Image
Имам Ахмад Заррук
Одна из выдающихся личностей в истории Ислама и — в частности — в истории Магриба — Ахмад Заррук, который очень повлиял на этот регион. К...
1 355
18 февраля, 19

Имам Ахмад Заррук

1 355
18 февраля, 19
АВТОР ЦИКЛА
Имам Ахмад Заррук
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Имам ар-Раббани: обновитель второго тысячелетия Шейх аль-Ислам Такиюддин ас-Субки
Одна из выдающихся личностей в истории Ислама и — в частности — в истории Магриба — Ахмад Заррук, который очень повлиял на этот регион. Как и имам ар-Раббани, он попытался убрать из современного ему суфизма новшества и приблизить этот путь к Сунне, и именно это даровало ему такое высокое положение в сердцах мусульман.
 
Его полное имя — Шихабуддин Абуль-Аббас Ахмад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Иса аль-Бурнуси аль-Фаси, который известен как Заррук, и это прозвище он получил из-за деда по материнской линии, который был голубоглазым[1].
 
Родился этот великий имам в пятницу 22-го Мухаррама в 846-м году, и его мать скончалась на третий день после его рождения,  а отец умер еще до его рождения.
 
Шейх Заррук упоминает, что его отец треть имущества оставил в завещании муаззинам мечети аль-Андалусия, и когда его жена начала жаловаться, что он лишает своего сына части наследства, то он ответил ей:
 
“Я больше нуждаюсь в этих деньгах и смогу так построить себе замок в Раю”.
 
И шейх Заррук потом отмечал, что ничего из имущества отца он не получил, но еще никогда не нуждался и не был беден[2].
 
Он рос круглым сиротой, а воспитывала его бабушка по отцу, которую звали Фатыма и которая была религиозно образованной и праведной женщиной.
 
Сам Ахмад Заррук описывает воспитание своей бабушки так:
 
«Когда мне исполнилось пять лет, она обучила меня намазу и начала следить, чтобы я читал его, и с этого возраста я совершаю намаз. Она отдала меня в начальную школу и обучала меня основам таухида, упования на Аллаха, вере и религиозности удивительным образом: в некоторые дни она готовила еду, а когда я приходил из школы поесть, то она говорила: «У меня ничего нет, но пропитание только у нашего Господа. Садись — и давай попросим у Аллаха». И она поднимала руки, и я тоже поднимал руки к небу, и мы какое-то время делали дуа, а потом она говорила: «Поищи, может быть, найдешь дома что-нибудь». И мы вместе с ней начинали искать, и когда я находил еду, то сильно радовался. И она говорила: «Давай поблагодарим Аллаха за это перед едой, чтобы наш Господь даровал нам еще больше». И мы поднимали руки и читали дуа какое-то время, а затем уже ели»[3].
 
Надо сказать, что женщины Феса того периода много учились, и бабушка шейха Заррука и сестра его бабушки Умм Ханиъ аль-Абдасия, обладали знаниями в области религии.
 
И она, вместо того чтобы обучать его сказкам и небылицам, как часто делают пожилые люди, рассказывала ему про жизнь Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и его чудесам (муджизат), так что эта личность стала примером для него во всем. А еще она рассказывала ему о праведниках.
 
Однажды шейх Заррук смотрел на звезды и спросил о них у своей бабушки, и она объяснила, что необходимо исповедовать в отношении творений и как они указывают за существование Творца[4].
 
Она настаивала на заучивании Корана, и к десяти годам он уже выучил Коран. Когда ему было десять лет, его бабушка скончалась. Да помилует ее Аллах и воздаст наилучшим воздаянием за воспитание такого имама для мусульман[5].
 
К шестнадцати годам Ахмад Заррук начал получать знания в своем городе Фес в мечети аль-Каравин, и это был центр знания и ученых.
 
И он начал изучать основные книги по маликитскому праву, а также книги по наукам Корана, хадиса, таухида, суфизма и арабского языка.
 
