Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Аяты 51-54: Три этапа после смерти. Могильное наказание и воскрешение
Аяты 51-54: Три этапа после смерти. Могильное наказание и воскрешение
В четвертом руку суры «Я-син» Аллах говорит о трех послесмертных состояниях: первое – пребывание в м...
10 221
13 ноября, 15

Аяты 51-54: Три этапа после смерти. Могильное наказание и воскрешение

10 221
13 ноября, 15

В четвертом руку суры «Я-син» Аллах говорит о трех послесмертных состояниях: первое – пребывание в могиле, далее – воскрешение, и, наконец, когда все люди будут собраны на равнинах Махшара перед Всевышним Аллахом.

 
Акыдой (убеждением) Ахлюс-Сунна-уаль-Джамаат (суннитов) является то, что мы верим в то, что в могиле будут заданы вопросы, мы также верим, что существует награда в могиле, а также могильное наказание. Такова вера Ахлюс-Сунна-уаль-Джамаат.

Как передавал хазрат Бара бин Азиб (радиаЛлаху 'анх), пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал, что Аллах ниспослал аят Корана, в котором Он говорит об укреплении верующих сильными словами. Этот аят был ниспослан именно в отношении могильного состояния.
 
Госпожа Аиша (радиаЛлаху 'анха) рассказывала, что как-то раз одна иудейка пришла к ней, чтобы попросить милостыню. Госпожа Аиша (радиаЛлаху 'анха) подала ей милостыню, и эта иудейка в ответ попросила Аллаха о защите Аиши (радиаЛлаху 'анха) от могильного наказания. До этого она ничего не слышала о могильном состоянии. Когда пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) вернулся, она рассказала ему, что подала милостыню иудейке, и та сделала дуа о защите ее от могильного наказания. Аиша (радиаЛлаху 'анха) спросила, существует ли могильное наказание. На это пророк ﷺ ответил, что да, могильное наказание и тот факт, что будут задавать вопросы в могиле, – это правда.

Однажды пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был в пути, и ему повстречались около шести могил. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросил сахабов, знают ли они, чьи это могилы. Ему ответили, что эти люди умерли во времена язычества. Тогда пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал, что обитатели этих могил подвергаются наказанию. Пророк ﷺ сказал сахабам, чтобы они просили у Аллаха защиты от адского огня. Второе дуа (мольбу), которое им сказал сделать пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), заключалось в обращении к Аллаху с просьбой о защите от могильного наказания. Сахабы сделали это. Третье дуа, которое он сказал им сделать, – это просьба к Аллаху о защите от всех видов фитны, как внешней, так и внутренней. Сахабы вознесли и это дуа. И четвертое дуа, которому обучил их пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) заключалось в просьбе к Аллаху о защите от фитны Даджаля. И сахабы сказали: «Просим защиты у Аллаха от фитны Даджаля». 

В хадисе говорится, что, когда верующего кладут в могилу, к нему приходит ангел и задает три вопроса. «Кто твой Господь?» Понятно, что человек, послушный Аллаху, совершающий намаз и т. д., даст ответ: «Мой Господь – Аллах». Второй вопрос: «Какова твоя религия?» Мусульманин скажет, что его религия – ислам. Третий вопрос будет о пророке Мухаммаде ﷺ. Верующий узнает его и скажет, что это посланник Аллаха и последний из пророков. Тогда ангелы скажут ему, что они знали, что верующий даст такой ответ. Тогда Аллах даст ангелам приказ, и могила будет расширена, она станет очень просторной, одна сторона ее будет равняться 70 зира (1 зира равен примерно 0,5 метра). И затем ангелы скажут ему: «Спи сном новобрачных», – то есть с большим комфортом и удовольствием.

Когда же в могилу кладут неверующего, ему задают те же вопросы. «Кто твой Господь?» Он скажет, что не знает. «Какова твоя религия?» Он даст тот же ответ, что дал на первый вопрос. И о пророке (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) он даст тот же ответ. В отношении наказаний говорится, в частности, о трех его видах. Во-первых, его могила будет сужена, а он будет смят. Одна часть его ребра смешается с другой стороной, все тело окажется смятым. Во-вторых, ангелы возьмут железный прут и ударят им его. Прут будет столь тяжел, что, если б им ударили о горы, горы бы сокрушились. В-третьих, 99 ядовитых змей будут выпущены на него. Эти змеи настолько ядовиты, что если б одна из них плюнула на землю, то всю жизнь на земле даже трава бы не росла.
 
В отношении причин наказаний, говорится, в частности, о двух из них. Мусульманам нужно избегать этих причин:
 
– Во-первых, при справлении нужды нужно быть осторожным, чтобы не разбрызгать мочу. Пророк ﷺ сказал, что при справлении нужды нужно позаботиться о том, чтобы моча не капнула на самого человека, поскольку, в основном, могильное наказание – из-за этого.
 
– Во-вторых, нельзя сплетничать.
 
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) как-то проходил мимо двух могил и снова почувствовал, что их обитатели подвергаются наказанию. Пророк ﷺ сказал, что они наказываются за то, чего было несложно избежать: один не проявлял осторожности при мочеиспускании, а другой сплетничал, злоупотреблял своим языком. Это те два действия, которых человеку нужно избегать.

Всевышний Аллах в четвертом руку суры «Я-син» говорит нам о могильном состоянии.
 
Второе состояние – это пришествие Дня воскрешения, очень страшная ситуация, описанная во многих аятах Священного Корана. Сначала протрубит Рог. Аллах говорит:
 
51. وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَإِذَا هُم مِّنَ الْأَجْدَاثِ إِلَى رَبِّهِمْ يَنسِلُونَ

«Протрубят в Рог – и вот они устремятся из могил к своему Господу».
 
