Шейх Махмуд Эфенди
Шейх Махмуд Эфенди
В нашем веке, описывая развитие Ислама, историки не могут обойти вниманием Махмуда Устаосманоглу, который также известен как Махмуд Эфенд...
9 467
2 июля, 22

Шейх Махмуд Эфенди

9 467
2 июля, 22
АВТОР ЦИКЛА
Шейх Махмуд Эфенди
Hayat al-Ulama
Источник:
HAYAT AL-ULAMA

Исследование жизни и составление биографии больших ученых и алимов, сохранение их наследия.

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Покинул мир шейх Махмуд Эфенди Аль-Уфи

Биография Шейха Махмуда Эфенди

 
В нашем веке, описывая развитие Ислама, историки не могут обойти вниманием Махмуда Устаосманоглу, который также известен как Махмуд Эфенди.
 
Все дело в том, что Шейх Махмуд Эфенди — это одна из первых фигур не только в Турции, но и во всем исламском мире, которая приходит на ум при упоминании слова «такуа» или идеи следования Благословенной Сунне, и все это благодаря его заботе об этих вопросах.
 
Махмуд Эфенди жил в Стамбуле и всю свою жизнь посвятил служению Исламу, человечеству и миру. Он работал с такой амбициозностью и энтузиазмом, что другим было почти невозможно за ним угнаться.
 
Махмуд Эфенди родился в 1929 году в деревне Мичо (Тавшанлы), которая находится в провинции Трабзон (Турция). Его отец, Али Эфенди, сын Мустафы Эфенди, и мать, Фатима Ханым Эфенди, дочь Туфана Эфенди, были весьма уважаемыми людьми, известными своим аскетизмом и благочестием.
 
В возрасте 6-ти лет Махмуд Эфенди, под руководством своих родителей, выучил Священный Коран наизусть. И, хотя он был еще совсем маленьким мальчиком, он совершал молитвы в мечети, придавая большое значение дополнительному поклонению и необязательным, но рекомендуемым молитвам (нафиль).
 
Взрослость Махмуда Эфенди в детстве поражала всех окружающих. Люди в его деревне называли своих детей «Махмуд» в надежде, что они тоже будут похожи на него.
 
Будучи еще совсем юным, Махмуд Эфенди отправился в Кайсери для изучения Ислама и брал уроки по таким наукам, как сарф и нахв (грамматика арабского языка), а также изучил персидский язык, у Тесбихчизаде Ахмета Ходжи Эфенди, уважаемого ученого в этом регионе.
 
Пробыв в Кайсери год, он вернулся в свою родную деревню Оф и изучал кыраат (чтение Корана) у Мехмеда Рюшдю Ашиккутлу Ходжа Эфенди, самого известного ученого по кыраату того периода.
 
Махмуд Эфенди изучал науки баляга (риторика), ильм аль-калам (исламская теология), тафсир (толкование Корана), ильмуль-хадис (слова, поступки и согласия Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует), фикх (исламское право), усуль аль-фикх (принципы исламского права) и другие исламские науки у старшего профессора медресе «Сулеймания» Чалекли Хаджи Дурсун Фейзи Эфенди, который был выдающимся и квалифицированным ученым в области акли (интеллектуальных и рациональных) и накли (основанных на предании) наук.
 
Махмуд Эфенди получил диплом с благодарственным письмом, когда ему было всего 16 лет. В том же году, когда Махмуд Эфенди закончил учебу, он женился на Зехре Ханым. У пары родилось трое детей, которых назвали Ахмед, Абдуллах и Фатима.
 
После получения диплома Махмуд Эфенди стал работать имамом на общественных началах и продолжал преподавать и проповедовать.
 
В июне 1952 года Махмуд Эфенди отправился в Бандырму для прохождения военной службы; именно в это время он встретил своего муршида (духовного наставника) Шейха Али Хайдара Ахискави ан-Накшибанди аль-Халиди.
 
Шейх Али Хайдар Эфенди был достойным ученым и ходжой при четырех последних османских султанах, а также муфтием четырех мазхабов в исламском религиозном праве. Он был осведомлен о четырех основных школах и мог вынести фетву по каждой из них.
 
Шейх Али Хайдара Эфенди, Али Риза Безаз Эфенди, который был похоронен в Бандырме, духовным путем сообщил Али Хайдару Эфенди, который в то время находился в своей дервишской обители в Стамбуле, о Махмуде Эфенди, приказав ему: «Немедленно приезжай в Бандырму и овладей своим аманатом». Таким образом, Али Хайдар Эфенди немедленно отправился в Бандырму и прибыл в мечеть Текке. Али Хайдар Эфенди сказал своим последователям, которые окружили его: «Здесь, в Бандырме, есть солдат, найдите его и приведите ко мне».
 
Прислушавшись к этому призыву, они начали искать солдата в Бандырме. Но это была очень трудная задача, так как у этого солдата не было ни имени, ни фамилии, ни адреса.
 
Махмуд Эфенди объясняет, что произошло дальше:
 
«Я всегда, с самого раннего возраста, питал большую любовь к посещению ученых и шейхов. Всякий раз, когда я слышал об ученом или одном из авлия (друзей Аллаха), я навещал их.
 
Во время службы в армии, когда я был в учебном лагере, я подумал, есть ли там знающий ученый или шейх, которого я мог бы навестить. В Бандырме жил очень набожный человек по имени Халиль Эфенди, и однажды я спросил его: «Есть ли в Бандырме известные шейхи?». Указав на гробницу Али Ризы Безаз Эфенди в мечети Текке, он ответил: «Ну, есть преемник этого духовного наставника, но он находится в Стамбуле».
 
Итак, я посетил эту могилу, и, поскольку я хотел посетить и получить благословение его преемника, я начал думать: «Как бы мне найти возможность посетить Стамбул?». И с того момента мое сердце переполнилось привязанностью к этому духовному наставнику.
 
Однажды я совершал пятничную молитву в мечети Хайдар Чавуш, расположенной недалеко от моря. После молитвы я заметил в углу мечети внушительную и сияющую фигуру в белом тюрбане и джуббе. Он выглядел величественно, как султан. Я спросил имама, кто этот человек, и он ответил: «Это Шейх Али Хайдар Эфенди, человек, которого вы давно мечтали увидеть»».
 
Шейх Али Хайдар Эфенди проявлял большой интерес к Махмуду Эфенди и испытывал большую привязанность и уважение к этому молодому человеку. Окружающие Шейха Али Хайдара Эфенди временами спрашивали: «Почему вы придаете такое значение солдату, которого даже не знаете?». Шейх Али Хайдар Эфенди отвечал: «Покровительством Аллаха в его книге деяний еще не было записано ни одного греха».
 
В 1954 году он завершил военную службу, после чего был назначен официальным имамом в мечети Исмаил Ага в Фатихе, Стамбул.
 
1 августа 1960 года Шейх Али Хайдар Эфенди, после долгого служения Исламу, получения знаний и духовного наставничества последователей, ушел из этого мира в мир вечности. Он подготовил Махмуда Эфенди в качестве своего преемника и передал ему свои духовные полномочия.
 
После смерти своего шейха Али Хайдара Эфенди в жизни Махмуда Эфенди началась новая эра с благородными обязанностями. Он был занят работой с общиной в качестве имама, а также занимался исламским образованием студентов и выполнял обязанности духовного наставника. Многие из учившихся мудрости, особенно имамы, священнослужители и муфтии, брали уроки у Махмуда Эфенди.
 
Впервые Шейх Махмуд Эфенди отправился совершить хадж (паломничества в Мекку) из Стамбула в 1962 году; в 1966 году он отправился во второй раз, путешествуя из Анкары на самолете. С тех пор он совершал хадж при любой возможности.
 
Во время постоянных конфликтов между правыми и левыми группами, предшествовавших перевороту 12 сентября 1980 года, Шейх Махмуд Эфенди говорил людям, которые приходили к нему со словами: «Давайте совершим джихад (священную борьбу)», что: «Наш долг — возрождать людей, наставляя их на добро и предотвращая дурные проступки, но не наш долг убивать людей». Он пытался успокоить людей и в значительной степени преуспел в этом.
 
В 1988 году Махмуд Эфенди впервые посетил Дамаск — Сирию.
 
В 1992 году он совершил поездку в Англию и Германию с целью таблига (передачи и донесения послания Ислама), и в том же году он снова отправился в Бухару и посетил могилы машаихов (суфийских шейхов) и алимов (исламских ученых).
 
25 мая 1993 года скончалась жена Махмуда Эфенди, Зехра Ханим, которая болела много лет.
 
26 августа 1993 года Махмуд Эфенди женился на Мюшереф Ханим, дочери шейха Мансура Байдэмира Эфенди, известного и высокочтимого человека из Кахраманмараша.
 
В 1996 году, когда ему исполнилось 65 лет, он ушел на пенсию с государственной должности имама. В том же году Махмуд Эфенди отправился в Умру (малое паломничество), которая длилось 40 дней.
 
Затем он во второй раз отправился в Бухару, Самарканд и Ташкент, чтобы навестить Шаха ан-Накшибанда и других шейхов Узбекистана.
 
В феврале 2005 года Шейх Махмуд Эфенди отправился в Индию, чтобы посетить могилы имама ар-Раббани Муджаддиди Альфи-Сани Шейха Ахмада аль-Фарука ас-Сирхинди и других почетных шейхов Ислама, таких как Ходжа Баки Биллях, Сайид Нур Мухаммад Бадауни, Мирза Мазхар Джанджанан и Шах Абдуллах Дехляви.
 
Второй раз Махмуд Эфенди посетил Дамаск в июне 2009 года, и на благословенной встрече, организованной в его честь большим ученым Хусамаддином Фарфуром, он встретился с выдающимися деятелями и учеными Дамаска, такими как Абдур-Раззак аль-Халяби, Мухаммад Адиб аль-Каллас и Рамадан аль-Бути.
 
Помимо поездок по всем регионам Турции, Шейх Махмуд Эфенди неоднократно посещал Ближний Восток, Среднюю Азию, Индию и Европу, пытаясь призвать людей к прекрасной и истинной религии Ислам. По мере возможности он ежегодно посещал Мекку и Медину для совершения Хаджа и раз в год для совершения Умры.
 
В апреле 2011 года, в свой последний визит, он совершил впечатляющую умру вместе с более чем 50 000 своих последователей — подобного не наблюдалось уже несколько веков.
 
Выдающиеся познания Шейха Махмуда Эфенди в области Сунны, его глубокие познания в шариатских науках и его исламское поведение в целом произвели большое впечатление как на ученых и образованных представителей исламского мира, с которыми он встречался во время своих путешествий, так и на тех, кто приезжал к нему в гости. Таким образом, Шейх Махмуд Эфенди по праву занял ведущее положение в исламском мире и удостоился восхищения и привязанности людей из всех слоев общества.
 
Он председательствовал на многих исламских научных сессиях и симпозиумах, призывал людей получать знания и действовать в соответствии с Сунной Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
 
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
 

«Поистине, Аллах в начале каждого столетия воздвигнет человека, который возродит религию для этой уммы». (Абу Дауд, «Аль-Малахим»:1, №4293, 4/178)

 
Объяснение этого хадиса следующее: «Смысл тадждида (оживления) — это действие на основе Корана и Сунны и оживление этого в то время, когда повеления Корана и Сунны разрушаются».
 
Таким образом, основываясь на этом хадисе, ученые пытались определить муджаддида в начале каждого века. 16-го Зуль-Ка'да 1431 года (24 октября 2010 года) около 400 известных и уважаемых алимов прибыли из 43 стран на встречу в Стамбул; они объявили, что Шейх Махмуд Эфенди является муджаддидом (возродителем) 15-го века хиджры/21-го григорианского века и вручили ему «Награду за выдающиеся заслуги перед человечеством».
 
Муджаддид Шейх Махмуд Эфенди побуждал людей к получению знаний и совершению поклонения не только своими словами, но и поступками; он никогда не оставлял и не пренебрегал ни одной формой поклонения и являлся источником мотивации для тех, кто был свидетелем его стойкости. Он совершил множество дел по воспитанию своего народа в вере, такуа, доброй морали, уважении к людям и знаниям.
 
Мухаммад Мазхар аль-Фарук, седьмой внук имама ар-Раббани Муджаддтди Альфи-Сани Шейха Ахмада аль-Фарука ас-Сирхинди и последний шейх мазхарийского рибата в Лучезарной Медине, посетил шейха Махмуда Эфенди в Стамбуле и сказал:
 
«Я путешествовал по мирам, но в этом веке я никогда не встречал человека, который бы жил полным Исламом, как внешним, так и внутренним (шариатом и духовностью тариката), как это делает Махмуд Эфенди».
 
Юсуф аль-Кардави, президент Международного союза мусульманских ученых, сказал о Шейхе Махмуде Эфенди следующее:
 
«Он провел много работ по воспитанию своего народа в вере, такуа, доброй морали, уважении к людям и знаниям».
 
Шейх Махмуд Эфенди ан-Накшибанди — суфийский и ханафитский ученый. Однако он не относится к тем людям, которые распространяют суеверия, тщеславие, нововведения или отклонения. Напротив, он твердо придерживается Книги Аллаха и Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
 
Сайид Мухаммад Аляви аль-Малики, один из величайших ученых исламского мира и один из величайших защитников Ахлю Сунна, несколько раз посещал Шейха Махмуда Эфенди в его домике в Стамбуле и сказал о нем:
 
«Я видел много общин по всему миру. Некоторые из них придают значение мудрости и потеряли суфизм, некоторые придают значение суфизму и потеряли мудрость, но Махмуд Эфенди и его община — одна из исключительных общин, которая практикует и увековечивает мудрость через практику, Шариат с тарикатом».
 
Всемирно известный исламский ученый Мухаммад Али ас-Сабуни, став последователем Шейха Махмуда Эфенди, сказал:
 
«Без сомнения, Шейх Махмуд Эфенди — шейх не только Турции, но и всего мира».
 
Шейх Махмуд Эфенди всегда призывал людей стремиться к образованию, воплощать в жизнь мудрость и стремиться к добру. Многие государственные деятели посещали его и уделяли ему особое внимание. Махмуд Эфенди давал советы многим губернаторам и чиновникам, а также многим другим людям.
 
Проповеди Махмуда Эфенди, которые он регулярно вел на протяжении многих лет, были собраны и заархивированы его последователями; в результате было издано шесть томов. Махмуд Эфенди читал проповеди более пятидесяти лет, в каждый день недели; если учесть только количество проповедей для женщин, которые регулярно записывались в течение последних 10–15-ти лет, то очевидно, что полное собрание проповедей достигнет 100 томов.
 
Самым оригинальным и полезным трудом Шейха Махмуда Эфенди является работа по переводу Священного Корана на турецкий язык, названная «Коран Меджид». Этот труд, подготовленный академической комиссией, которую возглавлял Шейх Махмуд Эфенди, остается верным Корану вплоть до мельчайших деталей.
 
Другим наиболее объемным трудом Шейха Махмуда Эфенди является толкование Корана на турецком языке под названием «Рух аль-Фуркан». Данное толкование также было составлено академической комиссией под руководством Шейха Махмуда Эфенди; этот процесс продолжается и сегодня.
 
Шейх Махмуд Эфенди основал различные религиозные, социальные и благотворительные организации и фонды, в частности, такие как «Фонд Муджаддида Махмуда Эфенди», «Ассоциация Marifet», «Федерация ассоциаций Marifet» и «Конфедерация Ахлю Сунна валь Джама'а», чтобы гораздо более качественно служить Исламу и всему человечеству. Его организации и фонды оказывают услуги в области образования, культуры, научных исследований, здравоохранения, благотворительности, национальных и международных общественных организаций.
 
Его ближайшая команда служения ежемесячно издает научный и культурный журнал под названием MARİFET.
 
Махмуд Эфенди стремился к развитию отношений и сотрудничества, особенно между мусульманскими народами и странами, и желал мира во всем мире.
 
Сегодня у Муджаддида Шейха Махмуда Эфенди насчитываются миллионы последователей и почитателей по всему миру, и он являлся самой выдающейся фигурой в продвижении Ислама.
 
Шейх покинул мир 23-го июня 2022 года в возрасте 93 лет. На его джаназа (погребальной молитве) в районе Фатих (Стамбул) собралось более миллиона мусульман, включая руководство страны в лице Реджепа Тайипа Эрдогана и других членов правительства.
 
Джаназа намаз по случаю смерти Махмуда Эфенди в районе Фатих, Стамбул
 
Джаназа намаз по случаю смерти Махмуда Эфенди в районе Фатих, Стамбул. Фото №2

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
245
15 ноября, 24
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
1 934
12 сентября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Имам Мухаммад Ясин аль-Фадани
Имам Мухаммад Ясин аль-Фадани
Имам, превосходный ученый, хранитель иснадов Абу Файд Аламуддин Мухаммад Ясин ибн Мухаммад Иса аль-Фадани. По происхождению он был индоне...
2 906
9 июня, 22
Имам Шамсуддин Мухаммад ар-Рамли
Имам Шамсуддин Мухаммад ар-Рамли
Полное имя имама: Мухаммад ибн Ахмад ибн Хамза аль-Мануфи аль-Мисри аль-Ансари. Известен как Аш-Шафии-младший, что говорит о значимом мес...
2 482
29 мая, 22