Циклы Авторы Сортировка

Часть 70. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 2

3 062
17 августа, 17
Что касается необходимости получения знания от шейхов, то об этом говорить можно очень долго, но рассказать обязательно, даже если придется долго описывать, потому что это крайне важно в наше время и потому что это можно назвать главнейшим условием, при котором исправится обсуждаемое нами плачевное положение.
 
Поистине, учителя студентов – это их родители. И если человек говорит в области шариатского знания без учителей, то он будто подкидыш в научном смысле – непонятно кто и непонятно, с какой родословной.
 
Имам ан-Навави[1], рахимахуллах, указывает, что писать биографии ученых обязательно, и говорит:
 
«Поистине, наши праведные предшественники и имамы подобны нашим родителям».
 
В этой же книге[2] в биографии Муслима ибн Халида аз-Занджи он пишет:
 
«Муслим, да будет доволен им Аллах, – это один из наших дедов в цепочке передачи фикха, которая связывает нас с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует».
 
А в своей огромной книге «Аль-Маджму’»[3] в биографии Абуль-Аббаса ибн Сурейджа он пишет:
 
«Один из наших предков в цепочке передачи фикха».
 
И они не обращали внимание на тех, у кого не было учителей в шариатском знании, не считая, что у такого человека вообще есть знания, не придавая значения его словам и не считая его достойным того, чтобы вообще с ним говорить, ведь такой человек – сплошная ошибка.
 
В «Аль-Ильма’» Кади Ияда и «Ас-Силя» его ученика Ибн Башкуваля[4] передается от имама Ибн аль-Фаради с его иснадом до Салиха ибн имам Ахмад:
 
«Я слышал, как мой отец[5] говорил: «Люди – это лишь те, кто говорит: «Нам передали, нам рассказали», – а в остальных нет блага».
 
И когда Мутасим[6] сказал моему отцу, чтобы тот поговорил с Ибн Абу Дуадом, то мой отец отказался: «О чем мне говорить с человеком, которого я никогда не видел у дверей ученых?»
 
«Абу Хайян аль-Андалуси сказал: «Каждый, кто занимается наукой, достигнет в ней вершин и увеличит свои знания, кроме людей хадиса, потому что большинство из них – простолюдины, которые не стояли перед учеными, чтецами Корана, факихами, знатоками грамматики и языка, литературы или усуля. И каждому из них, лишь только он доучивал грамоту, подобный же ему простолюдин внушал любовь к прослушиванию хадисов»[7].
 
Посмотрите на его слова «большинство из них – простолюдины, которые не стояли перед учеными»! Под словом «ат-тамассуль» (стояние) имеется в виду то, что студент не провел надлежащего времени перед ученым в этой области или перед его дверью, чтобы получить доступ к знаниям, в которых нуждается студент, изучающий эту благородную науку. И лишь к Аллаху обращены мольбы.
 
[1] В предисловии к «Тахзиб аль-асма валь-люгат» (1:11).
 
[2] 2:93.
 
[3] 1:214.
 
[4] Аль-Ильма` стр. 28 и «ас-Силят» 1:255
 
[5] То есть имам Ахмад. Абу Али.
 
[6] Халиф того времени. Абу Али.
 
[7] Речь идет о тех, кто просто сидел на маджлисах чтения книг по хадису и по факту этого сидения он получал иджазу, но кроме этого он ничем другим не занимался в научной области и не получал знания у алимов. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков