Никаб в Исламе: практика, основанная на доводах
Никаб в Исламе: практика, основанная на доводах
Ношение никаба — глубоко личный выбор. Многие женщины носят его только ради довольства Аллаха. К сожалению, некоторые люди приравнивают н...
3 190
3 июля, 24

Никаб в Исламе: практика, основанная на доводах

3 190
3 июля, 24
АВТОР ЦИКЛА
Никаб в Исламе: практика, основанная на доводах
Матин А. Хан
Автор:
МАТИН А. ХАН
Выпускник Даруль Улюм Канада, медик
Enterthesunnah.com
Источник:
ENTERTHESUNNAH.COM

Живой Ислам в Северной Америке

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Хиджаб и вокруг него Является ли женский голос ауратом? Можно ли мусульманке выкладывать свои фото в Instagram?
Ношение никаба — глубоко личный выбор. Многие женщины во всем мире носят его исключительно ради достижения довольства своего Господа. К сожалению, некоторые немусульмане и мусульмане приравнивают никаб к экстремизму или отвергают его как чисто культурную практику. Ниже мы приводим рассуждения о том, что никаб действительно имеет законное основание в Исламе.
 
Примечание: Данная статья не является фетвой или религиозным правовым постановлением. Скорее, она просто обосновывает эту практику и призвана поддержать сестёр в никабе, которых заставляют чувствовать себя всё более и более изолированными из-за сделанного ими выбора.
 

 

Вся хвала Аллаху. Да пребудут Его благословение и мир над нашим господином Мухаммадом, его сподвижниками и теми, кто последовал за ними в благости, через которых мы получили Его руководство и милость.
 
Что касается нижеследующего, то это краткий анализ законности никаба на основе доказательств, содержащихся в Коране, Сунне, а также мнений саляф ас-солихин[1] и тех, кто последовал за ними. В данной статье под никабом понимается покрывало для лица, которое носят мусульманки. Изначально я составлял её для себя, но нынешняя обстановка требует, чтобы я поделился ей со всей общиной. Несмотря на глубокое желание поступать так, как лучше и чем будет доволен их Господь, многие мусульманки, носящие никаб, испытывают сомнения по этому поводу. Кроме того, многие немусульмане приравнивают никаб к экстремизму, и даже некоторые мусульманские лидеры солидарны с ними. Поэтому я представляю вам эту статью в надежде, что она принесёт пользу благодаря дальнейшему пониманию. Все ошибки в ней — от меня, а всё благое — благословение моего Господа.
 
Сегодня некоторые учёные, ссылаясь на доказательства и «мнение большинства», утверждают, что никаб не имеет исламской основы. В то же время другие ученые приводят доказательства и то же «мнение большинства», утверждая, что никаб является необходимым. Несомненно, обе группы стремятся достичь довольства своего Господа. Однако необходимо ответить на ключевые вопросы:
 
  • Имеет ли никаб вообще основания в Исламе?
     
  • Можно ли примирить противоречивые на первый взгляд доказательства (которые мы будем обсуждать)?
     
  • Каким образом обе стороны могут претендовать на мнение большинства?
 
Ниже будут представлены два набора доказательств. Первый набор доказательств указывает на то, что лицо женщины может оставаться открытым на публике. Второй же набор доказательств указывает на то, что лицо должно быть закрытым. Затем будет проведена краткая дискуссия по поводу согласования этих двух наборов доказательств. Каждому доказательству присвоен номер, чтобы на них было удобнее ссылаться при дальнейшем обсуждении.
 

Первый набор доводов: Оставление лица непокрытым

 
Для начала мы рассмотрим набор доказательств, которые приводятся для того, чтобы показать, что женщины могут оставлять лицо непокрытым.
 
1.1. «Скажи верующим женщинам, чтобы опускали взгляд и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди и не показывают свою красоту никому, кроме своих мужей...» (Сура «Ан-Нур», аят 31).
 
В этом аяте Аллах повелел верующим женщинам покрывать свою красоту «помимо того, что видно». Имам ат-Табари передаёт в своем «Тафсире», что когда сподвижника Абдуллаха ибн Аббаса и других праведных предшественников (да будет доволен ими Аллах) спросили о словах «помимо того, что видно», они истолковали их как относящиеся к лицу и кистям рук.[2] То есть лицо и кисти рук женщины могут быть непокрытыми.
 
1.2. Передаётся со слов нашей госпожи Аиши, что наша госпожа Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ими Аллах) пришла к Посланнику Аллаха  в тонкой одежде. Посланнику Аллаха  это не понравилось, и он сказал: 
 

«О Асма, когда женщина достигает половой зрелости, не следует, чтобы какая-либо часть (её тела) была видна, кроме этого и этого» — он указал на своё лицо и кисти рук.

 

«Сунан» Абу Дауда, №4104

 
Пророк  обучил Асму правильному ношению одежды и разрешил, чтобы лицо и кисти рук были открытыми.
 
1.3. К Посланнику Аллаха  пришла женщина и сказала:
 

«О Посланник Аллаха, я пришла предложить тебе себя». Он посмотрел в её сторону и зафиксировал на ней свой взгляд. Затем он опустил голову. Когда женщина увидела, что он не принял никакого решения, она присела. Тогда один человек из его сподвижников встал и сказал: «О Посланник Аллаха, если она тебе не интересна, то выдай её замуж за меня».

