4 качества совершенного мусульманина
4 качества совершенного мусульманина
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и от...
2 671
13 апреля, 24

4 качества совершенного мусульманина

2 671
13 апреля, 24
АВТОР ЦИКЛА
4 качества совершенного мусульманина
Дауд Сидат
Автор:
ДАУД СИДАТ
Шейх, ученик шейха Юнуса Пателя
Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Как стать лучшим мусульманином? Лучшее деяние – это помочь брату-мусульманину

4 качества, которые помогут стать совершенным верующим

 
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал:
 

«Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и отказывает ради Аллаха, достиг совершенства в вере».

 

Абу Дауд, №4681

 

1. Любить ради Аллаха

 
Вахши (да будет доволен им Аллах) был рабом Хинд бинт Утбы (да будет доволен ею Аллах). Она поручила ему убить Хамзу (да будет доволен им Аллах), дядю Пророка , а взамен обещала освободить его. Вахши с радостью согласился, подготовился и убил Хамзу. Пророк  был глубоко опечален.
 
Несмотря на это, спустя годы Пророк  призвал Вахши к Исламу. Тот задавал много вопросов, но Пророк  терпеливо отвечал на каждый из них. Хинд также приняла Ислам. Когда она попросила Пророка  о помощи, он помог ей.
 
Он понял, что теперь они раскаялись и изменились, и решил относиться к ним в согласно с этим, а не с их прошлыми грехами. Очевидно, что его любовь к ним была воистину ради Аллаха, благодаря чему он смог отбросить свои эмоции и донести послание Ислама. Вся жизнь Пророка  была воплощением любви и привязанности.
 
Возможно, мы не сможем достичь такого уровня прощения и доброты по отношению к тем, кто причинил нам боль, но, как минимум, мы должны стараться, чтобы наш характер не испортился под влиянием проступков других. Любите других ради одного лишь Аллаха. Это позволит нам преодолеть боль и расцвести, несмотря на трудности, держа в уме, что Аллах в любом случае вознаградит нас. Пусть Аллах дарует нам такую способность, амин!
 

2. Ненавидеть ради Аллаха

 
Однажды, когда Умар (да будет доволен им Аллах) вошел в Масджид ан-Набави, он заметил трубопровод в доме Аббаса (да будет доволен им Аллах). Дом Аббаса пересекал границы Масджид ан-Набави, и трубопровод находился прямо над мечетью. Грязная дождевая вода капала из трубопровода на территорию мечети.
 
Будучи халифом, Умар отвечал за исполнение Шариата в обществе и заботу о делах верующих. Он пришёл к выводу, что трубопровод на частной собственности не должен располагаться над Домом Аллаха и тем более делать его нечистым. Он разгневался из-за этого и потребовал убрать его.
 
Сегодня некоторые утверждают, что было бы неплохо вернуть халифат, но если это произойдёт, мы должны будем выполнять приказы халифа. Если бы он велел нам сменить одежду или сделать наш бизнес соответствующим нормам Шариата, стали бы мы с готовностью выполнять это? Мы говорим, что он [халифат] должен вернуться, но многие из нас не готовы даже к внедрению Шариата в своих домах, не говоря уже об общественном уровне. 
 
Сподвижники Пророка  (да будет доволен им Аллах) подчинились, и трубопровод был удалён. Позже Аббас заметил это и спросил о трубопроводе. Ему сообщили, что Повелитель Правоверных Умар попросил убрать его. Он нанёс Умару визит и почтительно сообщил ему, что этот трубопровод существовал ещё со времен Пророка . Умар спросил:
 
— «Было ли у тебя на это разрешение Пророка ?».
 
Аббас ответил утвердительно. Умар тут же взял его за руку, попросил прощения и попросил отвести его в свой дом. Затем он склонился в позе руку’ (поясного поклона) и велел Аббасу забраться ему на спину и починить трубопровод. Аббасу было не по себе от этой идеи, и он отказался, но Умар был непреклонен. Умар сказал:
 
— «Как может Умар осмелиться убрать трубопровод, на который было разрешение Пророка ? Я совершил великое преступление. Минимальное наказание, которое я должен получить за это, — это то, что я наклонюсь, а ты встанешь ко мне на спину, дабы закрепить трубопровод».
 
Аббас понял и в конце концов согласился.
 

«Беседы об исламском образе жизни» (часть 8, стр. 85). Аналогичное сообщение приводится в «Сыфат ас-сафвах» (том 1, стр. 285).

 

Муфтий Таки Усмани (да сохранит его Аллах) отметил, что трубопровод всё ещё находится там, и местные жители знают о его местонахождении.
 
Изначально гнев Умара был вызван заботой о мечети. Как только он услышал, что Пророк  разрешил провести трубопровод, его гнев сразу же утих и превратился в смирение, что демонстрирует, что его гнев действительно был ради Аллаха, а не по личным причинам. 
 
Ходжа Низамуддин Аулия (да смилуется над ним Аллах) был известным шейхом в области тасаввуфа. В его эпоху жил факих по имени муфтий Мауляна Хаким Зияуддин (да смилуется над ним Аллах), уважаемый учёный в области фикха. Ходжа поощрял громкий зикр, но муфтий Зияуддин осуждал эту практику, считая ее бид’атом (нововведением).
 
Шли годы, и муфтий Зияуддин стал сильно болеть. Стало ясно, что он приближается к концу своей жизни. Ходжа хорошо знал о том, что он часто говорил о его практике. Тем не менее он стремился навестить его, поскольку посещение больных является сунной.
 
Так, однажды Ходжа пришёл к нему, и слуга открыл ему дверь. Он назвал своё имя и выразил желание встретиться с муфтием Зияуддином. Слуга передал его просьбу, но муфтий Зияуддин велел ему не пускать Ходжу внутрь. Он не согласился и сказал:
 
«Я не хочу видеть преступника, совершающего бид’а, пока я умираю».
 
Когда Ходжа услышал это, он ответил, чтобы муфтию Зияуддину передали, что он пришёл покаяться.
 
Муфтий Зияуддин немедленно снял свою имаму (чалму) и велел своему слуге расстелить её от кровати до двери, чтобы Ходжа мог пройти по ней в обуви. Этот жест не был легким делом, ведь в те дни признаком муфтия была его чалма. Они носили её, когда издавали фетвы, и были известны этим. Снять её и положить ее на пол, чтобы по ней мог пройти кто-то другой, было высшей степенью смирения и уважения, которую мог проявить муфтий в ту эпоху. Этот поступок показал, что предыдущие разногласия муфтия Зияуддина никогда не были вызваны личными причинами. Это было лишь академическим разногласием, которое поддерживалось ради Аллаха, а затем прекратилось ради Аллаха. 
 
Когда Ходжа увидел, как слуги укладывают чалму, он пришел в замешательство. Они сообщили ему о том, что сказал муфтий Зияуддин. Ходжа тут же остановил их, схватил чалму и надел её себе на голову. Он смиренно сказал, что сегодня — его выпускной, и вошёл в дом. Когда студенты оканчивают Даруль Улюм, преподаватели надевают им на голову имаму, что означает передачу знаний от учителя к ученику.
 
В свете этого ответ Ходжи также был глубоким знаком уважения, в котором он смирил себя до уровня ученика, хотя сам был великим святым. В считанные секунды разногласия, которые сохранялись годами, превратились во взаимное уважение и смирение.
 
«Беседы об исламском образе жизни» (часть 8, стр. 183).
 
Такое возможно только тогда, когда любовь и гнев проявляются только ради Аллаха. Пусть Аллах дарует нам способность развивать это, амин!
 

3. Давать ради Аллаха

 
Это относится к благотворительности и тратам на себя, семью, друзей или любого человека. Если мы даем только ради Аллаха, мы не будем расстраиваться или злиться, если это не будет оценено людьми, ведь Аллах всегда оценит и отплатит нам взаимностью. Верующий отдает и живет с этой надеждой.
 
Один из дядей рассказал мне, что встретил мальчика, у которого не было семьи. Он усыновил его и вырастил с намерением, что когда тот достигнет зрелости, он сделает его алимом (учёным). Однако, когда мальчик достиг совершеннолетия, он провёл некоторое время в Даруль Улюме, после чего решил, что ему это неинтересно. Он вернулся домой, но дядя рассердился и отрёкся от него. Он говорил мне, что потратил много лет на воспитание ребенка, который в итоге ослушался его и разрушил его надежды. Он был явно расстроен, обвиняя ребенка, тогда как на самом деле это его собственное неверное суждение стало причиной той боли, которую он испытывает сегодня.
 
Мы, верующие, должны ориентироваться только на вознаграждение от Аллаха. Мы даём своим детям или другим людям ради довольства Аллаха, и наша надежда возлагается на Него. Если мы будем возлагать свои надежды на детей, это приведёт к разочарованию, ведь у них есть свои сердца, желания и стремления, которые мы не в силах контролировать. Самое большее, что мы можем сделать, — это попытаться, а затем довериться Аллаху.
 
В жарком споре жена иногда заявляет, что муж ничего для неё не делает. Тогда муж сердится и начинает перечислять ей свои благодеяния. Такое часто случается, но почему мы их считаем? Мы выполняем её основные права, которые ожидаются, а не подсчитываются. Мы считаем, потому что не делаем это искренне ради одного Аллаха, у нас смешанные намерения. То же самое относится и к жёнам, которые начинают считать всё, что они делают для своих мужей, в то время как на самом деле это его права, а не роскошь.
 
Некоторые агенты берут непомерно высокие цены за путёвки в умру. Хадж стоит ещё дороже. Если мы забронировали путевку, зачем жаловаться? Это не простая оплата, это поклонение. Ваши деньги были потрачены на пути Аллаха, чтобы совершить путешествие всей жизни. Не стоит портить его с самого начала, жалуясь. Тот, кто дает ради одного лишь Аллаха, поймет, что его деньги быстрее попадают в его шкалу добрых дел, чем в карманы агентов.
 
Даже такие обыденные дела, как покупка продуктов, должны выполняться ради Аллаха. Накормить семью, поделиться с ней благословениями Аллаха и прокормить ее на деньги, которые Аллах дал нам, — вот лишь некоторые благородные намерения, которые мы можем осуществить. Таким образом, творите только ради Аллаха. Дарите и ожидайте от Аллаха, и вы никогда не будете разочарованы, ибо ваша награда в будущем окажется более чем достаточной. Аллах по Своей доброте воздаст нам больше, чем мы заслуживаем. Да дарует нам Аллах понимание, амин!
 

4. Отказывать ради Аллаха

 
Это означает не тратить средства на недозволенные цели. К этой категории относятся харамные деловые начинания, недопустимые инвестиции, сделки с процентами, азартные игры и другие известные пороки.
 
Отказывать в просьбах других также относится к этой категории. Например, если супруг или ребенок просит деньги, чтобы потратить их на запретное, то отказ обязателен. Несмотря на то, что они нам дороги, Аллах должен быть для нас дороже, а повиновение Ему важнее. Кроме того, если мы выполним их просьбы, мы можем порадовать их в этом мире, но окажем им медвежью услугу в будущем. Отказывать следует только ради довольства Аллаха, а не из ненависти или для того, чтобы доказать свою правоту.
 
Шейх Хаджи Имдадуллах Мухаджир Макки (да будет доволен им Аллах) был преемником шейха Миянджи Нур Мухаммада Джанджанви (да будет доволен им Аллах). Шейх Миянджи был великим ученым и известен как закир (тот, кто много поминает и восхваляет Аллаха). Когда он отправлялся на рынок, то носил с собой мешочек, полный денег. Шейх Миянджи расплачивался за покупки, отдавая весь мешочек кассиру, который пересчитывал деньги, брал необходимое и клал сдачу обратно в мешочек. Он был настолько сосредоточен на совершении зикра, что не хотел терять время, даже на подсчёт собственных денег.
 
Однажды за ним проследил вор и украл его мешочек. Шейх Миянджи сразу заметил это, но решил не оборачиваться, дабы уличить вора, не говоря уже о том, чтобы отомстить. Для мести ему пришлось бы отвлечься от Аллаха и направить своё внимание на вора, а он знал, что это того не стоит. Он не хотел обменивать награду в будущем, полученную благодаря зикру, на деньги в этом мире, преследуя вора. Нам, возможно, трудно понять этот образ мышления, поскольку он был готов пожертвовать всем и вся ради Аллаха, в то время как многие из нас с трудом выполняют элементарные акты поклонения, не говоря уже о жертвоприношении. Но таков был уровень его имана и неразрывной связи с Аллахом.
 
Он молился в своем сердце:
 
«О Аллах, я простил вора и сделал ему подарок из того, что он забрал».
 
Таким образом он вычеркнул происшествие из своего ума и сердца и сосредоточился на зикре. Вор сбежал, а Шейх Миянджи простил его, и, казалось бы, на этом история должна была закончиться. Но Аллах решил преподать вору урок. Несмотря на то, что вор знал дорогу домой, Аллах посеял в его сознании сомнения и смятение, заставив его заблудиться в собственной местности. Он начал бродить кругами. В конце концов он понял, что это его состояние вызвано воровством. Он расспросил о Шейхе Миянджи и отправился к нему домой, чтобы попросить прощения. 
 
Он постучал в дверь, Шейх Миянджи открыл, но не узнал его. Вор раскрыл свою личность и сказал:
 
«Я украл ваши деньги. Ради Аллаха, верните их обратно. Я совершил ошибку».
 
Шейх Миянджи ответил:
 
«Я сделал эти деньги дозволенными для тебя и подарил их тебе. Они больше не мои. Я не могу взять их обратно».
 
И снова Шейх Миянджи не интересовался ненужными разговорами с людьми, поскольку предпочитал общаться с Аллахом. Для него этот инцидент был давно забыт. Но вор отказался уходить и настаивал на возвращении денег, повторяя:
 
«Ради Аллаха, пожалуйста, возьмите их обратно!»
 
Они начали спорить. Вор умолял его взять деньги обратно, а тот постоянно отказывался. В конце концов Шейх Миянджи спросил, почему он хочет вернуть деньги, ведь он добровольно украл их. Вор ответил:
 
«Я хочу вернуться домой, но не могу найти дорогу. Я блуждаю по этим улицам уже несколько часов».
 
Шейх Миянджи ответил:
 
«Что ж, я буду молиться, чтобы ты нашел дорогу».
 
Он сделал за него дуа, и Аллах устранил его замешательство, позволив ему благополучно вернуться домой.
 
«Беседы об исламском образе жизни» (часть 11, стр. 126).
 
Его отказ принять назад свои собственные деньги был обусловлен желанием угодить одному лишь Аллаху. Удерживать деньги, информацию или что-либо еще ради Аллаха — из имана верующего. Многие из нас знают о достоинствах дарения денег, но и удержание, когда и где это необходимо, не менее добродетельно. Пусть Аллах дарует нам понимание, амин!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

7 проверенных рекомендаций для стойкости в религии и смерти с иманом
7 проверенных рекомендаций для стойкости в религии и смерти с иманом
В данной статье приводятся семь проверенных рекомендаций от шейха Мауляны Хакима Мухаммада Ахтара Сахиба (да смилуется над ним Аллах) для...
4 254
20 марта, 24
Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Вопрос: Если мы делаем намерение на передачу вознаграждения для 2-3 человек и для всей мусульманской уммы, может ли муфтий дать мне подро...
1 081
14 марта, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

7 проверенных рекомендаций для стойкости в религии и смерти с иманом
7 проверенных рекомендаций для стойкости в религии и смерти с иманом
В данной статье приводятся семь проверенных рекомендаций от шейха Мауляны Хакима Мухаммада Ахтара Сахиба (да смилуется над ним Аллах) для...
4 254
20 марта, 24
Знания без их практики губительны для мусульман
Знания без их практики губительны для мусульман
Настоящее испытание имана — это не просто теоретическое знание этих правил в абстрактном смысле, оторванное от реальности; настоящее испы...
1 817
14 октября, 23