Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
37. Зайнаб бинт Джахш (Умм аль-Хакам), да будет доволен ею Аллах. Часть 1
37. Зайнаб бинт Джахш (Умм аль-Хакам), да будет доволен ею Аллах. Часть 1
Мать правоверных Зайнаб была дочерью Джахша ибн Риʼаба ибн Яʼмура аль-Асадийя, происходившего из бан...
6 975
24 января, 18

37. Зайнаб бинт Джахш (Умм аль-Хакам), да будет доволен ею Аллах. Часть 1

6 975
24 января, 18
Мать правоверных Зайнаб была дочерью Джахша ибн Риʼаба ибн Яʼмура аль-Асадийя, происходившего из бану аль-Асад бин Хузейма аль-Мудри[1].
 
Зайнаб была очень праведной, богобоязненной и щедрой женщиной, а её отличительной чертой была особая доброта и мягкость. Она происходила из знатного рода, принадлежала племени Курайш и являлась одной из самых красивых среди благородных женщин Мекки. Её второе имя – Умм аль-Хакам. Пророку, мир ему и благословение Аллаха, Зайнаб приходилась двоюродной сестрой. Её матерью была ʼУмайма бинт ʼАбд аль-Мутталиб ибн Хашим. А ее брат ʼАбдуЛлах и сестра Хамна были одними из первых мусульман.
 
Хамза и аль-Аббас – сыновья Абд аль-Мутталиба – приходились ей дядями, а Сафийя приходилась ей тётей.
 
Стоит отметить, что при рождении ей было дано имя Барра, и впоследствии Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сменил ей имя, назвав её Зайнаб[2].
 

Её переселение в Медину

 
Зайнаб одна из первых в Мекке приняла Ислам. Она была очень воодушевлена призывом Пророка, мир ему и благословения Аллаха, и, уверовав всем сердцем, стойко переносила гнёт со стороны родственников из племени Курайш. Она не присоединилась к первым переселенцам в Абиссинию, но в Медину переселилась в числе первых.
 
Ибн Исхак передаёт:
 
«Первыми мусульманами, которые переселились в Медину сразу после Абу Салямы, были: ʼАмир ибн Рабиʼа, а за ним - Абдуллах ибн Джахш со своей семьей и со своим братом Абу Ахмадом»[3]. Далее Ибн Исхак уточняет имена переселившихся женщин из племени Джахш: «и среди женщин были: Зайнаб бинт Джахш, Умм Хабиб бинт Джахш, Умм Кайс бинт Мухсан, Джузама бинт Джандаль, а также Хамна бинт Джахш».
 
Мусульмане оставили свои дома в Мекке, предпочтя возможность свободного исповедания религии Аллаха в Медине. В те дни опустело очень много домов и племени бану Джахш.
 

Зайнаб и Зайд ибн Хариса

 
Зайд ибн-Хариса был с малых лет рабом у Хадиджы, да будет доволен ими Аллах, и она добровольно передала его Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, после того, как они поженились (еще до начала пророческой миссии).
 
Таким образом, Зайд вырос в пророческом доме. По достижении им сознательного возраста к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришли родственники Зайда, чтобы освободить мальчика. Они предложили Пророку определенный выкуп за него, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предложил Зайду выбрать между ним и его родственниками. Зайд, да будет доволен им Аллах, пожелал остаться с Пророком, мир ему и благословение Аллаха.
 
Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал о решении Зайда, то он вышел к его родственникам и сказал: «О, люди! Свидетельствуйте же о том, что я усыновляю Зайда, и он наследует от меня, а я наследую от него!». Таким образом мальчика стали звать Зайд ибн Мухаммад, он сохранял свое имя, пока не был ниспослан аят:
 
«Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то (зовите их) вашими братьями по вере…» (Аль-Ахзаб, 5).
 
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, настолько любил Зайда, что когда тот достиг совершеннолетия, выбрал ему в жёны Зайнаб. Этот брак представлял собой мезальянс, поскольку она была из знатного рода, а Зайд был рабом, следовательно, и Зайнаб и АбдуЛлах были против такой женитьбы. Она сказала Пророку: «я не выйду за него замуж, ведь я благородная женщина племени ʼАбд аш-Шамс». На это Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил:
 
«Выходи за него замуж. Именно его я выбрал тебе в мужья»[4].
 
Перед тем, как Зайнаб приняла решение, был ниспослан следующий аят:
 
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (Аль-Ахзаб, 36).
 
После этого Зайнаб и её брат сказали Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о том, что приняли это предложение. Зайнаб добавила: «Я выйду замуж за него». И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Я рад это слышать». Зайнаб уточнила: «Я согласилась выйти за него, так как не ослушаюсь Посланника Аллаха». Посланник Аллаха сказал: «Я одобрил его кандидатуру»[5].
 
Эта история учит нас покорности Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, даже если Воля Аллаха и Его Посланника противоречит нашим собственным желаниям. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал в своём хадисе:
 
«Никто из вас не уверует, пока его пристрастия/желания не сойдутся с посланием, которое я принес»[6].
 
Таким образом, мусульманину следует оставить любые мнения, желания, устремления, которые противоречат учению и заветам Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха. Всевышний сказал:
 
«Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!». Именно они являются преуспевшими». (Сура ан-Нур, 51)
 
Никто не может ослушаться Аллаха и Его Посланника без ущерба своей вере и печальных последствий в обоих мирах. Именно поэтому очень важно как можно крепче держаться за вервь Аллаха: делать то, что велел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и избегать всего, что он нам запретил.
 
Итак, Зайд ибн Хариса, да будет доволен им Аллах, заплатил бану Джахш: десять динаров, шестьдесят дирхамов, пятьдесят муддов (единица измерения веса – прим. ред.) еды и десять муддов сухих фиников, после чего заключил брак с Зайнаб бинт Джахш, как и велел ему Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
 
Но их брак не продлился долго, и по Воле Всевышнего Аллаха они развелись.
 
Аль-Бухари передает от Анаса, что когда Зайд ибн Хариса приходил к Пророку с жалобой на отношения со своей женой, то он, мир ему и благословения Аллаха, продолжал его увещевать, говоря: «Удерживай свою супругу и бойся Аллаха». Далее Анас добавляет: «Если бы Пророк, мир ему и благословения Аллаха, мог скрыть что-то (аяты из Корана), то он бы скрыл этот аят».
 
Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари» пишет про этот случай:
 
«В действительности на тот момент Пророк, мир ему и благословения Аллаха, уже знал от Аллаха, что Зайнаб позднее станет его женой, однако пока он это знание не раскрывал, поскольку опасался разговоров о том, что «Пророк женился на своей снохе». Вдобавок к этому, как считает Ибн ʼАраби, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Зайду «удерживай свою супругу и бойся Аллаха», чтобы узнать, есть ли у него (Зайда) к ней чувства. Когда же Зайд стал говорить о неудобствах, которые ему приходится испытывать в этих отношениях, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил ему развестись с Зайнаб»[7].
 
[1] Ибн Саʼд, Табакат, 8/80-91
 
[2] Муслим, Адаб, 14/120, хадис №2142
 
[3] Ибн Хишам, ас-Сира ан-Набавийя, 2/212-213
 
[4] Более подробно этот вопрос раскрыт в следующих книгах: «Аль-Исаба фи Тамьиз ас-сахаба», «Усд аль-Гоба фи Маʼрифат Ахваль ас-Сахаба», «Табакат Ибн Саʼд», «Аль-Бидая ва ан-Нихая».
 
[5] Ибн Джарир ат-Табари, Тафсир, 22/9
 
[6] Аль-Хатиб аль-Багдади, Тарих, 4/369
 
[7] Ибн Хаджар, Фатх аль-Бари, 8/384
АВТОР ЦИКЛА
Матери правоверных. Биография жен пророка, солляллаху аляйхи ва саллям
Мухаммад Фатхи Мус’ад
Автор:
МУХАММАД ФАТХИ МУС’АД
Список уроков