Имам ар-Раббани: обновитель второго тысячелетия
Имам ар-Раббани: обновитель второго тысячелетия
Этим титулом обычно называют шейха Ахмада ибн Абдуль-Ахада ибн Зейна аль-Абидина ас-Сирханд, и он более известен как имам ар-Раббани. Он ...
12 618
11 января, 19

Имам ар-Раббани: обновитель второго тысячелетия

12 618
11 января, 19
АВТОР ЦИКЛА
Имам ар-Раббани: обновитель второго тысячелетия
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Этим титулом обычно называют шейха Ахмада ибн Абдуль-Ахада ибн Зейна аль-Абидина ас-Сирханд, и он более известен как имам ар-Раббани. Он родился в индийском городе Сирханде, что означает “чаща льва”[1]. Этот небольшой город находится между Дели и Лахором.
 
Именно здесь родился этот великий имам, познавший Аллаха, факих, суфий, обновитель, борец с новшествами и оживитель Сунны — в 971-м году в Шаввале.
 
Этот имам начал изучать Шариат и духовно развиваться в рамках чиштийского и кадарийского тарикатов под руководством своего отца — Абдуль-Ахада ас-Сирханди.
 
Имам ар-Раббани учился и в городе Сайлакут у ученого аль-Камаля аль-Кашмири и передавал хадисы от Якуба аль-Кашмири.
 
И имам ар-Раббани через своих учителей, таких как аль-Кади аль-Бадахшани, передает хадисы от Абдур-Рахмана ибн Фахда аль-Макки, который был крупным мухаддисом своего времени, и среди известных учителей Ибн Фахда — Ибн Хаджар аль-Хайтами[2].
 
Окончив учебу в семнадцать лет, имам ар-Раббани начинает писать книги, и в этот период он писал о доказательстве существования пророческой миссии и опровергал рафидитов[3]. Тогда рафидиты были близки к правителю и оказывали на него влияние, хотя этот правитель плохо относился к мусульманам и Исламу[4].
 
Отец сделал его своим наместником в духовном пути. Когда в 1007-м году его отец скончался, имам ар-Раббани направился в Дели, где встретился с личностью, которая изменила полностью жизнь имама, — с шейхом аль-Баки ан-Накшбанди, от которого имам ар-Раббани получил тарикат и за краткое время достиг духовных высот. После этого имам ар-Раббани получил от этого шейха иджазу на наставничество.
 
Имам обучал акыде, тафсиру, усулю и фикху, преподавая такие книги, как «Шарх аль-Мавакиф», «Усуль» аль-Баздави, «Аль-Хидая», «Тафсир» аль-Баздави, и другие[5].
 
После того как имам ар-Раббани стал наставлять людей и призывать их к покаянию и пути приближения к Аллаху, невероятное количество людей изменило свой образ жизни через благодать близости с этим человеком: в Индии, Хорасане, на землях татар и турок, по Аравийскому полуострову, в землях Ирака, в Шам, Стамбуле и ближайших к ним землях и в других местах распространился тарикат этого человека, а имя этого имама чтут и произносят для снискания его благодати. И его тарикат дошел даже до земель Магриба — в частности, до города Фес[6].
 
Один из великих ученых Магриба — шейх Абдуллах ибн Мухаммад аль-Аяши в своей книге путешествий описывает, как в Мекке он обучился вирдам накшубандийского тариката у шейха Исы ас-Салиби, который был учеником сына имама ар-Раббани Мухаммада Масума[7].
 
И этот шейх аль-Аяши также получит вирды накшубандийского тариката от прямого ученика имама ар-Раббани — Джамалюддина аль-Хинди[8].
 
И другой великий ученый Феса и Магриба в целом, Мухаммад ибн Абдур-Рахман аль-Фаси, который был учеником аль-Аяши, передает этот тарикат от своего учителя аль-Аяши[9].
 
Благодать этого великого имама дошла и до ученых Мекки через его ученика Таджуддина аль-Хинди, который был сначала мюридом шейха аль-Баки ан-Накшбанди, а затем самого имама ар-Раббани. И знания от Таджуддина аль-Хинди получали такие ученые, как Ибн Аллян, известный мухаддис Мекки[10].
 
Поэтому баракат этого великого имама охватил и Восток, и Запад, пусть и не сильно распространился на землях Магриба.
 
Хотя имам ар-Раббани и был шейхом кадарийского и чиштийского тарикатов, обучал он только накшбандийскому тарикату, считая, что этот тарикат ближе всего к Сунне и из-за того что в нем нет новшеств, таких как громкий зикр[11].
 
Безусловно, главная книга, по которой известен этот имам, — это «Аль-Мактубат», сборник его писем в трех частях на фарси, который впоследствии был переведен на арабский Мухаммадом Мурадом аль-Казани.
 
В этой книге излагаются взгляды имама ар-Раббани на акыду, фикх и тасаввуф, и эти взгляды можно описать как следование Абу Мансуру аль-Матуриди в вероубеждении, в фикхе — Абу Ханифе, а в духовном развитии он следовал пути Шаха Накшубанда. Его путь — безукоризненное соблюдение Сунны и отстранение ото всех видов новшеств в поклонении, даже если некоторые поздние ученые сочли их хорошими.
 
Но, безусловно, главная тема всех трех томов — это объяснение, в чем разница между понятиями «вахдат аль-вуджуд» и «вахдат аш-шухуд», то есть разница между единством бытия и единством восприятия.
 
Имам ар-Раббани застал современных ему суфиев, когда те придерживались идеи, что материальный мир иллюзорен и в реальности не существует: единственно существующий — Аллах, а существование человека — это вид сна, от которого помогает проснуться следование суфийскому пути.
 
Имам указывает, что эта идея не соответствует призыву Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), и так не считали имамы Ахлю-с-Сунна, такие как имам аль-Матуриди, которые верили в реальность материального мира и верили, что бытийность есть не только у Аллаха, но и у материального мира, а отличие бытия Аллаха от бытия творений — в том, что Аллах обязательно существующий и существование Аллаха не нуждается ни в ком и ни в чем, а существование творений допустимо и творения не могут существовать без Воли Аллаха и Его действий.
 
Ложной концепции поздних суфиев имам ар-Раббани противопоставил концепцию единства восприятия, то есть духовное развитие приводит к тому, что человек во всем и везде видит Волю Аллаха и Его действия и перестает обращать внимания на творения, не отрицая при этом их существования.
 
Вторая по важности тема в его письмах — это Сунна и борьба с новшествами.
 
Имам ар-Раббани столкнулся с тем, что в обществе появилось много практик, которые люди совершали как поклонение, но на которые нет указаний в Сунне. И первые поколения мусульман так не делали. А люди, которые совершают это, оправдывая себя, говорят, что это хорошее новшество или что намаз или зикр не может порицаться.
 
Имам ар-Раббани решительно отверг деление новшеств в поклонении на хорошие и плохие, указывая, что все, что не было известно сподвижникам и табиинам как поклонение, нельзя совершать, потому что это новшество, даже если некоторые поздние факихи дозволили это.
 
Некоторые поздние ученые пытались толковать слова имама ар-Раббани насчет новшествах так: он считал, что хорошее новшество в поклонении — часть Сунны, и поэтому его разногласие с поздними учеными не было сущностным.
 
Один из крупных дагестанских суфиев Сайфуллах Кади не соглашается с такой трактовкой слов имама ар-Раббани, отмечая, что в понимании имама ар-Раббани, если действие в области поклонения не совершалось первыми поколениями и имамы иджтихада нет указывают на законность такой практики, то такое действие будет новшеством, даже если некоторые поздние факихи сказали, что это хорошее новшество[12].
 
Рвение имама в распространении истины и благодать оживления Сунны еще при жизни его сделали почитаемым человеком: у него учились, и к нему прислушивались, и через него стяжали благодать.
 
И поэтому его называют обновителем второго тысячелетия: он очистил религиозную практику от разных наслоений, которые не были известны среди сахабов и табиинов[13].
 
До имама ар-Раббани ученые в других частях исламского мира тоже отвергали новшества и боролись за оживление Сунны: Ахмад Заррук на землях Магриба и аль-Биркави в «Ат-Тарика аль-Мухаммадия» на землях османов. Последняя книга была издана в Казани, и она входила в общую программу медресе.
 
Имам умер в 1034-м году в Сирханде в месяц Сафар, и намаз по нему прочитал его сыном Мухаммад Саид, и его могила находится там же, и ее до сих пор посещают[14].
 
Наш учитель — муфтий Ибрахим Десаи (даммат баракатух) — говорил нам, что слышал, что тот, кто полностью прочитает Коран на могиле имама ар-Раббани, никогда его не забудет, и что муфтий и его брат совершили зиярат, прочитали полный хатм на его могиле и опытным путем подтвердили эти слова.
 
Другое важное наследие этого имама — его дети. Самый старший сын имама — Мухаммад Содык — умер еще при жизни отца[15].
 
Шейх Мухаммад Саид, известный как Хазин ар-Рахма, был крупным ученым и автором толкования «Аль-Мишкат». Шейх Мухаммад Саид уделял больше внимания шариатским наукам и их преподаванию. Он скончался в 1070-м году и оставил сына — Мухаммада Фарруха, о котором говорят, что он знал семьдесят тысяч хадисов наизусть. Он умер в 1122-м году[16].
 
Другой сын имама ар-Раббани — Мухаммад Масум, которого звали аль-Урва аль-Вуска. Он был младше Мухаммада Саида, но больше похож на своего отца и ближе к нему в поведении. И он более усердно распространял наследие отца. У него есть свой «Мактубат». Известный дагестанский ученый и суфий Сайфулла Кади цитирует некоторые места из его «Мактубата». И он скончался в 1077-м году. И от него передается дальше тарикат от имама ар-Раббани.
 
У имама ар-Раббани был и четвертый сын — Шах Мухаммад Яхья, которые учился у двух своих старших братьев.
 
Дальше наследие имама ар-Раббани передает сын имама Масума и внук имама ар-Раббани, шейх Сайфуддин, который родился в 1055-м году.
 
Этот внук имама проявлял больше рвения, в распространяя Сунну и борясь с новшествами, из-за чего его отец называл его «мухтасибом уммы».
 
Известно, как однажды правитель Индии пригласил его к себе. Когда при входе во дворец шейх Сайфуддин увидел изображение живых существ на стенах, то он отказался войти, пока султан не велел убрать эти изображения[17]. Вот насколько ревностно он соблюдал Сунну.
 
Среди потомков имама ар-Раббани следует выделить и шейха Абдуль-Гани ибн Абу Саида ибн Сафи аль-Кадр ибн Азиза аль-Кадр ибн Мухаммада Ису ибн Сайфуддина ибн Мухаммада Масума ибн Ахмада ас-Сирханди, который был крупнейшим мухаддисом своего времени. Многие ученые в области хадиса считали, что его иснад — самый благостный по хадису. И поэтому шейх Абдуль-Хайй аль-Каттани говорит, что передавать хадисы через шейха Абдуль-Гани ад-Дахляви — это как передавать хадисы с иснадом «Малик от Нафиа»[18]. Он написал примечания к сборнику хадисов Ибн Маджа и сделал тахридж хадисов в книге «Аль-Мактубат» своего великого предка[19].

 

Отец самого шейха Абдуль-Гани ад-Дехляви, Абу Саид, был крупным шейхом накшубандийского тариката в Мекке и учеником шейха Абдуллаха ад-Дехляви. В Индии он более известен как Гулям Али, от которого взял накшубандийский тарикат шейх Халид аль-Багдади, ветвь которого стала называться халидия, а ветвь шейха Абу Саида называлась муджадидия саидия.

 
Брат же шейха Абдуль-Гани, Ахмад Саид, был главным шейхом этой ветви, и учениками этих двух братьев были такие великие ученые, как Касим Нанотви и Хасан Гангохи. И у некоторых шейхов Дагестана была связь с этой ветвью: в частности, шейх Шуайб аль-Багини ссылается на письма шейха Абдуль-Гани Дехляви, и у него были связи с шейхом Мухаммадом Мазхаром — духовным наследником шейха Ахмада Саида, брата шейха Абдуль-Гани[20]. Можно к этому добавить и книгу другого дагестанского суфия — Сайфуллаха-кади — «Канз аль-маариф», где он часто ссылается на книги Мухаммада Мазхара. И один из самых известных ученых Дагестана, Абдуль-Хамид Ширвани, автор примечаний к книге «Тухфат аль-мухтадж» по шафиитскому фикху, тоже был мюридом шейха Ахмада Саида[21], а затем и его наследника, Мухаммада Мазхара, и получил от него иджазу на наставничество[22].
 
[1] Аль-Йани аль-Джани, с.125.
 
[2] Фахрас аль-фахарис, 2/734.
 
[3] Аль-Йани аль-Джани, с. 126.
 
[4] Табакат аль-Хваджаган, с. 317.
 
[5] Нузхат аль-хаватир, 5/480.
 
[6] Нузхат аль-хаватир, 5/480.
 
[7] Ар-Рихля аль-Ияшия, 1/336-338.
 
[8] Ар-Рихля аль-Ияшия, 1/340.
 
[9] Аль-Минах аль-Бадия, 85 разворот. Цитирование по рукописи.
 
[10] Табакат аль-Хваджаган, с. 312.
 
[11] Табакат аль-Хваджаган, с. 319.
 
[12] Канз аль-маариф, с. 754-755.
 
[13] Табакат аль-Хваджаган, с. 322.
 
[14] Табакат аль-Хваджаган, стр.326.
 
[15] Табакат аль-Хваджаган стр. 326.
 
[16] Аль-Йани стр.229.
 
[17] Табакат аль-Хваджаган, с. 331.
 
[18] Фахрас аль-фахарис, 2/760.
 
[19] Фахрас аль-фахарис, 2/762.
 
[20] Табакат аль-Хваджаган, с. 386.
 
[21] Табакат аль-Хваджаган, с. 381.
 
[22] Табакат аль-Хваджаган, с. 381.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

4 качества совершенного мусульманина
4 качества совершенного мусульманина
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и от...
2 728
13 апреля, 24
Сальман аль-Фариси: сподвижник Пророка ﷺ, проживший 250 лет
Сальман аль-Фариси: сподвижник Пророка ﷺ, проживший 250 лет
Это история о праведнике, суфие, факихе, интеллектуале и аскете Сальмане аль-Фариси, да будет доволен им Аллах. Он вырос в городе Исфахан...
7 728
25 мая, 23

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Жизнеописание шейха Мухаммада Ашика Иляхи (да помилует его Аллах)
Жизнеописание шейха Мухаммада Ашика Иляхи (да помилует его Аллах)
Наставник, выдающийся мухаддис, блистательный факых, ученый, известный своим аскетизмом, Мухаммад Ашик Иляхи, сын шейха Мухаммада Сыддика...
8 343
2 сентября, 17
Вклад имама Абу Ханифы в развитие науки акыда
Вклад имама Абу Ханифы в развитие науки акыда
Убеждения, которые спасут в следующей жизни и принесут счастье и всевозможные блага в обоих мирах, – это акыда, которая была у Пророка, д...
13 018
20 апреля, 17