Имам Ахмад Заррук
Имам Ахмад Заррук
Одна из выдающихся личностей в истории Ислама и — в частности — в истории Магриба — Ахмад Заррук, который очень повлиял на этот регион. К...
6 757
18 февраля, 19

Имам Ахмад Заррук

6 757
18 февраля, 19
АВТОР ЦИКЛА
Имам Ахмад Заррук
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Одна из выдающихся личностей в истории Ислама и — в частности — в истории Магриба — Ахмад Заррук, который очень повлиял на этот регион. Как и имам ар-Раббани, он попытался убрать из современного ему суфизма новшества и приблизить этот путь к Сунне, и именно это даровало ему такое высокое положение в сердцах мусульман.
 
Его полное имя — Шихабуддин Абуль-Аббас Ахмад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Иса аль-Бурнуси аль-Фаси, который известен как Заррук, и это прозвище он получил из-за деда по материнской линии, который был голубоглазым[1].
 
Родился этот великий имам в пятницу 22-го Мухаррама в 846-м году, и его мать скончалась на третий день после его рождения, а отец умер еще до его рождения.
 
Шейх Заррук упоминает, что его отец треть имущества оставил в завещании муаззинам мечети аль-Андалусия, и когда его жена начала жаловаться, что он лишает своего сына части наследства, то он ответил ей:
 
«Я больше нуждаюсь в этих деньгах и смогу так построить себе замок в Раю».
 
И шейх Заррук потом отмечал, что ничего из имущества отца он не получил, но еще никогда не нуждался и не был беден[2].
 
Он рос круглым сиротой, а воспитывала его бабушка по отцу, которую звали Фатыма и которая была религиозно образованной и праведной женщиной.
 
Сам Ахмад Заррук описывает воспитание своей бабушки так:
 
«Когда мне исполнилось пять лет, она обучила меня намазу и начала следить, чтобы я читал его, и с этого возраста я совершаю намаз. Она отдала меня в начальную школу и обучала меня основам таухида, упования на Аллаха, вере и религиозности удивительным образом: в некоторые дни она готовила еду, а когда я приходил из школы поесть, то она говорила: «У меня ничего нет, но пропитание только у нашего Господа. Садись — и давай попросим у Аллаха». И она поднимала руки, и я тоже поднимал руки к небу, и мы какое-то время делали дуа, а потом она говорила: «Поищи, может быть, найдешь дома что-нибудь». И мы вместе с ней начинали искать, и когда я находил еду, то сильно радовался. И она говорила: «Давай поблагодарим Аллаха за это перед едой, чтобы наш Господь даровал нам еще больше». И мы поднимали руки и читали дуа какое-то время, а затем уже ели»[3].
 
Надо сказать, что женщины Феса того периода много учились, и бабушка шейха Заррука и сестра его бабушки Умм Ханиъ аль-Абдасия, обладали знаниями в области религии.
 
И она, вместо того чтобы обучать его сказкам и небылицам, как часто делают пожилые люди, рассказывала ему про жизнь Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и его чудеса (му'джизат), так что эта личность стала примером для него во всем. А еще она рассказывала ему о праведниках.
 
Однажды шейх Заррук смотрел на звёзды и спросил о них у своей бабушки, и она объяснила, что необходимо исповедовать в отношении творений и как они указывают за существование Творца[4].
 
Она настаивала на заучивании Корана, и к десяти годам он уже выучил Коран. Когда ему было десять лет, его бабушка скончалась. Да помилует ее Аллах и воздаст наилучшим воздаянием за воспитание такого имама для мусульман[5].
 
К шестнадцати годам Ахмад Заррук начал получать знания в своем городе Фес в мечети аль-Каравин, и это был центр знания и ученых.
 
И он начал изучать основные книги по маликитскому праву, а также книги по наукам Корана, хадиса, таухида, суфизма и арабского языка.
 
Сам шейх Заррук выделяет изучение в этот период книги «Ар-Рисаля» Ибн Абу Зейда аль-Кайравани по маликитскому фикху с шейхами Али ас-Сати и Абдуллахом аль-Фаджаром. Еще он прошел «Сахих» аль-Бухари и сборник Тирмизи вместе с шейхом Мухаммадом аль-Кавари и такие книги по суфизму, как труды Ибн Атаилляха, с Абдур-Рахманом аль-Мадждули[6].
 
То, что он изучал книги Ибн Атаилляха аль-Искандари, указывает, что связь с шазалийским тарикатом, скорее всего, у шейха Заррука была еще с Феса.
 
Из его учителей в Фесе особо крепкие отношения у шейха Заррука были с шейхом аль-Кавари, который для него был очень близким учителем и имя которого очень часто упоминается в книгах шейха Заррука.
 
И у шейха Заррука были очень близкие отношения с суфийским шейхом Мухаммадом аз-Зайтуни, который был шазалийским шейхом в Фесе.
 
В 875-м году шейх Заррук выехал совершить хадж и по дороге обратно остановился в Египте на год, учась у таких ученых, как аль-Хафиз ас-Сахави, Нуруддин ас-Санхури и Абуль-Аббас аль-Хадрами.
 
В этот период он прошел «Сахих» аль-Бухари, книги Ибн Абу Джамра, «Аль-Мадхаль» Ибн аль-Хаджа, «Аль-Ихья», «Ар-Рисаля аль-Кушайрия», книги Ибн Атаилляха аль-Искандари и другие.
 
В 880-м году шейх вернулся в родной город Фес, но у него произошел конфликт с одним из его шейхов, которого звали Абу Абдуллах аз-Зайтуни. Однажды он зашел к нему и увидел, что рядом с ним сидят две женщины: одна красивая справа и другая — слева, — и он поворачивается к одной и целует ее, а потом поворачивается к другой и тоже целует ее. И тогда шейх Заррук сказал:
 
«Это человек — зиндык», — и ушел. И тогда к нему обратился его шейх и сказал: «Лживый Ахмад, вернись», — и он вернулся, и там уже никого не было, и его шейх сказал ему: «Справа была вечная жизнь, а слева — земная. И ты солгал, сказав то, что сказал. Ты ни на час больше не останешься в Магрибе».
 
И шейх покинул Фес опечаленным и направился обратно в Египет[7].
 
Из-за того, как прекрасна была его принципиальность в области Шариата, и того, что он предпочел адаб к Шариату Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) адабу к шейху, Аллах подарил ему благодать знаний в его следующий приезд в Египет: он получил иджазу от аль-Хафиза ас-Сахави, который был крупным учеником Ибн Хаджара аль-Аскаляни, и его связь с его шейхом Абуль-Аббасом аль-Хадрами усилилась, и он получил огромную пользу от него в плане понимании того, что тасаввуф должен быть основан только на Шариате и Сунне.
 
Аль-Хафиз ас-Сахави упоминает своего ученика Ахмада Заррука в своей книге «Ад-Давъ аль-Лями»[8], рассказывая, что Ахмад Заррук прошел с ним книгу «Булюг аль-марам» и книги по терминологии хадиса, но говорит, что некоторые жители Магриба сообщили ему, что шейх Ахмад Заррук придерживался направления Ибн Араби в суфизме, что, безусловно, не соответствует действительности, и все книги шейха Заррука свидетельствуют об обратном. И одна из причин, почему эту книгу имама ас-Сахави критикуют, — это то, что он собрал все, что говорят о людях, не разбираясь, правда это или нет.
 
И сам шейх Ахмад Заррук в книге «Мухтасар ан-насыха аль-кафия» предостерегает от этого пути в суфизме[9].
 
В 886-м году шейх переехал в город Мисрата на территории современной Ливии, там его тепло приняли, и там он женился.
 
В 894-м году отправился вновь в путь для совершения хаджа и по дороге в Каире дал уроки в мечети аль-Азхар, а после вернулся обратно в Мисрата и там в 899-м году скончался.
 

Основные учителя шейха Заррука

 
1. Абу Абдуллах Мухаммад ибн Касим аль-Кавари (умер в 872-м).
 
2. Абдуллах ат-Туджиби (умер в 887-м).
 
3. Абдур-Рахман ас-Салиби (умер в 872-м).
 
4. Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абу аль-Касим аль-Машаззали (умер в 866-м).
 
5. Ахмад ибн Саид аль-Макнаси (умер в 870-м).
 
6. Мухаммад ибн Касим ар-Расаа (умер в 894-м).
 
7. Умм Ханиъ аль-Абдусия (умерла в 860-м).
 
8. Мухаммад аз-Зайтуни
 
9. Шамсуддин Мухаммад ибн Абдур-Рахман ас-Сахави (умер в 902-м).
 
10. Нуруддин ас-Санхури (умер в 889-м).
 
11. Абуль-Аббас Ахмад ибн Укба аль-Хадрами (умер в 895-м).
 

Книги шейха Заррука

 
Наследие шейха велико, в первую очередь в области суфизма и фикха.
 
Его основная книга по суфизму известна как «Каваид ат-тасаввуф», где он изложил в виде кратких афоризмов основные принципы и положения суннитского суфизма, и эта книга также известна как «Таъсис аль-каваид».
 
Шейх написал книгу «Уддат аль-мурид ас-садык», где попытался очистить современный ему суфизм от новшеств и ложных концепций, с которыми он столкнулся. Эта книга имеет ряд других названий: «Ан-Нусх аль-анфаа», «Аль-Бидаа валь-хавадис», — и все это одна книга.
 
Он написал двадцать четыре толкований одной и той же книги — «Аль-Хикам» Ибн Атаилляха.
 
Он написал примечания к сборникам Бухари и Муслима, книгу по терминологии хадиса, два толкования книги по маликитскому фикху «Ар-Рисаля», книгу по хаджу, книгу с толкованиями имен Аллаха и толкование раздела акыды из «Аль-Ихья» имама аль-Газали.
 
Шейх Абдуль-Хай аль-Каттани говорит о нем и его книгах:
 
«Его речь в его книгах — это речь человека, который глубоко изучил науки и систематизировал их, и его знанию и его словам сложно найти аналог среди ученых Магриба»[10].
 
И автор «Аль-Фикр ас-Сами»[11] сказал о нем:
 
«Он находился на высочайшем уровне в области [шариатского] знания, был защитником Сунны и всегда говорил истину, и он последний из тех, кто объединил в себе и фикх, и суфизм и был авторитетом для обеих групп».
 
Две главные книги шейха Заррука — это «Уддат аль-мурид ас-садык» и «Каваид ат-тасаввуф», и мы кратко изложим основные идеи из этих двух книг.
 

Как шейх Заррук понимал новшества

 
На шейха Ахмада Заррука сильно повлияли две очень важные книги для понимания темы новшеств: «Аль-Итисам» имама аш-Шатыби и «Аль-Мадхаль» Ибн аль-Хаджа, и его книга «Уддат аль-мурид ас-садык» — это попытка соотнести основы и правила имама аш-Шатыби и суфизм имама Абуль-Хасана аш-Шазали и, в частности, книг Ибн Атаилляха аль-Искандари.
 
Шейх Заррук в «Уддат аль-мурид ас-садык[12]» определяет новшество так:
 
«Новшество в Шариате — это введение в религию того, что похоже на нее, но на самом деле не является ее частью».
 
И еще шейх указывает, что порицаемо не вообще все, что появилось после времени саляфов, а то, что совершается как поклонение, в то время как в Шариате таковым не является[13].
 
Поэтому те ученые, которые делят новшества на хорошие и плохие, исходят из оценки новых явлений в обществе, а те, которые говорят, что новшества бывают только плохими, имеют в виду нововведения в поклонении.
 
И шейх указывает, что новшества определяют на весах практики саляфов: если они что-то совершали, то это не может быть новшеством, потому что они не выдумывали поклонение; а если они что-то вообще не делали ни в каком виде в поклонении, то это не может быть похвальным[14].
 
Шейх Заррук приводит большую цитату из книги имама аш-Шатыби о суфиях и новшествах, которая сводится к тому, что все действия признанных суфиев, таких как аль-Джунейд и других, либо имеют прямые доводы из Шариата, и тогда следующий за ними в этой практике следует Шариату, либо не имеют, и тогда следовать за ними в таких практиках нельзя, потому что не могут быть действия кого-либо доводом, который может пересилить Сунну, ведь в Сунне нет ошибок, а люди могут ошибиться.
 
Имам аш-Шатыби указывает, что, как суфии не защищены от грехов, так они не защищены и от новшеств, поэтому, если не получается на какие-то их действия найти довод в Сунне, мы не должны следовать за ними в этом, — не потому что мы их не любим, или не почитаем, или хотим каким-то образом оскорбить, а просто потому, что мы не смогли найти в Сунне и практике саляфов доводы на какую-то их практику.
 
И шейх Ахмад Заррук, процитировав эти слова имама аш-Шатыби, сказал:
 
«Это из сокровенного знания»[15].
 

Как шейх Заррук понимал суфизм

 

Шейх Ахмад Заррук — признанный суфийский шейх шазалийского тариката и неприкосновенный авторитет для суфиев, поэтому его понимание суфизма крайне важно и ценно.
 
Он пишет, что суфизм — это искреннее устремление к Аллаху, и в каждом, в ком есть доля этого стремления приблизиться к Аллаху, есть доля суфизма[16].
 
Затем шейх указывает, что условие действительности суфизма — это правильная акыда и практика фикха, и без этого никакого суфизма не может быть[17].
 
Фактически в понимании шейха Заррука суфизм — это искренняя практика фикха.
 
В фикхе суфий — это тот, кто следует одному из четырех мазхабов, и шейх передает, что аль-Джунейд следовал мазхабу Абу Саура, аль-Мухасаби — мазхабу имама аш-Шафии, аш-Шибли — мазхабу имама Малика[18].
 
Шейх пишет, что суфии не берут в практику выдуманные хадисы, такие как хадисы про ар-рагаиб, даже если некоторые суфии их упомянули в своих книгах: например, аль-Газали и шейх Абу Талиб.
 
Шейх пишет, что у ранних суфиев не было никаких определенных правил насчет того, как передается наставничество, не было никаких определенных правил и принципов наставления муридов, все сводилось к общению с праведниками, и каждый, кто встречал кого-то, чей духовный уровень выше, старался получить пользу от него, а установление определенного порядка в передаче наставничества и духовном воспитании появилось потом у поздних суфиев[19].
 
Шейх очень критически относится к идее некоторых суфиев, что устазы проведут своих муридов через мост Сырат и при могильном отчете, и шейх Заррук говорит, что аяты Корана и хадисы указывают, что в эти моменты человеку сможет помочь только Аллах. Если сам шейх не знает своего конца, то как он может его гарантировать кому-то другому?[20]
 
Шейх критикует слепое следование за шейхом, потому что это слепое следование, на необходимость которого в Шариате нет довода, не дозволено[21].
 
И шейх передает историю про Абдус-Саляма ибн Машишу (да помилует его Аллах), к которому пришел один человек и сказал: «Шейх, вмени мне дела, чтобы их делал». Шейх разозлился и сказал:
 
«Я что, пророк, чтобы устанавливать обязанности? Обязанности известны, и известны запреты! Выполняй обязанности и отстраняйся от грехов. И пусть твое сердце отдаляется от мирского»[22].
 
И еще шейх говорит, что некоторые крайние суфии начали изучать разные виды гадания и углубились в тему колдовства, и все это из-за любви к мирскому и невежества[23].
 
Также шейх отмечает крайний фанатизм большинства современных суфиев, которые категорически не воспринимают критику, а своих критиков относят к категории вероотступников[24].
 
Одна из важнейших основ нашей цивилизации, в целом, — это критическое мышление и анализ, и на этих принципах основаны науки о хадисах. Ученые не берут хадис просто потому, что какой-то хороший человек так сказал: существуют строгие правила анализа сообщения. На этом же основана вся наша книжная традиция: матн, шарх, хашия и такрират — это многоуровневый анализ, комментарии и критика.
 
Поэтому мысль, что какая-то личность, кроме Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), абсолютна, безгрешна и не может стать объектом критики, противоречит нашей традиции и основам нашей цивилизации.
 
Это традиция почитания гуру и псевдопросветленных людей, которая восходит к немусульманским народам. Если бы такое безропотное почитание было в Исламе, то мы бы непременно заметили бы его в сподвижниках. Но у них этого не было, ведь они могли в каких-то бытовых и военных вещах спорить с Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует).
 
Поэтому шейх Заррук говорит:
 
«Каждый обязан исполнять религиозные обязанности согласно своим знаниям, и отказываться от этого в пользу того, что он не знает, ему нельзя»[25].
 
Как мы писали выше в биографии самого шейха, его критиковали некоторые современные ему суфии. И по книге «Уддат аль-мурид ас-садык» видно, что он много спорил с ними и многим из них не нравилось то, что писал шейх. И поэтому он очень кратко сказал:
 
«Если кому-то неприятно читать мои слова, значит, во мне есть все те качества, которые мы критикуем»[26].
 
Шейх заканчивает свою книгу зикрами после намаза и зикрами дня и ночи, которые передаются в Сунне[27].
 
[1] Нейль аль-ибтихадж, с. 85.
 
[2] Аль-Куннаш, с. 11.
 
[3] Аль-Куннаш, с. 25.
 
[4] Аль-Куннаш, с. 25.
 
[5] Аль-Куннаш, с.14.
 
[6] Нейл аль-ибтихадж, с. 85.
 
[7] Давхат ан-нашир, с. 49.
 
[8] 1/222.
 
[9] С. 22.
 
[10] Фахрас аль-фахарис, 1/455.
 
[11] 4/98.
 
[12] С. 39.
 
[13] С. 39.
 
[14] С. 41.
 
[15] С. 51.
 
[16] С. 51.
 
[17] С. 51.
 
[18] С. 53.
 
[19] С. 54-55.
 
[20] С. 128.
 
[21] С. 149.
 
[22] С. 150.
 
[23] С. 227.
 
[24] С. 237.
 
[25] С. 237.
 
[26] С. 284.
 
[27] 306-315.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
246
15 ноября, 24
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
1 935
12 сентября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Возникновение и развитие ханафитского мазхаба
Возникновение и развитие ханафитского мазхаба
Выдающиеся имамы, праведные предшественники славились своим высоким уровнем знаний и компетентностью во многих сферах. История имама Абу ...
17 685
6
22 января, 19
Имам ар-Раббани: обновитель второго тысячелетия
Имам ар-Раббани: обновитель второго тысячелетия
Этим титулом обычно называют шейха Ахмада ибн Абдуль-Ахада ибн Зейна аль-Абидина ас-Сирханд, и он более известен как имам ар-Раббани. Он ...
13 569
11 января, 19