В одном хадисе пророк ﷺ говорит о Роге. Это что-то похожее на рог. Пророк ﷺ сказал, что, как он может спокойно сидеть, когда знает, что ангел, ответственный за Рог, уже поднес его ко рту и только ждет приказа Аллаха, чтобы подуть в него. До Дня воскрешения в Рог протрубят дважды. В первый раз все создания на земле потеряют сознание. Во второй раз все будут возвращены к жизни.

Пророк ﷺ говорил, что между этими дуновениями пройдет 40 лет. Во второе дуновение пройдет дождь и люди будут оживлены. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил, что, когда человек попадает в могилу, его тело разлагается. Исключение составляют те люди, о которых имеется соответствующее повеление Аллаха, – например, пророки. Но в целом, обычно тело человека разъедается в земле и остается только одна его часть – последняя часть его позвоночника. Эта кость остается. Как говорил пророк ﷺ, с этой кости и будет проходить формирование тела и возвращение ему обычного вида.
 
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил, что День воскрешения будет внушать огромный ужас. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране, что, когда наступит День воскрешения, и люди начнут выходить из могил, это будет такое событие, что, если б молодой человек просто взглянул на то, что будет в День воскрешения, просто один день, он бы стал старым.
 
Рассказывается об одном ученом: он как-то увидел хорошего, красивого, черноволосого юношу. Через несколько дней или недель он увидел того же юношу с морщинами на лице и поседевшими волосами. Ученый был удивлен: тот же самый парень, которого он видел совсем недавно, так резко изменился. Он подошел к нему, чтобы узнать, что случилось с ним. Юноша сказал, что на следующий день он увидел во сне обстановку Дня воскрешения, это было настолько ужасно, что вот так повлияло на него.
 
Аллах говорит в Коране, чтобы люди страшились Аллаха и страшились Дня воскрешения.
 
Между матерью и младенцем есть особая связь, близость. Ни одна кормящая мать не оставит дитя, она будет проявлять любовь и внимание по отношению к своему ребенку. Но когда настанет День воскрешения, все будет настолько страшно и ужасно, что даже кормящая мать бросит ребенка. Об этом говорит Аллах.
 
В этот день у беременных женщин вследствие страха от Дня воскрешения произойдет выкидыш. Судный День будет столь ужасен, что если вы посмотрите на человека, он словно пьян, но Аллах говорит, что это не так, а такое действие оказывает День воскрешения. Это очень страшный день, который описывает Аллах.
 
Третье послесмертное состояние, о котором говорит Аллах, – когда каждый будет идти к равнинам Махшара перед Всевышним Аллахом. Аллах соберет всех людей и начнет брать с них ответ. В одном хадисе пророк ﷺ говорил, что в День воскрешения все люди предстанут перед Всевышним Аллахом босыми и нагими. И если у них было обрезание, они предстанут необрезанными. Иными словами, тело будет в первоначальном виде. Когда Аиша (радиаЛлаху 'анха) услышала этот хадис, она из стыда и скромности спросила пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), как такое может произойти, что все будут голыми, что будет, если все будут смотреть друг на друга. Пророк ﷺ сказал Аише (радиаЛлаху 'анха), что все будет даже хуже этого: «в этот День никому даже не будет дела до того, чтобы посмотреть на кого-то другого, все будут так поглощены страхом, что будут думать только о самих себе».
 
И Аллах говорит:
 
52. قَالُوا يَا وَيْلَنَا مَن بَعَثَنَا مِن مَّرْقَدِنَا هَذَا مَا وَعَدَ الرَّحْمَنُ وَصَدَقَ الْمُرْسَلُونَ

 

«Они скажут: «О горе нам! Кто поднял нас с места, где мы спали?» Это – то, что обещал Рахман (Всемилостивый), и посланники говорили правду».
 
Неверующие будут испытывать наказание в могиле, но, когда они увидят тот устрашающий День, который будет даже хуже того, что было в могиле, они пожалеют, что встали из могилы. Могильное наказание будет сравнительно более легким для них, поскольку Судный День намного страшнее.
 
И им скажут, что Судный День – это отнюдь не сюрприз. Аллах обещал его. Еще в земной жизни мы знаем об этом из Корана. Пророки и ангелы говорили нам о том, что Судный День обязательно настанет. Поэтому, хотя мы и живем своей жизнью и заботами этой жизни, нам нужно помнить о том, что впереди – День воскрешения.
 
53. إِن كَانَتْ إِلَّا صَيْحَةً وَاحِدَةً فَإِذَا هُمْ جَمِيعٌ لَّدَيْنَا مُحْضَرُونَ

«Будет один только глас – и все они предстанут пред Нами».
 
54. فَالْيَوْمَ لَا تُظْلَمُ نَفْسٌ شَيْئًا وَلَا تُجْزَوْنَ إِلَّا مَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

«В этот день ни одной душе не будет причинено никакой несправедливости, и вам воздастся только за то, что вы совершали».
 
В этот день Аллах ни с кем не будет поступать несправедливо. Это День Правосудия, Справедливости. Будут установлены Весы, и в День Воскрешения равенство и правосудие будут иметь такое значение, что, как говорил пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), даже к животным будет применено правосудие. Если какое-то животное ударило другое животное рогом, оно будет наказано.

И в Судный День людям воздастся только за то, что они совершали в земной жизни. За все, что человек делал в этом мире, он будет либо награжден, либо наказан в День воскрешения.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрахим Десаи: Толкование суры «Я-cин»
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков