Мазхабы
moon
На сегодняшний день существует четыре исламские сунитские правовые школы, которые именуются мазхабами. Эти школы прошли проверку временем — они существуют уже больше 11 столетий и следование им сохраняет единство мусульман.
Читать дальше

Что такое мазхаб?

48306
A +

Почему надо следовать мазхабу? Можно ли самому толковать Коран и хадисы?

 
Слово «мазхаб» образовано от арабского глагола «идти» или «избрать своим путем». На сегодняшний день существует четыре мазхаба, и они названы по именам своих основателей:
 

— ханафитский (мазхаб имама Абу Ханифы),
 

— шафиитский (мазхаб имама аш-Шафии),
 

— маликитский (мазхаб имама Малика),
 

— ханбалитский (мазхаб имама Ахмада ибн Ханбаля).

 
Мазхаб — это путь понимания Шариата. И вправду, как понять, что нам делать в каждом конкретном случае? В одном хадисе говорится, что в молитве руки надо складывать на груди, в другом — что надо держать их по швам. Как совместить это в одном намазе? Выход есть. Нужно следовать одной из правовых школ — мазхабов.
 
Тогда, чтобы понять, как делать, например, омовение перед молитвой, простому мусульманину не надо изучать полностью Коран со всеми толкованиями и все хадисы по этой теме со всеми цепочками передачи. За него это уже сделали великие ученые прошлого, значение которых признала вся исламская община.
 
Как уже было сказано, правом толкования Корана и хадисов обладают только великие ученые, которых называют муджтахидами. Сейчас таких нет. А обычный мусульманин не имеет права толковать самостоятельно Коран и хадисы и выводить из них, как надо поступать в той или иной ситуации. Это запрещено! Те, кто не обладает достаточными знаниями, обязаны следовать за теми, кто имел право на толкование. Следование за кем-либо называется таклид. Таклид в вопросах исламского права — это обязанность для всех, кроме тех, кто имеет право на толкование.
 
В наши дни часто говорится, что можно самому прочитать Благородный Коран и сборник хадисов и, опираясь на прочитанное, вывести решение. Но разве получится правильно это сделать без знаний?! А ведь иногда заблудшие толкуют Слово Аллаха на основе приблизительного перевода смыслов Корана на русский язык!
 
Еще можно услышать, как предлагают использовать мнения разных правовых школ, самостоятельно выбирая из них то, что больше соответствует Шариату. Это ловушка. Выбрать лучшее из нескольких мнений точно так же требует высочайшего статуса. Почему? Потому что мнение мазхаба — это то, что великие ученые выбрали в качестве наиболее соответствующего Шариату. Выбирая одно из нескольких мнений как правильное, ты тем самым говоришь: «Вот этот имам был прав, а вот те три имама — не вполне». Но как может простой человек сказать так про ученых, которые гораздо лучше него разбирались в источниках?
 
Может возникнуть вопрос: «Почему же, если Ислам один, так много разных мнений? Не лучше ли привести все к единому знаменателю?» Почему нельзя просто, без мазхаба, «следовать Корану и Сунне»? Тут важно понять два момента:
 
1) Все мазхабы восходят к мнениям сподвижников. Это абсолютно законно в Исламе, и в этом — милость от Аллаха. Уже сподвижники понимали некоторые вещи в Шариате по-разному, о чем есть достоверные сообщения. Если сподвижники, лучшее поколение мусульман, понимали по-разному какие-то положения, разве мы можем предположить, что они тем самым грешили? Нет, просто наличие отдельных расхождений в вопросах права — это нормально. Это не ошибки в Шариате, это разное понимание.
 
2) Различия между мазхабами обычно касаются деталей. Общее в мазхабах составляет примерно 75 процентов. Нет такого, чтобы один мазхаб дозволял прелюбодеяние (да убережет нас от этого Аллах!), а другой — запрещал. По ключевым вопросам все мазхабы совпадают.
 
Шейх Нух Ха Мим Келлер пишет:
 
«Призыв в наши дни следовать Корану и Сунне — очень привлекательный слоган, но в действительности за этим призывом — огромный шаг назад. Это призыв оставить века подробнейшего, тщательного, кропотливого труда исламских ученых по обнаружению, расшифровке и изложению указаний Корана и Сунны, наитончайшего мастерства, вовлекающего разные спектры знания и разные науки, усилия муджтахидов, знатоков Корана, знатоков хадисов и других специалистов исламских знаний. Это призыв оставить плоды их трудов, оставить Шариат и последовать за современными так называемыми шейхами, которые, несмотря на все их амбиции, не могут соперничать с предшественниками. Это сродни отказу от чего-то проверенного и надежного ради того, чтобы попробовать что-то новое».
 
Отказ от мазхабов — это новая идея, которая появилась среди заблудших примерно 100-200 лет назад и была введена в религию. Не поддавайтесь обману, не дайте себя сбить — следуйте мазхабу.
 
В разных местностях традиционно приняты разные мазхабы. В России распространены два мазхаба: шафиитский и ханафитский. Выбирать мазхаб правильнее всего по тому, насколько легко будет получить ответы на вопросы, согласно этой правовой школе. Например, если вы живете в Махачкале, где в мечетях имамы следуют шафиитскому мазхабу, и все ваши знакомые — шафииты, логично будет выбрать шафиитский мазхаб. В Казани же, к примеру, ханафитов подавляющее большинство, так что там резонно выбрать мазхаб имама Абу Ханифы.
 
В Казахстане подавляющее большинство придерживается ханафитского мазхаба. По этому мазхабу читаются намазы в мечетях, выносятся фетвы и рассматриваются различные жизненные ситуации.
Мазхаб - это путь понимания Ислама. Действительно, как понять, что делать в каждом конкретном случае? В одном хадисе говорится, что в молитве руки надо складывать на груди, в другом - что надо ...
В соответствии с Кораном и Сунной женщине достигшей зрелости необходимо закрывать свой аурат перед посторонними мужчинами. Данное положение Ислама не вызывает сомнений и ...
Никях - в исламском семейном праве брак, заключенный между мужчиной и женщиной с соблюдением условий Исламского права (шариата).
Халал - разрешённое и дозволенное в Исламе. Во многих случаях ассоцируется с питанием, однако, халал имеет более широкое значение выходя за рамки продуктов питания и включает ...

A +
Орнамент
Аят КОРАН
О верующие! Подчиняйтесь Аллаху, подчиняйтесь Посланнику и обладателям власти над вами.
Сура 4, “Ан-Ниса”, аят №59. Перевод Священного Корана (Ахмад Абу Яхья).