Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Аяты 11-17: Последствия поступков. Советы по дагвату (распространению религии)
Аяты 11-17: Последствия поступков. Советы по дагвату (распространению религии)
В предыдущих аятах Аллах приводил два примера того, почему люди идут не тем путем. В следующих аятах...
5 143
9 октября, 15

Аяты 11-17: Последствия поступков. Советы по дагвату (распространению религии)

5 143
9 октября, 15
В предыдущих аятах Аллах приводил два примера того, почему люди идут не тем путем. В следующих аятах Аллах расширяет критерий нахождения на верном пути. Он говорит:
 
11. إِنَّمَا تُنذِرُ مَنِ اتَّبَعَ الذِّكْرَ وَخَشِيَ الرَّحْمَنَ بِالْغَيْبِ فَبَشِّرْهُ بِمَغْفِرَةٍ وَأَجْرٍ كَرِيمٍ
 
«Ты можешь с пользой предостеречь только того, кто следует совету и страшится Рахмана (Всемилостивого), не видя Его. Так, обрадуй его вестью о прощении и благородной награде».
 
В этом аяте Аллах разъясняет, что если человек идет навстречу, следует совету, слушает, а далее он также верует в Аллаха, то такой человек получит пользу от последствий выбора верного пути, его извещают о прощении и почетной награде.

После разъяснения об этих двух группах людей (отклонившихся и идущих верным путем), Всевышний Аллах далее говорит:
 
12. إِنَّا نَحْنُ نُحْيِي الْمَوْتَى وَنَكْتُبُ مَا قَدَّمُوا وَآثَارَهُمْ وَكُلَّ شَيْءٍ أَحْصَيْنَاهُ فِي إِمَامٍ مُّبِينٍ

«Воистину, Мы дадим новую жизнь мертвым и записываем все дела, что они выдвигают, и все последствия, что они оставляют. Всякую вещь Мы полностью подсчитали в ясном руководстве».

Из этого аята мы понимаем две вещи: первое – это поступок человека, а второе – это последствия данного поступка. Это два разных элемента, и человеку нужно быть крайне осторожным, хорошо подумать перед тем, как совершить что-нибудь. Ведь это не просто поступок, человеку нужно также принять во внимание то, каковы далеко идущие последствия этого поступка. Так же, как записываются плохие и хорошие поступки, записываются и их последствия.

Приведем несколько примеров, чтобы понять это.

В хадисе говорится, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что, когда человек умирает, все его действия прекращаются; когда он умирает, он не может ничего не сделать; но есть три элемента, которые останутся даже после его смерти – это последствия добрых дел, которые он совершал при жизни:

* У него был ребенок, которого он взрастил. Воспитание ребенка – это хороший поступок. Но кроме этого, от результата воспитания человек будет получать пользу и после смерти. Он умер, но в могиле он получит пользу от последствий воспитания им этого ребенка.

* Второе – это когда образованный человек учил людей Корану, хадисам и разъяснял их им. Это благие дела. Человек умер, но каков результат таких поступков? Вероятно, люди изменили свою жизнь, свои взгляды, мировоззрение и встали на правильный, истинный путь. А у этого есть далеко идущие последствия: от человека к его семье, от семьи к другим семьям, от семей к народам. Человек покинул этот мир, но в могиле и на том свете он извлекает пользу от блага своих дел.

* И третье – это когда человек дает милостыню, занимается благотворительностью. Это хороший, благой поступок. Но и у этого действия есть свои далеко идущие последствия, о которых человек, быть может, даже и не догадывался. Многие люди и творения Аллаха получили от этого поступка пользу, а человек узнает пользу от этого в могиле и на том свете.

Еще один пример. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил, что, когда человек совершает малое омовение, само омовение – это богослужение (ибадат), но при этом есть еще далеко идущие последствия малого омовения, которые тоже записываются. То есть это не просто одно лишь омовение. Как говорил пророк (салляллаху алейхи уа саллям), когда человек совершает малое омовение, при мытье лица все грехи, совершенные человеком глазами, ушами и ртом, прощаются с баракатом омовения. То есть это не просто некое действие. У этого действия имеются свои последствия, которые также записываются и вступают в силу.

В одном хадисе говорится, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил сахабам, что в День Воскрешения он узнает сахабов и умму. Тогда сахабы спросили у пророка (салляллаху алейхи уа саллям), как тот собирается узнать людей в День воскрешения, ведь будут миллионы, миллиарды людей, люди всевозможных наций, и лишь часть из них – люди его уммы. Тогда пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что узнает их, поскольку они совершали малое омовение в земной жизни. Последствия омовения выявятся в День воскрешения: лица и другие омытые части тела будут светиться. То есть существует не только само действие, но имеются и его последствия, которые принесут человеку пользу в День воскрешения.

В хадисе приводятся слова пророка (салляллаху алейхи уа саллям) о том, что человеку нужно поститься, пост – это благой поступок, но последствия поста, то есть запах, исходящий изо рта постящегося, более любим Аллахом, чем аромат мускуса.

Рассказывается об одном человеке, студенте, который был попрошайкой, пытаясь раздобыть денег себе на учебу. И вот он шел от двери к двери, прося денег и еды. Он дошел до одного дома, в дверь которого он постучался. Женщина вынесла ему стакан молока. Он выпил его и насытился. Жизнь пошла своим чередом, но посмотрите на последствия поступка, совершенного той женщиной. Студент стал впоследствии врачом. С того случая прошло много лет, и женщина подхватила болезнь, вынудившую ее пойти к доктору. Случилось так, что бывший студент вел консультации в одной больнице. В его подчинении было много других врачей. Женщина направилась на проверку к специалисту, который был тем юношей, который когда-то получил от нее стакан молока. Увидев ее, он понял, что это та самая женщина. Он сказал всем специалистам, находившимся в его ведении, осмотреть женщину. Прошли долгие месяцы и годы до ее выздоровления. Понятно, что теперь самой большой проблемой стала оплата счета. Кто заплатит за лечение? Теперь она вылечилась, но встала проблема оплаты счета за лечение. Счет сначала оказался в руках врача, и он написал на его обратной стороне: «Оплачено стаканом молока». Женщина, увидев это, спросила, что это. Тогда врач подошел и рассказал, что в юности он был очень голоден и, пытаясь свести концы с концами, ходил от двери к двери, прося еды, и как-то раз он подошел к ее двери; он помнит тот день, когда он постучался, а она вынесла ему стакан молока, которым он насытился. «Вы утолили мою нужду тогда, а теперь моя очередь утолить Вашу нужду».

Всевышний Аллах говорит нам:
 
وَنَكْتُبُ مَا قَدَّمُوا وَآثَارَهُ
 
«…и Мы записываем все дела, что они выдвигают, и все последствия, что они оставляют».

То есть существует не только действие, но и его далеко идущие последствия. Это касается и плохого, и хорошего.

В одном хадисе пророк (салляллаху алейхи уа саллям)говорил о последствиях плохого поступка человека. Он говорил о Хабиле и Кабиле, двух сыновьях Адама (мир ему). Кабиль убил Хабиля. Это стало первым убийством на земле. Тот, кто убил, стал первым убийцей в этом мире. И, как говорил пророк (салляллаху алейхи уа саллям), последствием этого станет то, что, когда бы ни происходило где-нибудь очередное убийство, этот грех будет также ложиться на первого сына Адама (мир ему), Кабиля. Таково последствие греха, совершенного человеком.

Также в одном хадисе передаются слова пророка (салляллаху алейхи уа саллям) о том, что при мочеиспускании нужно быть очень осторожным, чтобы капли мочи не брызнули на одежду. Как-то пророк (салляллаху алейхи уа саллям) проходил мимо могилы и сказал сахабам, что двое захороненных здесь подвергаются наказанию за то, чего было несложно избежать. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил, что один из них не был осторожен с каплями мочи, а другой сплетничал. Из данного хадиса мы понимаем, что капли мочи – это одно, но есть еще и их последствия: если человек не осторожен с ними, он подвергается наказанию.
 
И если мы посмотрим на данный аят, мы поймем, что есть не только само действие, но и его последствия, с которыми нужно быть крайне осторожными. Что бы мы ни делали, нам нужно ко всему подходить очень взвешенно. Взрослея, нам нужно становиться все более ответственными и тщательно думать, какими будут последствия того или иного поступка, если мы собираемся его совершить.

Например, человек выбирает себе друзей. И одно дело – просто тот факт, что мы становимся друзьями, а другое – далеко идущие последствия дружбы. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорит, что человек – на том же пути, что и его друг. Если у него хороший друг, результаты друга тоже войдут в его жизнь.

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) давал совет о выборе жены. При выборе супруги необходимо быть очень осторожным, ведь эта женщина окажет воздействие на вашу жизнь. Если женитесь на богатой, она захочет, чтобы вы достигли ее уровня. Если женитесь на женщине, занимающей высокое положение, нужно будет соответствовать ее статусу. Если женитесь на красивой, то и это скажется на вас. А если выберете в качестве жены женщину, обладающую таква (богобоязненностью), праведную, религиозную, совершающую намаз, зикр, послушную своему мужу, то и это скажется на вас. То есть и в этом хадисе, снова пророк (салляллаху алейхи уа саллям) советует нам, чтобы при каждом поступке мы учитывали не только само действие, но и его последствия.

То же касается и бизнеса. Специалисты исламского права ясно говорили о том, что дело не только в самом действии по покупке-продаже. Если у меня есть виноградники, и я знаю, что один человек собирается делать из моего винограда вино, алкогольные напитки и продавать их, то я не имею права продавать ему виноград, хотя это мой виноград, и я, казалось бы, могу его продать, но последствием моего поступка будет совершение зла.

Или, например, если идет война, а у меня есть оружейный магазин, я не могу продавать оружие тому, кто собирается сеять зло и разрушение в обществе.

Таким образом, из этих хадисов и случаев мы понимаем, что Аллах учитывает и записывает не только сам поступок, но и его далеко идущие последствия.

Далее Аллах говорит:
 
وَكُلَّ شَيْءٍ أَحْصَيْنَاهُ فِي إِمَامٍ مُّبِينٍ

«Всякую вещь Мы полностью подсчитали в ясном руководстве (Хранимой Скрижали)».

Все записывается Аллахом.

Далее Аллах говорит об одном случае. Перед тем, как прочитать эти аяты, предварим произошедший случай небольшим введением. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) был направлен в качестве посланника Аллаха сначала в Мекку, а оттуда ко всему человечеству. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) встретил жесткое неприятие со стороны своего собственного народа. Пьянство, разврат, идолопоклонство – все это было обычным явлением в Мекке того времени. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) стал говорить людям, что он – пророк Аллаха. Он говорил: "не поклоняйтесь идолам, откажитесь от зла и всего плохого, уверуйте в единственность Аллаха". Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) немедленно был дан отпор. Люди стали осуждать его. И, чтобы поддержать пророка (салляллаху алейхи уа саллям), Аллах ободрил его и сказал ему, что он в этом не одинок: и в прошлом другие пророки встречали неприятие.

И Аллах приводит нам пример случившегося в сирийском прибрежном городе Антиохия, куда Аллах послал двух пророков, чтобы предупредить людей. Когда люди восстали против пророков, Аллах послал третьего пророка в поддержку ранее посланным пророкам. И Аллах говорит, как люди противостояли тем пророкам, и как пророки ответили им.

Всевышний Аллах говорит:
 
13. وَاضْرِبْ لَهُم مَّثَلًا أَصْحَابَ الْقَرْيَةِ إِذْ جَاءَهَا الْمُرْسَلُونَ

«В качестве притчи приведи им жителей селения, когда к нему явились посланники»,
 
14. إِذْ أَرْسَلْنَا إِلَيْهِمُ اثْنَيْنِ فَكَذَّبُوهُمَا فَعَزَّزْنَا بِثَالِثٍ فَقَالُوا إِنَّا إِلَيْكُم مُّرْسَلُونَ

«когда Мы отправили к ним двух посланников, а они отвергли обоих, и тогда Мы подкрепили их третьим. Они сказали: «Мы посланы к вам»».

Все эти пророки говорили жителям Антиохии, что они посланы к ним Всевышним Аллахом, чтобы пригласить их к вере в единственность Аллаха. Ответ людей был крайне провокационным.

Представьте! Пророки Аллаха пришли к этому народу и приглашают людей к истине, делая это не для материальной выгоды, а исключительно ради довольства Аллаха. Но взгляните на ответ этих людей.
 
15. قَالُوا مَا أَنتُمْ إِلَّا بَشَرٌ مِّثْلُنَا وَمَا أَنزَلَ الرَّحْمَنُ مِن شَيْءٍ إِنْ أَنتُمْ إِلَّا تَكْذِبُونَ

«Они сказали: «Вы – такие же люди, как и мы. Рахман (Всемилостивый) ничего не ниспосылал, а вы всего лишь лжете»».

Первое, что они сказали: что в вас такого особенного? То есть они заявили, что увещающие их – такие же люди, как они сами, а, если так, с какой стати те их учат? Они осудили пророков.

Во-вторых, они обвинили их во лжи, сказав, что Аллах ничего не посылал: ни пророка, ни божественного откровения. Они сказали, что те лишь сочиняют сказки.
 
16. قَالُوا رَبُّنَا يَعْلَمُ إِنَّا إِلَيْكُمْ لَمُرْسَلُونَ
 
«Они (посланники) сказали: «Наш Господь знает, что мы несомненно посланы к вам».
 
17. وَمَا عَلَيْنَا إِلَّا الْبَلَاغُ الْمُبِينُ
 
«На нас возложена только ясная передача откровения»».

Этот случай дает нам возможность осознать существование определенных норм этикета дагвата (призыва к истине). Во-первых, призывающий к религии, выходя на путь призыва, должен настроить себя на то, что он делает это исключительно ради Аллаха. Если он заряжен, мотивирован чувствами, эмоциями, он не сможет быть эффективным в своем дагвате. Посмотрите на то, какие заявления бросали в лицо пророкам Аллаха. Представьте, если кто-то скажет, что вы – лжец… Вы призываете человека к добру, а он говорит, что вы – врун. В этом случае, если вы находились там ради своих собственных интересов, если у вас был какой-то личный интерес, вы немедленно ответите этому человеку эмоциональным образом. Но если вы находитесь там ради довольства Аллаха, то вы сдержите себя, будете терпимы и всегда будете сосредоточены на довольстве Аллаха. Поэтому для призывающего важно быть высококвалифицированным и осознавать свои цели, понимать, делаете ли вы это ради своих собственных интересов или ради довольства Аллаха.

Если у человека имеется правильное намерение, ему будет очень легко принимать любую трудность на пути Аллаха. Он будет владеть собой и перенесет беды, и чем больше затруднений окажется в его труде по дагвату, тем больший эффект он окажет на сердца людей.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрахим Десаи: Толкование суры «Я-cин»
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков