м году».
 
И он прожил девяносто лет.
 
Аль-Хатыб говорит: «От Джа’фара ибн Мухаммада он передавал лишь один хадис»» [конец цитаты из «Тазкира аль-хуффаз»].
 
Имам аз-Захаби указывает в «Сияр» (9/481), что Абу Асым был самым старшим учителем имама аль-Бухари.
 
Абу Я’ля аль-Халили сказал о нем: «Все единогласно убеждены в его аскетизме, знании, религиозности и совершенстве» («Сияр», 9/481).
 
Мухаммад ибн Иса аз-Заджадж сказал: «Я слышал, как Абу Асым сказал: «Кто изучает хадисы, тот ищет наивысшее из возможного, и поэтому должен быть лучшим из людей»» («Сияр», 9/482).
 
Прим. Абу Али.
 
[4] 2:162.
АВТОР ЦИКЛА
Шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари «Фикх и Хадис людей Куфы»
Мухаммад Захид аль-Кавсари
Автор:
МУХАММАД ЗАХИД АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, великий ученый и эксперт по тафсиру, хадисам, фикху, акыде, сире, сулуку и т.д.
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков