Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Урок 36. Вера в Рай и Ад (часть 2)
Урок 36. Вера в Рай и Ад (часть 2)
Мы (ахлю-с-сунна) отрицаем идею, что, если бы Рай уже существовал сейчас, он был бы не вечным. Они (...
3 818
18 марта, 17

Урок 36. Вера в Рай и Ад (часть 2)

3 818
18 марта, 17
Мы (ахлю-с-сунна) отрицаем идею, что, если бы Рай уже существовал сейчас, он был бы не вечным.
 
Они (Абу Хашим и Кади Абдуль-Джаббар) говорили:
 
Они (Абу Хашим и Кади Абдуль-Джаббар) говорили:
 
كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ
 
(смысл: «Все погибнет, кроме Самого Аллаха» (сура «аль-Кысас», аят 88)) означают, что все, кроме Всевышнего Аллаха будет уничтожено».
 
Мы отвечаем на это так: мы не согласны с тем, что этот аят означает, что все, помимо Аллаха, будет уничтожено. Мы считаем, что смысл аята в том, что все, помимо Аллаха, может исчезнуть по своей природе, существует ли оно на самом деле или нет. Ведь существование всего, помимо Аллаха, рационально допустимо. И существование творений не независимо. Аят не означает, что все, кроме Аллаха, перестанет существовать. И из утверждения, что Рай существует сейчас, не следует, что он перестанет существовать, поскольку мы не считаем, что все, поимо Аллаха, перестанет существовать. Ведь этот аят конкретизируется аятом:
 
أُكُلُهَا دَآئِمٌ
 
Смысл: «Яства Рая – вечные» (сура «ар-Раꞌд», аят 35).
 
Как было сказано (по мнению муꞌтазилитов), он доказывает, что Рай вечен. Получается, что все, кроме Аллаха и Рая, перестанет существовать. Таким образом, мы объединили смыслы двух аятов. И из этого не следует, что, раз Рай существует сейчас, он перестанет существовать.
 
Имам Фахруддин ар-Рази, да помилует его Аллах, пишет своем тафсире в комментарии к этому аяту, что у ученых существует несколько толкований слов «Все погибнет, кроме Самого Аллаха»:
 
1. Некоторые сказали, что «погибнет» означает отойдет в небытие.
 
2. Другие сказали, что имеется в виду: умрет и распадется на части, при этом сами частицы вещества сохранятся.
 
3. Третьи решили, что речь идет лишь о возможности исчезновения творений, то есть того, чье существование рационально допустимо. Мутакаллимы говорят, что этот вид существующего всегда теоретически может прекратить существовать, это его неотъемлемая особенность. И только существование Аллаха – рационально обязательно. И в этом заключается смысл аята.
 
Как мы понимаем, имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, выбрал третье толкование. Также его предпочитает и имам ат-Тафтазани, да помилует его Аллах, который в «Шарх аль-ꞌакаид» пишет («Нибрас», с. 471, Стамбул, Дар Ясин), что по сравнению с рационально обязательным существованием (существованием Аллаха) существование допустимое подобно небытию. Также небытие, исчезновение постоянно подстерегает все творения: одни состояния уходят, сменяясь другими, люди умирают, потом возвращаются к жизни в могиле, потом снова умирают, чтобы быть воскрешенными для отчета в Судный день, затем начинают новое существование в Раю или Аду.
 
Также мы (ахлю-с-сунна) не считаем, что слова Аллаха:
 
أُكُلُهَا دَآئِمٌ
 
(«Яства Рая – вечные» (сура «ар-Раꞌд», аят 35)) являются доказательством вечности Рая, потому что мы должны отказаться от внешнего смысла аята. Ведь само кушанье не может быть вечным, оно исчезает, будучи съеденным. Смысл аята заключается в том, что, как только кушанье будет съедено, оно будет тут же заменено новым. Оно никак не отрицает возможность уничтожение Рая хотя бы на один миг.
 
