Женитьба Посланника Аллаха ﷺ на Хафсе
Умар ибн аль-Хаттаб передает, что спустя несколько ночей после состоявшегося разговора, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел к нему сватать его дочь Хафсу. Умар, конечно же, согласился, ведь выдать свою дочь за Посланника Аллаха было большой радостью и неслыханной честью для него.
Усман после смерти Рукайи женился на другой дочери Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, - Умм Кульсум, да будет доволен ими всеми Аллах.
Саид ибн аль-Мусайиб, да будет доволен им Аллах, передает:
«Аллах сам предопределил каждому из них их удел. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был для Хафсы лучше, чем Усман, а дочь Посланника Аллаха Умм Кульсум была лучше для Усмана, чем Хафса».
События, предшествовавшие браку Посланника Аллаха с Хафсой, наглядно объясняют нам, насколько важно хранить секреты.
В данном случае Абу Бакр ас-Сиддык хранил молчание с тем, чтобы не выдать тайну Посланника Аллаха, и уже после того, как он сам, да благословит его Аллах и да приветствует, объявил о своем намерении, Абу Бакр пришел к Умару и сказал:
«Возможно, ты рассердился, когда я не отвечал на твое предложение жениться на Хафсе». Умар ответил: «Да». И Абу Бакр сказал: «Ничто мне не мешало ответить на твое предложение, за исключением того, что я знал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, упоминал ее. И я никоим образом не хотел выдавать его тайну. И если бы Посланник Аллаха отказался от нее, я бы женился на ней сам»[1].
Благословенный брак Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, с Хафсой бинт Умар, да будет доволен ею Аллах, был заключен в месяц Шаʼбан 3-го года Хиджры. Хафсе на тот момент было по приблизительным подсчетам 20 лет, а Пророку, мир ему и благословение Аллаха, 55.
Таким образом, Хафса, следом за Саудой и Аишей (да будет доволен ими всеми Аллах) вошла в пророческую семью и стала обладательницей благородного звания Матери правоверных. Безусловно, это было большим благом и великой честью для Умара ибн аль-Хаттаба и его дочери.
Посланник Аллаха посредством этого брака желал укрепить связь с Умаром ибн аль-Хаттабом, установив с ним (помимо дружеской) еще и родственные отношения. Это сделало Умара причастным к пророческому дому и еще больше приблизило его к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
С той же самой целью Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выдавал дочь Фатыму за своего племянника Али, и Умм Кульсум, после смерти ее сестры, — за Усмана, и с этим же намерением он ранее женился на дочери Абу Бакра - Аише, да будет доволен ими всеми Аллах. И впоследствии именно эти великие сподвижники: Абу Бакр, Умар, Усман и Али стали преемниками Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в деле распространения Ислама и призыва к нему.
Наставление, которое сделал Умар ибн аль-Хаттаб своей дочери
Умар ибн аль-Хаттаб старательно заботился о делах Пророка, стремясь к его довольству, и ровно столько же внимания он уделял тому, чтобы его дочь поступала так же и оставалась достойной супругой для Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Он говорил ей:
«Как далека ты от степени Аиши, и как далек я сам от степени ее отца!».
Однажды Умару стало известно от его жены, что Хафса перечила Пророку, и по этой причине он, да благословит его Аллах и да приветствует, был зол на нее весь день. И Умар сразу же отправился к своей дочери и, войдя к ней, тут же спросил, действительно ли было такое. Она ответила утвердительно. И Умар на это воскликнул:
«Какой же ты пропащий человек! И ты не боишься, что Аллах разгневается на тебя, уничтожит тебя и превратит в пепел из-за недовольства Его посланника? Не проси его сверх того, что тебе дано, не перечь ему и не оставляй его! (Если тебе что-то нужно, то) проси меня. И не поддавайся искушению копировать ближнюю себе (т.е. Аишу) в ее манерах, - она очаровательней тебя и любимее всех сердцу Пророка»[2].
Данный хадис является примером для воспитания и предостережения дочери ради сохранения благополучия ее брака. И Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, учит нас это делать корректно, используя слово «ближняя» вместо того, чтобы сказать «другая жена». Аль-Куртуби пишет:
«Умар предпочел назвать ее (Аишу) ближней из тактичности, избегая обидеть какую бы то ни было из Матерей правоверных».
[1] Аль-Бухари, ан-Никах, 9/81, №5122
[2] Аль-Бухари, ан-Никах, 9/187-188, №5191
Комментарии: 0
Правила форума