Бесценные советы Шейха Мухаммада Аввамы
Бесценные советы Шейха Мухаммада Аввамы
Недавно некоторые из моих учеников (11 человек) посетили моего достопочтенного учителя, Аль-‘Алламатуль-Мухаддиса, шейха Мухаммада 'Аввам...
455
вчера

Бесценные советы Шейха Мухаммада Аввамы

455
вчера
АВТОР ЦИКЛА
Бесценные советы Шейха Мухаммада Аввамы
Мухаммад Абасумар
Автор:
МУХАММАД АБАСУМАР
Муфтий
Al-miftah.com
Источник:
AL-MIFTAH.COM

Blog by Moulana Muhammad

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Три драгоценных совета от шейха Абуль-Хасана Али ан-Надви Три уровня лицемерия (из наставлений шейха Бинори) Истинное братство в Исламе (из наставлений шейха Бинори)
Недавно некоторые из моих учеников (11 человек) посетили моего достопочтенного учителя, Аль-Алламатуль Мухаддиса, шейха Мухаммада 'Аввама (да сохранит его Аллах) в Стамбуле. Шейх, по своей благородной привычке, был чрезвычайно щедр на время и бесценные советы. Ниже приводится их рассказ в кратком изложении с небольшими правками.
 
الحمد لله رب العالمين، و الصلاة و السلام على رسوله الكريم، أما بعد
 
По милости Аллаха группа студентов из Америки (Даруссалям в Ломбарде, штат Иллинойс) недавно смогла встретиться с великим мухаддисом, шейхом Мухаммадом 'Аввамой (да сохранит его Аллах) у него дома в Турции и получить от него пользу в виде бесценных советов.
 

Советы на всю жизнь


После расспросов о нашей поездке, школе и других медресе в Америке, уважаемый шейх дал нам два главных совета, ставших итогом более чем 60-летнего опыта на пути знаний.

Он сказал:
 
«Я мог бы уделить время тому, чтобы ответить на некоторые из ваших общих вопросов или на вопросы, касающиеся конкретных академических проблем, и вы получили бы определенную пользу в этом отношении. Но вместо этого я дам вам советы, которых хватит вам на всю оставшуюся жизнь».
 
1. Затем он перешёл к первому совету, посредством которого внушил нам, как важно иметь искренность (ихляс). Он произнёс своё знаменитое, часто повторяемое высказывание:
 
الإخلاص يصنع العجائب
«Искренность творит чудеса».

Чтобы доказать своё утверждение, он привел два примера:
 
  • Первым был великий учёный Мауляна Касим Нанотви (да смилуется над ним Аллах) — человек, который не был ни королём, ни влиятельным правителем, а простым человеком из деревни, который основал простое медресе в Деобанде, превратившееся в движение, вдохновившее множество мусульман по всему миру и породившее — без преувеличения — миллионы учёных.

    Шейх, цитируя шейха Мухаммада Амина Харвали из Пакистана, упомянул, что только в одном пакистанском городе Карачи находится 30 000 институтов исламского образования, и все они берут своё начало от Даруль Улюм Деобанд. Аналогичным образом, тысячи таких же институтов существуют и в других частях Пакистана, в Индии, Бангладеш, Южной Африке, Англии, Америке, а также во многих других странах, и матерью всех этих институтов является Даруль Улюм Деобанд. Это не что иное, как результат искренности его основателя и его искреннего стремления к прогрессу Ислама и мусульман.
 
  • Вторым примером, который привёл шейх, чтобы донести эту мысль, был пример великого призывающего к религии, Мауляны Мухаммада Ильяса (да смилуется над ним Аллах), чья искренняя, сильная забота о наставлении своего народа и всей уммы, привела к тому, что его простые усилия, охватившие деревенских жителей с окраины Дели, менее чем за столетие превратились в международное движение, охватившее почти все населённые страны, и стали средством наставления миллионов и миллионов мусульман, сбившихся с пути, а также внушительного числа немусульман.
 
2. После того, как шейх в достаточной степени продемонстрировал нам важность ихляса, он, используя пророческий метод таргиб и тархиб, сурово предостерёг нас от вещи, которая разрушает все хорошее, что приносит с собой ихляс. Прежде чем рассказать, что это такое, он попросил нас угадать, что же, по нашему мнению, это такое. И мы гадали... «рия» (показуха), «такаббур» (высокомерие), «грехи», «хасад» (зависть). На каждое из них шейх ответил: «Нет».

Шейх сообщил нам, что эта разрушительная сила — не что иное, как ихтиляф (разногласие). Затем он сделал мощное заявление, которое для некоторых может показаться неожиданным:
 
«Я предостерегаю вас от разногласий друг с другом так же сильно, как и от впадения в куфр (неверие)!»
 
Возможно, увидев удивление на лицах некоторых из нас, шейх сказал:
 
«Вы можете не поверить тому, что я сейчас говорю, и думать, что я преувеличиваю, но однажды, будь то через день, год, десять или двадцать лет, вы поймёте, что то, о чём я вам говорю, — это величайшая из истин!»
 

Примечание: Уважаемый шейх (да сохранит его Аллах) не имеет в виду ихтиляф в фуру' фикхийя, — вопросах, связанных с исламским правом, которые неизбежны и на самом деле являются милостью для уммы, как сам шейх 'Аввама объясняет это в своей прекрасной работе «Адаб аль-ихтиляф» [стр. 28-48]. Напротив, он предостерегает от разногласий в сердцах, позволяющих различиям во мнениях — будь то в фикхе, методологии или других вопросах — превращаться в споры, разногласия и недобрые чувства между нами.

 
Он предостерёг от людей, которые с дурными намерениями стремятся посеять раздор между мусульманами и настроить их друг против друга. К таким людям следует относиться с подозрением и не позволять им вставать между нами.

После этого главного совета шейх (да сохранит его Аллах) предоставил нам возможность задать ему вопросы. Мы задали ему вопросы, связанные с советами, которые он дал, а также другие вопросы, касающиеся Ислама в Америке. Ниже приведены некоторые жемчужины, извлеченные из его ответов:
 
3. Он подчеркнул важность сочетания наших религиозных знаний с интеллектом и здравым смыслом. Он упомянул, что среди учёных прошлого недостатком считалось то, что у них было больше знаний, чем ума. Именно благодаря интеллекту в сочетании со знаниями учёные могут работать над объединением и не замечать мелких разногласий.

На вопрос о том, является ли интеллект даром, данным Богом (вахби), или тем, что можно приобрести путем усилий (касби), шейх ответил, что в нём сочетаются оба аспекта. Каждому дано определенное количество интеллекта, причём у одних его больше, чем у других, но человек также может повысить свой интеллект, извлекая уроки из своего опыта (хибра).
 
4. Каваид фикхийя — это душа (рух) Ислама.

Когда его спросили о растущей проблеме отвержения хадисов по причине логических возражений, он ответил:
 
«При решении подобных вопросов не следует сразу отвечать на их возражения по поводу хадисов, а лучше обратиться к сути проблемы и объяснить им значимость хадисов в качестве источника исламского знания (худжжиятуль-хадис). И только тогда, когда они признают авторитет хадисов, следует приступать к устранению их заблуждений в отношении конкретных хадисов. Если вы попытаетесь сразу же ответить на возражение, вы потратите время впустую, поскольку хадисов, против которых люди возражают, много. Вместо этого обратитесь к корню проблемы».

5. Уважаемый шейх сказал:
 
«Мы должны сделать наших студентов независимыми от западных университетов, создав исламские университеты».
 
6. Шейх (хафизахуллах) решительно сказал нам:
 
«Бойтесь Аллаха в отношении вашей религии и бойтесь Аллаха в отношении вашей уммы!»
 
Простые слова, но исходя от шейха, они оказали на нас глубокое воздействие.

7. Последним советом, которым напутствовал нас шейх (да сохранит его Аллах), было чтение следующего пророческого дуа после утреннего [фаджр] намаза:
 
اللّهمّ إنّي أسألك علما نافعا و رزقا طيبا و عملا متقبّلا
 
Транскрипция: Аллахумма инни ас-алюка 'ильман нафи'ан ва ризкан тойибан ва 'амалян мутакаббалян
 
Перевод: О Аллах, Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела и такого дела, которое будет принято!
 
И произносить следующее кораническое дуа после «Аль-Фатихи» в 3-м ракаате вечернего [магриб] намаза как это было принято у нашего господина Абу Бакра (да будет доволен им Аллах):
 
ربّنا لا تزغ قلوبنا بعد إذ هديتنا و هب لنا من لدنك رحمة إنك أنت الوهّاب
 
Транскрипция: Роббана ля тузиг кулюбана ба‘да из хадайтана ва хабляна мин лядунка рахматан иннакя анталь-уаххаб
 
Перевод: «Господь наш! Не отврати же наши сердца (от истины) после того, как Ты наставил нас (на истинный путь), и даруй нам милость от Себя, ведь, поистине, Ты — Дарующий!»
 
Те, кто не читает, стоя за имамом, могут произнести это дуа после намаза.
 

Уроки, излечённые путём наблюдения

 
  • Помимо этих советов от шейха, мы также получили пользу от простого присутствия в его доме. Лицезрение его смирения, мягкости, постоянного поминания Аллаха и его насихата (искреннего пожелания добра) для всей уммы, напомнило нам о качествах саляфов, о которых мы читали в книгах.
     
  • Гостеприимство, проявленное его уважаемой семьёй, особенно его сыном, шейхом Мухьиуддином 'Аввамой (да сохранит его Аллах), также заслуживает внимания. Несмотря на все свои обязанности, они любезно нашли время и позволили нам встретиться с шейхом в его доме, терпеливо ждали, когда мы задержались с прибытием, и сделали все возможное, чтобы приготовить еду в американском стиле.

Да вознаградит Аллах шейха и его семью, да благословит их и защитит, и да позволит нам в полной мере воспользоваться его советами. Амин!

— Конец цитаты.
 
Примечание: Это перевод резюме на арабском языке (которое можно найти здесь), написанного одним из студентов, с добавлением дополнительных моментов и деталей, а также с некоторыми изменениями.
 
26/04/2019
 
التخريج من المصادر العربية
أدب الاختلاف (ص ٢٨ ـ ٤٨): حكم الاختلاف في الفروع
لا يخفى على عاقل جواز الاختلاف في فروع الأحكام الشرعية عقلاً وشرعاً، وأدلُّ دليل على جوازه عقلاً وقوعه، وأدل دليل على جوازه شرعاً: وقوعه من صدور الأمة وأفضلها بعد أنبياء الله تعالى ورسله عليهم الصلاة  والسلام، وهم الصحابة رضوان الله عليهم، وفيهم: أبو بكر، وعمر، وبقية الخلفاء الراشدين وبقية العشرة المبشرين وفقهاء الصحابة وعلماؤهم بكتاب الله تعالى: أبي بن كعب، وابن عباس، وابن مسعود..، وهكذا مَنْ بعدهم من التابعين وتابعيهم إلى يومنا هذا، ما يُنكر على أحد من المخالفين خلافه، إنما يُنكر عليه – إن أُنكِر – طريقة قوله الذي خالف به، أو خطؤُه في فهمه أو غير ذلك. أما أن ينكر عليه: لمَ خالف: فلا.
قال الإمام السيوطي رحمه الله تعالى في أوائل رسالته «جزيل المواهب في اختلاف المذاهب»: «فصل. اعلم أن اختلاف المذاهب في هذه الملة نعمة كبيرة وفضيلة عظيمة، وله سر لطيف أدركه العالمون، وعمي عنه الجاهلون، حتى سمعت بعض الجهال يقول : النبي جاء بشرع واحد، فمن أين مذاهب أربعة؟!.
«ومن العجب أيضاً: من يأخذُ في تفضيل بعض المذاهب على بعض تفضيلاً يؤدي إلى تنقيص المفضَّل عليه وسقوطه، وربما أدى إلى الخصام بين السفهاء، وصارت عصبية وحميَّة جاهلية والعلماء منزّهون عن ذلك.
وقد وقع اختلاف في الفروع بين الصحابة رضي الله عنهم خير الأمة، فما خاصم أحد منهم أحداً، ولا عادى أحدٌ أحداً، ولا نَسَب أحد أحداً إلى أحد خطأ ولا قصور..، وورد أن اختلاف هذه الأمة رحمة مِن الله لها، وكان اختلاف الأمم السابقة عذاباً وهلاكاً. هذا أو معناه، ولا يحضرني الآن لفظ الحديث.
«فعُرف بذلك أن اختلاف المذاهب في هذه الملة، خَصِيصةٌ فاضلة لهذه الأمة، وتوسيع في هذه الشريعة السمحة السهلة، فكانت الأنبياء قبل النبي صلى الله عليه وسلم يُبعث أحدهم بشرع واحد وحكم واحد، حتى إن من ضيق شريعتهم لم يكن فيها تخيير في كثير من الفروع التي شُرع فيها التخيير، وتحتُم الدِّيَة في شريعة النصارى، ومن ضيقها أيضاً: لم يجتمع فيها الناسخ والمنسوخ، كما وقع في شريعتنا، ولذا أنكر اليهود النسخ، واستعظموا نسخ القبلة…. إلخ.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Не верь всему, о чём читаешь!
Не верь всему, о чём читаешь!
«Не верь всему, о чём читаешь» — таковы были мудрые слова великого шейха Абдуллаха Сираджуддина (да смилуется над ним Аллах), старшего уч...
515
26 июля, 25
Почему риба (ростовщичество) хуже чем прелюбодеяние
Почему риба (ростовщичество) хуже чем прелюбодеяние
Вопрос: Не могли бы вы подробнее рассказать о хадисе, в котором говорится о том, что потребление риба [ростовщичества] хуже, чем совершен...
2 126
14 июня, 25

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Не верь всему, о чём читаешь!
Не верь всему, о чём читаешь!
«Не верь всему, о чём читаешь» — таковы были мудрые слова великого шейха Абдуллаха Сираджуддина (да смилуется над ним Аллах), старшего уч...
515
26 июля, 25
4 качества совершенного мусульманина
4 качества совершенного мусульманина
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и от...
6 391
13 апреля, 24