У ахлю-с-сунна и другое понимание (возможно, это первое толкование, приведенное имамом ар-Рази), на которое указывает имам ат-Тафтазани (с. 473): все творения будут уничтожены, а затем некоторым из них (души, Рай, Ад и др.) будет возвращено бытие. Аллах знает лучше.
 
Наши (ахлю-с-сунна) доказательства (того, что Рай и Ад уже сотворены) – это слова Всевышнего Аллаха:
 
وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ
 
Смысл: «(Стремитесь) к Раю, ширина которого равна ширине небес и земли, уготованному для богобоязненных» (сура «Алю Имран», аят 133).
 
А также слова Аллаха:
 
وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا كَعَرْضِ السَّمَاء وَالْأَرْضِ أُعِدَّتْ لِلَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ
 
Смысл: «(Стремитесь) к Раю, ширина которого подобна ширине небес и земли, уготованному для тех, кто верил в Аллаха и Его Посланника» (сура «аль-Хадид», аят 21).
 
А также слова Всевышнего:
 
وَاتَّقُواْ النَّارَ الَّتِي أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ
 
Смысл: «Бойтесь Ада, уготованного для неверующих» (сура «Алю Имран», аят 131).
 
Если бы Рай и Ад не были бы уже сотворены, про них нельзя было сказать в буквальном значении «уготованные», поскольку знатоки арабского языка едины в том, что выражение «подготовить что-то» означает, что нечто уже существует, создано, завершено.
 
Нам могут возразить: возможно Аллах говорит «уготованы» для усиления, подобно Его словам:
 
إِنَّكَ مَيِّتٌ وَإِنَّهُم مَّيِّتُونَ
 
Смысл: «Ты смертен, и они смертны» (сура «аз-Зумар», аят 30).
 
Дословно в аяте сказано: «Ты мертв, и они мертвы». То есть о будущем факте сообщается так, как будто он уже случился, что означает, что это без сомнения случится.
 
Или подобно словам Аллаха:
 
وَنُفِخَ فِي الصُّورِ
 
Смысл: «И затрубят в рог» (сура «аль-Кахф», аят 99).
 
Дословно: «затрубили в рог» в прошедшем времени.
 
И подобно другим аятам.
 
Я отвечу: основа в понимании речи – ее буквальное значение. Мы воспринимаем речь иносказательно, лишь когда буквальное значение недопустимо. А в данном случае это не так.
 
Также наши доказательства – слова Аллаха:
 
اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ
 
Смысл: «(О Адам!) поселись в Раю вместе с супругой» (сура «аль-Бакара», аят 35).
 
Слова Аллаха:
 
قُلْنَا اهْبِطُواْ مِنْهَا جَمِيعاً
 
Смысл: «Мы сказали: покиньте Рай вы все!» (сура «аль-Бакара», аят 38).
 
Поскольку Адам, мир ему, жил в Раю и был вынужден его покинуть, значит, Рай уже существует.
 
Слова Всевышнего:
 
وَلَقَدْ رَآهُ نَزْلَةً أُخْرَى عِندَ سِدْرَةِ الْمُنْتَهَى عِندَهَا جَنَّةُ الْمَأْوَى
 
Смысл: «И он (Мухаммад) видел его (Джибриля) при другом нисхождении у Лотоса крайнего предела, около которого находится Рай, вечное прибежище» (сура «ан-Наджм», аяты 13 – 15).
 
Также (наше доказательство) хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха (в котором он передает слова Всевышнего):
 

«Я приготовил для Своих благочестивых рабов невиданное, неслыханное, невообразимое человеком». Хадис привели Бухари (3244, 4779, 4780) и Муслим (2824).

 
Также хадис:
 

«Я видел Амра ибн Амира аль-Хузаꞌи в Аду». Привели Бухари (3521, 4623) и Муслим (2856).

 
И многие другие подобные аяты и хадисы.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков