
Можно ли женщинам посещать мечеть?
Вопрос: Каков хукм [шариатское решение] касательно женщин, посещающих мечеть, и почему?
Некоторые учёные говорят, что по причине фитны [смуты] это не дозволено. Если это так, то почему им разрешено ходить в школу, университет, посещать торговые центры, женский та'лим [кружки по изучению Корана и хадисов] и т.д. и т.п.
Почему Умар (да будет доволен им Аллах) запретил это только своей жене, несмотря на то, что он был Повелителем правоверных и имел право запретить это всей умме?
Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала (по этому поводу): «Если бы Пророк ﷺ был жив и увидел эту фитну, он бы запретил это». Но ведь сейчас Пророка ﷺ нет в живых, и он не запретил это, поэтому это должно быть разрешено.
Для женщин читать намаз дома, безусловно, лучше, но почему наши учёные говорят, что не разрешается ходить в мечеть? Почему мы также не говорим, что им не разрешается посещать женские университеты и т.д.?
Ответ:
Именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Ас-саляму 'алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Прежде всего, важно указать на место женщины в исламском обществе. Всевышний Аллах создал людей, и только Он знает, что для них лучше. В наше время люди выдвигают лозунги о правах женщин и гендерном равенстве. Эти лозунги могут показаться верными для тех, кто считает роль женщины такой же, как и мужчины. В Исламе мы понимаем, что Аллах создал мужчин и женщин разными, и у каждого из них разные роли, которые дополняют друг друга. Аллах заложил в природу мужчины смелость, отвагу и ответственность за дела семьи, а в природу женщины — скромность, мягкость и нежность. Шариат определил роли каждого в соответствии с его природой. Мужчина обязан зарабатывать, обеспечивать кров и безопасность своей семьи. Шариат понимает темперамент женщин и учитывает его. Поэтому от неё не требуется покидать свой дом и выходить в этот нескромный мир, дабы зарабатывать на жизнь или обеспечивать себя жильём.
В то же время Шариат не запрещает женщине самостоятельно зарабатывать на жизнь, при условии, что при этом не нарушаются законы Шариата.
Отсюда ясно, что общее правило оставаться в пределах своего дома основано на женской природе женщины. Шариат также учитывает обстоятельства, основанные на нужде и необходимости.
Ввиду фитны и безнравственности нашего времени женщина не должна посещать мечеть. Шариат не обязывает её совершать намаз вместе с прихожанами. Она может совершать намаз самостоятельно. Нет никакой убедительной нужды в том, чтобы она посещала мечеть. Нет и необходимости отступать от этого правила, как в случае, когда женщина поставлена в безвыходную ситуацию для получения дохода.
Во времена Посланника Аллаха ﷺ женщинам было разрешено совершать намаз [в мечети], но Посланник Аллаха ﷺ также говорил, что женщинам лучше совершать намаз дома нежели в мечети.
عن عمته أم حميد امرأة أبى حميد الساعدى أنها جاءت إلى النبى صلى الله عليه وسلم فقالت يا رسول الله إنى أحب الصلاة معك قال قد علمت أنك تحبين الصلاة معى وصلاتك فى بيتك خير لك من صلاتك فى حجرتك وصلاتك فى حجرتك خير من صلاتك فى دارك وصلاتك فى دارك خير لك من صلاتك فى مسجد قومك وصلاتك فى مسجد قومك خير لك من صلاتك فى مسجدى قال فأمرت فبنى لها مسجد فى أقصى شىء من بيتها وأظلمه فكانت تصلى فيه حتى لقيت الله عز وجل (مسند احمد)
«Передается, что Умм Хумейд, жена Абу Хумейда ас-Са'иди, пришла к Пророку Мухаммаду (мир ему) и сказала: «О Посланник Аллаха ﷺ, мне нравится совершать намаз за тобой».
Он ﷺ сказал: «Я знаю, что тебе нравится молиться за мной, но твой намаз в твоей комнате лучше для тебя, чем твой намаз в твоём доме, а твой намаз в доме лучше для тебя, чем твой намаз в здании, а твой намаз в здании лучше для тебя, чем твой намаз в мечети твоей местности, а твой намаз в местной мечети лучше для тебя, чем твой намаз в моей мечети».
Передатчик сообщает, что она приказала, чтобы ей соорудили место для молитвы в самом дальнем и тёмном углу своего дома, и совершала свой намаз там, пока не встретила Аллаха [т.е. пока не покинула мир]».
«Муснад» Ахмада
Несомненно, в эпоху Посланника Аллаха ﷺ женщинам было разрешено приходить в мечеть для совершения намаза. Это было связано с тем, что Посланник Аллаха ﷺ был жив и ежедневно обучал новым предписания Шариата. Ситуация изменилась после кончины Посланника Аллаха ﷺ. Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
عن عمرة بنت عبد الرحمن أنها سمعت عائشة زوج النبى صلى الله عليه وسلم تقول لو أن رسول الله صلى الله عليه وسلم رأى ما أحدث النساء لمنعهن المسجد كما منعت نساء بنى إسرائيل قال فقلت لعمرة أنساء بنى إسرائيل منعن المسجد قالت نعم (صحيح مسلم)
Передаётся от Амры бинт Абдуррахман, что она слышала, как Айша (да будет доволен ею Аллах), жена Пророка ﷺ, сказала: «Если бы Посланник Аллаха ﷺ увидел положение [современных] женщин, поистине он запретил бы им приходить в мечеть, как было запрещено женщинам из Бани Исраиль приходить в места их поклонения».
Передатчик сказал: «Я спросил Амру, было ли запрещено женщины Бани Исраиль приходить в мечеть?». Она ответила: «Да».
«Сахих» Муслима
Прошло уже более 1400 лет, а масштабы фитны всё увеличиваются. В наших обществах превалирует нескромное поведение, смешение полов, преступность и т. д.
Женщинам не обязательно совершать намаз в мечети, однако воздерживаться от фитны — ваджиб. Для того, чтобы воздержаться от фитны, женщинам будет макрухом посещать мечеть, будь то ежедневный намаз, Джума, Курбан-байрам, та'лим или слушание лекции.
«Ад-Дурр аль-Мухтар» (1:566), H.M. Saeed Company
( ويكره حضورهن الجماعة ) ولو لجمعة وعيد ووعظ ( مطلقا ) ولو عجوزا ليلا ( على المذهب ) المفتى به لفساد الزمان ، - الدر المختار
Если же женщина вынуждена пойти в мечеть по уважительной причине, как например, если семья находится в дороге и ей необходимо совершить намаз, то не будет макрухом для неё совершить намаз в мечети, так как это было сделано по необходимости.
Женщина может совершать намаз дома без какого-либо уменьшения вознаграждения. На самом деле, как было сказано выше, совершать намаз дома будет более добродетельно. Если бы у женщины была возможность получать знания на дому, не выходя из дома, на том же уровне, что и в университете, то аналогия была бы правильной. Тем не менее, если она не соблюдает шариатскую пурду [хиджаб в широком смысле: в отношении одежды, смешения и свободного общения между полами] и существует большой риск возникновения фитны, то посещение университета, торговых центров и других мест также будет для неё недозволенным.
«Фатава Рахимийя» (6/151), Даруль Ишаат
А Всевышний Аллах знает лучше.
Вассалям.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ


ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Комментарии: 0
Правила форума