Сам шейх Заррук выделяет изучение в этот период книги “Ар-Рисаля” Ибн Абу Зейда аль-Кайравани по маликитскому фикху с шейхами Али ас-Сати и Абдуллахом аль-Фаджаром. Еще он прошел “Сахих” аль-Бухари и сборник Тирмизи  вместе с шейхом Мухаммадом аль-Кавари и такие книги по суфизму, как труды Ибн Атаилляха, с Абдур-Рахманом аль-Мадждули[6].
 
То, что он изучал книги Ибн Атаилляха аль-Искандари, указывает, что связь с шазалийским тарикатом, скорее всего, у шейха Заррука была еще с Феса.
 
Из его учителей в Фесе особо крепкие отношения у шейха Заррука были с шейхом аль-Кавари, который для него был очень близким учителем и имя которого очень часто упоминается в книгах шейха Заррука.
 
И у шейха Заррука были очень близкие отношения с суфийским шейхом Мухаммадом аз-Зайтуни, который был шазалийским шейхом в Фесе.
 
В 875-м году шейх Заррук выехал совершить хадж и по дороге обратно остановился в Египте на год, учась у таких ученых, как аль-Хафиз ас-Сахави, Нуруддин ас-Санхури и Абуль-Аббас аль-Хадрами.
 
В этот период он прошел “Сахих” аль-Бухари, книги Ибн Абу Джамра, “Аль-Мадхаль” Ибн аль-Хаджа, “Аль-Ихья”, “Ар-Рисаля аль-Кушайрия”, книги Ибн Атаилляха аль-Искандари и другие.
 
В 880-м году шейх вернулся в родной город Фес, но у него произошел конфликт с одним из его шейхов, которого звали Абу Абдуллах аз-Зайтуни. Однажды он зашел к нему и увидел, что рядом с ним сидят две женщины: одна красивая справа и другая — слева, — и он поворачивается к одной и целует ее, а потом поворачивается к другой и тоже целует ее. И тогда шейх Заррук сказал:
 
«Это человек — зиндык», — и ушел. И тогда к нему обратился его шейх и сказал: «Лживый Ахмад, вернись», — и он вернулся, и там уже никого не было, и его шейх сказал ему: “Справа была вечная жизнь, а слева — земная. И ты солгал, сказав то, что сказал. Ты ни на час больше не останешься в Магрибе”.
 
И шейх покинул Фес опечаленным и направился обратно в Египет[7].
 
Из-за того, как прекрасна была его принципиальность в области Шариата, и того, что он предпочел адаб к Шариату Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) адабу к шейху, Аллах подарил ему благодать знаний в его следующий приезд в Египет: он получил иджазу от аль-Хафиза ас-Сахави, который был крупным учеником Ибн Хаджара аль-Аскаляни, и его связь с его шейхом Абуль-Аббасом аль-Хадрами усилилась, и он получил огромную пользу от него в плане понимании того, что тасаввуф должен быть основан только на Шариате и Сунне.
 
Аль-Хафиз ас-Сахави упоминает своего ученика Ахмада Заррука в своей книге “Ад-Давъ аль-Лями”[8], рассказывая, что Ахмад Заррук прошел с ним книгу “Булюг аль-марам” и книги по терминологии хадиса, но говорит, что некоторые жители Магриба сообщили ему, что шейх Ахмад Заррук придерживался направления Ибн Араби в суфизме, что, безусловно, не соответствует действительности, и все книги шейха Заррука свидетельствуют об обратном. И одна из причин, почему эту книгу имама ас-Сахави критикуют, — это то, что он собрал все, что говорят о людях, не разбираясь, правда это или нет.
 
И сам шейх Ахмад Заррук в книге “Мухтасар ан-насыха аль-кафия” предостерегает от этого пути в суфизме[9].
 
В 886-м году шейх переехал в город Мисрата на территории современной Ливии, там его тепло приняли, и там он женился.
 
В 894-м году отправился вновь в путь для совершения хаджа и по дороге в Каире дал уроки в мечети аль-Азхар, а после вернулся обратно в Мисрата и там в 899-м году скончался.
 
Основные учителя шейха Заррука
 
1. Абу Абдуллах Мухаммад ибн Касим аль-Кавари (умер в 872-м).
 
2. Абдуллах ат-Туджиби (умер в 887-м).
 
3. Абдур-Рахман ас-Салиби (умер в 872-м).
 
4. Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абу аль-Касим аль-Машаззали (умер в 866-м).
 
5. Ахмад ибн Саид аль-Макнаси (умер в 870-м).
 
6. Мухаммад ибн Касим ар-Расаа (умер в 894-м).
 
7. Умм Ханиъ аль-Абдусия (умерла в 860-м).
 
8. Мухаммад аз-Зайтуни
 
9. Шамсуддин Мухаммад ибн Абдур-Рахман ас-Сахави (умер в 902-м).
 
10. Нуруддин ас-Санхури (умер в 889-м).
 
11. Абуль-Аббас Ахмад ибн Укба аль-Хадрами (умер в 895-м).
 
Книги шейха Заррука
 
Наследие шейха велико, в первую очередь в области суфизма и фикха.
 
Его основная книга по суфизму известна как «Каваид ат-тасаввуф», где он изложил в виде кратких афоризмов основные принципы и положения суннитского суфизма, и эта книга также известна как «Таъсис аль-каваид».
 
Шейх написал книгу «Уддат аль-мурид ас-садык», где попытался очистить современный ему суфизм от новшеств и ложных концепций, с которыми он столкнулся. Эта книга имеет ряд других названий: «Ан-Нусх аль-анфаа», «Аль-Бидаа валь-хавадис», — и все это одна книга.
 
Он написал двадцать четыре толкований одной и той же книги — “Аль-Хикам” Ибн Атаилляха.
 
Он написал примечания к сборникам Бухари и Муслима, книгу по терминологии хадиса, два толкования книги по маликитскому фикху “Ар-Рисаля”, книгу по хаджу, книгу с толкованиями имен Аллаха и толкование раздела акыды из “Аль-Ихья” имама аль-Газали.
 
Шейх Абдуль-Хай аль-Каттани говорит о нем и его книгах:
 
«Его речь в его книгах — это речь человека, который глубоко изучил науки и систематизировал их, и его знанию и его словам сложно найти аналог среди ученых Магриба»[10].
 
И автор “Аль-Фикр ас-Сами”[11] сказал о нем:
 
«Он находился на высочайшем уровне в области [шариатского] знания, был защитником Сунны и всегда говорил истину, и он последний из тех, кто объединил в себе и фикх, и суфизм и был авторитетом для обеих групп».
 
Две главные книги шейха Заррука — это “Уддат аль-мурид ас-садык” и “Каваид ат-тасаввуф”, и мы кратко изложим основные идеи из этих двух книг.
 
Как шейх Заррук понимал новшества
 
На шейха Ахмада Заррука сильно повлияли две очень важные книги для понимания темы новшеств: “Аль-Итисам” имама аш-Шатыби и “Аль-Мадхаль” Ибн аль-Хаджа, и его книга “Уддат аль-мурид ас-садык” — это попытка соотнести основы и правила имама аш-Шатыби и суфизм имама Абуль-Хасана аш-Шазали и, в частности, книг Ибн Атаилляха аль-Искандари.
 
Шейх Заррук в Уддат аль-мурид ас-садык[12]” определяет новшество так:
 
“Новшество в Шариате — это введение в религию того, что похоже на нее, но на самом деле не является ее частью».
 
И еще шейх указывает, что порицаемо не вообще все, что появилось после времени саляфов, а то, что совершается как поклонение, в то время как в Шариате таковым не является[13].
 
Поэтому те ученые, которые делят новшества на хорошие и плохие, исходят из оценки новых явлений в обществе, а те, которые говорят, что новшества бывают только плохими, имеют в виду нововведения в поклонении.
 
И шейх указывает, что новшества определяют на весах практики саляфов: если они что-то совершали, то это не может быть новшеством, потому что они не выдумывали поклонение; а если они что-то вообще не делали ни в каком виде в поклонении, то это не может быть похвальным[14].
 
Шейх Заррук приводит большую цитату из книги имама аш-Шатыби о суфиях и новшествах, которая сводится к тому, что все действия признанных суфиев, таких как аль-Джунейд и других, либо имеют прямые доводы из Шариата, и тогда следующий за ними в этой практике следует Шариату, либо не имеют, и тогда следовать за ними в таких практиках нельзя, потому что не могут быть действия кого-либо доводом, который может пересилить Сунну, ведь в Сунне нет ошибок, а люди могут ошибиться.
 
Имам аш-Шатыби указывает, что, как суфии не защищены от грехов, так они не защищены и от новшеств, поэтому, если не получается на какие-то их действия найти довод в Сунне, мы не должны следовать за ними в этом, — не потому что мы их не любим, или не почитаем, или хотим каким-то образом оскорбить, а просто потому, что мы не смогли найти в Сунне и практике саляфов доводы на какую-то их практику.
 
И шейх Ахмад Заррук, процитировав эти слова имама аш-Шатыби, сказал:
 
“Это из сокровенного знания”[15].
 
Как шейх Заррук понимал суфизм
 
Шейх Ахмад Заррук — признанный суфийский шейх шазалийского тариката и неприкосновенный авторитет для суфиев, поэтому его понимание суфизма крайне важно и ценно.
 
Он пишет, что суфизм — это искреннее устремление к Аллаху, и в каждом, в ком есть доля этого стремления приблизиться к Аллаху, есть доля суфизма[16].
 
Затем шейх указывает, что условие действительности суфизма — это правильная акыда и практика фикха, и без этого никакого суфизма не может быть[17].
 
Фактически в понимании шейха Заррука суфизм — это искренняя практика фикха.
 
В фикхе суфий — это тот, кто следует одному из четырех мазхабов, и шейх передает, что аль-Джунейд следовал мазхабу Абу Саура, аль-Мухасаби — мазхабу имама аш-Шафии, аш-Шибли — мазхабу имама Малика[18].
 
Шейх пишет, что суфии не берут в практику выдуманные хадисы, такие как хадисы про ар-рагаиб, даже если некоторые суфии их упомянули в своих книгах: например, аль-Газали и шейх Абу Талиб.
 
Шейх пишет, что у ранних суфиев не было никаких определенных правил насчет того, как передается наставничество, не было никаких определенных правил и принципов наставления муридов, все сводилось к общению с праведниками, и каждый, кто встречал кого-то, чей духовный уровень выше, старался получить пользу от него, а установление определенного порядка в передаче наставничества и духовном воспитании появилось потом у поздних суфиев[19].
 
Шейх очень критически относится к идее некоторых суфиев, что устазы проведут своих муридов через мост Сырат и при могильном отчете, и шейх Заррук говорит, что аяты Корана и хадисы указывают, что в эти моменты человеку сможет помочь только Аллах. Если сам шейх не знает своего конца, то как он может его гарантировать кому-то другому?[20]
 
Шейх критикует слепое следование за шейхом, потому что это слепое следование, на необходимость которого в Шариате нет довода, не дозволено[21].
 
И шейх передает историю про Абдус-Саляма ибн Машишу (да помилует его Аллах), к которому пришел один человек и сказал: «Шейх, вмени мне дела, чтобы их делал». Шейх разозлился и сказал:
 
«Я что, пророк, чтобы устанавливать обязанности? Обязанности известны, и известны запреты! Выполняй обязанности и отстраняйся от грехов. И пусть твое сердце отдаляется от мирского»[22].
 
И еще шейх говорит, что некоторые крайние суфии начали изучать разные виды гадания и углубились в тему колдовства, и все это из-за любви к мирскому и невежества[23].
 
Также шейх отмечает крайний фанатизм большинства современных суфиев, которые категорически не воспринимают критику, а своих критиков относят к категории вероотступников[24].
 
Одна из важнейших основ нашей цивилизации, в целом, — это критическое мышление и анализ, и на этих принципах основаны науки о хадисах. Ученые не берут хадис просто потому, что какой-то хороший человек так сказал: существуют строгие правила анализа сообщения. На этом же основана вся наша книжная традиция: матн, шарх, хашия и такрират — это многоуровневый анализ, комментарии и критика.
 
Поэтому мысль, что какая-то личность, кроме Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), абсолютна, безгрешна и не может стать объектом критики, противоречит нашей традиции и основам нашей цивилизации.
 
Это традиция почитания гуру и псевдопросветленных людей, которая восходит к немусульманским народам. Если бы такое безропотное почитание было в Исламе, то мы бы непременно заметили бы его в сподвижниках. Но у них этого не было, ведь они могли в каких-то бытовых и военных вещах спорить с Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует).
 
Поэтому шейх Заррук говорит:
 
“Каждый обязан исполнять религиозные обязанности согласно своим знаниям, и отказываться от этого в пользу того, что он не знает, ему нельзя”[25].
 
Как мы писали выше в биографии самого шейха, его критиковали некоторые современные ему суфии. И по книге «Уддат аль-мурид ас-садык» видно, что он много спорил с ними и многим из них не нравилось то, что писал шейх. И поэтому он очень кратко сказал:
 
«Если кому-то неприятно читать мои слова, значит, во мне есть все те качества, которые мы критикуем»[26].
 
Шейх заканчивает свою книгу зикрами после намаза и зикрами дня и ночи, которые передаются в Сунне[27].
 
[1] Нейль аль-ибтихадж, с. 85.
 
[2] Аль-Куннаш, с. 11.
 
[3] Аль-Куннаш, с. 25.
 
[4] Аль-Куннаш, с. 25.
 
[5] Аль-Куннаш, с.14.
 
[6] Нейл аль-ибтихадж, с. 85.
 
[7] Давхат ан-нашир, с. 49.
 
[8] 1/222.
 
[9] С. 22.
 
[10] Фахрас аль-фахарис, 1/455.
 
[11] 4/98.
 
[12] С. 39.
 
[13] С. 39.
 
[14] С. 41.
 
[15] С. 51.
 
[16] С. 51.
 
[17] С. 51.
 
[18] С. 53.
 
[19] С. 54-55.
 
[20] С. 128.
 
[21] С. 149.
 
[22] С. 150.
 
[23] С. 227.
 
[24] С. 237.
 
[25] С. 237.
 
[26] С. 284.
 
[27] 306-315.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Знаменательные события месяца Раджаб
В истории всех народов есть значительные события, особые дни, недели и месяцы. Мусульманская история не является исключением, наоборот, н...
16 790
12 марта, 19
Image
Какие грехи уничтожают благие дела человека?
Следует избегать любых грехов, поскольку все они пагубны. Однако, по мнению ученых Ахлю-Сунна, нет грехов, которые аннулируют наши благие...
684
12 марта, 19

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Возникновение и развитие ханафитского мазхаба
Выдающиеся имамы, праведные предшественники славились своим высоким уровнем знаний и компетентностью  во многих сферах. История имама Абу...
1 936
2
22 января, 19
Image
Имам ар-Раббани: обновитель второго тысячелетия
Этим титулом обычно называют шейха Ахмада ибн Абдуль-Ахада ибн Зейна аль-Абидина ас-Сирханд, и он более известен как имам ар-Раббани. Он ...
1 934
11 января, 19