История науки у мусульман сквозь призму истории науки и философии
История науки у мусульман сквозь призму истории науки и философии
По данным ЮНЕСКО, старейший действующий университет, построенный мусульманами в III веке по хиджре, в 245 году, — это Карауинский универс...
180
6 час. назад

История науки у мусульман сквозь призму истории науки и философии

180
6 час. назад
АВТОР ЦИКЛА
История науки у мусульман сквозь призму истории науки и философии
Аль-Бируни – светило науки Ибн аль-Хайсам – основоположник современной науки Аль-Хорезми и современная математика Ислам и наука: возвращение парадигм

Взгляд на историю науки у мусульман сквозь призму истории науки и философии

 
По данным ЮНЕСКО, старейший действующий университет, построенный мусульманами в III веке по хиджре, в 245 году, — это Карауинский университет. По григорианскому календарю самой старой библиотекой в мире, содержащей книги и научные справочники, датируемые IX веком, является исламской библиотекой. На протяжении 7 веков международным языком науки в мире был арабский, а город Багдад был центром культуры и науки, центром изучения физики, астрономии и проведения экспериментов.
 
Конечно, чтобы наши слова не были просто разговорами, то согласно словам Рамадана аль-Бути: «Если передаёшь информацию, докажите, что она верна, а если делаешь утверждение, то приведи аргументы[1]», позвольте мне предоставить источники, по которым вы можете всё проверить сами.
 
Национальная медицинская библиотека Америки сегодня считается самой популярной электронной библиотекой. Многие исследователи полагаются на научный медицинский сайт PUBMED для получения научных знаний и публикации исследований в своих областях. На сайте этой научной библиотеки вы можете найти отдельную закладку (вкладку) под названием «исламские медицинские рукописи», и если вы нажмёте туда, то встретите рукописи из различных наук, таких как «медицина»«фармакология», «космические науки», «химия».
 
Чтобы заглянуть в рукописи и данные исламской цивилизации, я оставляю здесь готовые ссылки[2].
 

Кому принадлежат научние достижения

 
Хотя метод эксперимента, ставший теперь широко известным и распространённым, был впервые применен мусульманскими учёными, возникает вопрос: «Почему европейцы овладели этим методом?».
                        
По словам Роберта Брево:
 
«То, что мы называем наукой в целом, возникло в Европе в результате появления новых методов, методов экспериментов и наблюдений и развития математических измерений, которые были неизвестны грекам[3]»
 
«В Нарбоне (Франция) были переведены книги с арабского языка, а евреями были основаны такие школы, как «Кимхи», «Бен Эсра», признанные арабской наукой. Они также построили школу естественных наук в Оксфорде. Именно в этой школе Роджер Бэкон изучал арабский язык и арабские науки. По этой причине ни Роджер Бэкон, ни его однофамилец, который пришёл после него, не внесли никакого вклада и не имели никаких заслуг по введению и изобретению экспериментального метода в научный оборот.
 
Сам Роджер Бэкон был одним из немногих послов, которые передали мусульманскую научную методологию христианам в Европе. Потому что он сам не уставал говорить:
 
«В наше время единственным способом получить истинное образование было знание арабского языка и науки».
 
Существуют разные дискуссии на тему: «Кто заложил основы метода эксперимента?». В принципе, до этого открытия и изобретения каждого араба были незаслуженно приписаны европейцам, которые об этом говорили. Например, легендарный компас был изобретён Флавио Джохаем из Амальфа, а линза и пуля, как говорят, были изобретены Бэконом или Шварцем. Однако это — искажение данных о происхождении цивилизации в Европе (фальсификация).
 
В принципе, метод эксперимента существовал у арабов ещё до времен Бэкона, и только позже получил широкое распространение в европейских странах и приобрел большое значение[4]».
 
Историк Джонатан Лион сказал следующее о значении арабо-исламской цивилизации в развитии западного мира:
 
«Приход арабской науки и философии, наследие Аделара, сделавшего открытие, и тех, кто спешит последовать за ним, превратили отсталую западную страну в научно-технологический союз.
 
Подобно бесценному эликсиру (происходящему от арабского слова аль-Иксир), с помощью которого можно превратить в золото простой металл, арабская наука изменила средневековый христианский мир до неузнаваемости.
 
Впервые за несколько столетий Европа начала оглядываться и узнавать мир. Арабская наука оказала влияние на нормализацию метода определения времени и сезонов, утраченного западными христианами в Средние века. Без уточнения времени и календаря было бы бессмысленно эффективно организовывать, управлять обществом. Не имеет значения и развитие науки, техники и производства, и освобождение человека от рабства природы.
 
Арабская наука и философия спасли христианский мир от невежества и дали возможность реализовать идею западных стран[5]».
 

Важность знания истории для молодёжи

 
Когда в наши дни высказываются антинаучные взгляды и критикуется Ислам, можно сказать, что они необоснованны и являются результатом следующих последствий:
 
  • Неосведомленность в истории
  • Незнание, о том, насколько изменения в экономике влияют на социальную жизнь 
  • Переход/изменение шёлковых путей и его влияние 
  • Влияние Викторианского периода 
  • Отсутствие финансирования научных институтов
 
Поэтому очень важно донести факты нашей научной истории до сознания молодежи и нового поколения, чётко и убедительно объяснить их.

Какова наша научная история и что сделали мусульмане для человечества?
Как они объединили религию и науку, какую полезную науку они создали?

 
Ко всему этому нужно относиться серьезно!
 
Мы должны научить их, что право не теряется со временем и тому, кому оно принадлежит, а также что мы несем ответственность за то, что происходит сегодня и будет происходить в будущем, объяснить, что все проблемы связаны с тем, что мы забываем нашу историю.

Как сказал Джордж Салиба:
 
«Если мы не позволим новому поколению читать и узнавать свою историю, то только мы будем способствовать их деградации».
 
Ведь настоящая проблема у нас не в дефиците научной базы и доказательной базы Ислама, а то, что мы оцениваем Ислам и смотрим на его научную структуру глазами врагов религии и искаженной истории.
 
Мусульмане могут не знать своей истории. Но не искать достоверной информации, имея на то возможности, не изучать историю, и при этом передавать науку, научные достижения и наследие западным и нерелигиозным людям — один из признаков побеждённого ума.
 
Как сказал Мустафа Сабри (да помилует его Аллах):
 
«Завоевание сердец и разума — гораздо хуже завоевания земель, и от него сложнее избавиться по сравнению с колонизацией городов[6]».
 
Пусть Аллах сделает из нас тех, кто сохранит духовное и научное наследие исламской общины!
 
Автор: Абу Юсуф
 
[1] Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути, Кубра якыният, стр. 36
 
[3] The Making of Humanity. (1919). Robert Briffault London: George Allen & Unwin Ltd, р.191
 
[4] The Making of Humanity. (1919). Robert Briffault London: GeorgeAllen & Unwin Ltd, р. 200-201
 
[5] The house of wisdom, How the Arabs Transformed Western Civilization. JONATHAN LYONS P. 4
 
[6] Мустафа Сабри. «Маукифуль акль валь-'ильм»

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

«Я следую только Корану и Сунне!»: а что, если за этим — заблуждение?
«Я следую только Корану и Сунне!»: а что, если за этим — заблуждение?
Сегодня нередко можно услышать: «Мы следуем только Корану и Сунне». Это звучит благородно, но за этими словами часто скрывается непониман...
2 331
12 мая, 25
Нью-Эйдж: Новый век пантеизма
Нью-Эйдж: Новый век пантеизма
Исторически сложилось так, что мистические и оккультные движения представляли большую опасность для мусульман, поскольку они прикрывали и...
907
8 мая, 25

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Нью-Эйдж: Новый век пантеизма
Нью-Эйдж: Новый век пантеизма
Исторически сложилось так, что мистические и оккультные движения представляли большую опасность для мусульман, поскольку они прикрывали и...
907
8 мая, 25
Лекарство от агностицизма: Почему важно искать ответы на вопросы о Боге
Лекарство от агностицизма: Почему важно искать ответы на вопросы о Боге
Существует множество причин и мотивов, которые делают человека заинтересованным в поиске ответов на разные вопросы в его жизни. Иногда эт...
832
4 мая, 25