 

«Сахих» аль-Бухари, №5126

 

Женщина предстала перед Пророком и его сподвижниками (да благословит их Аллах и приветствует) без никаба. Иначе как бы они могли увидеть её лицо?
 
1.4. Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал:
 

«Я молился вместе с Посланником Аллаха  в день Ида [праздника]. Он совершил намаз до хутбы без азана и икамата. Затем он встал, опираясь на Биляля, и стал предписывать [людям] бояться Аллаха, призывать их к повиновению Ему, давать им советы и наставлять. После он подошёл к женщинам, и давал им советы и наставления. Затем он попросил их раздать милостыню, поскольку они будут составлять большую часть топлива для Ада. Одна женщина с потемневшими щеками встала и спросила: «Почему, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Потому что вы часто жалуетесь и неблагодарны к своему супругу». Тогда они стали жертвовать свои украшения, такие как серьги и кольца, бросая их на ткань Биляля».

 

«Сахих» Муслима, №2046

 

Здесь лицо женщины, задававшей вопрос, было открыто перед Пророком, Билялем и другими (да благословит их Аллах и приветствует). Если бы лицо собеседницы было закрыто, рассказчик не заметил бы её щёк.
 
1.5. Однажды Пророк  ехал верхом на животном, а наш господин Фадль ибн Аббас сидел позади него. Наш господин Али ибн Абу Талиб рассказывал:
 

«Молодая девушка (джарийя шабба) из племени Хатхам попросила [Пророка] вынести решение. Она сказала: «Мой отец — пожилой человек, для которого хадж стал обязательным. Будет ли ему награда, если я совершу хадж за него?» Он сказал: «Да, соверши хадж за своего отца».

 

Али сказал: «Затем он отвернул лицо Фадля (когда тот смотрел на неё). Тогда Аббас (да будет доволен ими всеми Аллах) сказал: «О Посланник Аллаха, почему ты отвернул лицо своего двоюродного брата?» Он сказал: «Я увидел юношу и девушку, и они не были в безопасности от шайтана».

 

«Сунан» ат-Тирмизи, №885

 

Во-первых, у девушки было непокрытое лицо. В противном случае Фадль (да будет доволен им Аллах) не смог бы посмотреть на неё. Во-вторых, несмотря на то, что Пророк  признал опасение влечения между ними, он не приказал девушке прикрыть лицо. Если бы это было обязательным, он бы не упустил это из виду. В-третьих, этот инцидент произошел во время хаджа Пророка ﷺ, который состоялся в конце его жизни, уже после ниспослания аятов о хиджабе[3] и никабе. Таким образом, это указывает на то, что на момент смерти Пророка  никаб не был обязательным.
 
1.6. Пророк  сказал:
 

«Женщина в ихраме[4] не должна носить никаб или перчатки».

 

«Сахих» аль-Бухари, №1838

 

Повеление Пророка  о том, чтобы женщина открывала своё лицо во время ихрама, указывает на дозволенность оставлять лицо непокрытым. Ведь не имеет смысла скрывать лицо перед входом в ихрам, а затем открывать его для всеобщего обозрения во время ихрама.
 
Существуют и другие доказательства, как прямые, так и косвенные, демонстрирующие, что некоторые сподвижницы оставляли лицо непокрытым. Для краткости они были опущены, так как некоторые из них приведены выше.
 
1.7. Четыре мазхаба[5], составляющие подавляющее большинство учёных, считают, что лицо не является частью аурата женщины[6].
 
Аурат — это минимум, который должен быть покрыт в отсутствие даруры (крайней необходимости). Аурат мусульманки перед мужчиной, не являющимся махрамом[7], — это все её тело, за исключением [овала] лица и [кистей] рук. Таким образом, четыре мазхаба согласны с тем, что лицо женщины не входит в её аурат.
 

Второй набор доводов: Покрытие лица

 
Далее мы рассмотрим набор доказательств, указывающих на то, что женщина должна закрывать лицо в присутствии мужчины, не являющегося махрамом.
 
2.2. «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали на себя часть своих покрывал (джалябиб)». (Сура «аль-Ахзаб», аят 59)
 
В этом аяте Аллах повелевает верующим женщинам покрывать себя джильбабами
 
Имам ат-Табари в своем «Тафсире» передал, что наш господин Абдуллах ибн Аббас и другие из числа праведных предшественников (да будет доволен ими Аллах) объяснили аят «опускали на себя часть своих покрывал» так, что они должны опускать часть своего джильбаба на свои головы, чтобы закрыть лицо.[8] Жена Пророка ﷺ, наша госпожа Аиша, праведные предшественники и ранние мусульманские учёные (да будет доволен ими Аллах) считали джильбаб (единственное число от джалябиб) большим покрывалом из ткани, которая покрывала всё тело, включая лицо.[9] Хотя в наше время слово «джильбаб» может отличаться по языковому употреблению, слова Аллаха и Его Посланника  лучше всего понимали праведные предшественники.
 
2.2. Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
 

«Женщина опускает свой джильбаб через свою голову на своё лицо».

 

«Фатх аль-Бари», 3:406

 

После того, как ранние мусульмане описали джильбаб, многочисленные хадисы, в которых Пророк ﷺ повелевал женщинам носить джильбаб, также являются доказательством. Например, хадис от нашей госпожи Умм Атийя (да будет доволен ею Аллах):
 
2.3. «Посланник Аллаха  приказывал молодым девушкам, пожилым женщинам, женщинам в возрасте хиджаба[10] и менструирующим женщинам присутствовать на двух Идах... Одна из них сказала: «О Посланник Аллаха! А что если у неё нет джильбаба?» Он сказал: «Тогда пусть её сестра одолжит ей джильбаб»». («Сунан» ат-Тирмизи, №539)
 
В те времена не каждый мог позволить себе большую покрывало, чтобы использовать её в качестве джильбаба. Пророк  посоветовал им делиться друг с другом, чтобы увеличить число собирающихся на Ид.
 
2.4. Наша госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
 

«...Когда я сидела, я уснула. К тому месту, где я находилась, подошёл отстававший от армии Сафван ибн аль-Му'атталь ас-Сулями аз-Заквани. Он увидел тело спящего человека. Он узнал меня такой же, какой он видел меня до [того, как стал обязателен хиджаб]. Я проснулась, когда он, узнав меня, произнёс: «Инна лилляхи ва инна илейхи роджиун». Тогда я закрыла лицо своим джильбабом».

 

«Сахих» аль-Бухари, №3910; «Сахих» Муслима, №2770

 

В этом хадисе наша госпожа Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает о случае, когда она случайно осталась одна в пустыне. Она заснула с непокрытым лицом. Во-первых, она упоминает, что наш господин Сафван (да будет доволен им Аллах) видел её лицо до обязательности хиджаба, что указывает на то, что после этого он не мог его видеть. Во-вторых, проснувшись и осознав его присутствие, она сразу же закрыла лицо.
 
2.5. Наша госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
 

«Когда мы с Посланником Аллаха  находились в ихраме, мимо нас проезжали всадники. Проезжая рядом с одной из женщин, она опустила свой джильбаб с головы на лицо. Когда они проехали дальше, мы открыли свои лица».

 

«Сунан» Абу Дауда, №1833

 

Этот случай произошёл во время хаджа Пророка , который происходил в конце его жизни, и поэтому он указывает на то, что на момент смерти Пророка  никаб был обязательным. Наша госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) ясно рассказывает, как они закрыли свои лица от проезжавшим мимо мужчин, несмотря на то что находились в ихраме. Если бы эта практика не была необходимой или противоречила бы Шариату, Пророк , который находился с ними, дал бы своим жёнам иное указание.
 
2.6. «...Если вы просите у них (жен Пророка) какую-то утварь, то просите через завесу (хиджаб). Это чище для ваших сердец и для их сердец...» (Сура «аль-Ахзаб», аят 53)
 
Этот аят предписывает женам Пророка  находиться за занавесом, когда к ним обращаются с вопросами мужчины, не являющиеся махрамами[11]. Здесь хиджаб используется в более широком значении занавеса, а не просто головного убора. Смысл в том, что их лица и тела не должны быть видны. Это указывает на то, что лицо должно быть закрыто на публике. Ведь не имеет смысла оставаться за занавесом, когда тебе задают вопрос, а потом ходить на людях с непокрытым лицом. При дальнейшем размышлении над этим аятом, [становится ясно, что] Аллах приказал [соблюдать] хиджаб между мужчинами-сподвижниками, сердца которых Пророку ﷺ было поручено очистить, и жёнами Пророка ﷺ, очистить сердца которых Аллах взял ответственность на самого Себя.[12] Если хиджаб был предписан [к соблюдению] между самыми чистыми сердцем людьми, то из этого следует, что для остальных верующих он предписан в ещё большей степени.
 
Необходимость сохранять чистоту сердец существует всегда. Следующие два повествования о выдающихся женщинах ещё больше подтверждают это. В первом случае речь идёт об убеждении женщины-сподвижницы, а во втором — о взаимодействии выдающихся учёных-мухаддисов — мужчин и женщин.
 
2.7. К Пророку  пришла женщина по имени Умм Халляд, одетая в никаб. Она искала своего сына, который был убит (во время сражения). Некоторые сподвижники Пророка  сказали ей:
 

«Ты пришла спрашивать о своем сыне, закрыв лицо?» Она ответила: «Если я страдаю от потери своего сына, то не перенесу и потерю своей скромности».

 

«Сунан» Абу Дауда, №2488

 

Согласно культуре того времени, когда женщина переживала трагическую потерю, она громко горевала и обнажала своё лицо и голову.[13] Увидев, что эта почтенная женщина закрывает лицо, несмотря на такую потерю, сподвижники спросили о причине. В действительност же, именно её ислам препятствовал этим невежественным обычаям. Несмотря на то, что она потеряла своего сына, её мусульманская скромность осталась нетронутой.
 
2.8. Хишам ибн Урва сказал:
 
«Ибн Исхак узнал хадис от моей жены, Фатимы бинт аль-Мунзир. Клянусь Аллахом, он никогда её не видел».
 
Имам аз-Захаби сказал:
 
«Хишам правдив в своей клятве. [Ибн Исхак] никогда её не видел. Также ни один человек не утверждал, что видел её. Скорее, было сказано, что она передавала ему [хадис]. Мы (тоже) брали хадисы от многих женщин и никогда их не видели. Точно так же многие из табиинов[14] передавали от Аиши (да будет доволен ею Аллах), никогда не видя её лица!»
 
«Сияр ‘алям ан-Нубаля», 7:37
 
Мужчины, в том числе учёный по имени Ибн Исхак, приходили учиться у женщины, специализирующейся на хадисах, Фатимы бинт аль-Мунзир. Из любопытства люди спрашивали её мужа, Хишама, об этой процедура. Он, а позже и великий учёный имам аз-Захаби, ответил, что всё было устроено так, чтобы они слышали от неё хадисы, но не могли её видеть, потому что она была покрыта полностью.
 
2.8. «На пожилых женщинах, которые не надеются на замужество, нет греха, если они снимут верхнюю одежду (сияб), не показывая своих украшений. Но отказаться от этого лучше для них». (Сура «Ан-Нур», аят 60)
 
В этом аяте суры «ан-Нур» даётся разрешение старым женщинам, которые уже вышли из брачного возраста, снять и отложить свой сияб. Что означает «сияб»? Женщина-табиин Хафса бинт Сирин разъясняет его значение в следующем рассказе.
 
2.9. Асим аль-Ахуаль сказал:
 
«Мы пришли к Хафсе бинт Сирин, когда она надела свой джильбаб так, что он закрывал её лицо. Мы сказали ей: «Да смилуется над тобой Аллах». Всевышний Аллах говорит: «На пожилых женщинах, которые не надеются на замужество, нет греха, если они снимут верхнюю одежду». Затем она спросила нас: «А что следует за этим (в аяте)»? Мы ответили: «Но отказаться от этого лучше для них». Тогда она сказала: «Это относится к джильбабу». 
 
аль-Байхаки, 7:93
 
В этом повествовании Хафса поясняет, что кораническое слово сияб относится к джильбабу, который она надевала на себя, включая лицо. Имам Ибн Касир в своем «Тафсире» сообщает, что так считали сподвижники Абдуллах ибн Мас'уд, Абдуллах ибн Аббас, Абдуллах ибн Умар, а также табиины: Муджахид, Саид ибн Джубейр, Абу аш-Ша'cа, Ибрахим ан-Нахаи, аль-Хасан, Катада, аз-Зухри, аль-Ауза’и и другие. Иными словами, пожилые женщины могут оставлять лицо открытым, в отличие от своих молодых сестёр по вере, которые должны его прикрывать. Это повествование также является дополнительной демонстрацией того, что женщины-саляфы, помимо жён Пророка ﷺ, применяли предписание никаба к себе.
 
2.10. «Скажи верующим женщинам, чтобы опускали взгляд и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди и не показывают свою красоту никому, кроме своих мужей». (Сура «Ан-Нур», аят 31).
 
Имам ат-Табари в своём «Тафсире» передал, что когда сподвижника Абдуллаха ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах) спросили о словах «помимо того, что видно», он истолковал это так, что можно видеть только сияб. Другими словами, лицо и внутренняя одежда не должны быть открыты.
 
Существуют и другие доказательства, как прямые, так и косвенные, показывающие, что сподвижницы закрывали свои лица от людей, не являющихся махрамами. Они были опущены для краткости, так как некоторые из них приведены выше.
 
2.11. Четыре мазхаба, которые составляют подавляющее большинство учёных, предписывают женщине закрывать лицо никабом перед мужчиной, не являющимся махрамом[15].
 
Многие добавляют условие: «Если есть опасение фитны (искушения)», а некоторые не добавляют. Однако те, кто добавил это условие, утверждают, что в наше время это встречается почти повсеместно. Таким образом, на практике мазхабы единогласно сходятся во мнении об обязательности никаба.[16]
 

Примирение доводов: Аурат vs Никаб

 
Пытаться вывести решения на основе различных доказательств — всё равно что рассматривать изображение в микроскоп: в любой момент времени видна лишь часть изображения. Чтобы получить более полную картину, мы должны рассмотреть несколько объектов (в данном случае — несколько доказательств), собрать их воедино, а затем отступить назад и посмотреть на картину целиком. Мы не должны игнорировать или отвергать законные доказательства в свете кажущихся противоречий, не пытаясь примирить их. Идеальным объяснением было бы таковое, которое помогло бы примирить оба набора доказательств и представить одно последовательное и связное повествование.
 
Выше были представлены два набора доказательств. Если рассматривать их по отдельности, то первый набор убедительно свидетельствует о том, что лицо может оставаться непокрытым перед мужчинами немахрамами, а второй — о том, что лицо должно быть покрытым. Если мы признаем, что лицо может оставаться непокрытым, то мы игнорируем или отвергаем некоторые аспекты второго набора. Как же примирить эти два набора доказательств? Если мы принимаем предписание о никабе на основании второго набора, то первый набор можно примирить, применив его к предписанию об аурате. Именно так прошлые и нынешние ученые объясняли предписание о никабе и проливали свет на то, что любые кажущиеся противоречия на самом деле вовсе не являются противоречиями.
 
Традиционно учёные используют первую группу доказательств, чтобы установить, что аурат женщины перед мужчиной, не являющимся махрамом включает в себя всё её тело, кроме лица и кистей рук.[17] Эти доводы не используются ими для доказательства или опровержения необходимости никаба. Скорее, необходимость никаба устанавливается на основании второго набора доказательств. Говоря иначе, предписание носить никаб — это отдельное постановление Шариата, выходящее за рамки аурата и имеющее свой собственный набор доказательств.
 
Традиционные учёные, включающие представителей четырёх мазхабов (1.7.), пришла к выводу, что разъяснение Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), а также остальные доказательства первой группы относятся к обязательству покрывать аурат. Эти доказательства указывают на то, что в аурат женщины входит всё её тело, кроме кистей рук и лица.[18] Аурат — это минимум, который должен быть покрыт в отсутствие даруры (крайней необходимости). Дарура — это ситуация, которая делает любой запрет законным, например, разрешение есть харам (запретную) пищу, когда человеку грозит голодная смерть. Таким образом, женщина должна принимать максимальные меры предосторожности, чтобы её аурат был прикрытым в любой ситуации, не имеющей даруры. Однако в случаях даруры, таких как болезнь, её аурат может быть приоткрыт в той степени, в которой это необходимо.
 
Поскольку между сподвижниками Абдуллахом ибн Мас'удом (2.10.) и Абдуллахом ибн Аббасом (да будет доволен ими Аллах) (1.1.) существует разногласие, давайте обсудим традиционное мнение немного подробнее, ссылаясь на 31-й аят из суры «ан-Нур». Практически единогласное мнение традиционных учёных, включающих представителей четырёх мазхабов (2.11.), заключает, что разъяснение Абдуллаха ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах), а также остальных представителей второй группы доказательств законодательно закрепляет никаб в большинстве ситуаций. Среди них одна группа предписывает его ношение в тех случаях, когда женщина находится перед мужчиной, не являющимся махрамом, без подлинной необходимости снимать его. Остальные утверждают, что при отсутствии опасения фитны или шахвата (влечения)[19] достаточно прикрыть только аурат, как это было, например, в хадисе об Асме бинт Абу Бакр (1.2.). Очевидно, что в отношении Пророка ﷺ такое опасние отсутствует. Иными словами, если в присутствии противоположного пола существует вероятность возникновения влечения, то вступают в силу два постановления. Во-первых, мужчины должны будут опустить взгляд и не смотреть прямо на женщину, о чем Аллах говорит в Коране в 30-м аяте суры «ан-Нур»: «Скажи верующим женщинам, чтобы опускали взгляд». Во-вторых, женщины должны закрывать лицо, как того требует второй ряд доказательств, представленных выше. Это согласуется как с мнением большинства учёных, так и с хадисами[20], приписываемыми Пророку ﷺ.
 

Дальнейшее примирение: прояснение противоположных смыслов

 
Сегодня те, кто утверждает, что в никабе нет необходимости, прибегают к первому набору, чтобы показать, что лицо может быть открыто всегда. Другими словами, они утверждают, что Шариат требует закрывать на людях только аурат. В свете этого аргумента важно отметить, что никаб не существовал с самого начала посланничества Пророка ﷺ. Напротив, 53-й аят из суры «аль-Ахзаб» (2.6.) является первым аятом, ниспосланным в связи с хиджабом, и поэтому известен как «аят о хиджабе». До ниспослания этого аята в 5-м году по хиджре[21] мусульманки оставляли кисти рук и лицо непокрытыми, то есть прикрывали только аурат. Сподвижники, такие как наш господин Сафван, узнавали сподвижниц, таких как наша госпожа Аиша, да будет доволен ими Аллах, по лицу (2.4.), потому что видели их раньше. Таким образом, все доказательства из первой группы могут относиться к этому более раннему времени, за исключением хадиса от нашего господина Фадля ибн Аббаса (1.5.), который будет рассмотрен ниже. С ниспосланием «аята о хиджабе» Аллах предписал как мужчинам, так и женщинам дополнительный шаг. Теперь мужчины должны были опускать взгляд, а женщины — закрывать лицо. Таким образом, вторая группа доказательств относится ко времени, пришедшему после этого нового предписания.
 
Два повествования из первой группы часто приводятся в качестве убедительного доказательства против никаба. Я хотел бы обратить на них внимание, чтобы читатель получил пользу.[22] Во-первых, хадис, переданный нашим господином Джабиром (1.4.) о Пророке и Биляле (да благословит их Аллах и приветствует), конкретно указывает на то, что женщина не носила никаб. Буквальное значение слова «потемневшие щеки» относится к чертам лица. Такое может произойти из-за болезни, перенесенных трудностей или из-за преклонного возраста. Однако в арабском языке эта формулировка может также служить метафорой, обозначающей человека, который пожертвовал собой ради другого, например, ради своих детей.[23] Когда существует несколько значений — в данном случае буквальное и метафорическое — следует принять то значение (значения), которое не противоречит другим доказательствам. Таким образом, у женщины в этом хадисе могли потемнеть щеки из-за старости (2.8.) или же эта формулировка могла быть использована как выражение её самопожертвования. Это не является окончательным доказательством или опровержением против никаба.
 
Во-вторых, хадис о нашем господине Фадле бин Аббасе (1.5.) и молодой девушке (да будет доволен ими Аллах), который произошёл во время хаджа Пророка ﷺ, как представляется, опровергает никаб. В противном случае Пророк ﷺ поправил бы её, когда она появилась с открытым лицом. Здесь мы также находим три альтернативных значения:
 
  • В других повествованиях уточняется, что отец этой девушки послал её задать этот вопрос в отношении её деда. Отец надеялся, что Пророк ﷺ, увидев её, женится на ней, .[24] При намерении жениться даётся разрешение посмотреть на её лицо, как ясно показано в доказательстве 1.3.
     
  • Девушка была рабыней. Во времена рабства женщины-рабыни были освобождены от ношения никаба.[25]
     
  • Это было послабление, данное из-за трудностей, связанных с солнцем, жарой или теснотой, как это иногда бывает во время хаджа.[26] Другими словами, этот хадис служит освобождением от никаба во время хаджы (истинной необходимости — будет объяснено ниже). С неё было снято предписание о никабе, но предписание опускать взор по-прежнему распространялось на нашего господина Фадля.
 
Возможность существования нескольких значений не позволяет хадису доказать или опровергнуть постановление о никабе. При таком подходе примиряются все доказательства, и проясняется мнение традиционных ученых.
 

Что такое «мнение большинства»?

 
Как уже упоминалось во введении, обе группы (те, кто не предписывает [носить] никаб, и те, кто предписывает) утверждают, что едногласное мнение большинства согласуется с их позицией. Группа, которая не предписывает никаб, утверждает, что на людях женщина должна покрывать только свой аурат. Они правы, говоря, что большинство учёных не включают лицо в понятие «аурата» (1.7.). Однако, несмотря на исключение лица из категории «аурата», большинство учёных[27] все же предписывают носить никаб перед мужчинами, не являющимися махрамами (2.11.) в качестве предписания, отдельного от «аурата» и выходящее за его рамки. Таким образом, вторая группа права, говоря, что большинство учёных всё же предписывают никаб.
 
Здесь стоит отметить, что многие, кто выступает против никаба, ссылаются на ханафитов как на наиболее мягких в этом вопросе. Действительно, ханафиты не делают никаб фардом (неизбежно обязательным). Однако, ставя условие «опасения шахвата», ханафиты обязывают носить никаб практически во всех ситуациях в современном контексте. Таким образом, они приходят к выводу, что «мужчина обязан при любых обстоятельствах отводить взгляд от лица незнакомой женщины, так же как и женщина обязана закрывать лицо в присутствии мужчин [, не являющимися махрамами[28].
 

Заключение

 
Теперь должно быть ясно, что никаб — это не патриархальная, женоненавистническая выдумка прошлых и нынешних учёных или пережиток культуры. Скорее, это законодательно установленное правило с присущими ему мудростями. В различии между ауратом и никабом есть глубокая мудрость и милость. Как уже говорилось, раскрывать аурат можно только в случаях даруры. С другой стороны, в ситуации хаджы (истинной нужды) может быть сделана условная уступка для снятия никаба. Хаджа является более мягкой, чем дарура. Например, можно разрешить открыть лицо, если есть необходимость в опознании или в ситуациях, связанных со страхом физической расправы или сильным словесным оскорблением. В отличие от этого, для того чтобы открыть аурат, требуется гораздо более веская причина. Имам аль-Куртуби в своем «Тафсире» объясняет, что в повседневной работе и поклонении женщины бывают случаи, когда лицо может быть случайно обнажено. Поскольку лицо не является частью её аурата, а представляет собой меньшее требование никаба, эти непреднамеренные нарушения оправданы.[29] В такие моменты все присутствующие мужчины обязаны опускать взгляд. Однако следует отметить, что правильное понимание даруры и хаджы и их применения требует более глубокого обсуждения и выходит за рамки данной статьи.
 
В завершение этого краткого обсуждения я хотел бы шагнуть дальше и процитировать два раздела из «Ахкам аль-Куран» муфтия Мухаммада Шафи', в которых проявляется поразительный уровень проницательности:
 
Всё это основано на предположении, что существует разница между толкованием Ибн Аббаса [1.1.] и Ибн Мас'уда [2.10.] (да будет доволен ими Аллах). Наш шейх, благороднейший из шейхов, да просветит Аллах место его упокоения, сказал в труде, который он посвятил данному обсуждению, под названием «Установление спокойствия в выяснении [смысла] демонстрации украшений»[30]:
 
«На самом деле, при тщательном рассмотрении и изучении, между этими двумя толкованиями нет никакой разницы. Несмотря на то, что слова «того, что проявляется [из этого]» объясняются как означающие лицо и кисти рук, упомянутое исключение относится к слову «проявляться» (الظهور), а не «проявлять» (الإظهار). Это явный признак того, что смысл заключается в том, чтобы исключить то, что человек покрыть не в состоянии. Скорее, речь идёт о том, что становится неприкрытым во время деятельности и работы без намеренного обнажения или намерения обнажить это. При таком понимании смысл аята заключается в том, чтобы они не выставляли напоказ ничего из своих украшений, кроме того, что появляется непреднамеренно. [Это освобождает её от трудностей, связанных с тем, что она прикрывает его во время деятельности или работы.
 
Таким образом, исключение, упомянутое в толковании Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), — это [непреднамеренное] обнажение лица и рук в моменты, когда это необходимо, и это не противоречит утверждению Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах)».
 
Данный смысл подтверждается тем, что говорит имам Ибн Касир в своем толковании слов «Пусть они [верующие женщины] не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно»:
 
«Другими словами, они не должны [намеренно] выставлять напоказ мужчинам, не являющимся махрамами, ничего из своих украшений, кроме того, что трудно скрыть». (3:470–471)
 
Краткое изложение того, что наш шейх Шаббир Ахмад аль-Усмани (да продлит Аллах пользу, получаемую от него) сказал о хиджабе:
 
«Поистине, Аллах (Славен Он и Возвышен) и Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) иногда [устанавливали] нечто как приятное и желательное, но не делали это окончательно обязательным для людей. Это потому, что Аллах (Славен Он и Возвышен) знал об их слабостях и трудностях. Если вы изучите исламские постановления, то найдёте этому множество примеров. К ним относится и повеление о хиджабе (т. е. никабе). Несмотря на то, что это приводит к довольству Аллаха (Славен Он и Возвышен), Он не сделал это неизбежно обязательным, учитывая потребности, которые могут возникнуть...»
 
Слабый раб Аллаха (муфтий Шафи' говорит о себе) говорит: «Это не противоречит тому, что мы говорили о том, что этот хиджаб (т.е. никаб) является ваджибом (обязательным), но женщинам была дана условная уступка, чтобы они могли оставить это повеление во время нужды». (3:473–474)
 
Иными словами, муфтий Мухаммад Шафи' также считает, что, несмотря на то, что никаб является необходимым, Аллах и Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) не сделали его обязательным так же, как, например, покрытие аурата, как уже объяснялось выше.
 
В заключение следует отметить, что независимо от того, будете ли вы носить никаб или нет, нет причин сомневаться в его прочной правовой основе и научной поддержке в Исламе. Аллах (Славен Он и Возвышен) лучше знает, что является самым правильным. 
 
Да одарит Он Своим благоволением и милостью всех верующих женщин, которые стремятся достичь Его довольства всеми доступными им способами. Амин.
 
[1] Это термин, относящийся к сподвижникам Пророка  и двум последующим поколениям. Пророк  ручался за них как за лучших из людей.
 
[2] Ссылаясь на аят «помимо того, что видно» Ибн Аббас сказал: «[это относится к] местам нанесения сурьмы (кохль) и местам ношения кольца». («Тафсир ат-Табари», под аятом 24:31)
 
[3] Слово «хиджаб» сегодня вошло в английский язык. В современном просторечии оно обозначает головной убор. В терминологии исламской науки (представленной в данном тексте как хиджаб) оно обозначает широкий кодекс скромности, включающий рекомендации по одежде и общению.
 
[4] Ихрам — это ритуальное состояние, принимаемое человеком во время хаджа и умры.
 
[5] Мазахиб (мазхабы) — это школы права. В единственном числе — мазхаб. Под четырьмя подразумеваются ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская школы.
 
[6] «Аль-Фикх аль-ислями ва адиллятуху ли Зухайли», 1:585-593
 
[7] Мужчина-немахрам означает мужчину, за которого согласно Шариату (Исламскому закону) законно выходить замуж.
 
[8] Что касается аята «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала», то Ибн Аббас сказал: «Аллах приказал женщинам верующих, чтобы они закрывали свои лица, накидывая на голову джильбабы, когда они выходят из дома по какой-либо нужде». («Тафсир» ат-Табари под 59-м аятом суры «аль-Ахзаб»)
 
[9] «Согласно арабкому языку, слово «джильбаб», о котором нам сказал Посланник Аллаха, покрывает всё тело, а не только его часть». («Аль-Мухалля ли Ибн Хазм», 2:378)
 
[10] Это относится к тем женщинам, которые уже достигли возраста, требующего покрывать себя при выходе на улицу.
 
[11] Ученые разошлись во мнениях относительно того, относится ли это повеление только к жёнам Пророка или же оно в целом применимо ко всем верующим женщинам. Несмотря на то что это повеление было адресовано именно жёнам Пророка, его смысл в целом применим ко всем, поскольку нам велено следовать за ними. Исключение составляют те повеления, которые Аллах явно сделал специфическими для них в сравнении с остальной частью уммы. («Ахкам аль-Кур'ан», Имам аль-Джасас, 5:242)
 
[12] «Ма’ариф аль-Куран», 33:53
 
[13] «Базль аль-Маджхуд фи халль Аби Дауд», Дар аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 11:378
 
[14] Таби’ун (табиины) — это поколение, идущее следом за Сподвижниками. В единственном числе — «таби’и» [табиин] (мужского рода) и «таби'а» (женского рода).
 
[15] «Аль-Фикх аль-ислями ва адиллятуху ли Зухайли», 1:585-594
 
[16] «Большинство ученых (прим.: за исключением некоторых ханафитов) считают, что женщинам запрещено выходить из дома с непокрытым лицом, независимо от того, есть ли вероятность искушения или нет. Если существует вероятность искушения, учёные единогласно считают, что это незаконно, причем под искушением понимается всё, что ведёт к половому акту или обычным прелюдиям к нему». («Опора путника», 2.3)
 
[17] Некоторые ханафиты к лицу и кистям рук также относят и ступни. Кроме того, группа ханбалитов считает, что все тело является ауратом.
 
[18] Большинство ханафитов также исключают ступни.
 
[19] Эти слова следует читать внимательно. Условием является не наличие фитны или шахвата, а достаточность опасения перед ними. Как отмечалось выше, те, кто добавил это условие, утверждают, что в наше время это встречается почти повсеместно. Таким образом, на практике мазхабы единогласно сходятся во мнении об обязательности никаба.
 
[20] «Кто с влечением смотрит на красоту женщины, не являющейся махрамом, тому в Судный день в глаза будет влит свинец» («Насб ар-Раийя», 4:239). «Аллах проклял того, кто смотрит, и того, на кого смотрят». («Ас-Сунан аль-Кубра лиль-Байхаки» 7:99)
 
[21] Это соответствует свадьбе Пророка ﷺ с нашей госпожой Зайнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах). Существует некоторое разногласие относительно года, когда это произошло. Некоторые упоминают 3-й год по хиджре, но большинство склоняется к 5-му году по хиджре.
 
[22] Остальные повествования, не обсуждаемые далее, примиряются следующим образом:
 
1.2: При благородном, совершенном нраве Пророка ﷺ страх фитны невозможен. Его нрав намного выше подобных опасений. Когда сподвижники спросили его о дьяволе, который живет с каждым из нас: «А с тобой, о Посланник Аллаха, он тоже есть?» Он ответил: «Да, и со мной тоже, но Аллах помогает мне против него. Поэтому я в безопасности от него, и он просит от меня только добра». (Муслим, №2814) Таким образом, исключительная природа Пророка исключила необходимость никаба перед ним.
 
Кроме того, это повествование, скорее всего, было до «аята о хиджабе». Об этом можно судить по эпизоду, когда наша госпожа Асма, несмотря на трудности, отказалась от поездки с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) из-за своей застенчивости и гайры (чувства чести) её мужа. (Бухари, №5224) Её брак с нашим господином Зубейром ибн аль-Аввамом произошёл до «аята о хиджабе». Нет смысла для неё в том, чтобы отказать в поездке из стеснения и гайры, а затем предстать перед Пророком ﷺ неподобающе одетой.
 
1.3 и 1.4: Они также могли иметь место до «аята о хиджабе».
 
1.6: Если бы никаб не был обычной практикой, у него не было бы причин указывать на эти два исключения. То, что он упомянул о нём в качестве исключения, указывает на то, что женщины-сподвижницы носили его. Также доказательством того, что никаб носили во время хаджа, является очень ясный хадис, указывающий на такрир (скрытое одобрение) Пророком ﷺ действий нашей госпожи Аиши во время ихрама (2.5.). Ибн аль-Кайим в «Бада’и аль-Фаваид» (3:142) утверждает, что повеление не носить никаб — это не более чем повеление обнажать лицо, нежели повеление не носить камис — это повеление полностью обнажать верхнюю часть тела. Напротив, женщина может и должна закрывать лицо химаром или саубом. За более подробным объяснением относительно никаба во время хаджа, пожалуйста, обратитесь к книгам по фикху.
 
[23] «Сунан» Абу Дауда, №5149, «Миннат аль-Мун’им фи шарх Сахих Муслим», 2:22, «Базль аль-Маджхуд фи халль Аби Дауд», 20:58.
 
[24] «Фатх аль-Бари», 4:68; «Муснад» Абу Я’ля, №6731.
 
[25] Имам Бухари в своём «Сахихе» указал на это, сказав: «Ата’ не любил смотреть на женщину-рабыню…», а затем передал этот хадис (6228).
 
[26] Хиджаб женщины и его границы в «Такмиля Фатх аль-Мульхим».
 
[27] Исключение составляла лишь небольшая группа, которая включала лицо в категорию аурата.
 
[28] «Никаб и его обязательность в ханафитском мазхабе», муфтий Хусейн Кадодия. https://www.deoband.org/2009/04/fiqh/miscellaneous/the-niqab-and-its-obligation-in-the-hanafi-madhhab
Прим. ред.: Статья переведена на русский язык: https://darulfikr.ru/articles/fikh/objazatelnost-nikaba-v-hanafitskom-mazhabe
 
[29] Ибн 'Атийя говорит: «Что становится очевидным для меня в отношении постановления, вытекающего из слов этого аята, так это то, что женщинам предписано не раскрывать себя и всеми силами стараться скрыть всё, что считается украшением (красотой). Исключение составляют некоторые движения, которые совершенно необходимы (для женщин), или для того, чтобы что-то починить, и т. д. Таким образом, «то, что проявляется [из этого]» в данном контексте относится к обнажению в моменты необходимости для женщин; поэтому это относится к тем вещам, которые прощаются (по причине необходимости)». По моему мнению [имам аль-Куртуби ссылается на себя], это лучший подход, за исключением того, что поскольку лицо и руки раскрываются систематически или же во время ибадата... то лучше сказать, что исключение относится (только) к этим двум случаям». («Тафсир аль-Куртуби», 12:229)
 
[30] «Имдад аль-Фатава», Ашраф Али Санви, 4:181.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Дозволены ли в Исламе осознанные сновидения?
Дозволены ли в Исламе осознанные сновидения?
С точки зрения Ислама, если во время осознанного сновидения (шифтинга) человек будет развлекаться недозволенными или харамными вещами, ли...
904
5 июля, 24
Можно ли в Исламе участвовать в UFC и MMA?
Можно ли в Исламе участвовать в UFC и MMA?
Вопрос: Я занимаюсь смешанными единоборствами в целях самозащиты, и думаю, стоит ли мне принять участие в соревнованиях по смешанным един...
1 347
25 июня, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Можно ли в Исламе участвовать в UFC и MMA?
Можно ли в Исламе участвовать в UFC и MMA?
Вопрос: Я занимаюсь смешанными единоборствами в целях самозащиты, и думаю, стоит ли мне принять участие в соревнованиях по смешанным един...
1 347
25 июня, 24
Ответы на вопросы об обязанностях жены согласно Шариату
Ответы на вопросы об обязанностях жены согласно Шариату
Пророк ﷺ сказал: «Каждый из вас несёт ответственность и будет спрошен о своей ответственности. Мужчина несёт ответственность за содержани...
3 593
13 июня, 24