Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
243
15 ноября, 24

Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды

243
15 ноября, 24
АВТОР ЦИКЛА
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Hadithnotes.org
Источник:
HADITHNOTES.ORG

Исследования по хадисоведению и исламскому праву

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Алляма Касим ибн Кутлубуга

Биография Имама Ибн аль-Хумама

 
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чья эрудиция была признана во многих областях, таких как язык, право и хадис. Полный текст см. в «Дираса Хадисия мукарана» Шейха Мухаммада Аввамы, стр. 221-37.
 

Введение

 
Его звали Камаль ад-Дин Мухаммад ибн Хумам ад-Дин ‘Абд аль-Вахид, более известный как Аль-Камаль ибн аль-Хумам. Его предки были родом из турецкой провинции Сивас, но родился он в Александрии, а вырос и скончался в Каире. Его ученик Ас-Сахави пишет:
 
«Возможно, он родился в 790 году по хиджре, как я читал из его собственного письма»[1].
 
Он происходил из знатной и уважаемой семьи. Его отец был судьёй в Сивасе, который позже стал судьёй в Александрии и женился на дочери маликитского судьи Александрии; она родила на свет Аль-Камаля [досл. совершенство][2].
 

Научное положение

 
Он изучал рациональные и канонические науки у учёных Александрии и Каира. Толкованию Корана он обучался у Аль-Аксара’и, исламскому праву (фикху) у Кари’ аль-Хидая, а также науке хадис у Абу Зур’а аль-‘Ираки и других. С юных лет он отличался «поразительным талантом, умом и самообладанием». Ас-Сахави пишет:
 
«Он часто посещал занятия аль-‘Изза ибн Джама’а, который приостанавливал занятия, когда чувствовал приближение Ибн аль-Хумама из-за его блестящих способностей»[3].
 
Далее ас-Сахави перечисляет научные качества Ибн аль-Хумама:
 
«Он был учёным имамом, хорошо знающим принципы теологии, толкования Корана, исламского права, теории права (усуль аль-фикх), наследственного права, математики, духовности, арабской грамматики, риторики, логики, литературы и искусства ведения дебатов. Он был символом [превосходства] для людей и ведущим исследователем своего времени, который обладал убедительными доводами, множеством личных взглядов и твёрдыми предпочтениями. Он был самым ясноговорящим, проницательным и скрупулезным учёным из всех, кого я видел. Он не стеснялся отказываться от своих взглядов, когда ошибался, даже если его поправлял новичок»[4].
 
Таково его положение в глазах знатока хадисов ас-Сахави, который учился у более чем 1200 учителей, среди которых был и Хафиз ибн Хаджар. Вышеупомянутое описание указывает на несколько качеств:
 
  • Во-первых, они демонстрируют эрудицию Ибн аль-Хумама и его понимание множества наук, которые мало кому удавалось постичь в должной мере. Об этом свидетельствуют и его книги, пусть и немногочисленные.
 
  • Во-вторых, его речь была ясной, в отличие от других, о которых говорили: «Его письмо яснее, чем его речь». Он обладал обеими формами ясности: ясностью пера и ясностью языка. Аль-Абнаси говорит: «Хотя наш учитель аль-Бистами был более сведущ, Аль-Камаль обладал лучшей памятью и его речь была ясно»[5].
 
  • В-третьих, он был терпелив и терпим — качества, которые необходимы ученику для полного раскрытия потенциала. В связи с этим вспоминается эпизод из жизни Ибн аль-Хумама: в 813 г.х. он часто пребывал в компании Мухибба ибн аш-Шихны в Каире. После этого он сопровождал Ибн аш-Шихну, когда тот возвращался в Халеб, оставив свою семью и дом, вплоть до кончины последнего в 815 г.х..
 
  • В-четвёртых, он обладал благородной академической чертой — поиском истины независимо от её источника. Эта черта была присуща многим учёным, но тот факт, что ас-Сахави особо выделил её в Ибн аль-Хумаме указывает на то, что в нём она была ярко выражена. Когда Ибн аль-Хумам стал преподавателем фикха в аль-Кубба аль-Мансурия, он собрал большое собрание учёных, куда пригласил своих учителей, таких как Ибн Хаджар, Аль-Сирадж аль-Кари', аль-Бистами и аль-Аксара'и. Присутствующие отметили его успехи в учебе. Он достиг этого в юном возрасте. Это было единственным вопросом, который подняли против него его критики — какая же подлая причина для критики!
 

Его место среди ханафитских учёных

 
Его собственное высказывание служит лучшим свидетельством этого, учитывая, что он был известен своей скромностью. Ас-Сахави пишет:
 
«Ибн аль-Хумам прямо заявил бы, что достиг бы ранга иджтихада, если бы не постоянные проблемы со здоровьем».
 
Его ученик ас-Суюти цитирует его:
 
«Я не следую ничьим мнениям в рациональных науках»[6].
 
Исследование Ибн 'Абидина и аль-Лякнави о том, что он достиг уровня иджтихада, относится к иджтихаду в ханафитской правовой школе, а не к безграничному иджтихаду, — что также является категорией, к которой относится имам аль-Маргинани.
 

Его нрав

 
Самой заметной чертой его характера была скромность и уважение к своим учителям. Описывая вышеупомянутое собрание ученых, ас-Сахави пишет:
 
«Из уважения к своим учителям он отказывался садиться на место преподавателя, несмотря на настойчивость присутствующих; вместо этого он садился на место чтеца»[7].
 
Возможно, он считал, что «уважение лучше, чем повиновение приказам (аль-адаб хайр мин имтисаль аль-'амр)». Вернувшись из хаджа, он сначала посетил своего учителя Са'д ад-Дина ад-Дири, чтобы поприветствовать его, а затем отправился к себе домой.
 
Скромность прослеживается даже в названиях его книг. Он назвал свой комментарий к «Аль-Хидая» «Фатх аль-Кадир лиль-ʿаджиз аль-факир» («Открытие от Всемогущего для немощных обездоленных»). Среди других названий — «Аль-Мусайяра» («Стремление») и «Зад аль-Факир» («Провизия для обездоленных»). Его книги не производят впечатления свершений и не претендуют на звание шедевров исследования и совершенства; он позволяет содержанию своих книг говорить о самих себе. Его академические черты можно почерпнуть из его самой большой и известной книги «Фатх аль-Кадир». Некоторые из этих черт следующие:
 
  • Во-первых, главной целью Ибн аль-Хумама был поиск истины и соблюдение требований доказательства, что также являлось целью всех мусульманских учёных. Иногда истина становится очевидной для него в другой правовой школе, и он следует ей. В книге «Фатх аль-Кадир» он приводит хадис от Анаса о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал цирюльнику постричь, и сделал жест в правую сторону, а затем в левую. Затем он говорит:
 
«Это показывает, что сунна бритья головы [после ритуалов побивания камнями и жертвоприношения] — начинать с правой стороны. Это положение противоречит тому, что упоминается в книгах [ханафитского] мазхаба, и это — правильно»[8].
 
Имам аль-Кашмири хвалит Ибн Дакика аль-ʿИда за его духовность и воздержание от предвзятости. Затем он говорит:
 
«В наших рядах (т.е. ханафитов) Ибн аль-Хумам, исследователь и автор «Фатх аль-Кадир», подобен ему в том, что касается гармонии между путём людей (суфиев) и науками Шариата, а также в беспристрастности»[9].
 
При этом он сохранил свою принадлежность к правовой школе и её основателю. Неправильно исключать его из числа ученых правовой школы ханафитского мазхаба.
 
  • Во-вторых, он не был щепетилен в выведении доказательств. Ему не нравилось, когда его коллеги-учёные ханафиты щепетильно отвечали на доводы оппозиции, поскольку они обладали достаточными доказательствами, которые могли бы удержать их от этого. Он также не приветствовал подобное поведение, когда оно исходило от представителей других правовых школ.
     
  • В-третьих, он избегал углубляться в аномальные взгляды, которые противоречат позиции основной науки. Если иногда он и ссылается на подобные мнения, то обязательно объясняет их недостатки[10].
 
  • В-четвертых, читатель «Фатх аль-Кадир» заметит его манеру обращаться с более ранними учёными. Имам аль-Маргинани передаёт от Имама Абу Ханифы, что тот он отложил своё мнение о временных ограничениях слова «дахр» в случае, когда человек обязуется не делать ничего в течение дахра. Имам Абу Ханифа говорит: «Я не уверен в этом». Ибн аль-Хумам отмечает:
 
«Его колебания в выборе позиции свидетельствуют о его проницательности, набожности и смирении. Да помилует нас Аллах посредством него»[11].
 
Читатель также заметит его манеры в его фразеологии и выборе слов.
 

Его духовный уровень

 
Он был среди тех, кто освещал своё знание праведностью, а свое праведность — знанием, что и является истинным совершенством (камаль). Его понимание тасаввуфа не сводилось к внешнему виду или освящению личности. Он понимал его как практическое применение Ислама во всех областях и как перенимание практики Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ас-Суюти пишет:
 
«Он пережил множество озарений и чудес, которые переживают духовные наставники. Сначала он предпочёл абсолютное уединение, но наставники пути посоветовали ему: вернись, ибо, поистине, народ нуждается в пользе от твоих знаний»[12].
 
Читающий «Фатх аль-Кадир» увидит множество отрывков, в которых духовность автора становится очевидной. Временами он рассказывает об их мнениях (суфиев), личных привычках и методах духовного воспитания своих учеников[13]. При обсуждении питья воды Зам-зам он цитирует Ибн Хаджара:
 
«Многочисленные учёные пили её и достигли того, к чему стремились», а затем добавляет:

«Этот слабый раб просит Аллаха сделать этот напиток источником стойкости и смерти в Исламе»[14].
 

Его ученики

 
Он был увлечён преподаванием в любой момент времени. Ученики стекались к нему, потому что он давал то, чего не было у других. Ниже перечислены некоторые из его учеников:
 
  1. Сирадж ад-Дин ʿУмар аш-Шафи'и (ум. 861 г.х.)
     
  2. Мухаммад Ибн аль-Фалати (ум. 870 г.х.)
     
  3. Шараф ад-Дин Яхья аль-Мунави (ум. 871 г.х.) — зять Ибн аль-Хумама
     
  4. Шамс ад-Дин Мухаммад аль-Аксара'и (ум. 872 г.х.)
     
  5. Ибн Амир Хаджж (ум. 879 г.х.)
     
  6. Шамс ад-Дин ас-Сахави (ум. 902 г.х.)
     
  7. Ибн Аби Шариф (ум. 905 г.х.)
     
  8. Джалал ад-Дин ас-Суюти (ум. 911 г.х.) — Ибн аль-Хумам был одним из его опекунов после смерти отца, и
     
  9. Закария аль-Ансари (ум. 926 г.х.).
 
Имена последних шестерых хорошо известны в мире знаний и исследований, что неудивительно, учитывая, что их учителем был Ибн аль-Хумам.
 

Его труды

 
Для своего возраста Ибн аль-Хумам написал не так много, однако его книги свидетельствуют о его эрудиции. Ниже перечислены некоторые из его книг:
 
  • «И'раб Хадис калиматан хафифатан»
     
  • «Тахрир аль-Усуль»его знаменитая книга по теории права, в которой в сжатой форме синхронизированы правовые принципы ханафитов и шафиитов
     
  • «Рисаля фи Та'аруд ан-нафи валь-исбат»ответ на запрос, представленный в собрании Барсбея в 838 г.х.
     
  • «Зад аль-Факир»трактат о правилах молитвы и очищения
     
  • Комментарий на «Бади' ан-Низам» Ибн ас-Са'ати по теории права.
     
  • «Фатх аль-Кадир лиль-'Аджиз аль-Факир» — комментарий к «Аль-Хидая» с сопоставлением фикха и хадисов. На момент своей смерти он закончил её только до главы «Представление» (Аль-Вакаля), то есть примерно три четверти книги.
     
  • «Фатх аль-Афкар фи шарх Лама'ат аль-Анвар»
     
  • «Мухтасар аль-Усуль». Ибн аль-Хумам ссылается на неё в «Фатх аль-Кадир», однако требуется дальнейшее исследование, поскольку он, возможно, просто назвал свою книгу «Ат-Тахрир» суммированием («Мухтасар»).
     
  • «Аль-Мусайяра филь-'Акаид аль-мунджия филь-ахира» —теологический трактат, повторяющий последовательность теологических трактатов имама аль-Газали; отсюда название «Аль-Мусайяра» («Погоня/Преследование»).
 
Данные книги свидетельствуют об экспертном академическом уровне и беспристрастном исследовании. Да воздаст ему Аллах по заслугам во имя Ислама и знаний.
 
Шейх Мухаммад 'Аввама, «Дираса Хадисия мукарана»
Перевод с арабского: Мунтасир Заман
 
[1] Ас-Сахави, «Ад-Дау' аль-лями», том 8, стр. 127
 
[2] Аль-Лякнави, «Аль-Фава'ид аль-бахийя», стр. 180
 
[3] «Ад-Дау' аль-лями», том 8, стр. 128
 
[4] Там же, стр. 131.
 
[5] Там же, стр. 129.
 
[6] Ас-Суюти, «Бугъят аль-Ву'а», том 1, стр. 167
 
[7] Ас-Сахави, «Ад-Дау' аль-лями», том 8, стр. 129
 
[8] Ибн аль-Хумам, «Фатх аль-Кадир», том 2, стр. 177
 
[9] «Файд аль-Бари»цитируется в предисловии к книге «Насб ар-Райя», том 1, стр. 8, 107
 
[10] См. Например, «Фатх аль-Кадир», том 3, стр. 174
 
[11] Там же, том 5, стр. 72
 
[12] Ас-Суюти, «Бугъят аль-Ву'а», том 1, стр. 167
 
[13] См. Например, «Фатх аль-Кадир», том 1, стр. 174
 
[14] Там же, том 2, стр. 191

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 760
16 ноября, 24
Как мусульманской молодёжи развлекаться «халяльным» образом?
Как мусульманской молодёжи развлекаться «халяльным» образом?
Вопрос: Ассаляму 'алейкум, уважаемый муфтий! У меня возник следующий вопрос, не могли бы вы мне помочь: молодой подросток-мусульманин спр...
3 298
5 октября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Алляма Касим ибн Кутлубуга
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
1 933
12 сентября, 24
Имам аль-Бухари
Имам аль-Бухари
Биография автора величайшего сборника достоверных хадисов «Сахих аль-Бухари» Мухаммада ибн Исмаиля аль-Бухари. Он (да смилуется над ним А...
12 689
2
15 мая, 23